Дискалькулия у детей: Симптомы, причины и коррекция

Дискалькулии дают синонимичное название – математическая дислексия. Это отсутствие способности к подсчету. Патология нередко развивается параллельно с заболеваниями дислексии, дисграфии (нарушение письма), бессонницы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). 

Детская дискалькулия – это нарушение в восприятии арифметики и математических наук детьми. Проявляется в сложности:

  1. понимания цифр как символов;
  2. сравнения арифметических величин;
  3. выполнения операций сложения, вычитания, умножения и деления;
  4. идентификации геометрических фигур и их размеров;
  5. изучения предметов, где требуется взаимодействие с расчетами.

Дискалькулия часто ассоциируется с дислексией (специфическое расстройство, связанное с трудностью восприятия текста). Расстройству подвержены 6% детей, симптомы проявляется как у мальчиков, так и у девочек. Поэтому, не стоит считать ребенка ленивым и спешить наказывать, если у него появляются сложности в восприятии цифр. Таким детям впоследствии сложнее, чем другим сверстникам, общаться в социуме, реализоваться в жизни и определить, какая деятельность и профессия им подходит. Родители должны  обратить на это внимание, чтобы вовремя выявить симптомы и обратиться за помощью к специалисту.

Симптомы дискалькулии

Симптомы дискалькулии проявляются уже в дошкольном возрасте при первичном знакомстве с азами арифметики, где требуется визуализация задач с цифрами в уме. Взрослые же вынуждены отдавать предпочтение профессиям, которые требуют гуманитарных навыков, дабы избежать столкновения с цифрами.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Чтобы вовремя распознать признаки расстройства, стоит обратить внимание на следующие сигналы:

    1. сложность в идентификации и правописании цифр;
    2. затрудненность в понимании значений «больше» или «меньше»;
    3. проблемы с ориентацией во времени (определение положения стрелок на циферблате);
    4. трудности в решении задач, которые требуют логического подхода и абстрактного мышления;
    5. неспособность определения пройденного расстояния;
    6. слабо выраженное умение измерять, сравнивать, классифицировать;
    7. сложности в решении задачи, где не представлена иллюстрация данных;
    8. неспособность идентифицировать услышанную цифру (слышит число «четыре», а пишет – «семь»);
    9. проблемы в восприятии внешне похожих (6 и 9) или подобно звучащих цифр («семь» и «восемь») и их зеркальное отображение в речи или на письме;
    10. ошибочное определение количества предметов при зрительном восприятии (если на столе стоит пять чашек, ребенок не может сходу определить количество, пока не пересчитает по одному);
    11. затрудненность понимания правил арифметики, вследствие чего ребенок продолжает делать подсчет на пальцах и испытывает сложности в выполнении арифметических операций (сложение, вычитание, умножение, деление).

    Из-за перечисленных осложнений, ребенок не может легко воспринимать поставленные задачи, удерживать в уме и анализировать числа, применять арифметические формулы (наглядный пример — сложность усвоения и запоминания таблицы умножения), успешно осваивать другие, более сложные школьные дисциплины (алгебра, геометрия, физика, химия, черчение), а в дальнейшем испытывает сложности при ориентации на местности, ведении бюджета, формировании схем и таблиц, анализе и понимании графики и статистики.

    Причины развития дискалькулии

    1) Генетический фактор

    Большая часть детей с развитой дискалькулией получает ее по наследству от родителей или других родственников. Вероятность наследственной обусловленности патологии равна 50 %, причем генетические изменения по сей день неизвестны.

    2) Органические поражения ЦНС

    Нарушения головного мозга искажают зрительное восприятие и анализ информации. Причины связаны с осложнениями во время беременности или родов, инфекционными болезнями, травмами головы, а также интоксикациями вследствие курения, наркомании или алкоголизма. Сюда же относятся психологические травмы.

    3) Негативный опыт при изучении арифметики

    Если ребенка принуждали к занятиям, сурово наказывали при совершении малейших ошибок, у него были напряженные отношения с учителем или родителем, то такие обстоятельства способствуют выработке у ребенка животного страха и отторжения к предмету изучения.

    4) Расстройства мыслительной деятельности 

    Когда ребенок пытается представить число, он совершает ошибку, что не позволяет ему корректно дать расшифровку полученной информации. Дефицит при попытке обработки зрительной информации связан также со сниженной концентрацией внимания, нарушением логического мышления и трудностями в усвоении и запоминания данных.

    Виды дискалькулии

    По принятой классификации специалисты отмечают следующие виды нарушения счетного навыка:

    Вербальная дискалькулия

    Учащийся затрудняется воспринимать на слух, давать ответы на устные вопросы и называть цифры, однако с аналогичными упражнениями в письменной форме ребенок справляется успешно.

    Практогностическая/апраксическая дискалькулия

    Ученик не испытывает сложностей в оперировании категориями, т.е. успешно выполняет задачи по сложению, вычитанию и так далее, однако при этом не группирует предметы по форме, величине, количеству. Таким образом, учащийся не может применить знание абстрактных математических понятий  на конкретном примере и наоборот.

    Графическая дискалькулия

    Исходя из названия, ребенок не справляется с задачей перевода числа в цифру в письменном виде, при этом устные задачи выполняет успешно.

    Лексическая дискалькулия

    Учащийся легко воспринимает на слух числа и задачи, однако испытывает сложности во время самостоятельного прочтения математических задач и символов.

    Операциональная дискалькулия

    Ребенок с большим трудом справляется с решением элементарных задач и действий по арифметике.

    Идеогностическая дискалькулия

    Ученик не способен считать в уме без использования подручных опорных средств (счет на пальцах,  счетные палочки, запись на письме, наглядная иллюстрация).

    Псевдодискалькулия

    Вид нарушения счетного навыка, который развивается по причине отсутствия мотивации к обучению и необразованности вследствие некорректного составления учебного процесса.

    Акалькулия

    Форма дискалькулии, которая образуется вследствие поражения коры головного мозга.

    Арифмерия

    Тип нарушения счетного навыка, который характеризуется тем, что у ребенка отсутствует способность обучаться арифметике и операциям по вычислению.

    Симптомы проявляются по-разному в зависимости от того, какой компонент слабо выражен. Нарушения счетного навыка бывают первичными или вторичными, врожденными или приобретенными. В соответствии с этим, чтобы провести диагностику и необходимую коррекцию, будут применяться различные терапевтические подходы.

    Коррекция дискалькулии у детей

    Коррекция нарушения счетного навыка невозможно без предварительной диагностики, чтобы исключить другие заболевания, выявить корректную форму дискалькулии и подобрать терапию.

    Детский психиатр беседует с родителями ребенка, уточняет детали по семейному воспитанию и условиям жизни, хроническим заболеваниям, в особенности, диагнозам, касающихся невралгии и наследственным патологиям. С ребенком проводятся тесты, которые проверяют способность к арифметическим вычислениям и решению элементарных задач, восприятию на слух математических данных и так далее. Цель диагностики – исследовать общее развитие ребенка, степень развития речи и уровень интеллекта, поэтому маленькому пациенту предлагаются для выполнения следующие задачи: выбрать среди чисел большие или меньшие значения, посчитать цифры в порядке возрастания и убывания, сделать несложные вычисления, дать определение и сравнить между собой геометрические фигуры.

    Специалист проверяет способность ребенка к анализированию задач, пониманию поставленных вопросов, умению применить простейшие математические формулы.

    Помощь в лечении оказывают логопеды, педагоги-психологи, неврологи и психиатры. Терапия заключается в проведении психокоррекционных упражнений, которые активируют нейронные связи в участках мозга. В среднем требуется 30-90 сеансов для лечения дискалькулии. При необходимости врачи назначают прием лекарственных препаратов, например, глицин или витамины группы B.

    Специалисты проводят терапию по трем направлениям:

    • Развитие пространственных функций. Прежде чем усвоить азы арифметики, ребенок должен хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, уметь корректно соотносить объекты с их изображениями, разбираться в понятиях основных величин: высоты, ширины, длины, глубины, направления. Ребенку предлагается выполнить задания с кубиками Коса, досками Сегена, а также применить технику игры, где требуется определить направление движения и расположение предметов (слева, справа, наверху и так далее).
    • Развитие речи. Для устранения дискалькулии ключевым моментом является умение ребенка словесно излагать мысли. Важное условие направления — выполнение упражнений, которые направлены на обогащение словарного запаса, пополнение знаний терминов арифметики и их корректного употребления. Ребенок начинает процесс с изучения названий геометрических фигур и слов «больше», «меньше», «равно», изучает деление объектов по определенным признакам, учится считать по порядку, начинает использовать в речи цифры.
    • Развитие арифметических способностей. После успешного усвоения занятий по развитию речи, можно переходить к непосредственному взаимодействию детей с азами математики. Ребенку дается задача: он разбирается в ее смысле, запоминает условия, проговаривает и фиксирует задание на письме, делает наглядную иллюстрацию, рассуждает логически над решением задачки. На этом же этапе идет отработка понятий о составных частях целого, деление объекта на части и его обратное складывание, отрабатывается навык написания мелких математических символов.
    Мама рисует с дочкой

    Для каждого вида дискалькулии подбирается соответствующая коррекция: при вербальной дискалькулии делается упор на запоминание названий выполняемых операций, практикуется их использование в речи; при практогностической дискалькулии даются простые задачи, где каждое действие озвучивается и сопровождается наглядным изображением в виде счетных палочек или же рисунка; для профилактики графической дискалькулии используется тренировка движений мелкой моторики; при лексической дискалькулии внимание акцентируется на том, чтобы сформировать представление о цветах, числах, формах; при операциональной дискалькулии делается упор на освоение навыка счета и вербальное употребление арифметических обозначений.

    Тренировать ребенка могут врачи и сами родители, если будут уделять ребенку достаточное время для коррекции дискалькулии и практики в игровой форме. Можно наглядно обсудить цены в магазине и предложить ребенку выбрать шоколадку по разным параметрам: больше-меньше по размерам, дороже-дешевле по цене. Здесь же взрослые просят ребенка помочь посчитать итоговую стоимость покупки на кассе. Также во время прогулки следует попросить ребенка найти во дворе машину с номерами, где содержится определенная цифра.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Родителям нужно просить детей напомнить им какую-либо информацию в определенное время и при выполнении задания не забывать хвалить и поощрять ребенка. Также полезны для тренировки мышления лабиринты, где ребенок проводит путь по линиям или схематически соединяет небольшое изображение посредством цифр. Прекрасными вариантами также служат игры с различными пазлами, кубиками, мелкими детали конструктора. Кроме того для общего развития будут полезными занятия лепки, рисования, изготовления поделок и оригами.

    Важно не пугаться этого недуга и вовремя обратиться к специалисту, дабы предпринять корректные действия, которые будут направлены на необходимую терапию.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Честная рассылка
      о дислексии и дислектиках

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности