Почему важно проводить раннюю профилактику дискалькулии?
Даже при наличии склонности к дискалькулии можно не допустить ее развития. И тогда ребенок сможет освоить счет, математические термины и операции. Учиться в школе ему будет проще, а, значит, его эмоциональное состояние будет более стабильным.
Чем раньше будет начата профилактика, тем лучше будет результат. Лучше заниматься этим еще в дошкольном возрасте, чтобы в школе у ребенка не возникало серьезных проблем с математикой и другими предметами.
Поскольку у дошкольников ведущей видом деятельности является игра, заниматься с ними лучше в игровой форме.
Основные направления профилактики
Для предупреждения нарушения используют различные методы. Работа ведется в нескольких основных направлениях в зависимости от типа дискалькулии.
- Дислексическая дискалькуляция. Профилактическая работа нацелена на развитие зрительного восприятия. Ребенка учат различать цвета и форму предметов, узнавать математические символы, называть, понимать их смысл. Используются коррекционные упражнения на развитие логического мышления и памяти.
- Вербальная дискалькулия. Ребенку важно объяснить суть математических операций, их названия. Нужно научить его правильно пользоваться такими понятиями, различать их. Также необходимо развивать все виды памяти. Формировать понимание формы, цветов, размеров предметов. Давать практические упражнения, чтобы он учился легко пользоваться этими понятиями в своей речи.
- Практогностическая. В этом случае важно помогать ребенку осваивать навыки счета, сложения, умножения, деления. Все действия проговариваются и сопровождаются показом соответствующего числа пальцев, результат называется словами. Нужно развивать память разных видов. Работать над двигательной координацией. Учить детей соотносить предмет и его изображение.
- Графическая. Здесь требуются упражнения на развитие мелкой моторики, на координацию зрительного восприятия и движения рук, на понимание того, как предмет связан с его изображением. Детей учат математическим терминам, дают задания, развивающие память.
- Операциональная дискалькулия. Упражнения, развивающие речь, мышление и память, восприятие разных типов. Проводится обучение счету и математическим действиям. Отрабатывается навык применения терминов в речи.
Профилактика дискалькулии всех типов включает развитие речевых навыков. Расширяя словарный запас, ребенок быстрее овладевает математическими терминами. Лучше понимает, что они означают. Обретает навык их правильного употребления в речи. Работа строится в определенной последовательности – от простого к сложному.
Первый этап
На первом этапе детей учат пониманию конструкций речи через показ и проговаривание математических действий. Развивается навык задавать вопросы и на них отвечать. Формируется понимание значений слов «больше», «меньше», «поровну» и умение пользоваться ими в ответах правильно. Таким образом нарабатываются навыки диалогической речи. А поскольку ребенку нужно показать результат решения задачи в словах, он учится связно говорить.
В общение со взрослым вводятся слова «мало», «много», «один», «ни одного», «столько», «столько же», названия простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), пространственные понятия (вверх/вниз, вперед/назад, справа/слева), обобщающие – цвет, размер, величина, форма. Даются упражнения на проговаривание названий предметов в единственном и множественном числах, а также их согласование с числительными, наречиями и прилагательными, например, «одна птица», «две птицы», «серая птица», «больше птиц».
Полезны задания на сравнение предметов из разных групп, уравнивание их числа при помощи переноса из одной группы в другую, сравнение по размерам и проговаривание результата. Важно также тренировать ориентацию в пространстве, зрительную память и слуховое внимание, чувство ритма. Необходимо заниматься развитием мелкой моторики, для чего подходит пальчиковая гимнастика.
Второй этап
На втором этапе предполагается развитие навыков задавать вопросы при выполнении математических действий, сравнения числа предметов (больше/меньше) и отвечать на них. Расширяется словарный запас. Даются упражнения с числами до пяти.
Ребенка знакомят с названиями новых геометрических предметов: цилиндр, овал, трапеция, прямоугольник. Учат различать направления движения, находить и проговаривать антонимы к понятиям: вперед-назад, больше-меньше, высокий-низкий. Количество предметов уже обозначается цифрой, которая записывается ребенком. Продолжается развитие слухового восприятия через обучение счету звуков и движений.
Закрепляется счетный навык в пределах пяти, для чего используются наглядные пособия: игрушки, кубики. Развивается умение сравнивать числа, например, «два больше, чем один», а также сравнивать предметы по размеру.
Закрепляется навык распознавания геометрических форм. Продолжается развитие зрительно-двигательной координации. Происходит формирование навыка восприятия ритмических рисунков и их рисования.
Третий этап
На третьем этапе коррекции работа продолжается. Ребенок знакомится с числами до десяти, осваивает навыки количественного и порядкового счета в этих пределах, учится сравнивать их. Запоминает названия дней недели, месяцев, времен года, периодов суток. Учится понимать условия математических задач и составлять задачи. Осваивает математические знаки: минус, плюс, равно.
Вводятся тренировки восприятия на слух, в том числе направление звуков, различение людей по их голосам и другие. Дети получают представление о сравнительных словах и учатся их использованию в речи, например, «шире, самый широкий». Учатся согласовывать существительные и числительные в разных родах и падежах. Измеряют размеры предметов и сравнивают их по длине, высоте, ширине. Осваивают умение делить простые фигуры на части: две или четыре, и составлять одну фигуру из нескольких. Начинают понимать, что целая фигура отличается от своей части. Учатся замечать, что предметы бывают похожими на геометрические фигуры. Развиваются пространственное мышление, мелкая моторика, зрительная и слуховая память.
Развитие навыков счета
Чтобы научить ребенка со склонностью к дискалькулии считать, специалисты по коррекции такого нарушения рекомендуют много внимания уделять визуализации. Например, показывать один предмет и проговаривать «один», просить ребенка повторять. Это поможет ему создать образ цифры. Следующий шаг – показывать предметы и их изображения, проговаривать числа, записывать их на бумаге. Это способствует формированию зрительной связи между предметом и числом, а также изображением числа графически.
Когда предстоит решать задачу, можно вместе с ребенком рисовать ее условия. Если есть какие-то иллюстрации к задаче в виде картинок, схем, графиков или таблиц, их нужно очень внимательно рассмотреть.
Читать задачу или пример нужно вслух, и не один раз. Важно обращать внимание ребенка на то, что нужно внимательно слушать. Это помогает задействовать слуховое восприятие. Можно приводить примеры из жизни, похожие на задачу.
Когда ребенок уже школьник, понадобится больше времени на запоминание формул и правил. Можно придумать собственный способ запоминать, например, в виде песни или стихотворения.
В домашних условиях можно использовать любые детские обучающие математические игры. Важно также заниматься больше, чем требуется другим детям.
Улучшение пространственного мышления
Для развития пространственного мышления можно взять лист бумаги в клетку. На нем удобно изучать понятия «вперед-назад», «право-влево», «левее-правее», «шире-уже», «над-под» и так далее.
Можно использовать обычную домашнюю обстановку, привычную деятельность. Предложить посмотреть на комнату и рассказать, какой предмет, где стоит. Хорошо использовать картины, схемы. А чтобы связать пространственное восприятие с движением, можно предложить сделать зарядку, глядя на изображения упражнений на схеме.
Развитие памяти
В профилактике дискаулькии важно развивать память. Все ее виды – зрительной, слуховой, двигательной, образной, эмоциональной, словесно-логической. Для этого ребенку предлагаются разные задания, например, прослушать цифры и повторить. Или разложить на столе геометрические фигуры, предложить ребенку запомнить, затем убрать и попросить выложить их, как было.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Роль родителей и педагогов в профилактике дискалькулии
Дискалькулия у детей, профилактика и коррекция которой обычно проводятся на нейропсихологических и логопедических занятиях, требует активного участия родителей. Именно они способны в повседневной жизни создавать возможности для общения ребенка с другими детьми, организовывать коллективные игры, где задействована математика. Могут больше разговаривать с ребенком, развивая его речевые навыки. Играть между делом. Например, на улице просить сказать, сколько машин стоит у подъезда, сколько птиц гуляет на асфальте и так далее. Это поможет быстрее справиться с проблемой.