Вербальная дискалькулия — это специфическое расстройство умственной деятельности, при котором ребенок испытывает трудности при изучении математики, в том числе при решении задач, изучении терминов и др. Это состояние значительно воздействует на образование ребенка, будущую профессиональную деятельность и повседневную жизнь.
Симптомы и признаки вербальной дискалькулии
- Трудности в понимании математических терминов и заданий. Дети с данным диагнозом плохо понимают научные определения и алгоритмы решения задач, особенно тех, которые требуют устного объяснения (например, при пояснении учителю после решения).
- Затруднения в запоминании математических фактов. У ребенка возникают трудности при запоминании таблицы умножения, арифметических операций и других базовых терминов (не все дети сразу их запоминают, но при диагнозе проблема не решается даже после постоянного повторения основ).
- Проблемы с устным выражением идей. Дети не могут объяснить элементарные научные концепции своими словами, они испытывают трудности при описании своих мыслей.
- Путание слов и терминов. Пациенты неправильно используют математические термины и их определения, что приводит к недопониманию математических задач и концепций.
- Затруднения в чтении. Чтение учебных текстов (задач, терминов, теорем) вызывает сложности из-за непонимания терминологии.
- Трудности в решении устных задач. Дети не могут решить устные математические задачи из-за затруднений в понимании условий и неспособности выразить свои мысли устно.
Причины возникновения
Одной из основных причин вербальной дискалькулии являются неврологические аномалии в мозговой активности. Медицинские исследования подтверждают связь между повреждениями в левом полушарии мозга и возникновением данного расстройства, так как именно здесь находятся центры речевой обработки.
Эта особенность может быть связана с генетической предрасположенностью. У детей, родители которых страдают от дислексии или других речевых нарушений, повышенный риск развития вербальной дискалькулии. Чаще всего генетическая предрасположенность комбинируется с внешними факторами.
Окружающая среда также может оказывать влияние на формирование этой особенности. Дети, выросшие в среде с минимальным общением с родителями и сверстниками, имеют задержку в развитии речи. Это становится основой для развития вербальной дискалькулии.
У некоторых людей вербальная дискалькулия может быть частью более широкого спектра расстройств: аутизм или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В этих случаях патология формируется как один из симптомов основного психического заболевания.
Медицинские исследования указывают на нарушения в нейрофизиологических механизмах, лежащих в основе вербальной дискалькулии. К данным нарушениям относятся проблемы с передачей нервных импульсов в речевые центры мозга, а также нарушения в работе нейротрансмиттеров, ответственных за речевую обработку.
Осложнения при вербальной дискалькулии
- Академические трудности. Вербальная дискалькулия существенно затрудняет обучение математике в школе. Дети с этим расстройством испытывают трудности с пониманием математических концепций и терминологии, выполнением заданий на уроках и сдачей экзаменов. Это приводит к низким оценкам и ощущению неуспеха, что в свою очередь может повлиять на самооценку, мотивацию и общее психологическое состояние.
- Социальная изоляция. Из-за трудностей с обучением и выполнением заданий в школе, дети с вербальной дискалькулией чувствуют себя изолированными от своих сверстников. Они избегают участия в математических играх или обсуждениях из-за страха быть неправильно понятыми. С развитием болезни ребенок может перестать общаться со сверстниками, даже на посторонние темы.
- Психологические проблемы. Постоянные трудности в учебе и социальной адаптации приводят к психологическим проблемам: тревожность, депрессия и низкая самооценка. Дети с вербальной дискалькулией чувствуют себя неполноценными и неспособными, что оказывает отрицательное воздействие на общее благополучие.
- Снижение самооценки. Постоянные трудности с математикой снижают самооценку и уверенность в себе. Дети с вербальной дискалькулией начинают верить, что они неспособны к обучению, что они не смогут добиться успеха в школе и жизни в целом. Это может стать серьезным препятствием на пути к развитию и самореализации.
- Ограниченные карьерные возможности. Так как математические навыки часто являются необходимыми для многих профессий (бухгалтерский учет, программирование, экономика и др.), люди с вербальной дискалькулией значительно ограничены в выборе специальности. Они испытывают трудности с поиском работы и при профессиональном развитии из-за ограниченных математических способностей.
Методы лечения вербальной дискалькулии
Перед назначением терапии, врач проводит диагностику для точного определения болезни и степени тяжести. Специалист оценивает математические навыки, понимание элементарных научных терминов, а также анализирует способность применять эти навыки в реальной жизни (например, подсчитать предметы на столе).
Один из наиболее эффективных способов лечения вербальной дискалькулии — индивидуальные занятия с опытным педагогом-логопедом. Специалист разработает индивидуальный план обучения, который соответствует потребностям пациента.
Во время терапии врач использует «чувственные опоры» (зрение, слух и осязание) для лучшего объяснения и понимания математических терминов и задач. Специалист использует математические игры, манипулятивные материалы и визуальные средства. Сложность каждой задачи увеличивается гораздо медленнее, чем при стандартном обучении.
Игровые методики очень полезны для детей с вербальной дискалькулией. Образовательные игры, задачи и головоломки помогают улучшить математические навыки, не создавая стресса или давления. Все занятия проходят индивидуально, чтобы ребенок смог сосредоточиться, и внимание специалиста было направлено на конкретного пациента
Для людей с вербальной дискалькулией важно развивать самооценку и уверенность в собственных способностях. Положительная обратная связь, поощрение и поддержка со стороны семьи, учителей и специалистов являются дополнительным инструментом в терапии.
Помимо индивидуальных методов лечения, важно обеспечить поддержку и понимание со стороны окружающих. Семья, учителя и друзья могут сыграть ключевую роль в помощи человеку с вербальной дискалькулией преодолеть трудности и достичь успеха в математике и других областях жизни.
Профилактика и наблюдение
Одним из главных условий для профилактики вербальной дискалькулии является раннее обнаружение. Учителя и родители должны быть осведомлены о ранних признаках данного заболевания (трудности с основными математическими концепциями, длительное решение стандартных заданий). При выявлении симптомов, необходимо сразу обратиться к специалисту
Учителя должны разрабатывать индивидуализированные методики обучения для детей с вербальной дискалькулией, учитывая их уникальные потребности и стиль обучения. Рекомендуется использовать визуальные подсказки и игровую форму обучения. Это может помочь справиться с болезнью на ранней стадии без привлечения врача.
Родители принимают активное участие в профилактике и наблюдении вербальной дискалькулией. Семейная поддержка, помощь с домашними заданиями и поощрение интереса к математике способствуют успешному управлению данным состоянием.
Учитывая, что вербальная дискалькулия часто связана с трудностями в понимании математического языка, развитие языковых навыков является важным аспектом профилактики. Ребенку необходимо читать математические тексты, обсуждать концепции с родителями или педагогом для расширения словарного запаса.
Хотя вербальная дискалькулия создает значительные трудности, раннее обнаружение и подходящее лечение могут существенно улучшить жизнь людей, страдающих от этого расстройства. Сочетание индивидуальных занятий с педагогом-логопедом, мультисенсорного обучения, игровых методик и поддержки окружающих помогает развить необходимые навыки и повысить уверенность в себе, что позволит успешно справляться с математическими задачами и достигать своих целей.
А как избежать дальнейшего развития этой болезни?(
Наиболее эффективное решение — это как можно раньше начать коррекцию. Развитие и ухудшение симптомов может наблюдаться как раз из-за не понимая как с ними справляться. Повышение нагрузки, например, в учебных программах, когда ребенок еще не справился с освоением предыдущих знаний, может приводить к новым проявлениям дискалькулии.
Мы склоняемся к тому, чтобы классифицировать вербальную дискалькулию не как расстройство или болезнь, а как нейроотличную особенность восприятия дислектика.
Как понять, что прогресс в терапии вербальной дискалькулии идет? Хочется видеть, что мы движемся в правильном направлении, но видимых изменений как будто нет.
Надо понимать, как сейчас происходит коррекция и как долго продолжается. О прогрессе можно говорить, если вы наблюдаете узнавание чисел или математических понятий за менее продолжительное время, чем требовалось ранее, или ребенок проявляет больший интерес к распознаванию и к пониманию, не отказывается от выполнения задания. Так же показательно, если уменьшилась частота пропуска шагов в простых операциях.