Что такое дискалькулия
Этим термином обозначают нарушение способности к счету любой степени выраженности, как легкой, так и тяжелой. Иногда детям без труда дается выполнение сложения и вычитания, однако, процесс умножения и деления вызывает затруднение.
Как правило, дискалькулия выявляется в раннем детстве или в начальных классах и сразу же корректируется, но это понятие не ограничивается нарушением одного только счета, так как сюда относятся и отсутствие нахождения логики в последовательности математических операций, и непонимание правил числовых преобразований, а также неумение улавливать условие задач.
В зависимости от механизма развития дискалькулия делится на несколько типов:
- вербальный – обусловлен нарушением слухового восприятия чисел и математических понятий, а также трудностями их называния, тогда как письменные задачи выполняются без труда;
- графический – вызывает сложности при отображении цифр и математических символов в письменном варианте или при начертании геометрических фигур;
- для операционального характерны затруднения при выполнении письменных и устных арифметических операций, так как в процессе подсчета возникают сложности с применением математических знаков;
- при практогностическом виде нарушено восприятие абстрактных понятий и образов, благодаря чему детям затруднительно решать математические задачи и объяснять последовательность действий;
- лексический – связан с неправильным прочтением арифметических знаков и цифр, однако, ребенок усваивает материал посредством восприятия информации на слух.
Стоит отметить, что некоторые виды дискалькулии могут развиваться не только по отдельности, но и сочетаться друг с другом.
Основные признаки дискалькулии
Впервые дискалькулькулию можно заподозрить у детей уже в 5-6 лет. Именно в этот период у малышей начинается активная познавательная деятельность, в процессе которой они знакомятся с числами и элементарными арифметическими действиями.
Заметив один или сразу несколько проявлений, родители должны как можно скорее посетить специалиста (логопеда или дефектолога).
К признакам, которые нельзя игнорировать, относятся:
- сложности при написании или узнавании цифр;
- неумение ориентироваться во времени и определять текущий час и минуты;
- нарушение мелкой моторики и координации;
- невозможность зрительно определить расстояние пройденного отрезка пути;
- возникновение путаницы в понятиях «больше», «меньше» или «равно»;
- отсутствие восприятия задачи, не имеющей сопровождения в виде иллюстраций;
- трудности при работе с задачами на логику, а также неумение мыслить абстрактно;
- неспособность посчитать количество предметов или без предварительного пересчета распределить их по группам.
Понять, какой тип дискалькулии развит у ребенка и выяснить причины ее появления, помогает дифференциальная диагностика, по результатам которой специалист предлагает эффективный метод коррекции, наиболее подходящий в конкретном случае.
Методы коррекции расстройства
Коррекция дискалькулии основана на выполнении специальных упражнений, активирующих нейронные связи в головном мозге. Задания разрабатываются логопедом, дефектологом или детским психологом в зависимости от того, на какой участок мозга необходимо воздействовать:
- при необходимости развития умения ориентироваться в пространстве метод коррекции направлен на формирование у ребенка понятия длины и ширины, высоты и глубины, а также на обучение способности сопоставлять различные предметы с изображениями;
- для расширения словарного запаса с детьми младших классов проводится коррекционная работа по развитию речи. Школьников знакомят с арифметическими терминами и на практике закрепляют умение их применять. Далее следуют занятия по обучению счету по порядку с одновременным внедрением математических понятий в речь;
- для развития арифметических способностей, тренировки памяти и счетных навыков ребенка обучают логическому мышлению. Эта методика включает в себя практические упражнения по решению задач на сложение и вычитание, применяемые с целью формирования умения графически изображать математические символы.
Для каждого типа дискалькулии, как и для ее профилактики, подбирается определенный метод коррекции.
Упражнения и игры для борьбы с дискалькулией
При вербальной дискалькулии упражнения направлены на запоминание наименований выполняемых процессов, кроме того, практикуется их применение в речи.
- Счет предметов и проговаривание результата. Упражнение заключается в раскладывании различных предметов и их подсчете. Количество и вариации объектов с каждом разом увеличивают, а полученное число с ребенком проговаривают вслух.
- Подсчет предметов с произношением их названия. Благодаря таким заданиям ребенок учится понимать не только отдельные слова, но и различать арифметические термины. Малыша просят показать определенное число пальцев или поставить рядом несколько предметов.
- Применение арифметических понятий. Для этого упражнения можно использовать любые объекты, находящиеся в поле зрения. Ребенку в игровом формате предлагают показать все предметы одинаковой формы (круглые, овальные, треугольные и т.д.)
- Узнавание собственного тела и ориентация в пространстве. Дошкольнику предлагают сыграть в игру «сверху-снизу», «справа-слева». Занятие проводится в виде гимнастики или вместо физминутки. При этом движения выполняются не только руками, но и ногами, головой, полезно подключить наклоны туловища.
Для предупреждения развития графической дискалькулии тренируют навыки мелкой моторики.
- Развитие моторики рук и двигательной координации. Сюда относятся логические игры с цифрами, в которых ребенку предлагают посчитать изображенные предметы или фигуры. Отличным вариантом является сбор мозаики, вырезание цифр, лепка, а также раскладывание небольших предметов, например, пуговиц.
- Развитие понятия о форме предмета, его величине и числовом изображении. Например: «найди цифру, похожую на изображенный объект» или «какая цифра написана правильно?», «нарисуй или раскрась похожую цифру», «назови и напиши соседнюю цифру для числа 2, 6, 9 и т.д.», «посчитай, сколько раз мяукнул котенок и запиши на одну цифру больше (или меньше)».
- Развитие слухового и зрительного восприятия. «Назови верхний (нижний) ряд фигур или цифр», «повтори ритм», «воспроизведи цифры наоборот (в обратном порядке)», «найди цифру среди множества других», «назови число, записанное цифрой (например, 3 – это три, 5 – это пять и т.д.)»
Практогностический тип: перед ребенком ставят несложные задачи, при выполнении которых каждое действие сопровождается наглядно, одновременно проговариваясь вслух.
- Формирование понятия о предметах и их визуализация. Дошкольника обучают абстрактной терминологии, например, понятию «кислый». При этом просят назвать или показать нужный объект (лимон, зеленое яблоко и т.д.)
- Обучение счету в правильном и обратном порядке. С ребенком можно считать, когда и что угодно: на прогулке – птиц, на остановке – автобусы, дома – игрушки.
- Обучение правильным названиям чисел и последовательности счета. Для этого просят назвать число, которое следует за определенной цифрой, или предшествующее ей. Можно при каждом удобном случае считать те или иные объекты.
- Корректирование зрительного восприятия в пространстве. Для этой цели подойдут предметы разнообразной формы, цвета, а также величины. Малыш должен разложить предложенный материал, сгруппировав его по цвету, форме или величине.
Дислексическая дискалькулия корректируется при помощи упражнений, развивающих представление о форме, цвете и числах.
- Формирование правильных зрительных геометрических и арифметических образов. Упражнение «вспомни, что нарисовано на картинке». Для этого ребенку дают рассмотреть иллюстрацию, при этом родитель проговаривает, что на ней изображено. После этого карточки показывают снова и просят повторить названия.
- Развитие тактильного восприятия. Необходимо заранее подготовить фигуры цифр, арифметических знаков и различных предметов разной величины. Благодаря упражнению ребенку легче понять, что такое, например, пирамида или овал. Закрепление материала происходит при помощи поиска похожих объектов в доме или на прогулке.
- Формирование зрительного восприятия математических знаков и цифр. Для занятий используют предметы, сделанные из подручных материалов: картона, пластилина и т.д. При тактильном контакте с объектом ребенок лучше усваивает не только арифметические символы, но и учится различать их во время чтения.
- Усвоение математических терминов. Для этого используют рисунки, заучивают стихотворения и регулярно произносят с ребенком скороговорки.
При операциональном типе делают упор на формирование и освоение счетного навыка, а также на вербальное использование математических обозначений.
- Обучение визуализации математической задачи. Для этого перед решением любой задачи ребенку предлагают нарисовать ее условие. Кроме того, занимаются упражнением в виде задания-игры: например, в магазине просят положить в корзину 3 яблока, 7 бананов и т.д. или посчитать, какая покупка выгоднее: за 50 рублей или за 42 рубля.
- Обучение счету и различным действиям с числами. В этом случае используют такие настольные игры, как «домино» или «шашки». Малышу предлагают сосчитать точки на костяшках или фигуры шашек. Главное, при подсчете разрешить ребенку считать на пальцах, так как на первом этапе ему довольно сложно складывать в уме даже простые числа.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Почему необходимо выполнять упражнения
Регулярное выполнение несложных упражнений помогает детям концентрировать внимание на поставленной задаче, благодаря чему минимизируется количество ошибок при ее решении. Проводимые занятия формируют познавательные возможности организма, одновременно корректируя вычислительные процессы и последовательность счета.
Несмотря на то что для избавления от дискалькулии приходится обращаться к профильным специалистам, успех и скорость коррекции во многом зависит от родителей. Ведь именно они находятся со своими детьми большую часть времени, а значит, могут посредством правильно подобранных упражнений помочь ребенку не только профилактировать нарушение способности к счету, но и развить его базовые предпосылки.
При выполнении упражнений не менее важно учитывать, что поставленные перед ребенком задачи должны вызывать у него интерес, а в некоторых случаях любопытство. Поэтому любой вид деятельности (развивающей или коррекционной) проводят исключительно в игровой форме с использованием наглядных пособий, привлечением ситуаций из жизни, а также с обязательным проговариванием и повторением особо сложных моментов.