Коррекция дислекcии: Советы и рекомендации родителям

Дислексия представляет собой функциональное расстройство избирательного характера. Но ее можно корректировать!

Дислексия представляет собой функциональное расстройство избирательного характера, при котором у ребёнка нарушается способность к освоению навыков письма и чтения, при этом общий потенциал к обучению остаётся в пределах нормы. Полностью избавиться от дислексии невозможно, но своевременное обращение к специалисту поможет уменьшить проявления данного состояния и облегчит процесс адаптации ребёнка в обществе.

Как понять, что твой ребёнок — дислексик? Общие признаки дислексии у детей

Минимальные дисфункциональные изменения, приводящие к развитию дислексии в детском возрасте, формируются под влиянием таких факторов, как внутриутробная гипоксия плода, преждевременная отслойка плаценты, затяжное течение родовой деятельности у матери ребёнка, перенесенные нейроинфекции в детском возрасте, органическое поражение мозговых структур, токсическое поражение ЦНС, механические повреждения головы новорожденного, полученные при родах.

Кроме того, на развитие дислексии в детском возрасте могут повлиять социальные факторы, к которым можно отнести:

  • академическая запущенность и отсутствие доступа к обучению;
  • дефицит речевого общения с ребёнком;
  • высокий темп освоения новой информации, заданный в учебном заведении.

Также, отклонение может развиваться в ситуации, когда ребёнок длительное время находился на стационарном лечении без регулярного взаимодействия с матерью. Повышенный риск формирования дислексии создают сопутствие нарушения речевой функции, раннее начало обучения в школе при недостаточной психологической готовности.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Родители могут заподозрить формирование дислексии у ребёнка по таким характерным признакам:

    1. Становление речи происходить у ребёнка с опозданием, при этом ему с трудом удаётся произносить новые слова.
    2. Наблюдаются отклонения в мелкой моторике. Ярким примером является ситуация, когда ребёнок не может самостоятельно завязывать шнурки.
    3. При посещении дошкольного или школьного заведения, ребёнок испытывает проблемы с заучиванием стихотворений, не проявляет интереса к групповым игровым занятиям и с трудом воспринимает рифму.
    4. Такие дети склонны путать цвета, цифры и буквы, плохо воспринимать информацию, поступающую извне.
    5. В словах, звучащих одинаково, ребёнок начинает переставлять звуки, из-за чего речь становится несвязной.

    Кроме того, дети с дислексией с трудом находят общий язык со сверстниками, неохотно идут на контакт, замкнуты в себе и малоэмоциональны.

    Чтение, правописание, зрение

    Способность к освоению навыка чтения, является одним из главных критериев диагностики дислексии у детей. Высшая нервная деятельность развивается у всех с разной скоростью, и не всегда дети-одногодки начинают читать в одном и том же возрасте. Если ребёнок в 3-4 классе не способен прочесть несколько предложений или отрывок текста, то с большой вероятностью речь идёт о развивающейся дислексии. К другим нарушениям функции чтения при дислексии, можно отнести:

    1. Низкая скорость чтения, постоянные молчаливые паузы
    2. В процессе чтения ребёнок ведёт пальцем по текущей строке, но при этом всё равно пропускает целые предложения или фрагменты текста. Также, наблюдается перестановка букв в словах.
    3. Читая текст, ребёнок пропускает не только слоги, но и целые слова.
    4. Некоторые дети склонны к быстрому чтению, без смены интонации и понимая прочитанного.
    5. После завершения чтения, ребёнок не в состоянии пересказать даже короткий фрагмент текста.

    Не всегда дислексия для родителей очевидна на ранней стадии развития, поэтому узнают они об особенностях развития, только когда у ребёнка снижается успеваемость в школе.

    ребенок с книгой

    Дислексия оказывает аналогичное негативное влияние на освоение навыка правописания. Дети с такой особенностью с запозданием начинают писать, при этом наблюдается отсутствие прогресса в становлении почерка. В процессе письма ребенок склонен пропускать буквы или менять их местами. Кроме того, частично или полностью отсутствует понимание необходимости соблюдения правил орфографии и пунктуации. Нарушение мелкой моторики кистей рук, также негативно отражается на освоении навыка письма у детей с дислексией.

    Многие дети с дислексией предъявляют жалобы на зрительные расстройства. Это выражается в  невозможности полноценно фокусировать зрение на читаемом тексте по причине визуального движения букв и знаков препинания.   Кроме того, при чтении, взгляд ребёнка перепрыгивает со строчки на строчку. Наблюдается  путаница в словах, ребёнок меняет их местами, в результате чего текст перестаёт нести в себе любую смысловую нагрузку.

    Слух и речь

    Как показывают данные аудиометрических измерений, у 80% детей с дислексией наблюдается дефицит слуховой обработки и восприятия. Это состояние влияет на функцию как зрительного, так и слухового анализатора. Не следует путать нарушение слухового восприятия при дислексии и врождённую тугоухость. Кроме того, дети с подобным диагнозом нередко имеют проблемы с речью. Расстройства речевой функции могут проявляться в виде невозможности выговаривать отдельные буквы или слова.

    Роль родителей в коррекции дислексии

    Первые симптомы данного расстройства чаще всего замечают родители, когда дислексия у ребёнка начинает проявляться на бытовом уровне и при общении. Кроме того, становиться заметным снижение успеваемости ребёнка в школе или дошкольном учреждении. Задачей родителей является своевременное обращение за помощью к специалисту и оказание помощи ребёнку на всём этапе проведения коррекционной работы. Кроме того, родителям необходимо создать ребёнку благоприятную обстановку внутри семьи:

    1. Прослушивание аудиокниг. Дети с подобным диагнозом испытывают затруднения при чтении. Кроме того, этот процесс не вызывает у ребёнка интерес и быстро утомляет его. Выходом является прослушивание аудиокниг. Восприятие на слух поможет расширить словарный запас, узнать что то новое, а также провести время увлекательно и с пользой для развития.
    2. Занятие рисование. Дети с дислексией, как правило, имеют развитую фантазию и богатое воображение, поэтому занятие рисованием создаст благоприятные условия для реализации творческого потенциала. Те моменты, которые ребёнок не может отобразить словесно, он может изобразить на бумаге с помощью карандашей, фломастеров, акварельных красок или гуаши.
    3. Занятие музыкой. Немалый творческий потенциал, изначально заложенный в детях с подобных диагнозом, можно реализовывать с помощью занятий музыкой. Этот вид деятельности поможет ребёнку развивать фонематический слух и благоприятно отразиться на обучаемости в целом.

    Родителям важно помнить, что дети с дислексией нуждаются в особом отношении, поэтому при общении с таким ребёнком следует проявлять терпение, усидчивость, неторопливость и понимание. Категорически недопустимо повышать голос, обесценивать достижения ребёнка, игнорировать его заинтересованность или применять физическую силу.

    Как проходит коррекция дислексии у детей

    Стандартный план коррекции дислексии в детском возрасте включает мероприятия, которые поэтапно уменьшают проявления речевых расстройств и неречевых отклонений. С учётом характера нарушений, проводиться такая коррекционная работа:

    1. При нарушении синтеза устной речи (семантическая дислексия), задачей логопеда является расширение словарного запаса у ребёнка и акцентирование внимания на запоминании грамматических языковых норм.
    2. Коррекция так называемой фонематической дислексии заключается в исправлении дефектов произношения отдельных звуков. Также, упор делается на формирование у ребёнка представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слов.
    3. Проводиться работа над формированием у ребёнка представлений о составлении слов с учётом правил грамматики.
    4. Если у ребёнка преобладает оптическая дислексия, то в программе коррекции преобладают упражнения на развитие зрительного анализа и зрительно-пространственных представлений.

    При тактильных проявлениях дислексии у ребёнка стараются развить способность дифференцирования предметов при соприкосновении с ними.

    Полученные результаты коррекции дислексии у детей

    При своевременном обращении за профессиональной помощью и прохождении коррекционного курса, удаётся достичь таких результатов:

    1. Формирование в головном мозге множества новых нейронных связей. Данный эффект достигается благодаря регулярным занятиям, развивающим координацию.
    2. Увеличение согласованности между правым и левым полушариями головного мозга ребёнка с дислексией.
    3. Нивелирование расстройств моторики, в результате чего ребёнок становиться усидчивым, может излагать информацию с помощью письма и не отвлекаться без повода.
    4. Уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, развитие навыков письма и чтения.
    5. Нормализация психоэмоционального состояния, решение отдельных психологических проблем, свойственных детям с разными видами дислекции.

    Полноценная коррекция благоприятно отражается на физическом состоянии ребёнка и  иммунной защите организма.

    В отличие от классических занятий с логопедом, профессиональная коррекция направлена не на борьбу с последствиями дислексии и дисграфии.

    Улучшение чтения

    Регулярные коррекционные занятия, направленные на зрительное восприятие информации и развитие зрительной памяти, помогают ускорить процесс освоения навыка чтения и усовершенствовать его. В результате  у ребёнка повышается самооценка, улучшается психоэмоциональное состояние и увеличиваются шансы на успешное обучение в школе или любом другом учебном заведении.

    Увеличение словарного запаса

    Все упражнения, используемые для развития навыка чтения и письма, а также тренировку памяти, за короткий промежуток времени расширяют словарный запас, делают речь смысловой и разнообразной. В результате коррекции ребёнок обретает способность выстраивать рифму и менять слова в предложении на синонимы и схожие по смыслу слова. Расширение словарно запаса происходит во время прослушивания аудиокниг, при обсуждении каких-либо новых слов и их смысла, а также в моменты, когда родители читают своим детям вслух.

    Снижение уровня тревожности

    У большинства детей с разными формами дислексии, повышен уровень тревожности и наблюдается  склонность к развитию панических атак. Кроме того, реакция на стрессовые ситуации у дислексиков всегда более выражена, и проявляется в виде желания убежать от проблемы и замкнуться в себе. Во время коррекционных занятий, ребёнок осваивает что-то принципиально новое для себя, у него появляется уверенность в своих силах и возможностях. В таких условиях автоматически снижается уровень тревожности и меняется реакция на стресс.

    Успешное взаимодействие в обществе

    После курса профессиональной коррекции дислексических расстройств, у детей активизируются и укрепляются адаптационные механизмы, благодаря которым ребёнок быстрей привыкает к смене коллектива, лучше ориентируется в новых условиях пребывания, и приобретает навыки успешного и плодотворного взаимодействия в обществе. После коррекционной проработки навыков письма и чтения, ребёнок сможет быть полноценным членом общества без повышенного риска социальной и психологической дезадаптации.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Увеличение самооценки

    Отклонения, сопутствующие любой форме дислексии, всегда провоцируют у ребёнка массу комплексов и снижают его самооценку. Это приводит к нелюдимости, боязни публичных выступлений, отсутствию желания проявлять инициативу и другим страхам межличностного взаимодействия.

    По мере устранения дислексических нарушений с помощью программы коррекции, дети начинают ощущать свой потенциал и возможности, чувствуют себя более уверенно и раскованно, легче выстраивают взаимоотношения в любом коллективе. Также, своевременная коррекция дислексии поможет в будущем получить желаемое образование и выстроить успешную карьеру.

    На всём этапе коррекционной работы, специалист тесно взаимодействует не только с ребёнком-дислексиком, но и с его родителями (чаще с мамой). Для того чтобы результаты коррекции не нивелировались в домашних условиях, с родителями проводят беседы, обучают правилам общения с такими детьми и предостерегают от совершения распространённых ошибок.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Вопрос – ответ

    Какие основные признаки у детей-дислектиков?

    Ребенок с дислексией кажется очень сообразительным, но при этом он читает и пишет хуже одноклассников. При чтении он может испытывать головокружение, тошноту или головную боль. Ребенок имеет трудности с окончаниями слов, не дочитывает их до конца, и перечитывает несколько раз, чтобы понять смысл. В его текстах видны частые ошибки: повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и слов. Также видны ошибки в пунктуации, отсутствие заглавных букв и пробелов между словами.

    Как родители могут помочь в преодолении дислексии?

    Важно поддерживать ребенка, не ругать его за ошибки и плохие отметки, наладить коммуникацию с учителями и донести до них особенности состояния ребенка, так как далеко не все педагоги пока еще хорошо информированы и знают о таких нюансах обучения.

    Будут ли результаты после лечения дислексии у ребенка?

    В первую очередь необходимо понять, что дислексию не лечат, а корректируют. Не существует специальных таблеток для лечения дислексии. Существует несколько методик коррекции дислексии, которые дают хорошие результаты после прохождения программы.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности