ТОП 3 мифа о дислексии

Дислексия – частичная неспособность человека к чтению и письму при его достаточном интеллектуальном развитии. Считается, что она вызывается нейробиологическими особенностями и рассматривается в разделе «Логопедия».

Главный признак дислексии – нарушение функций чтения, письма и восприятия речи. Основной симптом расстройства – плохой навык чтения, когда причина, казалось бы, отсутствует. В его основе лежат нарушения церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения. Российские логопеды отдельно выделяют дислексию, дисграфию, дизорфографию, дискалькулию, диспраксию, СДВГ, а в Европе их все рассматривают в рамках дислексии.

Миф 1: Дислексия связана с недостатком интеллекта

Люди, у которых наблюдается такая особенность, просто говоря, не относятся к умственно отсталым. Чтобы понять, что такое дислексия, достаточно изучить исследования, проведенные в 2013 г., выявившие, что такое нарушение никак не влияет на интеллектуальные способности.

Дислексия не влияет на общий интеллект человека

мифы о дислексии

Простой опыт, проведенный учеными Массачусетского технологического института, позволил выявить, что дислексия часто не оказывает влияния на общий интеллект человека.

Мозг человека имеет языковые центры для устного общения и жестикуляции. Данное состояние не следует рассматривать как заболевание, а как нарушение, которое затрудняет жизнь людям, у которых появляется проблема только из-за социальных предрассудков. Заболевание можно вылечить, а нарушение – скорректировать. При этом умственные функции у человека сохраняются.

Примеры известных личностей с дислексией, добившихся успеха

Известная писатель детективного жанра Агата Кристи страдала от такого нарушения, не могла концентрироваться на занятиях и научиться писать правильно. Однако это не помешало ей создать книги, пользующиеся огромной популярностью.

Альберт Эйнштейн – физик – создатель теории относительности – не любил школьные занятия. По некоторым данным не мог запомнить месяцы в году, но при этом решал сложные задачи для своего времени.

Американская певица Шер в течение полувека занимала верхние строчки в хит-парадах со своими песнями. Она с трудом различала цифры 6 и 9, а хорошо читать так и не научилась.

Г.-Х. Андерсен не любил учебу в школе, смог освоить только основы грамотности, что не помешало ему создать множество сказок.

Леонардо да Винчи делал заметки в обратном направлении (справа налево). Некоторые считают, что он так хотел запутать потомков, но такой способ письма характеризует наличие дислексии.

Создатель лампы накаливания Т. Эдисон также не отличался прилежностью в школе. По некоторым данным, у него также наблюдалась дислексия.

Американский актер Том Круз в детстве сменил множество школ, не любил учиться, не мог научиться читать и усваивать информацию. Тем не менее, он стал отличным актером.

У разных знаменитостей отмечалась мнемистическая, оптическая и другие формы нарушений, которые, тем не менее, не помешали им добиться значительных результатов на своем жизненном пути.

Миф 2: Дислексия – это просто проблема чтения

Неверно считать, что подобное нарушение вызывает только проблемы с чтением. Каждая буква может быть как неправильно произнесена, так и воспроизведена на бумаге.

Как дислексия влияет на письмо, восприятие текста и устную речь

Выделяют следующие типы подобного состояния:

  • Фонематический – может проявляться в объединении составных частей отдельных слов в единое целое. Звуки, близкие по артикуляционным и акустическим признакам, объединяются и искажается структура языковых единиц.
  • Мнестический – неспособность связывать визуальный символ с его акустической формой. Мнестическая форма является одной из наиболее сложных видов для корректировки.
  • Аграмматический – при чтении происходит подмена падежей, окончаний. Аграмматическая разновидность может проявляться как в устной, так и письменной речи, появляется из-за недостаточного развития функционально-морфологических обобщений, а также грамматического строя речи.
  • Семантический – человек понимает слово при его чтении в отдельности, но не фиксирует смысла прочитанного.
  • Оптический – чтение справа налево со сложностью фокусировки взгляда на необходимой строке.
  • Тактильный тип – характерна для слабовидящих людей, читающих с помощью азбуки Брайля. Проявление заключается в путанице символов с похожим количеством точек, перескакивании строк, пропуске речевых единиц.

У некоторых людей наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, из-за чего они с трудом воспринимают устную речь. Данное состояние не лечат, его только корректируют. Добиться значительных успехов можно при начале проведения систематических занятий в раннем дошкольном возрасте, занимаясь постоянным обучением ребенка.

Миф 3: Дети перерастают дислексию

В нашей стране долгое время считалось, что ребенок, достигнув возраста 18 лет, перерастает дислексию, и у взрослых такого состояния уже не наблюдается. Но это миф, поскольку проблема никуда не девается. Дети вырастают, адаптируются, при этом трудности с чтением, а у некоторых и с письмом, сохраняются.

Почему важно как можно раньше диагностировать дислексию?

Специфический процесс не лечится, а корректируется. Можно обратиться, например, к логопеду или нейропсихологу. При наличии сопутствующих неврологических патологий проводят их лечение. Детям, у которых наблюдается такое состояние, сложно пережить издевательства одноклассников, поэтому при обнаружении проблемы, ее нужно как можно раньше начать корректировать. С ребенком необходимо проводить фонетический разбор слов, чтобы он понимал, чем буква отличается от звука и как произносятся похожие символы.

Взрослый, не сумевший в свое время скорректировать проявление дислексии, может начать страдать депрессией, различными психическими отклонениями. Поэтому необходимо выявлять подобное нарушение. Точная диагностика и выявление в раннем дошкольном возрасте позволит скорректировать проблему. Она имеет генетическую предрасположенность. Плод ее получает от матери.

Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

Для недопущения подобного состояния необходимо делать упор на визуальное восприятие ребенком информации и на развивающие игры, в которые ребенок должен играть вместе со взрослыми. При занятиях с ним письмом важно стереть допущенные им ошибки и указать на правильное написание.

Логопедический и фонетически правильный подходы во многих случаях при начале своевременной корректировки позволяют добиться существенных успехов. Родителям рекомендуется приобрести краткий справочник, в котором описано состояние и методы корректировки. Им необходимо помнить, что вылечивать подобное нарушение невозможно.

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Комментарии
Фото аватара
Игорь 17 августа 2024, 13:30

Слышал, что дислексию можно «перерасти». Это правда или очередной миф?

Ответить
Фото аватара
Центр коррекции дислексии 17 августа 2024, 18:31

Дислексия не исчезает с возрастом, но ее проявления могут смягчаться с помощью правильного обучения и поддержки. Взрослые с дислексией часто находят способы компенсировать свои трудности.

Ответить
Фото аватара
Ильвира 10 августа 2024, 17:30

Подозреваю, что сверстники обижают моего сына с дислексией, смеются над ним, в школу идти отказывается, что делать? Разговоры с учителями не помогают

Ответить
Фото аватара
Центр коррекции дислексии 11 августа 2024, 09:31

Добрый день! Очень важно продолжать общение с учителями и школьным психологом, возможно, инициировать встречи с родителями других детей. Рассмотрите вариант смены школы или перевода в класс с более поддерживающей атмосферой.

Ответить

Вопрос – ответ

Влияет ли дислексия только на чтение?

Дислексия влияет не только на чтение, но и на письмо, восприятие текстов и способность концентрироваться на устной речи. Это сложная особенность, затрагивающее несколько аспектов когнитивной деятельности.

Влияет ли дислексия на творчество?

Дислексия не мешает творческому развитию, а иногда даже способствует нестандартному мышлению. Многие люди с дислексией добились успехов в творческих областях, используя свои уникальные способности и подходы.

Могут ли дети с дислексией успешно учиться в обычной школе?

Да, дети с дислексией могут успешно учиться в школе при условии, что им предоставлены соответствующие методы обучения и поддержка. Индивидуальный подход и использование специальных образовательных программ помогают им преодолевать трудности.

Является ли дислексия признаком лени?

Нет, дислексия не связана с ленью. Это особенность, которая влияет на способность обрабатывать письменную информацию. Люди с дислексией часто прикладывают гораздо больше усилий к учебе, чем их сверстники.

Можно ли "вылечить" дислексию?

Дислексию нельзя полностью «вылечить», но с помощью специальных методов обучения и поддержки можно значительно улучшить навыки чтения и письма. Это помогает людям с дислексией лучше адаптироваться и достигать успехов в учебе и жизни.

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Честная рассылка
    о дислексии и дислектиках

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности