Графическая дискалькулия

Трудности в изучении математики, алгебры и геометрии, по мировой статистике, встречаются приблизительно у каждого 15 ребенка. По мере усложнения материала, когда школьники начинают решать логарифмы и интегралы, сложные уравнения, сложности появляются и вовсе у каждого 3. Но где грань между трудностью в обучении и специфическим расстройством?

В современном мире, как нетрудно заметить, все больше возрастает нагрузка не только на взрослых, но и на детей. Если ещё несколько лет назад ребенок шел в школу и только начинал учиться писать и читать, то сейчас, к моменту выпуска из детского сада, эти навыки уже должны быть точно освоены. В связи со столь высокими требованиями даже от маленьких детей становится неудивительно, что все больше и больше ребят страдают от различных трудностей обучения. Одним из примеров таковых является дискалькулия.

Итак, дискалькулия представляет собой расстройство счета. Произошел термин от греческого и латинского слов, “дис” и “калькус”, соответственно, которые полностью отвечают всей симптоматике заболевания. Ребенку трудно изучать арифметику, алгебру и другие подобные им науки. Появляются сложности со сложением, вычитанием и прочими математическими действиями.

Если же говорить о частности, графической дискалькулии, школьник знает цифры, может их считать, но не соотносит число с символом на бумаге. Другими словами, у ребенка есть понимание, что есть цифра “8”, но написать ее или узнать не способен. В чем причины подобного состояния, кто находится в группе риска и как помочь человеку с подобным расстройством? Ответы на эти и многие другие расстройства вы найдете в данной статье.

Причины возникновения

Единой причины возникновения расстройства счета у детей не существует. Практически каждый автор, изучающий данную проблему, выдвигает свою теорию формирования дискалькулии, находит объяснение таковой.

Так, среди наиболее часто встречающихся этиологических факторов заболевания можно выделить:

  1. Наследственные. Во время изучения причин дискалькулии учёные рассматривали наследственный фактор формирования расстройства. И в ходе проведенных многочисленных исследований доказали, что дети, чьи родители страдали от дискалькулии, также имеют различной выраженности трудности с арифметикой. Но ген, отвечающий за подобное заболевание, ещё не выделен. Следовательно, кроме статистических данных, теория не имеет доказательств.
  2. Поражения головного мозга, центральной нервной системы различного генеза. Это могут быть различные органические расстройства, при которых у ребенка нарушено восприятие информации от зрительных анализаторов или человек не способен воспринимать пространственные фигуры, предметы.
  3. Ранее начало занятий. Принуждение к выполнению математических примеров, наказания за неправильно выполненные задания.
  4. Имеет значение и обстановка дома, в школе. Общее напряжение, неудовлетворительно прошедшая социальная адаптация также способствуют формированию расстройства.
  5. Некоторые авторы, к причинам развития дискалькулии относят родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, гипоксию, интоксикации со стороны матери (никотиновая, алкогольная зависимость).
  6. По другим данным, больше подвержены формированию расстройства счета часто болеющие дети в возрасте до 3 лет.

Нередко, у ребенка, страдающего графической дискалькулией, определяются сразу несколько перечисленных этиологических факторов.

Следует сказать, что выявление причины клинического расстройства является основой диагностического поиска. Ведь именно с учётом таковой врач и назначает лечение.

Ключевые признаки графической дискалькулии

Огромным числом клинических проявлений собственно графическая дискалькулия не отличается. Более того, клиническое проявление расстройства только одно — ребенок знает и понимает цифры, знаки умножения , вычитания, устно отвечает на вопросы, решает примеры, но написать символ или назвать написанный он не способен.

Исходя из этого нарушения, можно выделить несколько вторичных симптомов дискалькулии. Например:

  • Пример человек записать не способен, а в решении сложных задач удержать все действия “в голове” невозможно. Следовательно, по достижению 3-4 класса, когда материал усложняется, появляются значительные трудности с обучением.
  • Также, не записав, ребенку сложно понять последовательность действий при решении той или иной задачи.
  • Ребенок не может выучить таблицу умножения, опять же, потому что не понимает символов.
  • Не способен понять, пока ему не продиктуют, даже данное ему задание.

Как правило, первое время и учителя, и родители списывают подобные симптомы лишь на низкую успеваемость ребенка, отсутствие желания обучаться. Но, по мере взросления человека, при своевременном обращении к специалисту, особых трудностей диагностика графической дискалькулии не представляет.

Диагностика

Трудности в изучении математики, алгебры и геометрии, по мировой статистике, встречаются приблизительно у каждого 15 ребенка. По мере усложнения материала, когда школьники начинают решать логарифмы и интегралы, сложные уравнения, сложности появляются и вовсе у каждого 3. Но где грань между трудностью в обучении и специфическим расстройством? Помочь с ответом на этот вопрос может только специалист.

Критерии дискалькулии

Так, в практической медицине существует 2 классификации болезней: одна — международная классификация болезней (МКБ-10) и вторая — DSM-5 (критерии психических заболеваний).

МКБ-10

По МКБ 10 пересмотра дискалькулия рассматривается как «специфическое расстройство арифметических навыков», кодируется буквенно-числовым значением F81.2. При этом отдельно указано, что выставляется данный диагноз только после исключения банального недостаточного обучения ребенка и общего его недоразвития. В ходе диагностического поиска врач должен подтвердить, что у школьника есть сложности с выполнением простых арифметических действий. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на изучении более сложных математических дисциплин. DSM-5

DSM-5

Согласно DSM-5, дискалькулия выделена в отдельную категорию, а именно, нарушение способности к обучению. Критериев выставления диагноза в данном случае всего 2:

  1. У ребёнка есть сложности с пониманием чисел, написанных знаков. Школьник не способен отобразить проговоренную цифру, узнать таковую.
  2. Присутствуют трудности рассуждения, решения математических задач.

Опять же, согласно этой классификации, перечисленные критерии должны сохраняться не менее, чем в течение 6 месяцев при условии попыток самостоятельной коррекции нарушения.

Осложнения при графической дискалькулии

Знание математики, умение совершать элементарные арифметические действия, навыки писать цифры и их различать имеют для любого человека колоссально важное значение.

Сперва, при отсутствии должного лечения, графическая дискалькулия приводит к неуспеваемости по школьным предметам: математика, химия, физика, черчение. Ребенку ставят неудовлетворительные оценки, оставляют на второй год или даже исключают из школы.

После получения среднего образования человек с подобным клиническим расстройством не способен поступить в средне-специальные или высшие учебные заведения. Появляются трудности и с дальнейшим поиском работы.

Помимо обучения и трудоустройства, нельзя не отметить сложности и в социальной жизни пациента. Не имея возможности узнавать цифры, человек не может самостоятельно ходить в магазин, оплачивать услуги, рассчитывать финансовые возможности и прочее.

Ведущим осложнением графической дискалькулии является выраженная социальная дезадаптация.

Методы коррекции дискалькулии у детей

Лечение детей с различными формами расстройства счета, в том числе с графической дискалькулией, проводят логопеды, педагоги-психологи. Основываясь на имеющихся у ребенка нарушениях, выраженности клинической симптоматики, специалисты определяют тактику лечения ребенка, выбирают оптимальные в каждом конкретном случае методики терапии.

Как правило, работа при дискалькулии проводится в 3 направлениях:

  • Развитие ориентира в пространстве. Специалист учит ребенка ориентироваться в окружающей его среде, уметь определять высоту, ширину, длину предмета, учит отличать правую сторону от левой, переднюю от задней.
  • Обязательным условием получения положительного результата является развитие речи. Школьник должен уметь объясняться с другими людьми, грамотно доносить свои мысли. Специалист рекомендует читать книги, выполняет с ребенком упражнения для увеличения словарного запаса. Затем, после получения результатов в этом аспекте, можно учить человека порядковому счету, таблице умножения.
  • Развитие математических способностей. К этому этапу можно приступать только после получения результатов на предыдущих моментах. Специалист учит детей писать и узнавать цифры, геометрические фигуры, символы. Вместе они разбирают смысл задач, не только проговаривают, но и записывают каждое свое действие.

Значительно реже ребенку назначаются медикаментозные средства для улучшения функций головного мозга, центральной нервной системы.

Профилактика дискалькулии

Профилактика графической дискалькулии у детей заключается в соблюдении всего одного правила: достаточные, но не чрезмерные занятия с ребенком. Обучение должно проходить в игровой форме, только при желании малыша. Это может быть:

  • Подсчет пальцев.
  • Нахождение геометрических фигур.
  • Игры по дорисовыванию картинок.
  • Нахождение на рисунках лишних предметов.
  • Раскраски.
  • Собирание пазлов.
  • Счётные палочки.
  • Занятия с тестом, пластилином или любые другие развивающие игры.
  • Старшим детям покупают прописи.

Даже эти несложные занятия, всего по 10-15 минут в день, значительно уменьшает вероятность развития у ребенка расстройства счета.

 

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Комментарии
Фото аватара
Илья 18 августа 2024, 19:48

оказывается, надо обращать внимание не только на трудности в понимании чисел, но и на восприятие графических образов оО

Ответить
Фото аватара
Karina 08 августа 2024, 23:44

Как вовлечь ребенка в регулярные занятия? Наш сын ни в какую не соглашается, 9 лет ему, все признаки есть

Ответить
Фото аватара
Центр коррекции дислексии 09 августа 2024, 13:45

Все детки очень разные, поэтому нужно использовать индивидуальный подход к каждому. В первую очередь, мы бы посоветовали делать перерывы между занятиями и во время перерывов переключать сына на какие-нибудь интересные для него игры, те игры которые доставляют ему радость и победу в чем-либо. Самое главное, чтобы ребенок успел за время перерыва «переключиться», вы можете заранее предупредить сына, что сегодня мы будем делать с тобой домашние задание совсем по другому, ты сделаешь то-то, и когда устанешь, мы с тобой поиграем в одну короткую, но очень интересную игру, потом сделаем опять немного уроков и опять отдохнем, и так далее. Во время самих занятий ни в коем случае не ругайте ребенка, при ошибках, лучше говорить, чтобы он не переживал, сейчас мы всё разберем, даже если придется потратить на это много времени, а при даже маленьких победах необходимо обязательно хвалить ребенка, потому что дети дислектики очень нуждаются в поддержке своих близких.

Ответить

Вопрос – ответ

Как проявляется графическая дискалькулия?

Основное проявление — ребенок понимает цифры и знаки, устно решает примеры, но не может записать символы или узнать их. Это приводит к трудностям в решении задач и изучении математики.

Как проводится диагностика?

Диагностика включает оценку понимания чисел и символов, проверку способности решать математические задачи и исключение недостаточного обучения или общего недоразвития.

Как графическая дискалькулия влияет на учебу ребенка?

Графическая дискалькулия вызывает значительные трудности в изучении математики, так как ребенок не может правильно записывать и читать математические символы, что приводит к снижению успеваемости и возможным проблемам с самооценкой.

Как корректировать графическую дискалькулию?

Коррекция включает развитие ориентации в пространстве, улучшение речевых навыков, обучение написанию и узнавания цифр и символов, а также использование развивающих игр и упражнений.

Какие советы можно дать родителям?

Родителям следует поддерживать ребенка, не критиковать за ошибки, заниматься с ним в игровой форме, использовать визуальные и тактильные материалы для обучения, и обязательно консультироваться со специалистами для разработки индивидуальной программы занятий.

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
    опыт, мнения и истории людей

    * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности