Коррекция СДВГ у детей

СДВГ является синдромом, а не болезнью, потому что он представляет собой совокупность признаков, которые позволяют его идентифицировать и отнести к определённой группе состояний. Но эти признаки, или симптомы, не настолько уникальны, чтобы выделить СДВГ как самостоятельное заболевание.

Британский педиатр Джордж Фредерик Стилл в 1902 году впервые дал клиническое описание состояния, которое сегодня известно под названием СДВГ: синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

В серии своих статей для медицинского журнала «Ланцет» он описывал группу детей-пациентов, страдавших избыточной активностью при отсутствии терпения и усидчивости. Стилл считал, что у них повреждён механизм контроля за поведением.

Но, если с симптомами СДВГ исследователи встречались давно, то природа этого специфического состояния долгое время оставалась невыясненной. Поначалу считали, что его вызывают структурные повреждения мозга, поэтому дали ему название «минимальной мозговой дисфункции». Потом были предложены термины «гиперкинетическая реакция детского возраста» (во второй редакции справочника DSM) и «гиперкинетическое расстройство» (в справочнике МКБ-10).

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Симптомы синдрома дефицита внимания

    Некоторые из симптомов проявляются и при других особенностях развития: например, при трудностях с обучением (дислексия, дисграфия, дискалькулия и т.д.), при расстройствах аутистического спектра и нарушении слухового восприятия.

    В довершение к этому, и сам синдром дефицита внимания с гиперактивностью нередко сопровождается различными расстройствами неврологического характера. Кроме того, СДВГ включает в себя 3 подвида:

    1. С преобладанием симптомов дефицита внимания;
    2. С преобладанием симптомов гиперактивности / импульсивности;
    3. Комбинированный тип.

    В названии «СДВГ» дефицит внимания занимает первое место, но это не означает, что данный фактор является главным и единственным определяющим признаком. Напротив, у людей с СДВГ чаще всего присутствуют все три составляющие: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Комбинированный тип СДВГ считается самым распространённым.

    Люди с первым типом СДВГ могут постоянно забывать ключи дома, пропускать важные встречи и терять вещи. Они легко отвлекаются и не способны на чём-то подолгу концентрироваться. Они не доводят работу до конца, не умеют следовать инструкциям. Занимаясь одним делом, они могут бросить его на середине и взяться за что-то другое.

    Проявления СДВГ у младенцев

    Не все дети с СДВГ имеют гиперактивность, однако, когда она присутствует, то её сложно не заметить. Многие такие дети уже с младенчества бывают чрезмерно активными. Они часто беспокойны, плачут без видимой причины, имеют проблемы со сном. Когда такие малыши подрастают, то превращаются в настоящий сгусток энергии. Они постоянно находятся в движении, им нужно исследовать каждый предмет в их поле зрения.

    По мере взросления поведение гиперактивных детей меняется. Они беспрерывно ёрзают, барабанят пальцами, шаркают ногами. Они не в состоянии усидеть за обеденным столом. В школе учитель может пожаловаться, что ребёнок суетлив, неусидчив, встаёт и ходит по классу, болтает.

    Импульсивность – это свойство совершать необдуманные действия. Маленький ребёнок хочет всё сразу и ничего одновременно: он требует дать ему игрушку и тут же бросает её. Он действует под влиянием момента: бросается на улицу, лезет на дерево, взбирается на снежную горку – и всё это с паузой в несколько секунд.

    В большинстве случаев СДВГ диагностируется в возрасте до 12 лет, но иногда бывает распознан и значительно позже. Симптомы этого состояния могут уменьшаться по мере взросления. Например, гиперактивность начинает проявляться в менее активной форме: человек будет ёрзать на месте или притоптывать ногой в нетерпении, если ему придётся долго оставаться на месте.

    Осложнения при СДВГ

    Важно подчеркнуть, что ребёнок с СДВГ отличается от других детей не уровнем своей энергии. Детям свойственно бегать, скакать, прыгать. Особенность ребёнка с СДВГ заключается в том, что он не может надолго «выключить» свой вечный двигатель. Ему сложно сдерживать активность.

    Это неумение «переключать режимы» иногда приводит к опасным ситуациям. Заигравшись, ребёнок не замечает, что выбежал на дорогу, или что он остался на речке один, а все другие дети ушли. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью высок риск получения травм и попадания в ДТП.

    У таких детей и взрослых часто возникают проблемы со сном, расстройства пищевого поведения, тревожные состояния и депрессия. Они чувствуют неуверенность из-за того, что не могут справляться со школьной программой, им трудно устроиться на работу из-за низкой самооценки. Они не умеют распоряжаться своими финансами, имеют проблемы с установлением социальных связей и могут начать злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

    Диагностика синдрома дефицита внимания

    При диагностике СДВГ применяется одно общее правило: симптомы впервые были обнаружены в возрасте до 12 лет и продолжаются не менее 6 месяцев. При этом они должны проявляться как минимум в двух местах (например, в школе и дома), чтобы исключить реакцию на учителей или слишком жёсткий контроль со стороны родителей.

    Для того, чтобы определить, какой именно тип СДВГ присутствует у ребёнка, необходимо наличие не менее 6 симптомов, характерных для этого типа. Для детей в возрасте от 17 лет достаточно наличия 5 симптомов дефицита внимания или гиперактивности / импульсивности.

    Поскольку симптомы, присущие СДВГ, нередко наблюдаются при различных психотических и непсихотических расстройствах, требуется дифференциальная диагностика. Она позволит исключить другие варианты появления симптомов.

    Комплексная оценка ребёнка или взрослого с СДВГ обычно включает в себя анализ симптомов, медицинский осмотр и семейный анамнез (историю болезни). При этом используются различные анкеты и оценочные шкалы, в частности:

    • Рейтинговая шкала ADHD-RS-IV;
    • Шкала Коннерса для оценки СДВГ у взрослых;
    • Шкала импульсивности Барратта;
    • Шкала Свенсона;
    • Шкала оценки СДВГ по критериям МКБ-10.

    Единого теста для определения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не существует. Диагностирование часто состоит из нескольких этапов и предполагает сбор информации из нескольких источников. Кроме ребёнка и его родителей, в этот процесс могут быть вовлечены школьные учителя и другие лица.

    Диагностику обычно не проводят детям младше 4 лет, так как поведение малышей в столь юном возрасте меняется очень быстро.

    Методы коррекции СДВГ

    СДВГ может оказать негативное влияние на успеваемость ребёнка в школе, его поведение, психическое состояние и взаимоотношения с другими людьми. Он также способен привести к таким неприятным последствиям, как повышенный риск несчастных случаев, девиантное (социально неприемлемое) поведение, депрессия.

    Правильно подобранная программа коррекции поможет ребёнку наладить отношения со сверстниками, учителями и родителями, быть более продуктивным на уроках, стать организованным.

    Существует несколько распространённых методов коррекции СДВГ:

    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ);
    • Педагогические приёмы;

    • Физические нагрузки;
    • Медикаментозное воздействие.

    Эти методы могут использоваться как по отдельности, так и в комплексе. КПТ обычно рекомендуется для детей дошкольного возраста. Она основана на разборе моделей поведения, которые приводят к проблемам, и проводится для всей семьи – чтобы родители понимали те задачи, которые им нужно выполнять для эффективной коррекции СДВГ у ребёнка.

    Фармакологические препараты не лечат СДВГ и не приучают ребёнка вести себя хорошо: они лишь способствуют улучшению внимания, концентрации и самоконтроля.

    Психотерапевтические методы

    Когнитивно-поведенческая терапия СДВГ направлена на то, чтобы помочь ребёнку изменить своё поведение. Поэтому родителям здесь отводится наиболее важная роль. Именно они могут организовать жизнь ребёнка так, чтобы свести к минимуму все отвлекающие факторы.

    Они должны заставить своего малыша следовать распорядку дня, устроить ему тихое и удобное место для работы, если он школьник, определить места для хранения вещей, школьных принадлежностей, игрушек.

    Родителям необходимо разработать систему мотиваций для ребёнка: выдавать ему небольшие награды за успехи и хорошее поведение, придумать такое занятие, где сын или дочь могли бы наилучшим образом проявлять себя.

    Медикаментозная терапия

    Данный вид коррекции СДВГ наиболее широко применяется на Западе – в частности, в США. В фармакологической терапии используются различного рода психостимуляторы, антидепрессанты и нейролептики. В России применение психостимуляторов не разрешено, поэтому отечественные специалисты используют препараты ноотропного ряда.

    Схема лечения подбирается врачом индивидуально с учётом характера клинических проявлений и возраста пациента. В качестве поддерживающей терапии могут применяться гипотензивные (снижающие давление) средства, витамины, белковые добавки.

    Медикаментозная терапия используется в сочетании с другими видами помощи и обычно не применяется к маленьким детям.

    Физические нагрузки и массаж

    Физическая активность приносит большую пользу при СДВГ, так как, во-первых, позволяет расходовать избыток энергии, а во-вторых, способствует выработке таких нейромедиаторов, как дофамин и адреналин – а они повышают концентрацию внимания.

    Помимо всего прочего, физкультура и спорт воспитывают дисциплинированность, упорство и повышают чувство уверенности в себе, когда ребёнок добивается результатов. Выбирать нужно такие занятия, в которых малыш может хорошо себя проявить. Командные виды спорта не подходят детям с СДВГ. Полезными могут быть плавание, бег, езда на велосипеде, гимнастика, единоборства.

    Хорошее общеукрепляющее и тонизирующее воздействие на организм оказывает массаж. Он также помогает перевозбуждённым детям расслабиться. Но сеанс должен длиться не более получаса.

    Педагогическая помощь

    В школе дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью сталкиваются с гораздо большим количеством сложностей, чем обычные школьники. Их неспособность подолгу сидеть на одном месте и концентрировать внимание мешают им заниматься. Поэтому в классе для таких детей нужно создавать особые условия.

    Школьники с СДВГ крайне нуждаются в поощрении. Признание за ними пусть даже самых незначительных достижений помогает им сохранять мотивацию к учёбе.

    Прежде всего, у каждого из них должно быть удобное место – лучше всего ближе к учителю, чтобы ребёнок мог быстро обратиться за помощью. В классе нужно минимизировать количество отвлекающих факторов. Хорошо, если на уроке учитель будет использовать красочные наглядные пособия. Обязательно нужно выделять время для коротких перерывов, чтобы дети могли размяться.

    Упражнения и задания для занятий дома

    Даже 30 минут физических упражнений ежедневно могут значительно уменьшить симптомы СДВГ. Прекрасно, если родители будут заниматься этим вместе с детьми. Разминка может включать в себя танцы или занятия аэробикой – последние хорошо помогают улучшить координацию движений.

    Есть такие подвижные игры, в которые можно играть даже дома. Самая простая из них – всем знакомые «классики». Сетку можно быстро сделать на полу при помощи малярного (бумажного) скотча.

    развивающие игры для лечения СДВГ

    Ещё одна популярная игра – это «Пол из лавы»: даётся вводная, что пол состоит из раскалённой лавы, и перемещаться по нему нельзя. Чтобы попасть из точки А в точку Б, нужно перемещаться только по заранее оговорённым сооружениям. Это могут быть предметы мебели или просто разбросанные по комнате листы бумаги.

    В следующей игре взрослый завязывает глаза, а ребёнок должен дать ему указания, как двигаться, чтобы не задеть никакой предмет мебели: «Два шага прямо, один шаг налево» — и так далее. Потом они меняются ролями.

    Улучшить концентрацию внимания помогают задания из серии «Что лишнее?» или «Найди отличие». Например, взрослый показывает ребёнку несколько картинок, где среди группы животных попадается яблоко, мячик или другой предмет. Есть много готовых пособий и книжек для детей, где среди двух изображений нужно отыскать отличающиеся детали.

    Для развития внимания и зрительной памяти хорошо подходят такие задания, где взрослый ненадолго показывает картинку, а потом убирает и просит описать её. Вместо картинки можно попросить описать свой класс, детскую площадку или что-то ещё. Школьник может сделать это в письменном виде. Чтобы усложнить задачу, можно попросить его добавить детали после того, как он снова побывает в этом месте.

    Советы родителям детей с СДВГ

    Жизнь с ребёнком или подростком, у которого имеется синдром дефицита внимания с гиперактивностью, может быть сложной. Но родители должны помогать своим детям преодолевать повседневные проблемы. Важно понимать, что дети ведут себя «плохо» не потому, что они вредничают, и не быть к ним слишком строгими.

    Детям с СДВГ сложно планировать свои действия, кропотливо выполнять задание и контролировать побуждения. Родителям придётся взять на себя роль руководителя, пока дети не приучатся сами организовывать свою жизнь. Состояние, в котором находится ребёнок или подросток, расстраивают и его тоже, поэтому родители должны проявлять понимание и поддержку.

    Обязательно нужно создать для сына или дочери распорядок дня и следовать ему каждый день. Хорошо, если каждодневные действия будут сопровождаться определёнными ритуалами: например, ребёнок будет расставлять тарелки и стаканы на столе перед приёмом пищи. В расписании нужно выделить время для активного отдыха и разминок.

    В семье закладывается основа для эмоционального и физического здоровья ребёнка. Поэтому крайне важно сохранять позитивный настрой, не расстраиваться из-за мелочей и воспринимать неудачи с чувством юмора. Главное – верить в своего ребёнка и в то, что он может измениться и добиться успеха.

    Можно ли полностью избавиться от СДВГ

    Такое состояние, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сохраняется у человека на всю жизнь. С возрастом некоторые проявления значительно уменьшаются или исчезают, но сам СДВГ полностью не проходит.

    Переживать по этому поводу не стоит, так как сегодня существует множество вариантов коррекции данного состояния. Многие люди, прошедшие такой курс, прекрасно живут полноценной жизнью, потому что учатся контролировать симптомы.

    И детям, и взрослым с СДВГ важно постоянно думать о своём здоровье. Для этого следует:

    • Быть физически активными;
    • Полноценно питаться;
    • Стараться проводить больше времени на природе;
    • Ограничить время, которое они проводят за компьютером или у телевизора;
    • Соблюдать режим сна.

    Ко взрослому возрасту симптомы СДВГ обычно снижаются примерно на 50%, особенно у тех людей, которые прошли терапию в раннем возрасте. Около 25% людей с СДВГ, став взрослыми, не нуждаются в каком-либо терапевтическом вмешательстве. У других симптомы становятся менее выраженными или проявляются иначе.

    Исследования СДВГ и подобных ему синдромов продолжаются, и учёные постоянно разрабатывают новые методы коррекции, которые помогают людям обрести уверенность и успешно строить профессиональную карьеру.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Комментарии
    Фото аватара
    Лариса 15 мая 2024, 14:11

    У ребенка есть симптомы и сдвг, и дислексии. Это нужно лечить по-отдельности? Есть какой-то комплексный подход?

    Ответить
    Фото аватара
    Центр коррекции дислексии 16 мая 2024, 18:08

    Лариса, добрый день!
    СДВГ часто сопровождается симптомами дислексии, и наоборот. Эффективнее корректировать их вместе, уделяя внимание обеим особенностям ребенка.

    Ответить
    Фото аватара
    Oleg 13 мая 2024, 21:09

    Впервые вижу такие активные домашние упражнения, обязательно попробуем. Мне кажется, будет полезно не только детям с СДВГ)

    Ответить

    Вопрос – ответ

    Как лечат СДВГ у детей?

    Стандартные методы лечения состоят из психолого-педагогической поддержки, медикаментозной терапии и различных приёмов коррекции, направленных на стабилизацию состояния и развитие социальных навыков. В лечении СДВГ также важна роль образовательных программ для родителей.

    Лекарственная терапия помогает ребёнку сконцентрироваться и быть менее импульсивным, чувствовать себя спокойнее.

    Что такое СДВГ простыми словами?

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это специфическое состояние, обусловленное неврологическими причинами и влияющее на поведение. Оно диагностируется в детстве и, как правило, сохраняется во взрослой жизни, хотя и в ослабленном виде.

    Основными признаками СДВГ являются гиперактивность, импульсивность и проблемы с концентрацией внимания, хотя все три симптома присутствуют не всегда.

    Как ведут себя дети с СДВГ?

    Существуют некоторые общие признаки СДВГ, хотя не все они проявляются одновременно и на одинаковом уровне. Иногда отмечается преобладание дефицита внимания, иногда – гиперактивности с импульсивностью, а иногда речь может идти о комбинированном типе.

    Дети с СДВГ забывчивы, рассеяны, часто «витают в облаках», имеют проблемы со сном. Они хватаются за несколько дел сразу или пытаются заполучить игрушки, к которым сразу же теряют интерес. Они не могут усидеть на месте, ёрзают, крутятся, барабанят руками, пинаются. Такие дети часто испытывают перепады настроения.

    Когда ставят диагноз СДВГ детям?

    Обычно СДВГ начинает проявляться в школьном возрасте, однако диагноз может быть поставлен уже в 3 года . Наличие у ребёнка характерных симптомов до наступления подросткового возраста (12 лет) – это важный фактор.

    Также важно, чтобы в течение полугода у ребёнка отмечалось не меньше шести симптомов (после 17 лет достаточно пяти). Проблемы должны наблюдаться в двух и более местах (например, дома и в школе), чтобы исключить внешнее воздействие.

    Какой специалист занимается коррекцией СДВГ у детей и взрослых?

    Основную помощь дети с СДВГ получают от психотерапевта. В отдельных случаях могут потребоваться консультации других специалистов, например, педиатра и невролога. Крайне важно провести комплексное обследование ребёнка, чтобы исключить другие неврологические расстройства.

    Со взрослыми пациентами занимаются клинические психологи и психиатры. И только они могут диагностировать состояние взрослых людей с СДВГ.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности