Почему дислексия не связана с интеллектом?

У многих возникает вопрос, что такое дислексия. Дислексия, если сделать краткий анализ – это особенность, вызванная недосформированностью или распадом соответствующих психических функций.

При дислексии наблюдается повторяемость ошибок, их типичность. Подобное состояние не характеризуется как заболевание, его рассматривают как особенность организма. Диагностика дислексии заключается в оценке не только уровня устной речи, но также и письменной, неречевых функций и чтения. Нарушение, выявленное в раннем возрасте, поддается корректировке и его можно эффективно лечить.

Как проявляется дислексия?

Обычно могут выявлять дислексию у детей. При этом ребенок:

  • испытывает трудности при чтении;
  • теряет концовки фраз;
  • додумывает части слов;
  • просто заменяет буквы или меняет их расположение в слове;
  • может соединять несколько слов в одно или разделять единственное слово пробелами или дефисами;
  • не может читать, разделяя текст на предложения;
  • не использует при письме прописные буквы и знаки препинания;
  • каждая буква при письме имеет свой размер;
  • не ставит точки между предложениями;
  • не распознает смысл слов, может путать буквы (например, вход – выход и т. д.);
  • не запоминает даты, номера телефонов, названия месяцев, времен года;
  • не может выразить словами, что предшествовало определенному событию или было после него.

Чаще всего такая особенность организма выявляется в раннем возрасте. Взрослый человек может обнаружить появление у себя подобную проблему при поражениях ЦНС.

Как дислексия влияет на способность к чтению и письму?

Фонематический вид дислексии сопровождается заменой и смешиванием сходных звуков по акустическим и артикуляторным признакам. Речь ребенка может включает, например, побуквенное чтение, пропуск или добавление букв в слове, перестановку отдельных слогов и букв.

Симптом семантической дислексии – отсутствие понимания прочитанного материала при сохранении техники чтения. Такая проблема может возникать как при синтетическом, так и при слоговом чтении.

дислексия и интеллект

Мнестическая форма заключается в нарушении ассоциации между произносительным и зрительным образом буквы. Ее может вызывать то, что ребенок не запоминает буквы и начинает их смешивать и заменять. Мнестический тип предполагает диагноз при обследовании и выявлении воспроизведения ряда из нескольких звуков, нарушении порядка их следования, элизии или сокращении их числа.

Аграмматическая разновидность может проявляться в неправильном прочтении окончаний и согласовании частей речи. Проявляется как при чтении, так и письме.

При оптической дислексии наблюдается смешивание букв, различающихся между собой отдельными элементами написания (б-д, л-д и т. д.). При этом возможно простой соскок взгляда с одной строки на другую. Этот тип включает и зеркальное чтение, осуществляемое не слева направо, а наоборот.

Одним из видов дислексий является тактильная разновидность. Она характерна для незрячих людей и проявляется в путанице букв, сходных по количеству точек или их расположению при чтении по азбуке Брайля. Здесь могут наблюдаться хаотичность передвижения пальцев, соскальзывание с одной строки на другую, недопонимание смысла прочитанного.

Распространенные мифы о дислексии

Распространено мнение, что дислексии наблюдаются проблемы с памятью, но за память ответственен мозг, и далеко не каждый человек, у которого могут выявлять такую особенность, страдает провалами в памяти.

Вторым мифом является то, что функциональный и фонетический тип ее проявления у разных людей одинаков. Однако трудности обучения и связанные с этим процессы часто связаны с разными причинами:

  • невозможностью распознавать буквы и выстраивать их в определенной последовательности;
  • соотносить их со звуками;
  • понимать смысл прочитанного.

Следующий миф заключается в том, что с этой особенностью можно бороться только одним способом – с помощью гимнастики. Поскольку ребенок или взрослый испытывают трудности в письме и чтении, функционально различные, то и лечение их проводится разными способами. При этом использование различных физических упражнений неэффективно. Для эффективного лечения необходимо правильное выявление проявления расстройства.

Еще одним мифом является то, что фонетике на ранних этапах развития человека не нужно уделять особого внимания. Фонетически разбирая слова, ребенок учится преобразовывать буквы в звуки, и быстрее осваивает навык чтения.

Научные исследования и доказывающие отсутствие связи между дислексией и уровнем интеллекта

В 2003 году было установлено, что такая особенность организма связана с функцией деятельности мозга.  В 2011 г. учеными Массачусетского технологического института были проведены исследования, доказавшие, что такое проявление никак не связано с развитием интеллекта. В опыте участвовали 130 детей возраста 7-17 лет. Они были разбиты на 3 группы в зависимости от уровня интеллекта и умения чтения:

  • хорошо читающие с нормальным IQ;
  • плохо читающие с пониженным IQ;
  • плохо читающие с нормальным IQ.

Всем участникам были предложены одинаковые задания, связанные с письмом и чтением с параллельным проведением магнитно-резонансного сканирования участков мозга, ответственных за соответствие между буквами и звуками. В результате было определено, что способность этих участков мозга у детей с дислексией ничем не отличается от таковой у детей других групп.

Знаменитые люди с дислексией, достигшие выдающихся успехов в различных сферах

Дислексией и дисграфией страдали множество людей, которые позднее были признаны гениальными. Подозревают, что Леонардо да Винчи, который писал справа налево (причина оптического типа), страдал дислексией. Предполагают наличие этой особенности и у Альберта Эйнштейна. Множество ошибок в написанных им сказках делал и Г.Х. Андерсен. Признак дислексии отмечалась и у Т. Эдисона, который бросил школу в 12 лет. Петр I отличался размашистым почерком, с ошибками, разными буквами, даже совмещением кириллицы с латиницей, плохим чтением и пропуском отдельных букв.

Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

Почему важно поддерживать людей с дислексией?

Не нужно закрывать глаза на особенность – плод генетики или черепно-мозговой травмы. Просто так стереть ее не получится. Необходим логопедический подход в самом раннем возрасте. Ребенка нельзя называть глупым, ленивым, обвинять его в том, что он плохо рисует или пишет. С ним нужно регулярно заниматься дома и давать понять, что он не одинок в этом мире. В школе необходимо обучать таких детей по специальным программам, оказывать им всестороннюю помощь от учителей, психологов и логопедов. Комплексные программы, начатые в раннем детстве, помогают вылечивать такую особенность.

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Комментарии
Фото аватара
Roman 22 августа 2024, 16:35

Если дислексия не связана с интеллектом, то почему тогда дети с дислексией чаще отстают в учебе?

Ответить
Фото аватара
Центр коррекции дислексии 22 августа 2024, 16:39

Дислексия затрудняет процесс чтения и письма, что влияет на учебные достижения, особенно в условиях традиционного школьного обучения, где чтение играет центральную роль. Однако интеллект детей с дислексией может быть высоким, и при поддержке и коррекции они могут достичь успеха.

Ответить
Фото аватара
Алана 19 августа 2024, 09:35

Мой ребенок хорошо учится, но буквы путает, это точно дислексия?

Ответить
Фото аватара
Центр коррекции дислексии 19 августа 2024, 16:37

Путаница букв может быть одним из признаков дислексии, но это не единственный фактор. Дислексию должен диагностировать специалист, учитывая комплекс симптомов, таких как трудности с чтением и письмом, которые сохраняются, несмотря на нормальный уровень интеллекта и адекватное обучение.

Ответить

Вопрос – ответ

Что вызывает дислексию?

Дислексия возникает из-за особенностей работы мозга, которые затрудняют обработку звуков и распознавание слов. Это не связано с интеллектом и может передаваться генетически.

Может ли дислексия пройти сама?

Дислексия сама не проходит, но с помощью специальных методик можно значительно улучшить навыки чтения и письма. Поддержка и регулярные занятия имеют решающее значение.

Можно ли диагностировать дислексию?

Да, дислексию можно диагностировать с помощью специальных тестов и наблюдений специалистов. Ранняя диагностика помогает быстрее начать коррекционные занятия.

Как можно помочь ребенку с дислексией?

Ребенку с дислексией можно помочь, предоставляя специальные методы обучения и регулярную поддержку. Это улучшит его навыки чтения и повысит уверенность в себе.

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
    опыт, мнения и истории людей

    * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности