Семантическая дислексия

Эту патологию еще называют механическим чтением, поскольку люди озвучивают текст правильно, но при этом не способны пересказать его полностью или даже частично.

Под дислексией принято понимать расстройство, которое выражается в проблемах со чтением, пониманием печатной информации. Это нарушение стабильного развития неврологического, психологического состояния человека, а также некоторых когнитивных способностей. Выделяют несколько видов дислексии. При этом общими признаками являются неправильное произношение слов и словосочетаний, трудности в изучении русского и иностранного языков. Симптомы проявляются как у детей, так и у взрослых. Стоит отметить, что семантическая дислексия обусловлена несформированностью разных психических функций человека.

Это совокупность нарушений зрительного анализа, пространственных представлений, фонематического синтеза, а также низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи. Если у ребенка была подтверждена семантическая дислексия, то он испытывает сложности в обучении. Часто это проявляется в непонимании прочитанного, неточной оценки написанных слов и фраз (любой информации в печатном виде).

Как диагностировать дислексию?

В первую очередь нужно выделить ключевые признаки этого расстройства. Результаты последних исследований показали, что основой семантической дислексии является совокупность трудностей звукового и слогового анализа. То есть ребенок не может объединять компоненты, правильно распознавать звуки и их сочетания, а значит чтение, письмо, изучение языков станут для него огромной проблемой. Помимо этого, важной особенностью этого нарушения выступает непонимание синтаксических связей. Каждое слово представляется ребенком, как одна единица информации (но в действительности все части предложения тесно связаны между собой, ведь только так возможно понимание передаваемых мыслей, эмоций и чувств).

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Ключевые правила диагностики семантической дислексии – это:

    • Подтвердить наличие у ребенка или у взрослого этого расстройства может только специалист (логопед, дефектолог, психолог), и для этого необходимо комплексное обследование, проведение тестирование, проверка умений и знаний человека;
    • В некоторых случаях семантическую дислексию можно спутать с нарушениями мозговой деятельности, с неуспеваемостью ребенка в школе (в том числе из-за плохих педагогических условий) – поэтому так важно понимать особенности этого расстройства, отличать его от психологических и иных видов расстройств;
    • Чтобы диагностировать семантическую дислексию у школьника важно, чтобы осмотр у врача проводился в игровой форме (это позволит создать позитивную атмосферу, и ребенок будет чувствовать себя комфортно) – специалист задаст несколько вопросов, предложит разные тесты, за счет чего сможет определить уровень овладения навыками чтения и письма (с учетом возраста пациента).

    При обнаружении у ребенка отклонений от требуемых норм способностей к чтению, письму, анализу печатных материалов – врач назначает медицинское обследование. Это второй и наиболее важный этап диагностики семантической дислексии. Стоит отметить, что часто это расстройство спровоцировано перенесенными в дошкольном возрасте патологиями, травмами, психологическими проблемами. Обязательной является консультация у детского невролога, а также прохождение ЭЭГ, ЭХО-ЭГ и позитронно-эмиссионной томографии.

    Современное оборудование позволяет проанализировать работу мозга, выявить функциональную активность и изучить плотность тканей височных долей.

    Важно понимать, что постановка диагноза семантической дислексии у ребенка возможна только при наличии официальных результатов двухэтапного медицинского обследования. То есть проводится визуальный осмотр, логопедическое тестирование, компьютерная топография и оценка способностей школьника. После этого врач подготавливает медицинское заключение, в котором и будет указано наличие или отсутствие расстройства. Также специалист даст рекомендации по коррекции семантической дислексии, укажет степень заболевания и правильный подход для занятий с ребенком. Этот диагноз не является приговором или ограничением учебы, спорта, творческой деятельности. При грамотной коррекции возможно снижение выраженности большей части признаков семантической дислексии.

    Признаки и симптомы семантической дислексии

    К уникальным симптомам семантической дислексии относят тип механического чтения, отсутствие осмысленности и способности пересказать ранее изученный материал. По мнению исследователей, это расстройство характеризуется большим количеством связанных между собой признаков, отклонений, нарушений в обучении. У ребенка возникают сложности с прочтением слов и фраз, он часто делает паузы между буквами, угадывает слова во время чтения и не может быстро перейти к скоростному восприятию печатной информации. При этом важно понимать, что школьник умеет читать, он правильно выговаривает звуки и буквы. Также у него не возникает трудностей с расстановкой ударений и интонации при произношении целых предложений. Но патология психолого-неврологического типа влияет на раскрытие умственных способностей школьника. Ему сложно воспринимать печатный материал, оценивать слова и словосочетания, как единая целое – а не как набор компонентов.

    Дополнительные симптомы, характерные для многих форм дислексии:

    1. Невнимательность, дезориентация;
    2. Гиперактивность и повышенная возбудимость;
    3. Мгновенное проявление ярких, позитивных и негативных эмоций;
    4. Рассеянность, пугливость и нежелание сконцентрироваться на выполнении задачи;
    5. Частая раздражительность без серьезных причин (а также проблемы с координацией).

    Метод коррекции дислексии

    Во время занятий с логопедом важно, чтобы у школьника была устойчивая положительная мотивация к преодолению собственных барьеров и сложностей в обучении. Коррекция дислексии у детей должна проводиться по строгой программе под контролем специалиста. Главной задачей является освоение ребенком навыка осмысленного чтения (это в свою очередь положительно влияет на развитие правильного письма). Приведем несколько подходов, которые признаны эффективными в коррекции этой патологии:

    • Формирование слогового синтеза и анализа (например, логопед или преподаватель показывает ребенку объединение нескольких звуков или букв в слога, потом в слова и в отдельные предложения; от него требуется научиться осознанно понимать, как происходит согласование элементов, какие между ними есть связи);
    • Увеличение лексического словаря (за счет использования этого метода ребенку намного проще узнавать слова и словосочетания, давать им объяснения, а также подбирать синонимы, антонимы, схожие фразы – также со временем он научится подбирать предложения, которые раскрывают смысл указанных слов или фраз;
    • Выполнение грамматических упражнений (важно именно научить ребенка не бояться ошибок, свободно видоизменять слова, словосочетания и предложения; постепенно ему станет понятен смысл, и он сможет запомнить разные формы, определять связь и роль каждого элемента);
    • Развитие навыка осознанного понимания прочитанного материала (это могут быть разные задания по русскому языку или литературе – часто эффект показывает практика, при которой ребенку нужно нарисовать картину, которая передает смысл прочитанного им текста – или привести пример ситуации из своей жизни).

    Стоит отметить, что все упражнения с логопедом, преподавателем начальных классов направлены на то, чтобы у ребенка сформировалось точное понимание, как связаны между собой звуки и буквы, как возникают слога, слова, фразы и целые предложения. На подготовительных занятиях дошкольники часто выполняют такие задания. Это помогает воспитателям оценить их способности и вовремя сказать родителям, что ребенку нужно пройти обследование у логопеда, невролога или психолога. В большинстве случаев коррекция семантической дислексии успеха на 70-85%. Школьники осваивают навыки звукобуквенного анализа, учатся соотносить названия с разными объектами и явлениями. Со временем они перестают отставать по учебной программе и уже ничем не отличаются от своих сверстников.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Результаты коррекции семантической дислексии

    Коррекция речевых нарушений у детей должна проводиться, как можно раньше. То есть сразу после обнаружения патологии, диагностики семантической дислексии – нужно записать ребенка на занятия с квалифицированным логопедом. Это позволит повысить эффективность занятий и добиться лучшего результата в долгосрочной перспективе.

    Подводя итог, стоит сказать, что указанное расстройство не является неизлечимой проблемой. В некоторых случаях оно может усложнить социализацию, обучение и коммуникацию школьника. Однако в 90% случаев к 3-4 классам ребенок с семантической дислексией (начальной, средней степени) начинает получать отличные оценки, спокойно общается со сверстниками и не испытывает никаких проблем с восприятием печатной информации.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Вопрос — ответ

    Основные симптомы семантической дислексии
    1. Разделение слов на слоги: то есть, ребенок произносит слова только раздельно.
    2. Большие паузы между отдельными словами или буквами;
    3. Непонимание смысла отдельных слов и неумение его объяснять;
    4. Сложности с определением логических связей в предложении;
    5. Разделение предложений на отдельные слова без связи между ними во время попыток объсяснить смысл прочитанного.
    Как диагностировать семантическую дислексию?

    Специалисты по коррекции дислексии при диагностике обращают внимание на следующее:

    1. Уровень развития устной речи: насколько большой словарный запас, имеется ли разделение на грамматические категории и разделение по фонематическому признаку при дислексии. Оценивают также и произношение звуков.
    2. Состояние письменной речи. Ребенку предлагается небольшой дидактический тест, направленный на изучение букв, чтение отдельных слогов, слов, предложений и текстов. При этом специалист оценивает умение отвечать на вопросы по тексту и пересказывать его. Также обращают внимание на качество и скорость чтения.
    3. Этап нейропсихологического развития. Оценивается зрительную память, слухоречевые способности, а также проверяется наличие праксиса. При этом дети с семантической дислексией показывают наличие нарушений в моторно-двигательной координации и неустойчивость внимания.
    Какие бывают осложнения, если не лечить?

    В начальной школе ребенок будет отставать по русскому языку и литературе, а в дальнейшим — и по остальным школьным предметам из-за неумения сосредоточиться на прочитанных условиях, знаках и цифрах.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности