Представителями логопедической и педагогической школы в России и за рубежом были разработаны различные классификации симптомов дислексии, благодаря чему стало возможно выделить несколько её видов.
Виды дислексии по Р. И. Лалаевой
Профессор Р.И. Лалаева, доктор педагогических наук, долгие годы занималась дефектологией. Она закончила аспирантуру в ЛГПИ им. Герцена (теперь — РГПУ), а позднее стала заведующей кафедры логопедии в этом вузе.
Специалисты кафедры исследовали дислексию с позиции глубинных механизмов чтения и письма. Как отмечала сама Р.И. Лалаева, речевой процесс часто сводится к акустическому (слуховому) восприятию и двигательному (моторному) воспроизведению. Однако, такой подход представляется упрощённым. Речевые функции имеют комплексное, многоуровневое строение, а нарушения чтения в большинстве случаев вызваны несформированностью психических функций высокого порядка.
Именно характер нарушений этих высших психических функций Р.И. Лалаева предложила учитывать при классификации дислексии. Она же дала определение этого состояния, которое в научных кругах считается общепризнанным. В своём определении Лалаева указывает на такой признак, как стойкость и многочисленность повторяющихся ошибок.
Р.И. Лалаева доработала классификацию дислексии, предложенную на кафедре логопедии РГПУ, и на сегодняшний день эта классификация признана наиболее актуальной:
Фонематическая форма проявляется в нечётком распознавании звуков, в замене и перестановке букв во время чтения. Дети смешивают звуки Б и П, Ж и Ш и другие акустически сходные.
При семантической форме дислексии ребёнок может читать текст, но не понимает его смысла.
Аграмматическая форма названа так потому, что она вызывает трудности с грамматикой: словообразованием, правильной постановкой ударения, склонением существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
При мнестической дислексии затронуты процессы речевой памяти. Ребёнок не может запомнить буквы или последовательность букв, не может воспроизвести или нарушает их порядок, произвольно заменяет буквы при чтении.
Оптическая форма дислексии приводит к тому, что человек плохо запоминает визуальные образы букв и путает схожие символы, например, В и З. Он не может расчленить буквы на составные элементы. Часто для такой формы дислексии характерно «зеркальное» чтение.
Тактильная дислексия встречается только у слабовидящих детей и взрослых. Она вызвана недостаточной чувствительностью кончиков пальцев, из-за чего осложняется распознавание символов азбуки Брайля.
Другие классификации
Некоторые известные психологи, изучавшие дислексию в первой половине XX века (П. Раншбург, Г. Гельмгольц и другие), предполагали, что причиной этого состояния является нарушение памяти и дефицит оптического восприятия.
Отечественный невропатолог Р. А. Ткачёв считал, что в основе трудностей с чтением лежит нарушение ассоциативных связей между фонемой и графемой, между звуком и буквой.
Р. Беккер разделял дислексию на литеральную и вербальную, определяя первую как неспособность усваивать буквы, а вторую — как неспособность их читать.
Классификация советского логопеда О.А. Токаревой базируется на анализаторных системах, поэтому она выделяет оптическую, акустическую и моторную форму дислексии.
В советской, а позднее и в российской научной школе использовались четыре подхода к изучению и классификации данного состояния:
- Психофизиологический (О.А. Токарева. М.Е. Хватцев)
- Нейропсихологический (Т.В. Ахутина)
- Клинико-психологический (А.Н. Корнев)
- Логопедический (Р.И. Лалаева)
М.Е. Хватцев, один из родоначальников советской дефектологии, подчёркивал взаимосвязь нарушений чтения и письма с дефектами слуха и устной речи. С учётом сложной структуры процесса чтения он разделял дислексию на пять подтипов: фонематическую, мнестическую, семантическую, оптическую и оптико-пространственную. За каждой М.Е. Хватцев усматривал нарушение отдельной психической функции.
В основе модели, предложенной А.Н. Корневым в конце 1990-х годов, лежат нарушения церебральных процессов, которые составляют первооснову навыков чтения.
Согласно этой модели, дислексия имеет четыре оси, на каждой из которых можно выделить различные формы нарушения процесса чтения:
- Этиопатологическая ось
- Психопатологическая ось
- Психологическая ось
- Функциональная ось
Первая ось относится к причинам (этиологии) и механизмам развития и течения дислексии (патогенез). Вторая ось — это ведущий синдром состояния. Здесь автор выделяет два синдрома: церебрастенического инфантилизма и органического инфантилизма.
Инфантилизмом в целом называют отставание в развитии. Церебрастенический характеризуется задержкой развития механизмов ЦНС (центральной нервной системы). Органический обусловлен поражением церебральных структур во время внутриутробного развития.
Третья ось (она также носит название нейропсихологической) отражает синдромы и механизмы нарушения. К числу этих механизмов Корнев относит дисфазию (нарушение речи) и дисгнозию (нарушение восприятия). Существует также третий, смешанный вариант.
Наконец, четвёртая ось — это тяжесть речевых нарушений. А.Н. Корнев разделяет их на латентную и выраженную дислексию и алексию.
Дислексия принадлежит к числу так называемых «специфических трудностей обучения» и влияет на умение читать. С медицинской точки зрения, никаких разновидностей этого состояния не существует: любые нарушения процесса чтения, какие бы формы они ни принимали, попадают под определение дислексии.