Дислексия — это избирательная особенность чтения и письма при сохранении общей способности к получению знаний. Проблема довольно распространенная, считается, что в ее основе лежит несформированность высших психических функций. С помощью специальных методов упражнений для коррекции дислексия без следа исчезает.
Дислексия наблюдается изолированно или же с признаками дисграфии, которые присутствуют у более 50% школьников младших классов. Дисграфия зачастую возникает на фоне общего недоразвития речи и нарушения процесса звукопроизношения и восприятия у ребенка с нормальным интеллектом.
Коррекция дислексии у детей
Проблема дислексии требует квалифицированной психолого-педагогической помощи. Работать с ребенком необходимо начинать как можно раньше, желательно — за несколько лет до начала школьного обучения. Так как в основе заболевания лежат процессы нарушения в структурах головного мозга различной этиологии, коррекция дислексии должно включать комплексные мероприятия.
План коррекции зависит от формы нарушения речи. Дислексия может быть следующих видов:
Дислексия сопровождается неточным произношением слов, отсутствием понимания прочитанного, несвязностью речи. Дети часто не могут общаться развернутыми предложениями. Для нарушения характерны побуквенное чтение даже в школьном возрасте, перестановка звуков и слогов, пропуск и замена букв.
Вероятные причины развития дислексии у детей
Точные причины появления признаков дислексии в детском возрасте установить сложно, но специалисты сходятся во мнении, что к нарушениям письма и чтения приводят различные неблагоприятные психологические, неврологические, биологические и социальные факторы. К ним относят перинатальные травмы головного мозга, внутриутробная гипоксия плода, наличие хронических заболеваний у матери, которые часто рецидивируют в период беременности, фетоплацентарная недостаточность.
консультацию
Спровоцировать появление дислексии могут медикаментозная интоксикация, алкогольное отравление матери во время беременности, затяжная желтуха в период новорожденности, а также инфекционное поражение головного мозга новорожденного, связанное с краснухой, гриппом, корью.
Обследование ребенка с дислексией
Дети с дислексией должны проходить комплексное логопедическое обследование. Специалист изучит анамнез ребенка, проведет диагностику устной и письменной речи, которая включает оценку звукопроизношения, связности речи, проведение специальных заданий для самостоятельного списывания текста, заучивания фраз и воспроизведения звуков.
Врач оценит качество понимания прочитанного, количество и серьезность допущенных ошибок, особенности оптико-пространственных ориентировок. В дополнение к логопедическому обследованию возможно посещение детского невролога, офтальмолога, психолога. Также рекомендуется консультация профессионального остеопата, который определит, нет ли зажимов и блоков в мышечно-связочный системе, насколько полноценно работают кровеносные сосуды и другие внутренние органы, которые влияют на речевые функции и способность к чтению.
Особенности коррекции дислексии
Коррекция дислексии требует участия многих специалистов, которые должны определить истинные причины возникновения речевых нарушений. Схема восстановления речевой функции подбирается после получения достоверных результатов комплексного обследования.
Коррекция дислексии предполагает работу над всеми нарушенными механизмами звукопроизношения, чтения и письма. Необходимо обучение распознаванию отдельных слов и выделению их компонентов. Для этого используются специальные приемы, формы и методы обучения чтению. Допустимо применение подходов с оказанием влияния на распространенные органы чувств. В процессе работы с ребенком специалисты прививают ему навыки выделения главных и составных частей слова и смешения звуков для образования фраз и построения предложений. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем быстрее с ребенком начнут работать опытные специалисты.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Упражнения для коррекции дислексии у детей
Упражнения для коррекции дислексии подбирает врач. Профессионал своими тщательно продуманными действиями и специальными приемами восстанавливает кровообращение (у детей с дислексией часто нарушен кровоток в артериях шеи и головы), нормализует работу высшей нервной деятельности, устраняет мышечные зажимы и запускает процессы самовосстановления. Для возвращения способности к чтению и письму необходимо соблюдать все предписания доктора и проводить постоянную работу дома. Это требует от родителей усидчивости, терпения и тактичности по отношению к ребенку.
Метод Дейвиса
Рональдом Д. Дейвисом был разработан метод устранения дислексии. Уникальность его состоит в том, что он учит ребенка контролировать свою речевую функцию и отсутствие внимания, переводя их в своем воображении в особые образные картины.
Дети с дислексией, которые занимаются по методике Дейвиса, могут заниматься лепкой букв из пластилина, тщательно представляя их образ в голове.
Также специалисты учат детей контролировать абстрактные слова, понимать прочитанное, соблюдать определенную последовательность при воспроизведении полученной информации.
Другие упражнения
Развитие фонематического слуха и восприятия, тренировка памяти являются основными целями упражнений. Проводя их, ребенок учится выделять определенные фонемы в словах.
Для различения звонких и глухих, мягких и твердых согласных используется алгоритм, который включает прослушивание, произнесение, различение и запись звуков. При произнесении слогов также используется кинестетический анализатор: рука поднимается на звонкие фонемы и опускается на глухие.
После освоения различий в артикуляции звонких и глухих звуков используются таблички с их условным обозначением. Ребенку предлагается послушать слова и определить, на какой звук они начинаются, затем поднять соответствующую карточку. После устной отработки слова можно записывать в столбики, отдельно с глухими и звонкими согласными.
Также проводятся упражнения, в которых нужно назвать слово, отличающееся от других по звукам. На этих занятиях требуется точное повторение всех слов с фонемами, близкими по акустическим параметрам.
Дополнительно используются игры с мячом. Они направлены на развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, регуляции движений, меткости и ловкости. Эти игры активизируют внимание и помогают нормализовать поведенческую сферу.
В нашем центре дислексии можно провести коррекцию дислексии с помощью комплекса упражнений и методов. С ребенком работают опытные логопеды, дефектологи и другие специалисты. Комплексный подход позволяет быстро получать первые результаты коррекционной работы и полностью избавляться от речевых нарушений.