Сегодня нейропсихология входит в образовательный стандарт подготовки клинических психологов и является одним из направлений нейронауки — дисциплины, которая изучает влияние анатомических, биологических и физических факторов на функции головного мозга. Но ещё лет 50-60 назад это была абсолютно новая отрасль знаний.
Нейропсихологи в США, Европе и России работали с пациентами, пережившими травму головы (как правило, с солдатами, получившими ранения во время войны) и составляли тесты для обнаружения дефицита когнитивных функций. Большой вклад в изучение мозга и развитие отечественной науки сделал советский нейропсихолог Александр Лурия. Он, в частности, предложил детализированную классификацию пациентов по клинически ориентированным показателям и разработал тестовую батарею, позднее названную в его честь.
Что изучает нейропсихология?
На этапе становления нейропсихологии как науки её задачи сводились к описанию синдромов и постановке диагноза. Но с появлением в 1970-х годах средств нейровизуализации — компьютерной томографии, ПЭТ, функциональной МРТ — изменился подход к нейропсихологии. Тогда же произошло окончательное разделение нейропсихологии на клиническую и теоретическую.
Клиническая нейропсихология — это специальная область психологической науки, изучающая взаимосвязи между мозгом и поведением человека. Эти знания применяются для диагностики заболеваний головного мозга, оценки когнитивных и поведенческих функций и разработки эффективного лечения.
До того, как появилась нейропсихология, в науке о мозге существовали две противоборствующие теории о локализации высших психических функций. Согласно одной из них, каждый отдел головного мозга был связан с определённой деятельностью: например, с речевой моторикой.
Сторонники другой теории утверждали, что работа любой психической функции обеспечивается ресурсами всего мозга.
А. Р. Лурия предложил иную концепцию. По его мнению, высшая психическая деятельность действительно требует вовлечения в работу всего мозга, однако в этом органе имеются отделы специализации, и каждый из них вносит свой вклад в обеспечение этой деятельности. Например, за обработку и хранение информации отвечают несколько областей коры больших полушарий головного мозга: височная, теменная и затылочная. А лобная доля обеспечивает организацию и планирование действий.
В последнее время в нейропсихологии выделилось несколько направлений:
- Когнитивная
- Детского возраста
- Реабилитационная
- Психофизиологическая
- Индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология)
- Пограничных состояний центральной нервной системы (ЦНС)
- Возраста инволюции
- Экспериментальная
Когнитивная нейропсихология, например, исследует процесс приобретения и накопления информации и последующее её использование для выполнения задач и принятия обоснованных решений.
Когнитивный нейропсихолог изучает такие процессы, как речь, восприятие, память, внимание, мышление, рассуждение и формирование убеждений — иными словами, всё то, что можно объединить понятием «разум».
Задача дифференциальной нейропсихологии состоит в попытке объяснить, что является нормой мозговой организации психических процессов: например, какова норма восприятия или памяти, сенсорной и моторной реакции, что будет являться нормой для детского, взрослого или пожилого возраста.
Задачи и функции специалиста-нейропсихолога
Нейропсихолог — это специалист в области клинической психологии или нейропсихологии, который проводит обследование взрослых и детей с нарушениями когнитивных функций и устанавливает связь этих нарушений с особенностями работы мозга. Он проводит диагностику и разрабатывает индивидуальные коррекционные программы, а также проводит консультации для клиента и членов его семьи.
Нейропсихолог не является врачом, но он оказывает неоценимую помощь людям, которые имеют нейрокогнитивные нарушения. Нейропсихолог даёт им понимание их состояния, предлагает рекомендации и варианты терапии, оказывает эмоциональную поддержку.
Нейропсихолог проводит тесты с целью постановки диагноза и определяет консультативные, терапевтические или реабилитационные стратегии для клиентов. Он составляет отчёты, в которых представлены результаты диагностики, клинические оценки и рекомендации по дальнейшей терапии.
Данный специалист проводит индивидуальные и групповые сеансы, консультации, участвует в просветительской работе.
Методы работы нейропсихолога
Кто такой нейропсихолог, если описывать эту профессию простым языком? Он исследует состояния мозга, которые влияют на когнитивные (познавательные), эмоциональные и поведенческие функции. Он оценивает симптомы, пытается выяснить причины нарушений и помогает клиентам улучшить качество жизни.
Оценка, которую проводит нейропсихолог, базируется на нескольких источниках:
- Сбор анамнеза
- Психологическое обследование
- Обратная связь с клиентом
Анамнез — это сведения о состоянии клиента, которые нейропсихолог получает, изучая медицинские документы и беседуя с клиентом.
Если клиент позволяет, то с этой целью могут быть опрошены члены семьи, близкие люди, учителя и другие лица. Это полезно для получения объективного взгляда на состояние клиента. Родственники также могут поделиться какими-то деталями, которые клиент упустил или проигнорировал.
Обследование обычно состоит из проведения стандартизированных тестов, которые включают устные и письменные задания. Если речь идёт о детях, то при тестировании используются картинки, кубики, головоломки.
В зависимости от того, какую цель преследует психологическая оценка, она может быть сосредоточена на широком спектре когнитивных функций или на какой-то отдельно области — например, памяти или речевых навыках.
Нейропсихолог беседует с клиентом, чтобы составить его психологический портрет и оценить эмоциональное состояние. Это возможно только при взаимном уважении и доверительном общении.