Дизорфография у детей в школьном возрасте

Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических правил, которое обусловлено недостаточным развитием мозговых структур. Поэтому детей, регулярно допускающих орфографические ошибки, направляют не на терапию, а на коррекцию.

Не все дети успешно справляются со школьной программой, и проблема кроется вовсе не в их лени. Некоторые школьники просто не в состоянии добиваться тех же результатов, что и их сверстники. К примеру, из-за дисграфии или дизорфографии.

Что такое дизорфография простыми словами

Дизорфография – это нарушение, которое связано с отсутствием у школьника способностей к освоению орфографии. Отклонение выявляется специалистами в процессе обучения. Учителя и логопеды с легкостью могут заметить, что ребенок не понимает как использовать правила правописания и пунктуации при выражении собственных мыслей в письменном виде. Неполноценное развитие речевой и психической деятельности не отражается на общем состоянии интеллекта школьника, однако влияет на его общую успеваемость.

Важно! Детям, которые не умеют правильно излагать собственные мысли на бумаге, сложно достичь успеха во многих сферах своей жизни. Поэтому важно привлечь внимание общества к данной проблеме и помочь младшим школьникам справиться с барьером на их пути.

Симптомы дизорфографии у ребенка

Дизорфография проявляется у детей достаточно ярко. Школьники с таким нарушением не запоминают правила и часто смешивают следующие термины: «звук», «слог», «слово». Содержание правил правописания усваивается учащимися с речевой патологией лишь формально, поэтому они допускают грубые ошибки при выполнении домашних работ.

Невозможность своими силами пересказать содержание орфограммы, правильно написать несколько предложений или сделать обобщенный вывод об орфографии – это один из основных симптомов развития дизорфографии. Трудности усвоения операций и способов проверки слов также указывают на развитие нарушения. Как и неумение выделять части слов, ограниченный лексический запас и т.д.

Важно! Люди с дизорфографией не могут понять, где они допустили ошибку, так как им кажется, что они все делают правильно. Написание слов требует определенной многооперационной проверки, которую многие младшие школьники не в силах провести самостоятельно. Поэтому так важно отвести их к логопеду и помочь им справиться с выполнением домашних заданий по русскому языку.

Причины появления у школьников

Важно не только своевременно выявить нарушение, но и понять причины его возникновения для успешного проведения коррекционных мероприятий.

Недавно специалисты выявили некоторую закономерность: у детей, страдающих от дизорфографии, часто наблюдаются проблемы с речевым аппаратом и памятью, что затрудняет произношение звуков и общее развитие речи. А это значит, что данное нарушение нередко является симптомом развития заболеваний и патологий, связанных с работой мозга. К примеру, развитие дизорфографии у детей может быть спровоцировано поражением центральной нервной системы, что объясняет патоморфологические механизмы появления трудностей в обучении грамоте.

Ну и конечно педагогическая запущенность тоже нередко приводит к проблемам с пониманием орфографии. Если ребенком не заниматься должны образом, то у него не созреют определенные мозговые структуры на момент начала обучения. Поэтому так важно проводить диагностику дизорфографии своевременно.

Классификация дизорфографии

Дизорфографию принято разделять на виды. Сегодня в логопедии принимаются во внимание классификации на основе нарушения грамматических категорий и степени выраженности. Согласно научной литературе существует три формы проявления нарушения:

  1. Морфологическая, при которой школьник допускает множественные ошибки в процессе написания сложных слов. Ученик не знает, как выделить ту или иную орфограмму и применить к ней правило, путается в окончаниях и т.д.
  2. Синтаксическая, при которой школьник допускает ошибки при определении и обозначении определенных связей. Ему не удается правильно расставить знаки препинания между предложениями. Он ставит много лишних запятых или просто пропускает их.
  3. Смешанная, при которой школьник допускает грамматические и пунктуационные ошибки. Он игнорирует окончания, пропускает знаки препинания и т.д.

Классификация дизорфографии при помощи анализа нарушений грамматических категорий позволяет более точно определить характер проблемы и разработать индивидуальный план коррекции. Только при проведении правильной коррекционной работы можно достичь успеха(улучшить навыки письма и орфографии у детей). Помимо классификации на основе нарушения грамматических категорий, важно также учитывать и другие разделения дизорфографии.

С учетом количества ошибок и способности к решению сложных заданий различают следующие степени выраженности проблемы:

  1. Легкая степень. В письменных работах присутствует всего 15-20% ошибок. Ученик справляется со всеми заданиями на 3 или 4.
  2. Средняя степень. Кол-во ошибок в работах составляет 20%-30%. Большинство заданий выполняется учеником на 3.
  3. Тяжелая степень. Учащийся допускает от 30% до 50% орфографических ошибок при выполнении контрольных. Он не справляется с заданиями в школе.

Данная классификация позволяет специалисту соотнести причину и следствие, определить степень выраженности нарушения и скорректировать программу обучения, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Дизорфография это болезнь?

Нет. У этого слова другое значение. Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических правил, которое обусловлено недостаточным развитием мозговых структур. Поэтому детей, регулярно допускающих орфографические ошибки, направляют не на терапию, а на коррекцию.

Дизорфографии следует уделить особое внимание по нескольким причинам. Во-первых, орфографические ошибки в письме могут существенно затруднить обучение ребенка в школе, так как правильное написание слов – это основа русского языка. Регулярное допущение ошибок может сказаться не только на успеваемости ученика, но и на его хрупкой самооценке. Не каждый школьник выдержит тот факт, что он хуже остальных в классе.

Во-вторых, ребенку будет трудно общаться по переписке с другими детьми, это усложнит не только процесс коммуникации, но и не позволит ему влиться в социум. Этого нельзя допустить. Регулярная практика в исправлении орфографических ошибок может поспособствовать развитию лингвистической грамотности и улучшению общего уровня знаний. А успешная коррекция дизорфографии может повысить самооценку школьника, способствуя его интеграции в общество и достижению личностных и образовательных целей.

Методы коррекции дизорфографии у детей

Специалисты используют следующие методики коррекции:

  1. Словесный метод задействуется для объяснения теоретических аспектов программы. Учитель или логопед подробно объясняет школьникам, как и почему применяются те или иные орфографические правила при выполнении заданий, приводит примеры правильного написания слов, просит ребенка выполнять устные упражнения. Словесный метод развивает аудиальное восприятие детей, помогает ученикам быстрее запоминать орфографические правила даже в запущенных случаях.
  2. Наглядный метод задействуется для объяснения и демонстрации тех или иных упражнений. Учитель или логопед подготавливает карточки с гласными и согласными буквами, а также их обозначениями. Так как они позволяют быстрее научить детей правильному произношению и написанию слов. Важно заставить школьника «видеть» орфограмму в слове до ее написания, чтобы в дальнейшем ребенок не путался и не допускал ошибок. Закрепление знаний при помощи разнообразных графических элементов – это важная часть коррекционной работы.
  3. Практический метод задействуется для улучшения навыков речи и функционирования речевого аппарата у ребенка. Учитель или логопед просит письменно выполнить упражнения на знания грамматики и орфографии, а «в уме» выделить условные обозначения орфограмм. Этот метод способствует не только улучшению письменной и устной речи, но и благоволит развитию когнитивных способностей у детей.

Все вышеперечисленные методики коррекции дизорфографии доказали свою эффективность и используются специалистами с учетом особенностей развития ребенка. Каждая из них имеет значение.

Прогноз и профилактика

Нарушение необходимо предупредить путем обеспечения благоприятных условий для формирования высших психических функций ребенка. Защитить школьника от будущих проблем могут только его родители и педагоги. Так как именно они будут влиять на его окружение и развитие в самом начале пути. Именно на учителей и родителей возлагается задача по проведению профилактики.

Все имеющиеся у ребенка проблемы в речевой сфере должны быть устранены до его поступления в школу, иначе в дальнейшем он столкнется с серьезными трудностями в процессе обучения (у него может развиться дислексия, дисграфия, дизорфография). Этого нельзя допустить. Важно своевременно проводить профилактику дизорфографии, дислексии, дисграфии и серьезно относиться к проблемам детей. Иначе потом они пострадают из-за беспечности окружающих их людей.

Огромную роль в раннем выявлении дизорфографии играет совместная работа родителей, педагогов, логопедов и детского психолога. Родители и учителя могут своевременно выявить дизорфографию, а логопеды и психологи составить прогноз, определив необходимость в проведении коррекции. Слаженная работа всех заинтересованных лиц помогает ребенку справиться с трудностями, которые возникают у него в процессе познавательного обучения.

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Комментарии
Фото аватара
Ольга 08 августа 2024, 09:31

Я учитель начальных классов, родители одно из учеников не видят проблемы в обучении, соответственно никуда обращаться не хотят, все что я слышу: «наш ребенок нормальный». Но я тоже не могу индивидуально с ним заниматься и на самотек пустить не могу, что делать?

Ответить
Фото аватара
Центр коррекции дислексии 08 августа 2024, 16:31

Да, часто родители не хотят признавать что их ребенок «какой-то не такой», считая что так они делают своему ребенку лучше. Вы можете провести с ними беседу в более позитивном ключе, подчеркивая, что дизорфография — это не болезнь, а лишь определенная особенность восприятия у вашего ребенка, которую можно легко скорректировать и помочь вашему ребенку построить счастливое будущее с меньшем количеством сложностей.

Ответить
Фото аватара
Гала 31 июля 2024, 00:29

как отличить дизорфографию от дислексии на ранних стадиях обучения?

Ответить
Фото аватара
Центр коррекции дислексии 01 августа 2024, 13:29

В России принято считать, что дислексия касается только чтения и ставится детям с сохранным интеллектом, зрением и слухом. Западная же медицина относит к дислексии и другие проблемы с обучением и не только, такие как и дизорфография, дисграфия, дискалькулия, диспраксия. Поэтому стоит обратиться к специалисту, чтобы точно понять трудности в освоении орфографии связаны именно с дислексией или с педагогической запущенностью.

Ответить

Вопрос – ответ

Чем отличаются виды дизорфографии?

Морфологическая дизорфография включает в себя ошибки в сложных словах, синтаксическая – ошибки в пунктуации, а смешанная – грамматические и пунктуационные ошибки.

Какие степени выраженности дизорфографии существуют?

Легкая (15-20% ошибок), средняя (20-30% ошибок) и тяжелая (30-50% ошибок).

Какие признаки дизорфографии у младших школьников?

Это трудности в запоминании правил орфографии, постоянные ошибки в написании слов, смешивание букв и неверное использование пунктуации.

Какие упражнения помогают при коррекции дизорфографии?

Полезны упражнения на развитие фонематического слуха, диктанты, чтение с последующим разбором ошибок, графомоторные упражнения и игры, направленные на улучшение орфографической памяти.

Какие специалисты могут помочь?

В коррекции дизорфографии могут помочь логопеды, дефектологи, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с нарушениями письма.

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Благотворительная акция: три курса коррекции дислексии - бесплатно!