Дислексия характеризуется неправильном распознавании различных букв, знаков, символов. Нарушение сопровождается появлением определенных трудностей при восприятии прочитанного. Чаще всего дислексия встречается в детском возрасте. Затруднения в овладевании навыками чтения нельзя лечить: логопед не назначает лечение, а проводит коррекцию у взрослых и детей. При этом специалист учитывает вид дислексии, возраст пациента, наличие сопутствующих нарушений.
Причины дислексии у детей
Главной причиной появления дислексии у ребенка младшего или старшего возраста является дисфункция головного мозга. Но установить действие всех предрасполагающих факторов можно только после детального изучения состояния здоровья, а также условий жизни ребенка и его родителей.
Спровоцировать признаки дислексии у детей могут следующие факторы:
- гипоксия головного мозга;
- токсическое воздействие на ЦНС ребенка;
- черепно-мозговые травмы;
- инфекционное поражение мозга в период внутриутробного развития ребенка;
- родовые травмы, другие механические повреждения;
- истощающие заболевания;
- ДЦП, отставание в умственном и физическом развитии;
- дефицит речевого общения, педагогическая запущенность ребенка.
Дислексия у детей преимущественно связана с поражением определенных зон головного мозга. Мозговая дисфункция может возникать при врожденных пороках развития, фетоплацентарной недостаточности, асфиксии во время беременности и родов. Токсическое поражение центральной нервной системы детей появляется при алкогольной, медикаментозной интоксикации матери во время беременности. Также подобные изменения могут быть связаны с развитием гемолитической болезни плода.
Услуги коррекции дислексии для детей
Признаки и симптомы дислексии у детей
Дислексию необходимо рассматривать с точки зрения задержки развития определенных психических функций, которые в норме должны обеспечивать процесс чтения, включающий узнавание букв, их зрительное восприятие, понимание и осознавание прочитанных слов.
Симптомы дислексии у детей дошкольного и школьного возраста зависят от формы нарушения чтения:
Несформированность речевых функций характерна для аграмматической, фонематической и семантической дислексии. Оптическая, тактильная, мнестичеческая формы нарушения чтения спровоцированы отклонениями в формировании психических функций. С помощью логопедического обследования можно определить вид дислексии и подобрать способы устранения выявленных нарушений и проблем.
Фонематическая дислексия характеризуется заменой и смешением звуков между собой. Также нередко встречается побуквенное чтение, пропуски или перестановки слогов. Семантическая дислексия характеризуется отсутствием понимания прочитанных слов и фраз. При этом техника чтения не нарушается. Мнестичеческая дислексия сопровождается заменой или смешение букв, их сокращением во время работы с текстом.
Аграмматическая форма нарушения чтения характеризуется неправильным произношением падежных окончаний, отсутствием связи между родом и числом частей речи.
Оптическая дислексия у детей сопровождается смешением букв, имеющих графическое, звуковое сходство. Ребенок часто соскальзывает с одной строчки на другую во время чтения текста. Тактильная дислексия встречается при нарушениях зрения.
Диагностика дислексии у ребенка
Обследование при коррекции дислексии назначает логопед. Оно позволяет поставить точный диагноз, определить причины возникновения нарушений навыков чтения и подобрать подходящий вариант коррекции и обучения ребенка.
Врач проводит диагностику устной и письменной речи. Современная логопедия позволяет с максимальной точностью диагностировать дислексию и распознавать свойственные ей проявления с помощью нейропсихологических тестов. Дополнительно можно выявлять органические патологии нервной системы и головного мозга с помощью ЭЭГ, МРТ и других исследований.
консультацию
Методы коррекции дислексии у детей
После проведенного обследования, определения формы дислексии логопед начинает работать с ребенком. Также специалист дает подробные рекомендации и советы родителям, что позволяет быстрее исправлять нарушения в процессе чтения. Дислексия не является болезнью. Ребенку не нужно лечиться. Дислексия считается особенностью речевого развития. Логопед будет корректировать имеющиеся проблемы с чтением и заниматься с каждым человеком индивидуально.
Помощь детям с дислексией включает применение различных методов:
- методика фонематического анализа;
- правополушарная экспресс-стимуляция;
- разные варианты чтения, в том числе с одинаковым корнем;
- последовательное составление предложений по картинкам;
- составление слов из слогов в свободном порядке;
- подбор синонимов для отдельных слов в предложениях.
Это только часть возможных методов логопедической коррекции. Очень важно подключать к занятиям родителей. Это повышает эффективность коррекции дислексии.
Роль родителей в коррекции дислексии
Участие родителей в коррекции играет большую роль и влияет на успешность обучения ребенка. Взрослые должны быть осведомлены о особенностях дислексии и понимать то, как она влияет на развитие детей. Родителям рекомендуется проводить дополнительное время с ребенком, составляя слова и предложения, работая со специальными играми, которые порекомендует логопед, обсуждая прогресс ребенка и получая рекомендации по дальнейшим действиям.
Необходимо внимательно относиться к эмоциональному состоянию детей. Ребенок может испытывать страх перед обучением и негативные эмоции. При необходимости к работе с детьми подключаются психологи. Родители должны оказывать ребенку с дислексией поддержку, поощрять его желание работать и меняться.
Подскажите, а нужно ли как-то по-особенному готовить ребёнка к занятиям по коррекции дислексии? Или можно начинать сразу?
Мария, добрый день! Специальной подготовки перед занятиями не требуется, но мы рекомендуем обсудить с ребёнком цели и задачи, чтобы он лучше понимал, зачем это нужно. Очень важно, чтобы занятия проходили в комфортной и поддерживающей атмосфере, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно. Если есть какие-то специфические трудности или особенности, которые вы хотите обсудить, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам для консультации.
Добрый день! Мой сын начал заниматься по вашей методике, но пока не вижу сильных изменений. Может ли быть такое, что результат проявится не сразу? Сколько в среднем нужно времени, чтобы появились улучшения?
Здравствуйте, Екатерина! Да, результат может не проявляться сразу — это абсолютно нормально. Каждый ребёнок индивидуален, и скорость прогресса зависит от множества факторов, включая возраст, степень дислексии и регулярность занятий. В среднем улучшения можно заметить через 2-3 месяца регулярной работы, но важно сохранять терпение и поддерживать ребёнка в процессе обучения. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, наши специалисты всегда готовы помочь!
Моему сыну 9 лет, дислексию обнаружили только сейчас, не поздно ли начинать коррекцию?
Нет, начинать коррекцию никогда не поздно. Даже если дислексия обнаружена в 9 лет, специальные методики могут значительно улучшить навыки чтения и письма.
Помогите пожалуйста, ребенок достаточно рано начал читать в 3 года уже мог буквы различать, а пошел в школу и стал отказываться читать, не получается у него, учителя жалуются, а я не понимаю в чем дело, это дислексия появилась??
Для полной картины необходимо оценить все обстоятельства: в каком классе учится ребенок, в какой именно момент начал отказываться читать, как проходила адаптация в школе и многие другие. Иногда, отказ от чтения — это просто отсутствие желания читать 🙂 Если вы подозреваете дислексию у вашего ребенка, вы можете записаться на диагностическую консультацию в нашем центре.
В статье написано много видов дислексии. То есть, надо сначала определить, какая именно дислексия, а потом лечить? А если сразу несколько видов?
Добрый день!
В основном дислексию делят на типы в странах бывшего СССР.
Наш метод коррекции дислексии опирается на комплексный подход.
Занимаемся с ребенком коррекцией дислексии. Лично для меня самой большой сложностью оказалось объяснить учителям, что сын не ленивый и не безграмотный… так что роль родителей и школы важна тоже