В современном мире, как нетрудно заметить, все больше возрастает нагрузка не только на взрослых, но и на детей. Если ещё несколько лет назад ребенок шел в школу и только начинал учиться писать и читать, то сейчас, к моменту выпуска из детского сада, эти навыки уже должны быть точно освоены. В связи со столь высокими требованиями даже от маленьких детей становится неудивительно, что все больше и больше ребят страдают от различных трудностей обучения. Одним из примеров таковых является дискалькулия.
Итак, дискалькулия представляет собой расстройство счета. Произошел термин от греческого и латинского слов, “дис” и “калькус”, соответственно, которые полностью отвечают всей симптоматике заболевания. Ребенку трудно изучать арифметику, алгебру и другие подобные им науки. Появляются сложности со сложением, вычитанием и прочими математическими действиями.
Если же говорить о частности, графической дискалькулии, школьник знает цифры, может их считать, но не соотносит число с символом на бумаге. Другими словами, у ребенка есть понимание, что есть цифра “8”, но написать ее или узнать не способен. В чем причины подобного состояния, кто находится в группе риска и как помочь человеку с подобным расстройством? Ответы на эти и многие другие расстройства вы найдете в данной статье.
Причины возникновения
Единой причины возникновения расстройства счета у детей не существует. Практически каждый автор, изучающий данную проблему, выдвигает свою теорию формирования дискалькулии, находит объяснение таковой.
Так, среди наиболее часто встречающихся этиологических факторов заболевания можно выделить:
- Наследственные. Во время изучения причин дискалькулии учёные рассматривали наследственный фактор формирования расстройства. И в ходе проведенных многочисленных исследований доказали, что дети, чьи родители страдали от дискалькулии, также имеют различной выраженности трудности с арифметикой. Но ген, отвечающий за подобное заболевание, ещё не выделен. Следовательно, кроме статистических данных, теория не имеет доказательств.
- Поражения головного мозга, центральной нервной системы различного генеза. Это могут быть различные органические расстройства, при которых у ребенка нарушено восприятие информации от зрительных анализаторов или человек не способен воспринимать пространственные фигуры, предметы.
- Ранее начало занятий. Принуждение к выполнению математических примеров, наказания за неправильно выполненные задания.
- Имеет значение и обстановка дома, в школе. Общее напряжение, неудовлетворительно прошедшая социальная адаптация также способствуют формированию расстройства.
- Некоторые авторы, к причинам развития дискалькулии относят родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, гипоксию, интоксикации со стороны матери (никотиновая, алкогольная зависимость).
- По другим данным, больше подвержены формированию расстройства счета часто болеющие дети в возрасте до 3 лет.
Нередко, у ребенка, страдающего графической дискалькулией, определяются сразу несколько перечисленных этиологических факторов.
Следует сказать, что выявление причины клинического расстройства является основой диагностического поиска. Ведь именно с учётом таковой врач и назначает лечение.
Ключевые признаки графической дискалькулии
Огромным числом клинических проявлений собственно графическая дискалькулия не отличается. Более того, клиническое проявление расстройства только одно — ребенок знает и понимает цифры, знаки умножения , вычитания, устно отвечает на вопросы, решает примеры, но написать символ или назвать написанный он не способен.
Исходя из этого нарушения, можно выделить несколько вторичных симптомов дискалькулии. Например:
- Пример человек записать не способен, а в решении сложных задач удержать все действия “в голове” невозможно. Следовательно, по достижению 3-4 класса, когда материал усложняется, появляются значительные трудности с обучением.
- Также, не записав, ребенку сложно понять последовательность действий при решении той или иной задачи.
- Ребенок не может выучить таблицу умножения, опять же, потому что не понимает символов.
- Не способен понять, пока ему не продиктуют, даже данное ему задание.
Как правило, первое время и учителя, и родители списывают подобные симптомы лишь на низкую успеваемость ребенка, отсутствие желания обучаться. Но, по мере взросления человека, при своевременном обращении к специалисту, особых трудностей диагностика графической дискалькулии не представляет.
Диагностика
Трудности в изучении математики, алгебры и геометрии, по мировой статистике, встречаются приблизительно у каждого 15 ребенка. По мере усложнения материала, когда школьники начинают решать логарифмы и интегралы, сложные уравнения, сложности появляются и вовсе у каждого 3. Но где грань между трудностью в обучении и специфическим расстройством? Помочь с ответом на этот вопрос может только специалист.
Критерии дискалькулии
Так, в практической медицине существует 2 классификации болезней: одна — международная классификация болезней (МКБ-10) и вторая — DSM-5 (критерии психических заболеваний).
МКБ-10
По МКБ 10 пересмотра дискалькулия рассматривается как «специфическое расстройство арифметических навыков», кодируется буквенно-числовым значением F81.2. При этом отдельно указано, что выставляется данный диагноз только после исключения банального недостаточного обучения ребенка и общего его недоразвития. В ходе диагностического поиска врач должен подтвердить, что у школьника есть сложности с выполнением простых арифметических действий. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на изучении более сложных математических дисциплин. DSM-5
DSM-5
Согласно DSM-5, дискалькулия выделена в отдельную категорию, а именно, нарушение способности к обучению. Критериев выставления диагноза в данном случае всего 2:
- У ребёнка есть сложности с пониманием чисел, написанных знаков. Школьник не способен отобразить проговоренную цифру, узнать таковую.
- Присутствуют трудности рассуждения, решения математических задач.
Опять же, согласно этой классификации, перечисленные критерии должны сохраняться не менее, чем в течение 6 месяцев при условии попыток самостоятельной коррекции нарушения.
Осложнения при графической дискалькулии
Знание математики, умение совершать элементарные арифметические действия, навыки писать цифры и их различать имеют для любого человека колоссально важное значение.
Сперва, при отсутствии должного лечения, графическая дискалькулия приводит к неуспеваемости по школьным предметам: математика, химия, физика, черчение. Ребенку ставят неудовлетворительные оценки, оставляют на второй год или даже исключают из школы.
После получения среднего образования человек с подобным клиническим расстройством не способен поступить в средне-специальные или высшие учебные заведения. Появляются трудности и с дальнейшим поиском работы.
Помимо обучения и трудоустройства, нельзя не отметить сложности и в социальной жизни пациента. Не имея возможности узнавать цифры, человек не может самостоятельно ходить в магазин, оплачивать услуги, рассчитывать финансовые возможности и прочее.
Ведущим осложнением графической дискалькулии является выраженная социальная дезадаптация.
Методы коррекции дискалькулии у детей
Лечение детей с различными формами расстройства счета, в том числе с графической дискалькулией, проводят логопеды, педагоги-психологи. Основываясь на имеющихся у ребенка нарушениях, выраженности клинической симптоматики, специалисты определяют тактику лечения ребенка, выбирают оптимальные в каждом конкретном случае методики терапии.
Как правило, работа при дискалькулии проводится в 3 направлениях:
- Развитие ориентира в пространстве. Специалист учит ребенка ориентироваться в окружающей его среде, уметь определять высоту, ширину, длину предмета, учит отличать правую сторону от левой, переднюю от задней.
- Обязательным условием получения положительного результата является развитие речи. Школьник должен уметь объясняться с другими людьми, грамотно доносить свои мысли. Специалист рекомендует читать книги, выполняет с ребенком упражнения для увеличения словарного запаса. Затем, после получения результатов в этом аспекте, можно учить человека порядковому счету, таблице умножения.
- Развитие математических способностей. К этому этапу можно приступать только после получения результатов на предыдущих моментах. Специалист учит детей писать и узнавать цифры, геометрические фигуры, символы. Вместе они разбирают смысл задач, не только проговаривают, но и записывают каждое свое действие.
Значительно реже ребенку назначаются медикаментозные средства для улучшения функций головного мозга, центральной нервной системы.
Профилактика дискалькулии
Профилактика графической дискалькулии у детей заключается в соблюдении всего одного правила: достаточные, но не чрезмерные занятия с ребенком. Обучение должно проходить в игровой форме, только при желании малыша. Это может быть:
- Подсчет пальцев.
- Нахождение геометрических фигур.
- Игры по дорисовыванию картинок.
- Нахождение на рисунках лишних предметов.
- Раскраски.
- Собирание пазлов.
- Счётные палочки.
- Занятия с тестом, пластилином или любые другие развивающие игры.
- Старшим детям покупают прописи.
Даже эти несложные занятия, всего по 10-15 минут в день, значительно уменьшает вероятность развития у ребенка расстройства счета.
оказывается, надо обращать внимание не только на трудности в понимании чисел, но и на восприятие графических образов оО
Как вовлечь ребенка в регулярные занятия? Наш сын ни в какую не соглашается, 9 лет ему, все признаки есть
Все детки очень разные, поэтому нужно использовать индивидуальный подход к каждому. В первую очередь, мы бы посоветовали делать перерывы между занятиями и во время перерывов переключать сына на какие-нибудь интересные для него игры, те игры которые доставляют ему радость и победу в чем-либо. Самое главное, чтобы ребенок успел за время перерыва «переключиться», вы можете заранее предупредить сына, что сегодня мы будем делать с тобой домашние задание совсем по другому, ты сделаешь то-то, и когда устанешь, мы с тобой поиграем в одну короткую, но очень интересную игру, потом сделаем опять немного уроков и опять отдохнем, и так далее. Во время самих занятий ни в коем случае не ругайте ребенка, при ошибках, лучше говорить, чтобы он не переживал, сейчас мы всё разберем, даже если придется потратить на это много времени, а при даже маленьких победах необходимо обязательно хвалить ребенка, потому что дети дислектики очень нуждаются в поддержке своих близких.