Как лечить СДВГ у детей и подростков

СДВГ – не приговор. При правильном подходе ребенок успешно перерастет или научится контролировать себя. Однако работа должна вестись не только специалистами, но и родителями. Они должны помогать ребенку справиться с проблемой.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который с каждым годом все чаще диагностируют у детей разного возраста. Это патологическое состояние, при котором ребенку сложно контролировать и управлять своими эмоциями, а также двигательной активностью.

Что такое и с чем путают СДВГ

СДВГ у детей – патология, которую в России диагностируют у 15% дошкольников. В США этот показатель достигает – 20%. В Европе – 5%. Каждый год процент растет. Причем среди мальчиков синдром встречается гораздо чаще, чем среди девочек. Специалисты объясняют это тем, что девочки более уравновешенные и спокойные, поэтому выявить у них проблему гораздо сложнее.

СДВГ сопровождается повышенной активностью ребенка, импульсивностью. Ему сложно концентрироваться на чем-то определенном и длительное время сидеть на одном месте. В результате возникают проблемы с социализацией и обучением, конфликты с родителями, учителями, сверстниками. Это приводит к развитию других психологических проблем.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Принято считать, что патология возникает в результате недостаточного внимания или неправильного воспитания ребенка. На самом деле это врожденное состояние, которое обусловлено особенностью мозга ребенка.

    Также СДВГ часто путают с различными расстройствами:

    • педагогической запущенностью, дислексией, дисграфией;
    • тревожными состояниями;
    • депрессией, биполярным расстройством.

    У многих детей дошкольного возраста, младших школьников и подростков с СДВГ действительно есть подобные расстройства, однако они являются следствием патологического состояния. То есть возникли в результате наличия основной проблемы и несвоевременной ее корректировки.

    Симптомы синдрома дефицита внимания

    Распознать синдром дефицита внимания можно по трем характерным признакам:

    • Нарушение концентрации внимания. Невнимательность. Ребенку сложно сконцентрироваться на чем-то определенном. Он не может закончить начатое – дочитать книгу, выполнить домашнее задание, собрать пазл и т.д. Такие дети часто теряют свои вещи и не помнят, где их оставили. Их сложно заинтересовать выполнением задач, которые требуют усидчивости и умственных усилий. Они плохо усваивают программу обучения.
    • Импульсивность. Ребенку сложно ждать. В школе он выкрикивает ответ с места. При общении с людьми — часто перебивает и пытается привлечь внимание к себе. Не готов подчиняться правилам. Подвержен резкой смене настроения.
    • Гиперактивность. Детям с синдромом сложно спокойно сидеть на одном месте даже непродолжительное время. Они крутятся, ерзают. Также у них наблюдается нарушение сна. В младшем возрасте они мало спят или вообще не спят днем. Дети беспокойные. Они могут постукивать ногами или пальцами, перебирать в руках предметы, покачиваться. Много говорят и двигаются.

    Также у детей с СДВГ могут наблюдаться неврологические проблемы и небольшие невротические нарушения – подергивания мышц, нарушение координации, нарушение восприятия, повышенная утомляемость, плаксивость и беспокойство. Они могут делать бессмысленные передвижения, когда это неуместно: вставать на уроке, передвигаться по классу или просто выходить из него, бегать, громко выражать свои мысли и т.д.

    Если у ребенка наблюдается хотя бы несколько из перечисленным симптомов, его обязательно необходимо показать невропатологу. Только врач может поставить правильный диагноз и поможет скорректировать поведение.

    Патогенез синдрома дефицита внимания

    Патология возникает в результате задержки формирования биоритмов в коре головного мозга. Чаще всего это происходит еще на этапе внутриутробного развития плода. Причина — первично-органические дефекты функциональных систем ствола головного мозга, включая его незрелость. В результате снижается контроль над структурами мозга, которые задействованы в сохранности интеллекта и формировании памяти.

    Повреждение систем приводят к снижению синтеза белка нейронов, нарушению нейронных связей между полушариями, нарушению обмена физиологически активных веществ, отвечающих за межклеточные взаимодействия.

    При проблемах в работе мозга организм задействует защитный механизм. В данном случае в качестве этого механизма выступает – гиперактивность.

    В результате проведения обследования у пациентов с синдромом наблюдается снижение активации лобной коры, а также отдельных мозговых структурах.

    Также существует теория, что расстройство возникает в результате диффузной церебральной дизрегуляции. Однако на данный момент она находится на рассмотрении и научных доказательств не имеет.

    Несмотря на то, что патология впервые была выявлена еще несколько веков назад, она остается малоизученной. Специалисты регулярно выдвигают новые теории возникновения синдрома, включая наследственный фактор, нарушения в работе щитовидной железы и т.д.

    Классификация и стадии развития СДВГ

    На сегодняшний день выделяют несколько типов СДВГ: с дефицитом внимания; гиперактивно-импульсивный; смешанный.

    Смешанный тип встречается чаще всего. Он сочетает в себе дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность. Существует простая смешанная форма СДВГ, при которой отсутствуют сопутствующие нарушения. А также – осложненная, при которой у пациента диагностируют дополнительные психологические расстройства.

    Также существует несколько степеней синдрома:

    • Незначительная. Ребенок практически не отличается от сверстников. Чаще всего данную форму принимают за особенности воспитания и развития.
    • Легкая. Поведение ребенка меняется только при его попадании в новую среду – сад, школу и т.д. В привычной обстановке расстройство может никак не проявляться.
    • Умеренная. Проблемы возникают преимущественно во время начала обучения. У ребенка появляются сложности с коммуникацией, нарушается дисциплина, внимание становится рассеянным, снижается концентрация.
    • Выраженная. Проявляется не только в процессе обучения, но и в любых других условиях, включая привычные для ребенка.

    При незначительных нарушениях в поведении, в большинстве случаев на них не обращают внимания ни родители, ни преподаватели в учебных заведениях.

    Коррекция СДВГ

    Полностью вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивность – нельзя. Однако патология поддается коррекции. При системном подходе удается существенно снизить ее проявления и предупредить возникновение рецидива.

    Чаще всего пациентам с СДВГ требуется поведенческая психотерапия, медикаментозное лечение, а также различные вспомогательные методы. Обо всех способах необходимо сказать подробнее.

    Поведенческая психотерапия

    Один из наиболее эффективных методов коррекции синдрома СДВГ – психотерапия. Она подразумевает не только непосредственно работу специалиста с ребенком, но и семейные сеансы и тренинги.

    С ребенком проводятся занятия по управлению поведением. Они проходят в форме игры. Психотерапевт помогает выбрать манеру поведения для различных ситуаций, включая общение со сверстниками, во время похода в магазин или прогулки на площадке. Таким образом удается социализировать пациента. Облегчить его контакт с другими людьми.

    В среднем продолжительность терапии – несколько лет.

    Также с детьми проводятся аутогенные тренировки. В ходе семейных сеансов родителям рассказывают, как правильно вести себя с ребенком и чего категорически нельзя делать. Специалист дает рекомендации по организации учебного процесса и отдыха.

    Психотерапия отличается эффективностью. Однако для достижения результата необходимо длительное время посещать специалиста. Минимальный период – 2 месяца.

    Медикаментозная терапия

    При отсутствии эффекта в результате психотерапии и других немедикаментозных методов, пациенту могут быть назначены препараты. Чаще всего используются ноотропы, психостимуляторы, нейролептики, антидепрессанты. В каждом случае выбор, чем лечить, делает специалист. Он зависит от общей клинической картины. Найти хорошего невропатолога можно в Москве. Он сможет сделать расшифровку анализов и тестов, назначит адекватное лечение. На форумах достаточное количество отзывов о специалистах.

    Медикаментозная терапия проводится на протяжении длительного периода. Периодически специалист корректирует дозировку препаратов. Может дополнять или заменять их на другие. Ряд используемых при терапии препаратов имеют побочные эффекты. Их прием приводит к ухудшению психо-эмоционального состояния пациента. В результате требуется замена лекарств на другие.

    Вспомогательные методы терапии

    В качестве вспомогательных методов терапии используются:

    • Физиотерапия. Пациенту может быть назначено инфракрасное прогревание, электрофорез позвоночника и шейного отдела. Процедуры направлены на улучшение мозгового кровообращения.
    • Гимнастика, упражнения в воде. Имеют общеукрепляющий и расслабляющий эффект.
    • Сеансы массажа. Направлены на улучшение кровообращения в шейном отделе, нормализацию внутричерепного давления пациента.
    • БОС-терапия. Методика предполагает использование специальных датчиков, которые закрепляются на теле ребенка и фиксируют биоритмы. Во время сеанса пациент выполняет определенные задания. При получении правильного ответа звучит звуковой сигнал или возникает картинка. Таким образом ребенок учится контролировать свое поведение.

    Также возможно применение других процедур. Их назначают на основании обследования.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Прогноз и профилактика СДВГ

    В большинстве случаев прогноз заболевания – благоприятный. Чаще всего к подростковому возрасту симптомы исчезают или существенно уменьшается их проявление. Однако для этого необходима комплексная квалифицированная помощь специалистов.

    В половине случаев часть симптомов сохраняются на протяжении всей жизни человека. В результате у взрослых пациентов нередки вспышки гнева, конфликты с окружающими, забывчивость, чрезмерная импульсивность и т.д.

    Если синдром имеет сопутствующие психологические заболевания, прогноз меняется на неблагоприятный. В качестве профилактики СДВГ необходимо минимизировать первичные факторы: осложнение гестации в период беременности и родовой деятельности, а также заболевания матери и малыша.

    Рекомендация для родителей ребенка с СДВГ

    Для облегчения состояния ребенка одной терапии мало. Родителям необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

    • Питание. В рационе ребенка должно быть достаточное количество белка, продуктов, богатых йодом, цинком, магнием. При этом необходимо сократить или полностью исключить из рациона сахар.
    • Длительность урока. Дети с синдромом не могут продолжительное время сидеть на месте и через 10 минут уже перестают воспринимать информацию. Поэтому важно давать им знания в самом начале урока.
    • Исключение раздражителей. Во время занятий ребенка ничего не должно отвлекать.
    • Распорядок дня. Для детей важно правильно составить график сна, игр, занятий и прочего.

    Не стоит сильно нагружать ребенка. Процесс получения знаний должен быть постепенным. Одни и те же упражнения нужно повторять ежедневно. Материал должен подаваться в игровой форме. Для этого можно использовать специальные учебные материалы, презентации. Это самый простой способ запомнить информацию. Нужно периодически делать перерывы, во время которых ребенок сможет побегать, поговорить или просто отвлечься от занятий.

    Необходимо постоянно хвалить ребенка, даже если его успехи — минимальные. Ему важно слышать слова любви и проводить с родителями как можно больше времени вместе. Это поможет ему адаптироваться в обществе.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Комментарии
    Фото аватара
    Диана 15 мая 2024, 12:42

    Интересная статья, много новой информации для меня.
    Как часто нужно проводить консультации с психологом для достижения наилучших результатов в лечении СДВГ?

    Ответить
    Фото аватара
    Лилия 13 мая 2024, 19:38

    Отличная статья, теперь понимаю, что испытывает мой ребенок. Интересно узнать больше о том, какие конкретно поведенческие стратегии можно использовать в повседневной жизни

    Ответить
    Александра Толстикова 03 мая 2024, 10:14

    Здравствуйте!
    Сыну поставили диагноз СДВГ, назначили лечение. Каковы шансы, что к более старшему возрасту симптомы прекратятся, если мы уже начали лечиться? Сейчас ему 8

    Ответить
    Фото аватара
    Центр коррекции дислексии 03 мая 2024, 11:57

    Александра, добрый день!
    Полностью вылечить СДВГ нельзя, но при комплексной коррекции прогноз обычно благоприятный. Учитывая, что вы уже начали коррекцию, к подростковому возрасту симптомы станут менее выраженными либо исчезнут совсем.

    Ответить
    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности