Коррекция дислексии у взрослых

При правильном подходе и поддержке взрослые люди могут скорректировать дислексию.

Причины дислексии у взрослого

Теории возникновения дислексии у взрослых развивались и будут развиваться с каждым новым десятилетием. Современные теории, как правило, являются доработанными версиями своих предшественников.

Но рассматривать их как конкурирующие не стоит, скорее это различные попытки объяснить глубинные причины дислексии с различных позиций и научных теорий, а также с учетом накопленного опыта.

Недоразвитие участка головного мозга

Теория, указывающая на то, что причиной дислексии может быть нарушение строения головного мозга, разрабатывается еще с 1970х годов. Согласно некоторым исследованиям британских ученых, нейроны головного мозга развиваются не там, где они должны закладываться. Из-за этого развитие происходит не так, как должно, что влияет на обучение и чтение.

Кроме того, некоторые клинические исследования показывают, что больные дислексией пытаются обрабатывать язык правой стороной мозга. Хотя уже давно доказано, что именно левая сторона отвечает за обработку и осмысление задач, связанных с языком.

Не имея точных данных о причинах дислексии, трудно определить, в чем именно заключаются проблемы. Многие специалисты склонны считать, что это, скорее всего, комбинация различных причин.

Черепно-мозговые травмы

Дислексия, развивающаяся в результате травм, будет называться приобретенной дислексией. В результате травматического повреждения могут поражаться центры, отвечающие за обработку языковых сигналов. В следствие этого и может возникнуть дислексия. И это единственный тип, причина которого известна.

ДЦП

Детский церебральный паралич вызывает множество нарушений, но одни из наиболее распространенных – это нарушения речи. По оценкам, от 50% до 70% людей с ДЦП имеют те или иные нарушения речи. Степень тяжести может варьироваться от легкой до тяжелой.

Церебральный паралич может влиять на развитие речи и языка различными способами. Одним из которых является дислексия.

Признаки и симптомы дислексии

Взрослые, страдающие дислексией, часто всю свою жизнь испытывают боль и разочарование, которые отражаются на всех сферах их жизни – академической, профессиональной, социальной и эмоциональной. Важно, как можно раньше распознать признаки дислексии, чтобы быстрее начать ее корректировать. Давайте разберемся какие основные признаки нарушения восприятия текста у взрослых:

Проблемы с чтением, письмом, орфографией

У одних это началось еще в раннем детстве: трудности с изучением букв, трудности с чтением даже базовых книг, «мучительное» письмо. А у других проблемы начались с возрастом.

Признаки, которые позволяют заподозрить дислексию у взрослого человека:

  • трудности с чтением некоторых шрифтов, скорописью или неаккуратное письмо;
  • избегает чтения вслух, может испытывать неприязнь к публичным выступлениям;
  • обычно считают, что «молча читают лучше»;
  • применяет компенсаторные приемы для запоминания орфографии или использует интернет и технологии (проверка орфографии, преобразование речи в текст), неправильно использует омонимы и имеет плохое или непоследовательное/фонетическое произношение;
  • часто приходится перечитывать предложения, чтобы понять смысл;
  • при чтении быстро утомляется или скучает;
  • при ведении письменной переписки полагается на других людей (помощников, супругов, друзей);
  • пишет со всех заглавных букв или смешивает заглавные буквы в словах;
  • часто сокращает слова.

По результатам исследования, проведенного в 2016 году Министерством образования США и Национальным институтом грамотности, в настоящее время 32 млн. взрослых американцев не умеют читать. Предполагается, что 85% из них страдают дислексией и в детстве не получали соответствующего обучения чтению.

Понимание текстов

Дислексики испытывают трудности с расшифровкой слов и пониманием смысла написанного, что замедляет скорость чтения.

Согласно Chapple (2007), чтение – это сложный процесс, включающий в себя одновременное декодирование или обработку и объединение их в предложения и отрывки, чтобы связать поступающую новую информацию с уже имеющимися знаниями.

Трудности с чтением и обработкой могут привести к склонности добавлять лишние слова, пропускать их, неправильно читать или неправильно спрягать глаголы. Эти мелкие несоответствия имеют эффект снежного кома, в результате чего человек плохо усваивает прочитанное.

Также таким людям иногда мешает небольшой словарный запас. В результате трудностей, с которыми они сталкиваются при чтении, плохо усваиваются те словарные «банки», которые уже имеются у остальных людей. Это создает еще один барьер для дислексика – даже если он смог расшифровать слова, он может не понять прочитанного.

Другая трудность заключается в невозможности читать по содержанию – другими словами, они могут читать текст, но, затрачивая на это большие усилия, они не усваивают все знания, содержащиеся в тексте. То есть усилия, затраченные на расшифровку, приводят к усталости, а она приводит к тому, что фактическая информация не осознается.

Другие характерные признаки

Дислексия проявляется у каждого человека индивидуально, однако существуют и общие признаки. Совокупность таких проявлений наряду со способностями в других областях может свидетельствовать о наличии дислексии и требует дополнительного дообследования.

Выделяют следующие признаки дислексии у взрослых:

  • путаются похожие слова, особенно если в контексте понятно правильное употребление – например, зАмок-замОк;
  • неправильное произношение;
  • как правило, текст бегло пробегается глазами;
  • медленное чтение или письмо;
  • появляется необходимость перечитывать абзацы или целые страницы, чтоб понять прочитанное;
  • на слух тяжело воспринимается информация;
  • если появляются какие-либо отвлекающие факторы, то сосредоточиться на основной задаче невозможно;
  • ощущение умственной перегрузки или выключения из процесса/работы;
  • часто тяжело понять, где левая сторона, а где правая;
  • появляются трудности при выполнении задач с многоступенчатыми инструкциями или этапами;
  • приходится прикладывать много усилий, чтоб перенести свои мысли на бумагу;
  • уже через несколько дней забывают важные разговоры или даты, если до этого про них шла речь;
  • испытываете трудности с личной организацией, управлением временем и расстановкой приоритетов при выполнении задач;
  • избегаете определенные виды работ;
  • дислексики часто имеют низкую самооценку, особенно если дислексические симптомы не были выявлены в раннем возрасте, либо не подвергались коррекции;
  • зачастую легко справляетесь с одним определенным видом работ, но испытываете трудности при выполнении других.

Важно понимать, что дислексия не определяет судьбу человека и не ограничивает потенциал. При правильном подходе и поддержке взрослые люди могут преодолеть трудности.

У взрослых дислексия часто может оставаться недиагностированной. Многие взрослые, скорее всего, выработали механизмы преодоления симптомов или же просто смогли справиться с трудностями. Но это не означает, что они все еще не испытывают проблем в определенных областях.

Как вылечить дислексию у взрослого

Дислексия – это не то заболевание, которое можно вылечить. Оно поддается коррекции, причем, если выбрать верную стратегию, симптомы становятся незаметны. Занимаются процессом коррекции врачи-неврологи или логопеды. Лучшего эффекта можно достичь, если пользоваться помощью обоих специалистов.

Коррекция дислексии возможна в любом возрасте.

Если самооценка занижена, то корригирование проходит намного сложнее. Рекомендуется обращаться также к психологу – это поможет принять себя и свою болезнь.

Методы коррекции дислексии

Дислексия как болезнь известна уже давно. Соответственно, и методов коррекции придумано много. Наука и медицина не стоят на месте, поэтому на сегодняшний день можно выделить следующие методики корригирования заболевания:

  1. Использование специальных ручек с функцией анализирования текста.

Ручки для чтения – это умные устройства, которые сканируют текст и синтезируют его в устную речь. Они помогают уничтожить барьер между дислексиком и остальными людьми.

Больше не придется изнурять себя усилиями для расшифровки, вместо этого можно сосредоточиться на содержании текста.

  1. Чтение вслух.

При чтении вслух важно сосредоточиться на одном слове за раз. Это помогает справиться с пропусканием. Человек может сам услышать, что предложение не имеет смысла из-за пропущенного слова или нескольких слов.

  1. Создание связей в словах.

Проще всего реализовать такой метод, если использовать мультисенсорный подход. В мультисенсорном обучении используются визуальные, слуховые и кинестетические (тактильные) методики для улучшения памяти и упрощения процесса обучения:

  • например, можно одно и то же слово записывать разными цветными ручками или маркерами до тех пор, пока не получится радужное слово;
  • похожий эффект достигается при использовании пены для бритья, муки или песка;
  • активно применяются флэш-карты или игры на соответствие, чтобы пациент мог неоднократно видеть новые слова – чем больше раз он видит слово, тем более знакомым оно становится и тем лучше он может читать и произносить его;
  • используются вырезанные из картона буквы или же магнитные буквы для составления слов, затем они намеренно перемешиваются, а человек должно восстановить изначальное слово;
  • не самый очевидный, но действенный способ – мнемоника, то есть предложение должны быть составлены так, чтобы первые буквы каждого слова составляли новое слово, которое необходимо будет записать.
Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    1. В процессе коррекции необходимо продумать систему перерывов.

    Долгая работа над собой может оказаться непосильной и утомительной. Тщательно проработанная схема перерывов во время лечения помогает лучше справляться с ситуацией. Важно учитывать и то, что такие пациенты требуют больше времени для отдыха, чтобы восстановит силы.

    1. Аудиокниги.

    Иногда, если декодирование слов все еще дается с трудом, применяются аудиокниги. Благодаря им развиваются навыки восприятия речи на слух.

    Stahl и Murray в 1994 году выяснили, что слушатели книг усваивают значения слов с той же скоростью, что и читающие. Но это не должны быть книги со сложной терминологией, как и слишком легкие, детские, также не подойдут. Аудиокнига требует от человека активного процесса прослушивания.

    Это вовлекает его в процесс и создает ощущение ответственности за свои собственные знания.  В дальнейшем, прослушанный материал обсуждается или можно придумать вопросы по содержанию, на которые пациенту необходимо ответить.

    1. Врач придумывает вопросы, чтобы напомнить себе основную мысль текста.

    Человек, проходящий курс коррекции, будет видеть пример моделирования навыка самоконтроля в процессе чтения. Примеры вопросов:

    • Имеет ли смысл то, что я прочитал или читаю?
    • Можно ли предположить, что будет дальше в тексте на основании прочитанного до этого?
    • Есть ли слова, смысл которых мне не понятен?
    • Можно ли понять их значение по соседним предложениям?
    • Какая основную мысль я могу вынести из последней прочитанной страницы?
    1. Применение специальных декодируемых книг.

    Взрослые с дислексией должны иметь доступ к декодируемым книгам. В них текст построен так, чтобы в нем не было много слов, состоящих более чем из трех слогов. Также не должно быть много слов с фонетическими структурами, не освоенными читателем.

    Полезно включать в тексты часто употребляемые слова. Такая компоновка создает именно ту нагрузку, которая необходима дислексику, к тому же, она легко меняется в сторону усложнения или облегчения.

    1. Чтение лучше разделить на части или блоки.

    Все тексты, которые даются людям с дислексией, обязательно должны быть посильными для них. Благодаря этому, человек способен прочитать небольшой текст и получить чувство выполненного долга. Это придает дополнительную мотивацию.

    Как помочь взрослому дислексику

    Тем более взрослые проще воспринимают процесс коррекции, так как они четко понимают для чего это делается.

    Для ускорения процесса нужно заставить человека задействовать именно левое полушарие мозга – это формирует правильную нейродинамику чтения и письма. Причем достигается это без помощи врачей. Достаточно регулярных занятий на активизацию.

    Человека важно всячески поддерживать. Отличной помощью будет систематизация информации с помощью диаграмм, графиков, карт, схем, рисунков и так далее.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Комментарии
    Фото аватара
    Юрий 13 мая 2024, 10:08

    Здравствуйте!
    Дислексия может начать проявляться во взрослом возрасте? Если, например, вдруг начал путать право и лево, путать слова и тд

    Ответить
    Фото аватара
    Центр коррекции дислексии 16 мая 2024, 18:06

    Добрый день, Юрий!
    Обычно дислексию диагностируют в возрасте 8-9 лет. Возможно, все это время ее симптомы не были ярко выраженными и стали заметны только с возрастом.

    Если вы предполагаете у себя дислексию, пройдите наш небольшой тест на определение этой особенности у взрослых. Это не заменит консультацию специалиста, но поможет разобраться, есть ли у вас и другие сопутствующие признаки.

    Ответить

    Вопрос - ответ

    Как определить дислексию у взрослого человека?

    Признаки дислексии у взрослых:

    1. Затруднения с чтением, например, пропуск слов, медленное чтение или неспособность правильно прочитать незнакомые слова.
    2. Проблемы с письмом, такие как ошибки в орфографии, пунктуации и грамматике, сложности с оформлением текста и составлением письменных высказываний.
    3. Трудности в организации и структурировании информации, понимании инструкций и последовательности действий.
    4. Проблемы с запоминанием и использование неправильной последовательности букв, цифр или слов.
    5. Затруднения с аудированием и пониманием устной речи, особенно в шумной обстановке.
    Как лечить дислексию у взрослых?

    Лечение дислексии у взрослых направлено на развитие компенсаторных стратегий и улучшение навыков чтения, письма и понимания текста. Вот несколько методов:

    1. Работа с квалифицированным специалистом, таким как речевой терапевт или психолог. Они помогут понять человеку сильные и слабые стороны, разработать индивидуальные стратегии. Также гарантирована поддержка.
    2. Тренировка чтения: использование различных стратегий, таких как чтение вслух, выделение ключевых слов, использование помощников чтения (например, физических или цифровых указателей) и применение методов структурирования информации.
    3. Улучшение навыков письма: тренировка правильного письма, упражнения по орфографии и пунктуации, использование средств проверки правописания и грамматики, а также применение технологий, таких как текстовые редакторы с автоматическим исправлением ошибок.
    4. Важно развивать навыки обработки информации, такие как организация, планирование, запоминание последовательности и анализ текста. Это использование визуальных или аудио подсказок, создание схем, карт или записей, а также тренировки памяти и внимания.
    В чем проявляется дислексия у взрослых людей?

    Дислексия у взрослых может проявляться в различных областях и иметь разнообразные симптомы:

    1. Люди могут испытывать проблемы с распознаванием и идентификацией букв, путаницей между похожими буквами или затруднениями с дешифрированием звуков и связыванием их с соответствующими буквами. Им может быть сложно читать слова целиком или понимать контекст.
    2. Возможны ошибки в орфографии, проблемы с правильным порядком букв в словах или сложности в написании многозначных слов.
    3. Люди могут испытывать трудности в понимании написанного текста, особенно когда он сложен или содержит много информации. У них могут быть проблемы с разделением информации на смысловые блоки, улавливанием главной идеи или сопоставлением текста с собственными знаниями и опытом.
    4. Возможны трудности с организацией и структурированием информации. Это может отразиться на написании писем, составлении отчетов или организации мыслей в письменной или устной форме.
    5. Некоторые люди могут испытывать проблемы с памятью, особенно кратковременной, и сосредоточенностью при чтении или письме.

    Важно отметить, что проявления дислексии могут различаться у разных людей.

    Как общаться со взрослым дислексиком?

    Общение со взрослым дислексиком может потребовать некоторой адаптации и понимания особенностей этого расстройства чтения и письма. Вот несколько советов, которые могут помочь вам в общении:

    • Будьте терпеливыми. Взрослые дислексики могут испытывать трудности с чтением, письмом и пониманием текста. Проявляйте понимание и терпение, если им потребуется больше времени для чтения или выражения своих мыслей.
    • Дислексикам может быть сложно разобраться в длинных и запутанных инструкциях. Постарайтесь давать им четкие и простые указания, декомпозируйте задания на более мелкие шаги при необходимости.
    • Визуальные и аудиальные поддержки могут помочь дислексику лучше понять информацию. Используйте дополнительные материалы, такие как диаграммы, рисунки, графики или аудиозаписи, чтобы объяснить или проиллюстрировать то, о чем вы говорите.
    • Если вы замечаете, что дислексик испытывает трудности с чтением или пониманием, не стесняйтесь задать вопросы, чтобы уточнить их понимание. Предложите помощь, если они сами выразят потребность.
    • Дислексики могут использовать разные стратегии для улучшения общения. Некоторые предпочитают писать или использовать электронные средства коммуникации, а другие могут чувствовать себя комфортнее, общаясь устно. Уважайте их предпочтения и поддерживайте их выбранный стиль общения.

    Будьте благодарны и поощряйте взрослого дислексика за его старания и достижения. Вознаграждайте их усилия и успехи, чтобы помочь им поддерживать мотивацию и уверенность в себе.

    Методика коррекции дислексии у взрослых
    • Первым шагом является оценка уровня дислексии у взрослого. Квалифицированный специалист может провести тестирование и диагностику, чтобы определить конкретные трудности и потребности взрослого дислексика.
    • Взрослым с дислексией полезно использовать мульти-сенсорные методы обучения: визуальные, аудиальные и тактильные элементы. Это использование специальных программ и материалов, которые помогут улучшить распознавание букв и звуков, а также развить навыки связывания звуков с письменными символами.
    • Чтение вслух может помочь улучшить свою способность распознавать и связывать звуки и буквы. Регулярное чтение вслух, использование аудиокниг или прослушивание текстов также может быть полезным.
    • Взрослые дислексики могут использовать различные техники компенсации для улучшения своей способности чтения и письма. Это использование цветных подсказок или выделение ключевых слов для облегчения внимания и концентрации, использование словарей или технических средств, таких как текстовые редакторы с функцией проверки орфографии.
    • Важно адаптировать методики коррекции дислексии под индивидуальные потребности каждого взрослого. Пробуйте различные стратегии и методы, чтобы найти наиболее эффективные для данного человека.

    Поддержка и мотивация: Для успешной коррекции дислексии взрослому необходима поддержка и мотивация. Позитивная обратная связь, поощрение достижений и повышение уверенности в своих способностях могут помочь взрослому дислексику сохранять мотивацию в процессе коррекции.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности