Оптическая дислексия

Нарушения в визуальной обработке форм могут привести к возникновению проблем с чтением. Такое состояние представляет собой одну из разновидностей дислексии развития. Оно получило название оптической дислексии.

Оптическая дислексия – это трудности с чтением, возникающие либо из-за особенностей строения глаз, либо из-за проблем с обработкой визуальной информации, которая поступает в мозг. В первом случае причиной нарушения зрительного восприятия может быть обычная близорукость или дальнозоркость. Во втором случае следует рассматривать причины нейробиологического характера.

Как диагностировать оптическую дислексию

У детей распознать оптическую форму дислексии довольно сложно, поскольку дети не знают, что текст может выглядеть по-другому. Визуальные искажения могут выглядеть как деформация, размытость или раздваивание. Интервалы между отдельными словами могут быть то слишком узкими, то чрезмерно большими. Строчки могут закручиваться, а начало, середина и конец строки – иметь разную яркость.

Вот некоторые признаки, по которым можно понять, что ребёнок испытывает трудности с визуальным восприятием:

  • Он пропускает слова или целые строчки во время чтения;
  • Он предпочитает читать при слабом освещении;
  • Он читает медленно и плохо понимает прочитанное;
  • Он испытывает дискомфорт при чтении с монитора;
  • Он щурится, часто моргает или трёт глаза;
  • Он жалуется на головные боли;
  • У него есть проблемы с координацией движений.

Признаки и симптомы оптической дислексии у детей и взрослых

Поскольку в нашем оптико-пространственном восприятии участвуют не только глаза, но и мозг, то признаки и симптомы оптической дислексии делятся на два вида: физические и когнитивные.

Первые обусловлены физиологическими особенностями органов зрения и наличием офтальмологических проблем: расстройствами бинокулярного зрения, амблиопией (синдромом «ленивого» глаза), гетерофорией (мнимым косоглазием) и так далее. В этом случае человек не способен нормально сфокусировать взгляд, а буквы и предметы, расположенные вдали или вблизи, выглядят размытыми.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    К наиболее распространённым причинам физического вида оптической дислексии относятся наличие близорукости, дальнозоркости или так называемая «недостаточность конвергенции», когда глаза не могут фокусироваться на предмете одновременно.

    Когнитивные симптомы оптической дислексии связаны с затруднениями в обработке визуальных данных. Они, в свою очередь, приводят к зрительному стрессу, или астенопии. Состояние сопровождается следующими эффектами:

    • Дёргающийся, дрожащий, двигающийся текст;
    • Световые и цветовые иллюзии;
    • Сложности с восприятием глубины;
    • Повышенная чувствительность глаз к свету;
    • Трудности с распознаванием мелкого текста, шрифта с виньетками и завитками, текста с маленьким интервалом между буквами и строками.

    Считается, что причиной возникновения проблем с чтением, обусловленных когнитивным искажением, является синдром Ирлен – сверхчувствительность к свету, которая вызывает нарушения зрительного восприятия. Что именно является причиной такого состояния, пока в точности не известно.

    При наличии признаков визуальной дислексии следует прежде всего посетить офтальмолога, чтобы исключить наличие более сложных проблем с органами зрения. Оптометрист может провести оценку зрительного стресса с использованием тонированных линз или цветных накладок.

    Метод коррекции дислексии

    Глаза человека постоянно совершают быстрые, согласованные движения, которые называются «саккады». Благодаря этим движениям осуществляется сканирование и сбор визуальной информации. Оба глаза при этом фокусируются в одной точке, но один из них является доминирующим – «направителем взгляда». Так не возникает эффекта раздвоенности.

    Для того, чтобы определить ведущий глаз, обычно используют следующий тест: в листе бумаги проделывают отверстие толщиной в карандаш и просят пациента поднести бумагу к себе и посмотреть в отверстие. Человек будет смотреть именно тем глазом, который является ведущим. Но в тех случаях, когда доминирование чередуется, могут возникать проблемы с распознаванием форм.

    В некоторых случаях проблема может быть решена при помощи корректирующих очков, которые предложит оптометрист. В других случаях могут потребоваться дополнительные упражнения для улучшения конвергенции (синхронной фокусировки) глаз.

    Упражнения состоят в тренировке стереоскопического зрения и различных приёмах, помогающих улучшить фокусирование. Например, при чтении используется такой метод, когда текст смещён от центра в сторону недоминирующего глаза, а указательный палец находится под первой строчкой, по центру. Палец медленно поднимают до тех пор, пока слова не станут отчётливо различимы.

    Ещё один метод – это так называемая позиционная дуга.

    Когда наклон плоскости книги изменяется с шагом в 30 градусов, а человеку предлагают зафиксировать книгу в таком положении, когда буквы станут выглядеть наиболее чётко. Обычно при этом сразу же повышается беглость чтения.

    Детям предлагают упражнения, помогающие в игровой манере развить зрительное восприятие. Например, они должны соединить разрозненные части изображения в одно целое или найти в слове перепутанные местами буквы. Им могут показать буквы, перевёрнутые на 180 градусов, и попросить назвать их. Действенный эффект имеют и упражнения на развитие зрительной памяти: ребёнка просят нарисовать картинку, которую ему на короткое время показали, или описать эту картинку словами.

    При коррекции дислексии и дисграфии у детей необходимо добиться зрительного восприятия и узнавания форм, дифференциации сходных букв или слогов в словах. В работе используются различные наглядные пособия и материалы: игрушки, карточки с буквами, картинки.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Результат коррекции оптической дислексии

    Сложность диагностирования дислексии состоит в том, что это – не болезнь, а всего лишь определённые трудности с чтением и правописанием. Однако они могут быть вызваны в том числе и медицинскими проблемами. Для того, чтобы поставить более точный диагноз, требуется исключить все другие причины.

    В случае с оптической дислексией может быть три варианта развития событий:

    1. Проблемы со зрением отсутствуют;
    2. Есть проблемы со зрением, поэтому сложно понять, какая их часть вызвана физиологией, а какая – дислексией;
    3. Есть проблемы со зрением, но дислексии нет.

    Зрительная терапия и упражнения помогают улучшить оптические и когнитивные навыки и заставить органы зрения и мозг работать, как одна команда. Широко применяются также корректирующие очки и линзы. В результате коррекции возрастает грамотность, улучшаются внимание и запоминание, расширяется словарный запас. Люди чувствуют себя более уверенно, перестают испытывать страх при необходимости что-то написать или прочесть вслух. Детям становится проще реализовать свой потенциал в школе, они начинают учиться с удовольствием.

    Дислексия никаким образом не влияет на интеллект: при постановке правильного диагноза и грамотной коррекции дислексики – дети и взрослые – могут преуспевать в любых областях.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Вопрос — ответ

    Основные симптомы оптической дислексии

    Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами буква, которые сходны графически и различаются только отдельными элементами (В-З, Ъ-М), либо пространственным расположением (П-Н-И, Р-Ь, Т-Г).

    Эта форма дислексии проявляется по-разному: ребенок может читать слово задом наперед, либо соскальзывать с одной строчки на другую, в результате чего страдает последовательность чтения.

    Как диагностировать оптическую дислексию?

    Оптическую дислексию, как правило, впервые выявляют в школе на уроках чтения, но предпосылки видны еще в дошкольном возрасте. Диагностика предполагает проведение специальных тестов, проверку устной и письменной речи (переписывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо).

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности