Наиболее простая формулировка дислексии звучит так: это разновидность трудностей в обучении, которая связана с процессом чтения. Интеллектуальные способности ребёнка в данном случае не играют никакой роли. Сложности вызваны физиологическими причинами. Дислексия – это особенность развития, поэтому её нельзя вылечить, как болезнь, но она поддаётся коррекции.
Диагноз дислексии обычно не ставится до тех пор, пока у ребёнка не сформировались устойчивые навыки чтения – то есть, до окончания первого или начала второго класса. Однако, ранние признаки этого состояния могут наблюдаться в дошкольном возрасте, о чём свидетельствуют многолетние наблюдения специалистов. В частности, в 2007 году в ходе исследования дислексии в финском Университете Йювяскюля было доказано, что скрининговые тесты на проверку знания букв и вербальной рабочей памяти могут быть использованы уже с возраста 3,5 лет.
Раннее выявление детей с дислексией помогает сократить или даже полностью устранить разрыв в успеваемости между ними и другими учениками. Это подтверждает исследование, проводившееся в 2015 году в Калифорнийском университете.
Причины возникновения дислексии у детей 1-5 лет
Этиология (причина появления) дислексии включает в себя генетические, нейробиологические, когнитивные и социальные факторы. Исследования показывают, что эта особенность передаётся по наследству: например, если у одного из идентичных (однояйцевых) близнецов имеется дислексия, то в 68% случаев она диагностируется и у второго. А для детей, у которых есть родственники-дислектики первой степени родства, риск развития дислексии составляет 50%.
Ещё в прошлом веке учёные обнаружили, что в работе мозга дислектиков есть свои особенности.
Обычно у людей доминирует левое полушарие, но у людей с дислексией активность этого полушария снижена. Происходит это, как считается, из-за уменьшения числа нейронных связей.
В головном мозге есть несколько областей, которые отвечают за деятельность зрительных и слуховых процессов чтения. Это затылочно-височная и затылочно-теменная зона левого полушария. Между ними существует нейронная сеть, которая участвует в обработке звуков и графических символов. Прохождение электронных сигналов по этой сети обеспечивают нейротрансмиттеры. У детей с дислексией, как предполагается, активность этих нейротрансмиттеров недостаточна, из-за чего скорость обработки сигналов уменьшается.
Однако, удивительная особенность мозга состоит в том, что он пластичен и может измениться при правильном и своевременном вмешательстве. Исследования по нейровизуализации мозга выявили позитивные анатомические и функциональные изменения у детей и взрослых с дислексией после эффективного обучения. Эти данные приводит Международная ассоциация дислексии.
На развитие дислексии также могут оказать влияние различные стрессовые факторы: патология беременности и родов, низкий вес ребёнка при рождении, кислородное голодание младенца, воздействие токсинов. Есть также мнение, что недостаточное общение в раннем детстве и педагогическая запущенность могут повысить риск возникновения трудностей с чтением.
Признаки дислексии у детей дошкольного возраста
Говоря о раннем обнаружении дислексии у дошкольников, нужно иметь в виду, что не каждое нарушение речи является признаком надвигающихся проблем. Любая проверка детей в возрасте до 7 лет не будет являться окончательной оценкой. Но она необходима для того, чтобы получить больше информации о речевом развитии ребёнка.
Поскольку каждая дислексия уникальна в своём проявлении, то признаки этого состояния могут быть самыми разнообразными. На ребёнка следует обратить более пристальное внимание в том случае, если эти признаки сохраняются, несмотря на взросление, и если одновременно присутствует сразу несколько таких симптомов.
Рекомендуется проверить дошкольника у специалиста, если он:
Дети-дислектики, которые уже начали обучаться чтению, могут капризничать, когда их просят почитать, или жаловаться на то, что им трудно это делать. Они испытывают трудности с чтением самых простых слов: «дом», «кот», «стол» и так далее. Они не в состоянии соотнести звук с буквой. Они могут пытаться угадывать слова вместо их прочтения: например, если на картинке с собакой написано «собака», они прочтут это как «щенок».
Таким детям может быть трудно выполнять последовательность действий, даже состоящую всего из двух этапов: например, положить игрушку в коробку, а коробку поставить на полку. Иногда они не понимают, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Им бывает трудно сосредоточиться на чём-то. Они любят слушать, когда им читают вслух, но сами не проявляют интереса к чтению.
консультацию
Как диагностировать дислексию в раннем возрасте
Дети развиваются с разной скоростью, и это затрудняет диагностику трудностей с обучением у малышей. До 7 лет диагноз, как правило, не ставится, однако при скрининге часто удаётся обнаружить некоторые ранние признаки, которые могут указывать на развитие дислексии.
Прежде всего, во внимание принимается семейный анамнез. Дети, у которых есть близкие родственники с диагнозом «нарушение обучаемости», в большей степени подвержены риску.
После этого специалисты оценивают, не проявляются ли у ребёнка характерные речевые проблемы. Развитие речи у детей происходит в определённой последовательности:
Исследование окружающего мира | Раннее социально-эмоциональное развитие. |
Игра | Продолжение социально-эмоционального развития. |
Рецептивный язык | Понимание слов, фраз, предложений, рассказов. |
Выразительный язык | Произношение отдельных слов, предложений, фраз, участие в беседе, придумывание историй. Социально-эмоциональное развитие продолжает совершенствоваться. |
Чтение | Чтение слов, предложений, рассказов, книг. |
Каракули | Освоение первичных навыков письма. |
Письмо | Написание слов, предложений, текстов. |
В западных странах (США, Великобритания, Ирландия и ряд других) для ранней оценки слуховых навыков используется тест ASA (The Auditory Skills Assessment), который можно проводить детям в возрасте 3-6 лет.
Применяется также комплексный тест для оценки фонологической обработки CTOPP-2, который рекомендован для детей от 4-х лет. Он позволяет оценить такие области, как фонологическая сегментация (разбивка слов на звуки и слоги), быстрое называние букв, цифр, цветов, объектов, запоминание цифр, определение начального и конечного звука в слове.
В России анализ слухового восприятия оценивается по различным методикам, в том числе – по анкете LittlEars, адаптированной И.В. Королёвой для русскоязычной аудитории.
Таким образом, дети уже в возрасте 3-6 лет могут пройти ранний скрининг, который позволяет оценить потенциальный риск развития дислексии и других трудностей с обучаемостью. Но экспертам нужно проявлять осторожность при интерпретации полученных результатов. Из-за малого возраста детей тестирование иногда может выдавать ложноотрицательные результаты, то есть, показывать, что проблем нет, хотя они имеются.
Осложнения при дислексии
Проблемы с чтением оказывают влияние не только на успеваемость ребёнка в школе и весь процесс обучения в целом, но и на его дальнейшие перспективы. Из-за низкой самооценки и отсутствия уверенности в себе такой школьник будет избегать участия в деятельности класса, сторониться других учеников, испытывать страх перед учителями.
Это может привести к появлению поведенческих и психологических проблем, замкнутости, раздражительности, социальной изолированности. В дальнейшем такой ребёнок или подросток будет испытывать трудности с общением и установлением контактов, с трудоустройством и карьерой.
При невыявленной вовремя дислексии учителя в школе могут навесить на ребёнка ярлык «необучаемого» или заявить, что у него есть задержка в развитии и он ещё не готов пойти в школу. Может сложиться и обратная ситуация, когда педагоги будут уверять, что навыки чтения со временем разовьются. Обе эти крайности приводят лишь к упущенному времени и упущенным возможностям.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Способ коррекции дислексии
Первые 7 лет ребёнка – это период активного сенсомоторного развития. Мозг обрабатывает в первую очередь сенсорную информацию и получает знания об окружающем мире из ощущений. Поэтому многие программы коррекции дислексии используют так называемый мультисенсорный подход, когда при обучении чтению задействуется несколько органов восприятия.
Например, дети лепят буквы из глины и пластилина или рисуют их пальцем на слое песка. Это облегчает для них восприятие букв и их взаимосвязь со звуками речи (фонемами).
У некоторых детей с дислексией могут быть серьёзные фонологические трудности, создающие препятствия для освоения чтения. Таким детям будет полезно направление на речевую терапию.
Коррекцией этого состояния занимаются различные специалисты: психологи, нейропсихологи, дефектологи. Важно, чтобы они понимали потребности ребёнка с дислексией и могли подобрать для него подходящую программу для преодоления трудностей с чтением.