Кто такой нейропсихолог и чем занимается?

Как специальность, нейропсихология довольно молода: этот термин вошёл в обиход лишь во второй половине XX века. Занятия этой наукой требуют знаний в таких областях, как неврология, психиатрия, психометрия, когнитивная психология и физиология.

Сегодня нейропсихология входит в образовательный стандарт подготовки клинических  психологов и является одним из направлений нейронауки — дисциплины, которая изучает влияние анатомических, биологических и физических факторов на функции головного мозга. Но ещё лет 50-60 назад это была абсолютно новая отрасль знаний.

Нейропсихологи в США, Европе и России работали с пациентами, пережившими травму головы (как правило, с солдатами, получившими ранения во время войны) и составляли тесты для обнаружения дефицита когнитивных функций. Большой вклад в изучение мозга и развитие отечественной науки сделал советский нейропсихолог Александр Лурия. Он, в частности, предложил детализированную классификацию пациентов по клинически ориентированным показателям и разработал тестовую батарею, позднее названную в его честь.

Что изучает нейропсихология?

На этапе становления нейропсихологии как науки её задачи сводились к описанию синдромов и постановке диагноза. Но с появлением в 1970-х годах средств нейровизуализации — компьютерной томографии, ПЭТ, функциональной МРТ — изменился подход к нейропсихологии. Тогда же произошло окончательное разделение нейропсихологии на клиническую и теоретическую.

Клиническая нейропсихология — это специальная область психологической науки, изучающая взаимосвязи между мозгом и поведением человека. Эти знания применяются для диагностики заболеваний головного мозга, оценки когнитивных и поведенческих функций и разработки эффективного лечения.

До того, как появилась нейропсихология, в науке о мозге существовали две противоборствующие теории о локализации высших психических функций. Согласно одной из них, каждый отдел головного мозга был связан с определённой деятельностью: например, с речевой моторикой.

Сторонники другой теории утверждали, что работа любой психической функции обеспечивается ресурсами всего мозга.

А. Р. Лурия предложил иную концепцию. По его мнению, высшая психическая деятельность действительно требует вовлечения в работу всего мозга, однако в этом органе имеются отделы специализации, и каждый из них вносит свой вклад в обеспечение этой деятельности. Например, за обработку и хранение информации отвечают несколько областей коры больших полушарий головного мозга: височная, теменная и затылочная. А лобная доля обеспечивает организацию и планирование действий.

В последнее время в нейропсихологии выделилось несколько направлений:

  • Когнитивная
  • Детского возраста
  • Реабилитационная
  • Психофизиологическая
  • Индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология)
  • Пограничных состояний центральной нервной системы (ЦНС)
  • Возраста инволюции
  • Экспериментальная

Когнитивная нейропсихология, например, исследует процесс приобретения и накопления информации и последующее её использование для выполнения задач и принятия обоснованных решений.

Когнитивный нейропсихолог изучает такие процессы, как речь, восприятие, память, внимание, мышление, рассуждение и формирование убеждений — иными словами, всё то, что можно объединить понятием «разум».

Задача дифференциальной нейропсихологии состоит в попытке объяснить, что является нормой мозговой организации психических процессов: например, какова норма восприятия или памяти, сенсорной и моторной реакции, что будет являться нормой для детского, взрослого или пожилого возраста.

Задачи и функции специалиста-нейропсихолога

Нейропсихолог — это специалист в области клинической психологии или нейропсихологии, который проводит обследование взрослых и детей с нарушениями когнитивных функций и устанавливает связь этих нарушений с особенностями работы мозга. Он проводит диагностику и разрабатывает индивидуальные коррекционные программы, а также проводит консультации для клиента и членов его семьи.

Нейропсихолог не является врачом, но он оказывает неоценимую помощь людям, которые имеют нейрокогнитивные нарушения. Нейропсихолог даёт им понимание их состояния, предлагает рекомендации и варианты терапии, оказывает эмоциональную поддержку.

Нейропсихолог проводит тесты с целью постановки диагноза и определяет консультативные, терапевтические или реабилитационные стратегии для клиентов. Он составляет отчёты, в которых представлены результаты диагностики, клинические оценки и рекомендации по дальнейшей терапии.

 Данный специалист проводит индивидуальные и групповые сеансы, консультации, участвует в просветительской работе.

Методы работы нейропсихолога

Кто такой нейропсихолог, если описывать эту профессию простым языком? Он исследует состояния мозга, которые влияют на когнитивные (познавательные), эмоциональные и поведенческие функции. Он оценивает симптомы, пытается выяснить причины нарушений и помогает клиентам улучшить качество жизни.

Оценка, которую проводит нейропсихолог, базируется на нескольких источниках:

  1. Сбор анамнеза
  2. Психологическое обследование
  3. Обратная связь с клиентом

Анамнез — это сведения о состоянии клиента, которые нейропсихолог получает, изучая медицинские документы и беседуя с клиентом.

Если клиент позволяет, то с этой целью могут быть опрошены члены семьи, близкие люди, учителя и другие лица. Это полезно для получения объективного взгляда на состояние клиента. Родственники также могут поделиться какими-то деталями, которые клиент упустил или проигнорировал.

Обследование обычно состоит из проведения стандартизированных тестов, которые включают устные и письменные задания. Если речь идёт о детях, то при тестировании используются картинки, кубики, головоломки.

В зависимости от того, какую цель преследует психологическая оценка, она может быть сосредоточена на широком спектре когнитивных функций или на какой-то отдельно области — например, памяти или речевых навыках.

Нейропсихолог беседует с клиентом, чтобы составить его психологический портрет и оценить эмоциональное состояние. Это возможно только при взаимном уважении и доверительном общении.

Инструменты и методики, используемые в практике

В теоретической нейропсихологии используются методы сравнительного анатомического анализа, а также раздражения и даже разрушения отдельных участков мозга. Но такие исследования проводятся только в экспериментальных целях.

Центральный метод практической нейропсихологии — это метод синдромного анализа, предложенный ещё А.Р. Лурия. Он осуществляется на основе тестов, помогающих оценить состояние высших психических функций и определить причины их нарушений.

Клинический синдром традиционно понимается как совокупность симптомов или признаков, которые можно обнаружить у пациента. А симптомы связаны с нарушением той или иной функции мозга. Если речь идёт, например, о специфических трудностях с обучением, — таких, как дислексия, — то симптомы будут связаны с нарушением психических функций, которые участвуют в процессе чтения. Это память, внимание, речь, восприятие, мышление.

Традиционный подход состоит в попытке идентифицировать причины, вызывающие эти симптомы. К примеру, речь как высшая психическая функция имеет несколько составляющих: фонематический анализ, артикуляция, визуальное распознавание символов, слуховой гнозис. И каждая из этих составляющих вносит свой вклад в работу речевой системы.

Только после выяснения причин и механизмов, которые приводят к появлению трудностей, может быть поставлен топический (указывающий на локализацию) и дифференциальный диагноз — то есть, диагноз, исключающий нарушения со схожей симптоматикой.

Для обследования нейропсихологи используют психометрические батареи, шкалы и тесты — например, широко распространённую шкалу Векслера, с помощью которой оценивается общее состояние интеллекта. При речевых трудностях с этой же целью используются матрицы Равена. А если необходимо установить возраст психического развития ребёнка, применяют шкалу Стэнфорда-Бине.

В работе с маленькими детьми применяются «картиночные» тесты: например, такие, где нужно соотнести слово с изображением или отсортировать картинки — выбрать только те, где нарисованы цветы, животные и так далее.

В работе нейропсихолога могут быть использованы такие технологии, как МРТ, КТ, фМРТ, ПЭТ, но сам он эти обследования не проводит, поскольку не является врачом. Нейропсихолог может рекомендовать клиенту пройти аппаратную диагностику, чтобы уточнить диагноз.

В качестве нейропсихологического вмешательства используются следующие приёмы:

  • Психотерапия — например, когнитивно-поведенческая терапия
  • Когнитивная реабилитация — восстановление нейропсихологических функций
  • Управление поведением
  • Помощь в создании для клиента благоприятной психологической среды
  • Образование — консультации, обратная связь с клиентом, предоставление ему рекомендаций

В ряде случаев при терапии когнитивных нарушений могут быть задействованы и другие типы вмешательств (интервенции): например, фармакологические или использующие стимуляцию мозга, как транскраниальная магнитная стимуляция, но нейропсихологи не принимают таких решений, поскольку они лежат вне области их профессиональной компетенции.

В каких областях применяется нейропсихология

Нейропсихология внесла значительный вклад в понимание природы таких состояний, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и специфические трудности с обучением (дислексия, дисграфия, дискалькулия и другие).

Исследователи, изучая когнитивные и эмоциональные изменения, вызываемые этими состояниями, получили возможность разрабатывать эффективные программы коррекции и реабилитации.

Уже сегодня разрабатываются виртуальные модели мозга, в которых объединены методы симуляции и компьютерного моделирования, — они позволяют глубже изучить механизмы, лежащие в основе когнитивных процессов. Появляются новые области нейронауки, которые помогают ещё больше расширить границы нейропсихологических исследований.

Нейропсихология как научная дисциплина шаг за шагом погружается в понимание того, как различные структуры человеческого мозга влияют на его поведение, мышление и эмоции. Она превратилась в междисциплинарную область, опирающуюся на идеи биологии, психологии, физики и компьютерных наук.

Медицина

Нейропсихология внесла неоценимый вклад в сферу здравоохранения, поскольку благодаря ей люди приблизились к пониманию таких состояний, как инсульт или рассеянный склероз.

В последние годы в большинстве европейских стран растёт спрос на услуги нейропсихологов. Около половины этих специалистов (45,8%) проводят не только оценку и диагностику, но и терапию, включая реабилитацию. Число нейропсихологов на 100 000 населения составляет от 0,2 в Чехии до 10 в Люксембурге. В России этот показатель составляет 5,8.

Нейропсихологическая оценка часто необходима для подтверждения клинического диагноза. Нейропсихология всё чаще проникает в сферу первичной медико-санитарной помощи, поскольку когнитивные функции важны для физического здоровья. Нейропсихологи часто работают в непосредственном контакте с лечащими врачами: они дают предварительные оценки, предоставляют консультации и рекомендации по лечению.

Нейропсихологи обладают глубоким пониманием патопсихологии (области науки, изучающей расстройства психических процессов) и обмениваются знаниями с коллегами.

Благодаря многолетним исследованиям в сфере нейропсихологии сегодня в распоряжении медиков есть когнитивные тесты, которые они могут использовать самостоятельно, до обращения за консультацией к нейропсихологу. Это, например, скрининг Mini-Cog, позволяющий быстро оценить когнитивные способности человека и выявить возможные проблемы.

Образование

Нейропсихология помогает понять, как именно мозг накапливает и обрабатывает информацию, что происходит с ним в процессе обучения, и почему у некоторых людей с этим возникают трудности.

Знания, полученные в ходе нейропсихологических исследований, позволяют разрабатывать педагогические стратегии для детей с особенностями когнитивного развития. Они составляют фундамент инклюзивного образования.

Если ребёнок испытывает трудности в обучении, то оценка нейропсихологом его когнитивных способностей может стать основой для постановки диагноза и назначения коррекционной терапии.

Нейропсихолог способен дать информацию о сильных и слабых сторонах ребёнка и выявить потенциальные источники проблемы.

Когнитивные, психологические и социальные навыки школьников чаще всего оценивает штатный или приглашённый психолог, однако такая оценка всегда будет поверхностной. Школа просто не в состоянии обеспечить такой же всесторонний анализ, какой проводит нейропсихолог во время индивидуальных сеансов. Поэтому педагоги могут не знать о причинах плохой успеваемости ученика.

В некоторых школах ребёнка могут направить на дополнительное обследование. Но родителям лучше взять инициативу в свои руки и записать сына или дочь на приём к нейропсихологу.

Нейропсихолог не только диагностирует состояния и предлагает программу коррекции, но взаимодействует со школьными учителями, помогая им адаптировать учебную программу к потребностям ребёнка.  

Психотерапия

В последние годы диалог между психотерапией и нейронаукой становится всё более интенсивным. Открытия, произошедшие в нейропсихологии за последние 10-20 лет, привели к необходимости изменения психотерапевтической практики.

В частности, благодаря нейропсихологическим исследованиям наука получила данные о нейробиологической природе человеческих привязанностей, нейрофизиологии эмпатии и соматоформных расстройствах, вызывающих симптомы, которые не имеют органических причин.

Первые попытки объединить молекулярную и клеточную биологию, биохимию и нейрофизиологию для лучшего понимания связи между человеческим разумом и поведением предпринимались ещё в 1960-е годы. С этого момента нейронаука начала быстро развиваться.

Поворотным моментом в зарождающемся союзе между психотерапией и нейропсихологией можно считать работу Эрика Кандела, за которую он в 2000 году получил Нобелевскую премию. Он представил революционный взгляд на то, как нейронные сети головного мозга вовлечены в процессы поведения, мышления и творчества, заложив тем самым основу для объединения психиатрии и нейробиологии.

Психотерапия включает в себя такие элементы, как вербальное и невербальное взаимодействие с пациентом, проявление эмпатии, когнитивная реструктуризация (стратегии, направленные на изменение нежелательных мыслей и убеждений).  Всё это сегодня можно рассматривать через призму нейропсихологии.

Чем больше психотерапевт знает о состоянии пациента, тем более эффективную поддержку он сможет ему оказать. Тестирование, проведённое нейропсихологом, может выявить особенности, которые трудно обнаружить в ходе стандартного обследования.

Использование данных, полученных от нейропсихолога, позволяет психотерапевту получить полную клиническую картину и успешно решать проблемы пациента.

Почему профессия нейропсихолога так важна для общества

Психическое и эмоциональное состояние — это важнейшие аспекты здоровья человека. Если у человека имеются какие-то когнитивные проблемы, например, трудности с чтением и письмом, с концентрацией внимания, то они будут негативно отражаться на его учёбе, карьере и личной жизни.

Когда человек излишне импульсивен, не может сосредоточиться, испытывает сложности при чтении или имеет слабые навыки самоорганизации, он постоянно слышит в свой адрес претензии и упрёки. Это сказывается на его мотивации и самооценке. Человек становится тревожным, раздражительным, избегает общения и пребывает в состоянии постоянного стресса.

Нейропсихолог помогает такому человеку не только избавиться от негативного восприятия себя, но и понять причину его проблем. Это позволяет применять научно обоснованные методы коррекции, дающие хороший терапевтический эффект. Коррекционная стратегия также включает в себя такие психотерапевтические приёмы, как управление стрессом, забота о себе, поддержание баланса между работой и личной жизнью.

Нейропсихологи проводят индивидуальные и групповые консультации, повышая осведомлённость общества в том, что касается психического здоровья, когнитивных нарушений, нейроразнообразия. Распространяя эту информацию, они борются со стигматизацией таких состояний, как дислексия, СДВГ, расстройства аутистического спектра.

Нейропсихологи взаимодействуют с педагогами и школьными учреждениями, помогая создавать инклюзивную среду обучения. А благодаря продолжающимся исследованиям в области нейропсихологии наука получает лучшее понимание природы когнитивных и психических процессов.

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Вопрос – ответ

В чем задача нейропсихолога?

Основная задача нейропсихолога — оценка когнитивных нарушений и выявление связи с особенностями работы мозга, что позволяет разработать индивидуальные терапевтические стратегии.

Какие нарушения лечит нейропсихолог?

Нейропсихолог помогает людям с нарушениями внимания, памяти, речи, восприятия и поведения, которые вызваны повреждениями или особенностями работы мозга.

Как происходит диагностика у нейропсихолога?

Диагностика включает сбор анамнеза, психологические тесты и беседу с клиентом для оценки когнитивных и эмоциональных функций.

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Честная рассылка
    о дислексии и дислектиках

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности