Главный признак дислексии – нарушение функций чтения, письма и восприятия речи. Основной симптом расстройства – плохой навык чтения, когда причина, казалось бы, отсутствует. В его основе лежат нарушения церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения. Российские логопеды отдельно выделяют дислексию, дисграфию, дизорфографию, дискалькулию, диспраксию, СДВГ, а в Европе их все рассматривают в рамках дислексии.
Миф 1: Дислексия связана с недостатком интеллекта
Люди, у которых наблюдается такая особенность, просто говоря, не относятся к умственно отсталым. Чтобы понять, что такое дислексия, достаточно изучить исследования, проведенные в 2013 г., выявившие, что такое нарушение никак не влияет на интеллектуальные способности.
Дислексия не влияет на общий интеллект человека
Простой опыт, проведенный учеными Массачусетского технологического института, позволил выявить, что дислексия часто не оказывает влияния на общий интеллект человека.
Мозг человека имеет языковые центры для устного общения и жестикуляции. Данное состояние не следует рассматривать как заболевание, а как нарушение, которое затрудняет жизнь людям, у которых появляется проблема только из-за социальных предрассудков. Заболевание можно вылечить, а нарушение – скорректировать. При этом умственные функции у человека сохраняются.
Примеры известных личностей с дислексией, добившихся успеха
Известная писатель детективного жанра Агата Кристи страдала от такого нарушения, не могла концентрироваться на занятиях и научиться писать правильно. Однако это не помешало ей создать книги, пользующиеся огромной популярностью.
Альберт Эйнштейн – физик – создатель теории относительности – не любил школьные занятия. По некоторым данным не мог запомнить месяцы в году, но при этом решал сложные задачи для своего времени.
Американская певица Шер в течение полувека занимала верхние строчки в хит-парадах со своими песнями. Она с трудом различала цифры 6 и 9, а хорошо читать так и не научилась.
Г.-Х. Андерсен не любил учебу в школе, смог освоить только основы грамотности, что не помешало ему создать множество сказок.
Леонардо да Винчи делал заметки в обратном направлении (справа налево). Некоторые считают, что он так хотел запутать потомков, но такой способ письма характеризует наличие дислексии.
Создатель лампы накаливания Т. Эдисон также не отличался прилежностью в школе. По некоторым данным, у него также наблюдалась дислексия.
Американский актер Том Круз в детстве сменил множество школ, не любил учиться, не мог научиться читать и усваивать информацию. Тем не менее, он стал отличным актером.
У разных знаменитостей отмечалась мнемистическая, оптическая и другие формы нарушений, которые, тем не менее, не помешали им добиться значительных результатов на своем жизненном пути.
Миф 2: Дислексия – это просто проблема чтения
Неверно считать, что подобное нарушение вызывает только проблемы с чтением. Каждая буква может быть как неправильно произнесена, так и воспроизведена на бумаге.
Как дислексия влияет на письмо, восприятие текста и устную речь
Выделяют следующие типы подобного состояния:
- Фонематический – может проявляться в объединении составных частей отдельных слов в единое целое. Звуки, близкие по артикуляционным и акустическим признакам, объединяются и искажается структура языковых единиц.
- Мнестический – неспособность связывать визуальный символ с его акустической формой. Мнестическая форма является одной из наиболее сложных видов для корректировки.
- Аграмматический – при чтении происходит подмена падежей, окончаний. Аграмматическая разновидность может проявляться как в устной, так и письменной речи, появляется из-за недостаточного развития функционально-морфологических обобщений, а также грамматического строя речи.
- Семантический – человек понимает слово при его чтении в отдельности, но не фиксирует смысла прочитанного.
- Оптический – чтение справа налево со сложностью фокусировки взгляда на необходимой строке.
- Тактильный тип – характерна для слабовидящих людей, читающих с помощью азбуки Брайля. Проявление заключается в путанице символов с похожим количеством точек, перескакивании строк, пропуске речевых единиц.
У некоторых людей наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, из-за чего они с трудом воспринимают устную речь. Данное состояние не лечат, его только корректируют. Добиться значительных успехов можно при начале проведения систематических занятий в раннем дошкольном возрасте, занимаясь постоянным обучением ребенка.
Миф 3: Дети перерастают дислексию
В нашей стране долгое время считалось, что ребенок, достигнув возраста 18 лет, перерастает дислексию, и у взрослых такого состояния уже не наблюдается. Но это миф, поскольку проблема никуда не девается. Дети вырастают, адаптируются, при этом трудности с чтением, а у некоторых и с письмом, сохраняются.
Почему важно как можно раньше диагностировать дислексию?
Специфический процесс не лечится, а корректируется. Можно обратиться, например, к логопеду или нейропсихологу. При наличии сопутствующих неврологических патологий проводят их лечение. Детям, у которых наблюдается такое состояние, сложно пережить издевательства одноклассников, поэтому при обнаружении проблемы, ее нужно как можно раньше начать корректировать. С ребенком необходимо проводить фонетический разбор слов, чтобы он понимал, чем буква отличается от звука и как произносятся похожие символы.
Взрослый, не сумевший в свое время скорректировать проявление дислексии, может начать страдать депрессией, различными психическими отклонениями. Поэтому необходимо выявлять подобное нарушение. Точная диагностика и выявление в раннем дошкольном возрасте позволит скорректировать проблему. Она имеет генетическую предрасположенность. Плод ее получает от матери.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Для недопущения подобного состояния необходимо делать упор на визуальное восприятие ребенком информации и на развивающие игры, в которые ребенок должен играть вместе со взрослыми. При занятиях с ним письмом важно стереть допущенные им ошибки и указать на правильное написание.
Логопедический и фонетически правильный подходы во многих случаях при начале своевременной корректировки позволяют добиться существенных успехов. Родителям рекомендуется приобрести краткий справочник, в котором описано состояние и методы корректировки. Им необходимо помнить, что вылечивать подобное нарушение невозможно.
Слышал, что дислексию можно «перерасти». Это правда или очередной миф?
Дислексия не исчезает с возрастом, но ее проявления могут смягчаться с помощью правильного обучения и поддержки. Взрослые с дислексией часто находят способы компенсировать свои трудности.
Подозреваю, что сверстники обижают моего сына с дислексией, смеются над ним, в школу идти отказывается, что делать? Разговоры с учителями не помогают
Добрый день! Очень важно продолжать общение с учителями и школьным психологом, возможно, инициировать встречи с родителями других детей. Рассмотрите вариант смены школы или перевода в класс с более поддерживающей атмосферой.