Обучение всегда даётся сложно. Вряд ли в мире есть человек, который бы сказал, что ему легко изучать абсолютно все, даже, к примеру, школьные предметы, запоминать и воспроизводить прочитанный материал. Но что если трудность в усвоении — это не глупость ребенка, а заболевание? Как отличить нежелание учиться от специфического расстройства? Что делать, если появились подобные проблемы? Ответы на все эти вопросы можно получить в данной статье.
Дизорфография
Дизорфография — специфическое расстройство, суть которого заключается в неспособности ребенка, несмотря на все обучение и старание учителей, родителей, овладеть навыками письменной речи.
На самом деле, дизорфографию, как самостоятельную дисциплину, стали выделять относительно недавно. Ранее таковая относилась к группе дисграфии — расстройству письма, не связанного с интеллектуальными возможностями. Именно поэтому точно говорить о причинах и механизме развития заболевания пока трудно.
Причины расстройства
Среди этиологических факторов, изученных на сегодняшний день может выделить:
- Медицинский аспект. К этой группе можно отнести поражения центральной нервной системы, в том числе и в анамнезе. Реже к данной категории причисляют часто болеющих детей.
- Педагогический аспект, а именно: проблемы с произношением звуков, недоразвитие речи.
- Психологический аспект. Ранее начало школьного обучения, перегруженность детей в первых классах учебным материалом также могут привести к нарушению письменной речи.
Сочетание перечисленных факторов, соответственно, увеличивает вероятность развития дизорфографии.
Клинические проявления
Клинические проявления дизорфографии, в зависимости от вида допускаемых учеников ошибок, можно разделить на 3 группы:
- Морфологические. Ошибки встречаются именно в орфографии при самостоятельном письме, к примеру, в сочинении. Списать из учебника или доски без ошибок ребенок способен.
- Синтаксические. Ребенок не способен овладеть навыками пугктуационного оформления предложений.
- Смешанные. В этом варианте сочетаются и орфографические, и пунктуационные ошибки письма.
Начинают появляться такие ошибки на 2 году обучения, к 3 году количество таковых увеличивается, а максимума достигают уже на 4. Связано это с тем, что число заучиваемых правил возрастает, ребенок не успевает освоить те, а уже появляются новые. Ко всему прочему, материал становится значительно сложнее.
Важно и то, что ребенок повторяет одни и те же ошибки постоянно, стойко. Правила он заучивает, но воспроизводит с трудностью, только так, как написано в учебнике. Объяснить “своими словами”, что значит таковое, школьник не способен. Естественно, с применением на практике тоже возникают проблемы. Чаще, ошибки встречаются в словарных словах, написании проверяемых гласных, двойных согласных, твердого и мягкого знака, сложных слов. Трудно школьнику освоить и перенос слова с одной строки на другую.
Как дизорфография влияет на процесс обучения?
На процесс обучения дизорфография влияет, конечно же, негативно. Наибольшие трудности представляет учёба по русскому языку и литературе. Написать сочинение, изложение, диктант или прочие формы контрольных работ школьник не может. Множество допускаемых ошибок заканчивается неудовлетворительными оценками, оставлением на второй год и подобными трудностями.
Страдает успеваемость при дизорфографии и на других предметах. Ребенок не только не может грамотно писать, ему трудно морфологически строить предложения, сопоставлять слова по падежам, формам и местоимениям. Учащиеся воспроизводят прочитанную информацию, но пересказать таковую не могут, что также отрицательно сказывается на успеваемости.
Дислексия
Дислексия, по аналогии с дизорфографией, относится к расстройствам обучения. Только если в первом из перечисленных вариантов страдало письмо, то здесь уже речь идет о чтении. Ребенок с подобной особенностью не способен быстро и точно распознавать слова, с пересказом сути прочитанного текста также возникают сложности.
Причины дислексии
Одной единственной причины дислексии у детей не существует. Врачи выделяют несколько, наиболее распространенных этиологических факторов клинического расстройства. Среди них:
- Биологические. Это может быть гипоксия головного мозга, независимо от ее генеза, поражение центральной нервной системы внешними токсинами, механические повреждения головного мозга.
- Социальные. Дислексия чаще возникает у детей, страдающих от недостатка общения или если родители, воспитателя не занимаются с ребенком. Также часто развивается патология и у малышей, с которыми работают чрезмерно сильно, много от них требуют.
Определение этиологического фактора развития патологии и играет первостепенную роль в выборе тактики лечения выявленного расстройства.
Клиническая картина дислексии
Клинические проявления дислексии полностью определяет форма расстройства обучения.
- Фонематическая. Ребенок заменяет один звук на другой, смешивает их между собой. При письме дети либо добавляют новые буквы в слова либо пропускают таковые.
- Семантическая. Человек читает правильно, но не понимает смысл текста, фразы, не может составить слова, фразы из слогов.
- Аграмматическая. В данном варианте ребенок неверно согласовывает падежи, заменяет одно окончание на другое.
- Оптическая. Малыш не узнает буквы, поэтому вовсе не читает.
- Тактильная. В большинстве случаев, диагностируется у пациентов с нарушениями зрения. Ребенок, зная точки и расположение штрихов в буквах, начинает их путать.
- Мнестическая. Человек не понимает, какой звук для какой буквы характерен, соответственно, не может даже выучить алфавит.
При отсутствии своевременного, должного лечения дислексия прогрессирует, значительно снижает качество жизни уже взрослого человека.
Как дислексия влияет на усвоение учебного материала и чтение?
Если при дизорфографии плохие оценки ребенок получает, в большинстве своем, по русскому языку и литературе, то при дислексии страдает успеваемость абсолютно по всем предметам. Человек не способен усваивать никакой учебный материал, плохо читает, не воспроизводит полученную информацию. Как следствие, не может применить ее на практике. Учителя ставят ребенку двойки, отправляют к психологам, оставляют на второй год в одном классе и даже исключают из школы. Все это, соответственно, сказывается на образованности малыша.
Методы коррекции у детей
Если учесть, что каждое из расстройств обучения будет характеризоваться своей клинической картиной, абсолютно не идентичной симптоматикой, становится понятно, почему методики коррекции нарушений все же значимо отличаются друг от друга.
Основу лечения дизорфографии составляет устранение, если это возможно, первопричины нарушения. Обязательным этапом терапии является и коррекция уже сформированных навыков письма. К методикам последней можно отнести:
- Обогащение словарного запаса. Врач порекомендует пациенту читать больше книг, подробнее останавливаться на синонимах, антонимах каких бы то ни было слов.
- Усиление навыков орфографии, пунктуации. Для этого ребенок не только должен заучивать правила, но и применять их на практике.
- Обучение морфологическому разбору слова. Ребенок начнет понимать, где корень, а где остальные части слова, научится подбирать однокоренные синонимы.
- Развитие орфографической, пунктуационной зоркости. Работа в этом направлении позволяет человеку, просто смотря на написанный текст, выделять в нем ошибки, объяснять их правилами русского языка. При успешном прохождении курса терапии у специалиста человек сразу находит неточности письма, их исправляет.
- Развитие синтаксиса. Школьник должен знать не только правила орфографии и пунктуации, но и правильно сопоставить предложение относительно главных и второстепенных слов, определить его структуру и “своими словами” пересказать смысл.
Что касается методик борьбы с дислексией, полностью определяет выбор таковой вариант клинического расстройства. Так, при фонематической форме особое внимание необходимо уделить вопросам произношения, семантическая подразумевает обучение ребенка синтезу по слогам, орфографии, пунктуации и так далее.
В любом случае, врач сначала проводит детальную диагностику, определяет выраженность изменений, запущенность проблемы и, уже на основании всей полученной информации, определяет методики дальнейшего лечения, коррекции выявленного расстройства. Подбирается таковая, соответственно, индивидуально.
Роль педагогов и родителей в преодолении трудностей связанных с данными расстройствами
Основная роль в коррекции нарушений обучения принадлежит даже не ребенку, а его педагогам или родителям. Задача взрослого человека состоит в том, чтобы заинтересовать школьника обучением, провести занятие так, чтобы ему самому захотелось вернуться. Например, учитывая малый возраст ребенка, можно сделать это в форме игры или использовать персонажи любимых мультфильмов. В то время как насильственное обучение, заставление ребенка выучить то или иное правило, напротив, не принесут положительных результатов.
Другими словами, объединение усилий родителей, педагогов, нахождение подхода к ребенку и индивидуально составленная методика коррекции нарушений в конечном итоге приведут к регрессу заболевания. Человек сможет удовлетворительно учиться в школе, получит достаточное для социальной жизни общее образование.
Можете порекомендовать игры или приложения, которые помогут ребенку лучше усваивать правила орфографии и пунктуации? Я учитель, в классе 2 ученика с диагнозом, но я думаю и для обычных деетй можно применять, так ли это?
Прежде чем ответим на Ваш вопрос, позвольте выразить Вам свою благодарность, от всего нашего коллектива, т.к. к сожалению сейчас очень мало учителей в наших школах, которые хотят помочь деткам дислектикам, а не просто выполнять свои «должностные обязанности» 🫶
Можно использовать любые игры со словами и образами этих слов, причем можно просто выдумывать эти игры на ходу, но я бы точно не стала проводить такие игры со всем классом сразу, так как детки дислектики заведомо не смогут выиграть в них, что ещё больше загонит их в трудности связанные с дислексией, а вот при индивидуальных занятиях, можно и поддаваться им, чтобы ребенок выиграл, после чего обязательно нужно похвалить и поздравить ребенка с этой победой, так у него будет стимул поиграть снова с Вами в другую игру.
А кто ставит окончательный диагноз по дислексии? К каким специалистам нужно обращаться?
Если вам необходимо подтвердить медицинский диагноз — вы можете обратиться к дефектологу или психоневрологу. Если же вам важнее понять, что именно с вами происходит и как это можно скорректировать — вы можете обратиться к любому специалисту по коррекции дислексии.