Ваш наследник не может «найти общий язык» с цифрами? Учитель называет его ленивым, а товарищи дразнят? Не делайте поспешных выводов об умственных способностях малыша. Возможно, трудности с арифметикой – признак дискалькулии. При этом нарушении человеку сложно производить действия с цифрами. Тема статьи — дискалькулия у детей, профилактика и коррекция расстройства. Вы также узнаете о том, как родителям поддержать малыша и помочь ему преодолеть трудности.
Как дискалькулия влияет на обучение и повседневную жизнь ребенка?
Человек с таким расстройством плохо усваивает арифметику и другие математические дисциплины. Школьники с дискалькулией не любят «точные науки». Школа и обучение ассоциируются у них с неудачами, страхом. Хроническая неуспеваемость плохо отражается на статусе ребенка. Педагоги, а зачастую, и родственники, давят на малыша, упрекают в лени, пренебрежении к занятиям. В подростковом возрасте возникают сложности с выбором профессии. Дискалькулия связана с трудностями в быту. Человеку сложно ориентироваться на местности, планировать бюджет, понимать содержание графиков, таблиц.
Как своевременно определить дискалькулию?
Согласно научным данным, проблема связана с недоразвитием структур мозга, отвечающих за расшифровку задач, их цифровую обработку.
Однако дискалькулия — не синоним умственной отсталости. И встречается у детей с нормальным развитием интеллекта. Возникновение расстройства связано с разными факторами. При обследовании важно установить его происхождение.
Диагностика обычно актуальна при подготовке малыша к поступлению в первый класс. Либо в начальной школе, когда появляются трудности с математикой. С этой проблемой родители обращаются к разным специалистам: к логопеду, школьному психологу, педагогу. Подтверждает диагноз психиатр. Он собирает анамнез, уточняет симптомы, проводит беседу.
Для определения дискалькулии ребенку дается тест. Он состоит из таких заданий:
- Посчитать от 10 до 20.
- Сгруппировать цифры в разном порядке (возрастания, уменьшения).
- Сравнить два числа.
- Указать направление (влево, вправо).
- Назвать геометрические фигуры. Сгруппировать их по оттенку, величине.
Это задания для учеников с начальных классов. Пациента дошкольного возраста достаточно попросить посчитать предметы, чтобы убедиться в наличии нарушения.
Тщательное обследование поможет понять, почему появилась дискалькулия. И выработать способы решения проблемы.
Симптомы дискалькулии у детей школьного возраста
Как распознать расстройство у малыша? Вопрос о том, как проявляется нарушение, беспокоит многих матерей и отцов. Дошкольный возраст – время, когда признаки дискалькулии можно обнаружить при условии тщательного наблюдения родителей за развитием чада. Однако пик диагностики приходится на начальный этап обучения.
Вот основные симптомы:
- Непонимание самой категории чисел.
- Трудности с запоминанием цифр, терминов, связанных с математикой.
- Непонимание того, как сравнивать числа по величине.
- Проблемы с арифметическими операциями.
- Сложности при счете цифр или предметов «в уме», сравнении их величин.
- Проблемы с графическим изображением чисел.
- Трудности с решением математических задач, непонимание их сути.
- Путаница в действиях (сложение и вычитание, умножение и деление).
Помимо плохого усвоения школьной программы, дискалькулия связана с трудностями в повседневной жизни. Ребенку сложно определять время по часам. У него проблемы с координацией при занятиях спортом. Дискалькулия не позволяет пользоваться картой, осваивать нотную грамоту.
Как адаптировать школьную программу для ребенка с дискалькулией
Расстройство вызывает трудности в обучении. И мешает адаптации в коллективе, ведь над такими школьниками часто смеются сверстники. При отсутствии коррекции проблема сохраняется во взрослом возрасте. Поэтому надо вовремя принять меры ее по устранению.
Для школьников с дискалькулией разрабатывается индивидуальная программа. Коррекция включает в себя занятия со специалистом. Рекомендуется система упражнений, направленных на развитие арифметических навыков, речи, пространственных функций.
Учителям необходимо ориентироваться на нужды школьника. Помочь ребенку достичь успеха. Поддержка позволяет таким мальчикам и девочкам неплохо справляться с математическими задачами.
Ученику следует предоставлять больше времени на задания. Пусть он усваивает материал в своем темпе. Стоит поощрять не быстрые ответы, а правильные.
Не следует загружать таких детей домашними заданиями. Учащиеся с дискалькулией извлекают больше пользы из меньшего количества информации.
Лучше, если школьник использует вспомогательный материал на уроках. Ему можно позволить считать на калькуляторе, выполнять задание с открытым учебником. Главное, чтобы ребенок усвоил и понял материал, а не зубрил математические формулы.
Дополнительные методы (видео, кубики, домино, интерактивные игры) повышают интерес к предмету, облегчают восприятие информации. Современные технологии позволяют детям с особенностями развития освоить школьную программу наравне со сверстниками.
Поддержка в домашних условиях
Родителям важно проявлять терпение и доброжелательность при общении с наследником. Объяснить ребенку, что навыки счета пока даются ему нелегко. Но у каждого бывают сложности с обучением. Хорошо, если родители расскажут о том, какие предметы вызывали у них трудности, как удалось преодолеть проблемы.
Следует как можно раньше знакомить ребенка с миром чисел. Это поможет предотвратить развитие нарушения. Профилактика дискалькулии (profilaktika diskalkulii) – один из популярных запросов в поисковиках и довольно актуальная тема для родителей мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Навыки счета надо развивать в процессе игр, интересных занятий, которые стимулируют любопытство и позитивные ассоциации. Например, когда малыш учится плавать, его можно попросить поймать 3 желтых шарика сачком. Важно, чтобы ребенок проговаривал числа, сопоставлял цифру и слово.
Вот несколько заданий, которые могут попробовать родители:
- Наблюдение за сменой сезонов или погодных условий, ведение записей в дневнике.
- Рассказ о разных действиях людей во времени. Например, ребенка можно попросить написать свой режим дня в будние и выходные дни.
- Решение задач на логику (сгруппировать зверей, растения, предметы быта).
- Телефонные звонки друзьям и родным с набором номера вручную.
Игры
Они широко применяются для занятий в домашних условиях. Есть разные варианты для дошкольников и детей постарше.
Например, можно поиграть в кулинара. Малыш помогает родителям готовить блюдо по рецепту, отсчитывая и взвешивая необходимое количество компонентов.
Для развития навыков счета полезна игра «магазин». Или совместный поход за покупками. В этом случае малыша просят посчитать и положить в корзину несколько предметов. А детям постарше дают более сложное задание – сравнить цены.
Игра «часовщик» полезна тем, что малыш учится правильно определять и отсчитывать время. Например, можно спрашивать ребенка, когда начинается мультик. Или во сколько надо идти гулять.
Правила игры «счет» заключаются в том, что на прогулке малыша просят определить количество прохожих, машин, деревьев.
Упражнения
Практические задания нацелены на то, чтобы помогать малышу с дискалькулией «чувствовать» числа. Для их выполнения не нужны особые материалы. Достаточно нескольких листов бумаги, фломастеров или маркеров, чтобы выполнить упражнение.
Можно, например, нарисовать в случайном порядке числа от 1 до 9. Попросить малыша соединить цифры последовательно. А потом сопоставить четные или нечетные номера.
Или показать ребенку картинки с предметами. В углу каждого листа бумаги написать цифру, которая превосходит количество объектов. Задача малыша – дорисовать недостающие вещи, ориентируясь на число.
Дома есть все для того, чтобы развивать у наследника интерес и способности к математике. Чтобы придумать оригинальное упражнение или игру, достаточно проявить немного фантазии. Например, можно приготовить торт, измеряя и отсчитывая компоненты. А потом нарисовать числа кремом на его верхушке.
Физические занятия
Развитие координации и мелкой моторики – важная коррекционная мера при дискалькулии. Игры с конструкторами, бусами, кубики, мозаики способствуют формированию этих функций. Полезны занятия рисованием, музыкой, оригами, лепкой из теста, пластилина. Не стоит забывать о подвижных играх, танцах и спорте.
Семейный уют
Задача родителей – научить наследника справляться с трудностями. Дискалькулия у детей связана с большой эмоциональной нагрузкой. Необходимо создать благоприятную, теплую атмосферу, хвалить даже за незначительные успехи и повышать уверенность малыша в своих способностях.
Позитивная мотивация особенно важна для таких детей. Именно от родителей малыш получает поддержку, положительный настрой.
Главное – не торопить наследника, не стыдить и не наказывать за ошибки. Даже если задача, которая вызывает у чада трудности, родителям кажется простой.
Как специалист по коррекции дискалькулии может помочь ребенку?
К счастью, современные технологии облегчают жизнь людям с таким расстройством. Если ребенок плохо умеет считать, возможно, это не слишком помешает ему адаптироваться в мире. На помощь придут смартфоны, особые программы, доступные для скачивания.
Хотя коррекция и профилактика дискалькулии необходима. При появлении нарушения следует обратиться к психологу, логопеду. Специалист определит, какая причина вызвала нарушение. И подберет программу занятий.
Есть особые упражнения, помогающие вылечивать дискалькулию. Вот основные принципы, на которых они строятся:
- Использование счетных палочек, пуговиц и другого наглядного материала.
- Составление памяток, схем с описанием упражнений.
- Задачи, связанные с повседневной жизнью (ребенок выполняет их на прогулке, дома, в магазине).
- Переход от проговаривания действий к выполнению операций «в уме».
- Измерение объектов линейкой, взвешивание сыпучих или жидких материалов.
- Сопровождение заданий рисунками. Иллюстрации должен делать ребенок.
В среднем, для устранения дискалькулии проводят от 30 до 90 занятий. При тяжелом нарушении число уроков может доходить до 250.
Занятия проходят в игровой форме, малыши обычно охотно посещают их. Помощь специалиста позволит ребенку не только освоить арифметику. Но и научит его контролировать свою деятельность, правильно распоряжаться временем.
Нужны ли препараты для коррекции нарушения? Этот вопрос часто волнует родителей. Стоит отметить, что психологи, педагоги и логопеды не имеют права рекомендовать лекарства. Назначение препаратов требует тщательного обследования. Медикаменты назначает детский психиатр. Такое лечение рекомендуют при сопутствующих нарушениях. Например, врач может прописать ноотропы. Если других расстройств, кроме дискалькулии, не выявлено, в препаратах обычно нет необходимости.
А почему раньше мы просто относили людей к гуманитариям, а теперь это аж проблема? как во взрослой жизни это мешает?
Людей все также можно делить на «гуманитариев» и «технарей», однако такое разделение обычно подразумевало склад ума и склонность к тем или иным наукам. Дискалькулия — это больше, чем склад ума или личные предпочтения в изучении наук. Такие люди не просто не захотят и не смогут решать дифференциальные уравнения или задачи на действия с матрицей — они тяжело воспринимают течение времени, могут путать порядок цифр в длинных списках покупок или номерах телефонов, или элементарно сесть не в тот автобус. Что уж говорить о том, что будет с человеком, когда ему придется презентовать квартальные результаты компании в графиках, с большим количеством цифр. Разве это не мешает обычной жизни?
Моему ребенку недавно поставили этот диагнози я чувствовала себя ужасно. попробую ваши советы, спасибо, что пишете.