Коррекция дисграфии у детей

Дисграфия – это научный термин, имеющий в своей основе греческие слова «дис» (нарушение) и «граф» (письмо). Он означает расстройство письменной речи, нарушение процесса письма. Дисграфия – особенность, из-за которого людям становится трудно переводить свои мысли или устную речь в письменную форму. Они испытывают эти сложности даже при наличии развитого интеллекта и умения писать.

Отличительной чертой дисграфии является выраженное нарушение физического акта письма, в особенности почерка и орфографии. Но при этом затрагиваются и другие аспекты письменной речи – грамматика, синтаксис, осмысление текстовой информации.

Только в России разделяют дисграфию и дислексию. В США и странах Европы такого разделения не существует и дисграфию относится к дислексии.

Причины возникновения дисграфии

Обычный человек в среднем пишет или печатает от 300 до 1000 слов в день. Марк Твен писал примерно 1400-1800 слов, а Стивен Кинг – по 2000 ежедневно.

Во время написания текста используются как физические, так и когнитивные навыки человека. После того, как в голове рождается мысль, человек пытается облечь её в наиболее выразительную форму, выстраивает в уме фразу и воплощает в текстовом виде.

При этом задействуются различные функции мозга:

  • Рабочая память (способность сохранять информацию и использовать её);
  • Пространственное восприятие;

  • Орфографическое кодирование (умение составлять слова из букв и символов);
  • Языковая обработка (понимание устной речи).

Когда происходит нарушение в одной из них, то это приводит к возникновению у человека различных речевых расстройств.

Почему у некоторых людей проявляется дисграфия, пока доподлинно неизвестно. Как и в случае с другими неврологическими расстройствами, здесь играют роль наследственные факторы, патология развития плода при беременности или некоторые заболевания – например, менингит. Травмы мозга тоже могут стать причиной.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Симптомы и диагностика

    Дисграфия в последней редакции диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) отнесена к категории специфических расстройств обучения (SLD). Сам термин «дисграфия» в этом руководстве больше не упоминается. Нет его и в международном классификаторе болезней (МКБ-11): это состояние включено в спектр нарушений речевого развития (код 6A01).

    Это вызвано тем, что эта особенность часто имеют схожую клиническую картину.

    Дисграфию определяют по нарушению одного или нескольких из перечисленных ниже показателей:

    • Физический акт письма;
    • Грамматика и пунктуация;
    • Способность ясно и чётко выражать мысли на письме.

    Диагностировать это состояние может только квалифицированный специалист. Тесты на определение дисграфии включают в себя проверку правописания, орфографической грамотности, мелкой моторики, памяти и когнитивных способностей.

    Тестирование позволяет выявить причину трудностей с письмом у ребёнка и оценить его умения в таких областях, как способность составить логическое повествование и творчески использовать свой словарный запас. Эксперты также оценивают графомоторные навыки ребёнка, изучая образцы почерка.

    Наиболее распространённые признаки дисграфии включают в себя:

    • Сложности с написанием букв;
    • «Скачущий» размер букв и (или) неравномерное расстояние между ними;
    • Чередование строчных и прописных, рукописных и печатных букв;
    • Частые орфографические ошибки;
    • Проблемы с грамматикой и построением предложений;
    • Отсутствие пунктуации и прописных (заглавных) букв в начале предложения;
    • Выход текста за границы строки;
    • Быстрая утомляемость при письме.

    Дисграфия нередко бывает связана с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройствами аутистического спектра и различными трудностями обучения, например, дислексией. По этой причине она часто имеет общие с ними характеристики.

    Дисграфия может влиять и на повседневную жизнь ребёнка: например, на его организованность, способность завязывать шнурки или застёгивать пуговицы. Он с трудом рисует, плохо справляется с мелкими деталями, ему сложно пользоваться телефоном.

    Симптомы этого состояния обычно меняются со временем. Однако, даже во взрослом возрасте люди продолжают испытывать проблемы с грамматикой или изложением мыслей в печатной форме.

    Виды дисграфии

    Письмо как процесс требует комплексного взаимодействия механизмов праксиса – двигательных навыков. Сам праксис состоит из трёх частей: идея, планирование и исполнение. Некоторые исследователи добавляют к ним рефлексию, или анализ сделанного.

    Коррекция дисграфии у детей

    Перед тем, как что-то написать, человек обдумывает идею, облекает её в словесную форму и воспроизводит на бумаге или на компьютере (или каким-то иным способом). Потом он смотрит на текст и оценивает: смог ли он выразить всё, что хотел, нет ли в словах грамматических ошибок.

    Во время письма также используется зрительно-пространственное восприятие и механизмы кодирования звуков в буквенные символы. Этими процессами руководят различные отделы головного мозга. Поэтому в случае дисфункции мозга могут страдать навыки письменной речи. Это приводит к появлению различных типов дисграфии.

    Их классификация затруднена по причине многообразия факторов, которые влияют на нормальный процесс письменной речи. В разные годы разные учёные, и российские, и зарубежные, предлагали свои варианты систематизации. Согласно текущим исследованиям, западная наука выделяет 5 категорий дисграфии:

    1. Дислектическая, которая характеризуется неразборчивым почерком и орфографическими ошибками;
    2. Моторная, или афферентная – в этом случае проблемы вызваны плохим развитием мелкой моторики;
    3. Пространственная – она возникает из-за проблем с пространственным восприятием;
    4. Фонологическая, которая отличается трудностями в написании незнакомых слов;
    5. Лексическая – она чаще встречается в таких языках, как английский и французский, где слова пишутся не так, как произносятся.

    В российской науке собственные варианты классификации дисграфии в разные годы предлагали такие известные учёные, как М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, О.А. Токарева.

    В основе этой классификации лежит как собственный опыт, так и состояние науки на момент проведения исследований. Так, например, О.А. Токарева в конце 1960-х годов выделяла 3 вида дисграфии: моторную (диспраксическую), оптическую и акустическую. Сегодня идентифицируют до 10 видов данного расстройства, связанных не только с нарушениями сенсомоторного (связанного с чувствами и движениями) развития, но и с недостаточностью тех или иных компонентов речевой системы.

    Акустическая

    Акустическая дисграфия представляет собой частичное расстройство функции письма вследствие нарушений слухового восприятия. Она проявляется как смешение букв, обозначающих фонетически сходные звуки. Впервые такой тип дисграфии был выявлен логопедом О.А. Токаревой в 1971 году.

    При письме школьники с акустической дисграфией могут путать глухие и звонки согласные («корка – горка»), не различать некоторые свистящие звуки («пушистый» они запишут как «пуфистый»). Таким детям трудно понять, где нужно использовать мягкий знак или букву «й».

    В логопедической практике различают следующие подвиды акустической дисграфии:

    • Акустическая – она связана с неправильным различением и анализом звуков;
    • Кинестетическая – недостаточный контроль над процессом письма;
    • Фонематическая – неправильная ассоциация между фонемой и буквой.

    Такой вид дисграфии возникает из-за недостаточного формирования фонематического восприятия в дошкольный период жизни ребёнка. В результате он пишет так, как слышит, и плохо различает звуки на слух. Обычно это состояние связано с сопутствующими дефектами речи – такими, как дислалия, алалия или афазия.

    Коррекция акустической дисграфии у младших школьников направлена на развитие способности различать на слух звуковой состав слова. Изучается грамматический строй речи, принципы формирования слов.

    Оптическая

    Оптическая, как и моторная дисграфия, в чистом виде встречается редко. Она подразделяется на литеральную и вербальную. В первом случае ребёнку трудно воспроизвести отдельные буквы. Во втором он искажает буквы, заменяет их или путает сходные между собой. У таких детей не формируется зрительный образ слова.

    Причины возникновения дисграфии у детей

    На письме дети с оптической дисграфией могут изображать буквы в зеркальном виде, писать слева направо, пропускать какие-то элементы букв или наоборот – добавлять лишние. Они путают рукописные буквы «м» и «ш», «д» и «в».

    Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса. За этим термином скрывается способность человека различать предметы и ориентироваться в пространстве, узнавать ранее встречавшиеся ему вещи.

    Аграмматическая

    При этом типе дисграфии школьники испытывают сложности с синтаксисом и грамматикой, с временами глаголов и склонениями имён существительных. Им трудно понять, как формируется порядок слов в предложении, что такое структура предложения.

    Формирование навыков письменной речи обычно происходит в 3 этапа:

    1. Ребёнок осваивает звуки, буквы, учится составлять из них слова.
    2. Ребёнок получает основы грамотности, учится использовать орфографические и грамматические правила языка.
    3. Ребёнок умеет грамотно и последовательно излагать мысли на бумаге, использует при этом разнообразную лексику.

    При аграмматической дисграфии второй и третий этапы остаются не до конца освоенными. У таких школьников наблюдается недостаточное развитие лексико-грамматической функции речи. У них отмечаются проблемы с пониманием логических связей между частями речи и предложениями. Они могут пропускать какие-то важные слова, не видеть разницы между единственным и множественным числом, неправильно использовать суффиксы и окончания.

    Артикуляторно-акустическая

    Такая дисграфия обусловлена неправильным проговариванием звуков. При письме ребёнок ориентируется на такое неверное произношение, и это сказывается на грамотности.

    Известный советский педагог-дефектолог М.Е. Хватцев называл такое расстройство «косноязычием при письме». Обычно дети с артикуляторно-акустической дисграфией путают буквы, которые соответствуют фонетически схожим звукам. Что характерно, такая путаница наблюдается и в устной речи. Именно этим данный тип дисграфии отличается от акустической.

    Иногда замена букв при письме продолжается даже после того, как в устной речи эти нарушения устранены. Это происходит из-за недостаточно сформированной артикуляции.  

    Методы коррекции дисграфии

    Для детей с дисграфией требуются различные стратегии компенсации и исправления проблем. Компенсация заключается в том, чтобы «обойти» возникшую трудность и уменьшить её негативное влияние. Исправление достигается путём обучения навыкам и регулярной практики.

    Крайне важно, чтобы школьники не избегали процесса письма, независимо от того, насколько тяжело у них проявляются симптомы.

    Любые методы коррекции дисграфии можно условно разделить на 4 этапа:

    1.  Диагностика;
    2. Выбор подходящей программы;
    3. Курс коррекции;
    4. Итоговая диагностика и рекомендации для дальнейших действий.

    Целью коррекции является повышение грамотности, улучшение почерка, автоматизм письма и беглость речи. Как и при работе с другими нарушениями обучения, здесь широко используется мультисенсорный метод: дети учатся воспринимать буквы и звуки не только с помощью зрения и слуха, но и тактильно. Они пишут буквы в воздухе, чтобы развить двигательную память. При таком способе задействуется больше мышц, чем при обычном письме.

    упреждения для коррекции дисграфии у детей

    В программах по коррекции дисграфии у детей традиционно задействуются игры и упражнения, которые помогают развивать речевые навыки и звуковой анализ, объясняют принципы словообразования и увеличивают словарный запас. Для наглядности используются изображения и графические схемы.

    Некоторые логопеды предлагают включать в такие программы рисование, лепку и аппликацию. Так дети разрабатывают подвижность пальцев и кисти руки, учатся регулировать движения и силу нажима.

    Упражнения и задания для занятий дома

    Терапию дисграфии можно разделить на физические упражнения и обучающие задания. Первые укрепляют мышцы рук и учат детей принимать правильное положение тела при письме. Вторые прививают детям навыки грамотности.

    Повысить тонус мышц помогают йога, пилатес, плавание, занятия верховой ездой. Мелкую моторику хорошо развивает лепка из глины или пластилина, собирание паззлов, нанизывание бусин, сборка конструктора «Лего». Можно подключить и работу по дому, например, мытьё посуды или уборку квартиры пылесосом.

    Хорошо, если у родителей есть возможность приобрести ребёнку стол с наклонной поверхностью, чтобы он мог изменить положение запястья и улучшить хват.

    Дома можно заставить его выполнять различные задания по набору текста: диктант на скорость, каллиграфия, письменное изложение прочитанного рассказа. Пусть школьник пишет не только ручкой или карандашом, но и мелом, краской, пеной для бритья или пальцем на песке.

    Отличным подспорьем будут любые игры со словами: такие, где нужно угадывать слова, вставлять недостающие буквы, находить слова-перевёртыши («казак», «доход»), составлять слова из определённого набора букв и так далее.

    Можно ли вылечить дисграфию полностью

    Дисграфию нельзя вылечить, это не болезнь, ее можно только скорректировать. Существует несколько уровней клинического проявления дисграфии:

    • Лёгкая степень: присутствуют некоторые трудности с обучением, но их можно компенсировать при минимальном вмешательстве.
    • Умеренная степень: присутствуют значительные трудности с обучением, которые требуют специального вмешательства.
    • Тяжёлая степень: очень большие проблемы с обучением, требующие интенсивного вмешательства.

    Если программа коррекции правильно подобрана, а ребёнок и его родители прилагают достаточно усилий для преодоления проблем, то при лёгкой и умеренной степени дисграфии проявления можно либо значительно уменьшить, либо вовсе свести на нет. Но для этого потребуются терпение, упорство и долгие месяцы систематических занятий.

    Профилактика дисграфии

    Трудности с письмом вызывают и проблемы с освоением других школьных предметов. Поэтому для родителей крайне важно выявить возможные отклонения в речевом развитии ребёнка ещё в дошкольном возрасте.

    Ребёнок находится в группе риска, если он имеет нарушенную координацию движений, неуверенно ориентируется в пространстве, плохо различает и проговаривает звуки.

    Диагноз дисграфии обычно ставится в начальной школе, в возрасте примерно 8 лет, когда дети овладевают навыками письма. Но признаки начинающихся проблем можно заметить уже в 3-4 года. Чем раньше начать коррекцию дисграфии, тем лучше будет результат.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Вопрос – ответ

    Что такое дисграфия простыми словами?

    Нарушение навыков письма, проявляющееся в многочисленных ошибках при письме, зазеркаливании букв, отсутствии пропусков между словами или пропусками частей слова/отдельных букв.

    Чем дисграфия отличается от дислексии?

    Дисграфия — это нарушение навыков письма, а дислексия — это нарушение навыков чтения.

    Как лечат дисграфию у детей?

    Дисграфия не лечится, а поддается коррекции, методом коррекции дислексии. На Западе не делают различие между дислексией, дискалькулией, диспраксией и дисграфией и относят все эти проявления к дислексии.

    Какой специалист занимается коррекцией дисграфии?

    Этим занимается методист, корректирующий дислексию, так как в методике коррекции дислексии нет различий, какой именно символ провоцирует ее проявления, будь это буква, цифра, знак препинания или целое слово.

    Как пишут дети с дисграфией?
    Как пишут дети с дисграфией

    Дети с дисграфией пропускают пробелы, буквы в словах или целые их части, либо наоборот, добавляют лишние. Путают похожие в написании буквы или отзеркаливают их.

    На картинке слева показываем пример того, как пишет ученик младших классов с дисграфией.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности