Коррекция дислексии у школьников

Дислексия у младших школьников поддается коррекции. Важно своевременно обратить внимание на проблему и заняться ее решением.

Дислексия у школьников – расстройство, при котором ребенку тяжело дается обучение чтению. Ему сложно восприниматься печатный текст. Ребенок просто не понимает смысла того, что читает. Он может не замечать отдельные слова в тексте или терять целые предложения. В результате ему тяжело сложить полноценную картину.

Чаще всего проблему выявляют во время подготовки к школе или в начальных классах, когда начинается обучение. Родители и учителя обращают внимание, что ребенок не усваивает материал. Он не может сдать технику чтения, пересказать текст и вообще плохо понимает его смысл.

школьник на стопке книг

Дислексия нередко сочетается с дисграфией. То есть нарушением письма. Дисграфия и дислексия – психологические расстройства, которые поддаются коррекции. Проблемы выявляют у 5-10% школьников.

Существует несколько разновидностей дислексии. При фонематической форме ребенок во время чтения ребенок меняет слоги местами или читает только по буквам. При семантической – дислексик не понимает текст, который был им прочитан.

Для аграмматической формы характерен неправильный выбор окончаний в словах, замена падежей и т.д.

При мнестической – ребенку сложно различать звуки. Он путает «б» и «п», «з» и «с» и т.д.

Оптическая форма дислексии наблюдается у детей, которые не узнают буквы. У них существует нарушение визуального представления о форме.

Причины дислексии у школьника

Наиболее распространенными причинами возникновения дислексии у школьников являются:

  • Недоразвитие участка головного мозга. Или одно из полушарий функционирует более активно. Между ними нарушается баланс.
  • Черепно-мозговые травмы. Они могут возникнуть по различным причинам.
  • Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности. Менингит, энцефалит, краснуха, ветрянка и другие болезни приводят впоследствии к проблемам развития плода.
  • Родовые травмы. Отслойка плаценты, кислородное голодание плода, механическое повреждение черепа при возникновении внештатной ситуации в процессе родоразрешения способствуют возникновению повреждений мозга.
  • Поражение центральной нервной системы. Происходит внутриутробно или в результате родовой травмы. Приводит к развитию различных заболеваний. К примеру, ДЦП, эпилепсия и т.д.
  • Социальные факторы. Часто проблема возникает у совершенно здоровых детей. Это может произойти в результате недостаточности общения, при педагогической запущенности или, наоборот, слишком высоких темпах обучения.
  • Генетика. В результате исследований выяснилось, что дислексия может передаваться по наследству. Ее часто выявляют не только у однояйцевых, но и у двуяйцевых близнецов, у детей, чьи родители имели подобные проблемы в детстве.

Прежде чем назначать коррекцию, важно правильно определить первопричину возникновения проблемы. Для этого нужно рассмотреть наиболее распространенные из них.

Недоразвитие участка головного мозга

Во внутриутробном периоде в результате различных вирусных и инфекционных заболеваний у плода могут возникнуть патологии головного мозга. При недоразвитии его участков впоследствии ребенку сложно воспринимать текст, возникают проблемы с письмом.

Также подобная проблема возникает при токсическом поражении мозга, когда мать во время беременности употребляла алкоголь, наркотические препараты или лекарственные средства, которые запрещены в данный период.

Черепно-мозговые травмы

Одной из причин возникновения дислексии является черепно-мозговая травма. Это может произойти во время родов. Чаще всего проблема возникает при повреждении височно-теменной области доминантного полушария.

Также дислексия может стать следствием нарушения мозгового кровообращения. Кровоизлияние приводит к поражению отдельного участка мозга. Нарушение кровообращения происходит в результате родовой травмы, падения и прочих причин. Диагностировать кровоизлияние у младенцев можно на УЗИ. В старшем возрасте для этого используется метод компьютерной или магнитно-резонансной томографии.

ДЦП

Дислексию иногда выявляют у детей с ДЦП. Детский церебральный паралич возникает в результате серьезных повреждений центральной нервной системы. Заболевание имеет ряд сопутствующих проблем, одна из которых – дислексия.

Выявить ее достаточно сложно, даже в случае, когда интеллект ребенка с ДЦП – сохранен. Это обусловлено наличием других проблем. В ряде случаев диагностика дислексии при ДЦП просто нецелесообразна.

По статистике, только у 1% детей с церебральным параличом выявляют дислексию. Реальные показатели могут быть выше, однако незначительно.

Как вылечить дислексию у школьника

Многие родители задают специалистам вопрос – как вылечить дислексию? Важно понимать, что не существует методов терапии отклонения. Также не стоит ждать, что ребенок «перерастет». Дислексия у младших школьников поддается коррекции. Важно своевременно обратить внимание на проблему и заняться ее решением.

Игнорирование приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе. В результате он может стать объектом насмешек и буллинга со стороны сверстников. Это неизбежно ударит по самооценке и приведет к психологическим проблемам.

Методы лечения дислексии младших школьников

Специалисты ведущих исследовательских институтов мира занимаются поиском универсального метода коррекции дислексии у детей. Однако существенного прогресса в этой области пока достичь не удалось.

Некоторые специалисты рекомендуют использовать ноотропные препараты для стимулирования работы мозга. Однако ряд их коллег утверждают, что подобные средства не более, чем плацебо. И не имеют никакого отношения к доказательной медицине.

Также были созданы бифокальные очки, которые имеют линзы разного цвета. Предполагается, что оптика облегчает чтение. Однако эффект не доказан.

СПЕЦИАЛИСТЫ РЕКОМЕНДУЮТ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКУ С ЛОГОПЕДОМ, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ ПОСТАВИТЬ ЗВУКИ.

Существуют специальные упражнения, направленные на тренировку работы мозга по распознаванию букв и звуков. Методика дает возможность довести чтение до автоматизма. Однако она не учит пересказу. То есть ребенок сможет читать текст, но проблемы с его пониманием останутся.

Также для детей разработаны упражнения, которые помогают переключаться с одного задания или урока на другой и расслабиться, когда это необходимо. В результате уменьшается нагрузка на нервную систему. Ребенок меньше устает.

Диагностика дислексии
Узнайте, что скрывается за трудностями в обучении ребенка, пройдите диагностику со специалистом

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Как помочь дислексику в школьном возрасте

    Чтобы помочь дислексику в школьном возрасте, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

    • Учебная литература. Так как дети с дислексией легче воспринимают информацию с картинок, для них разработаны книги с минимальным количеством текста и обилием иллюстраций. Таким образом ребенок получит те же знания, что и при прочтении литературы. Однако в таком варианте он сможет запомнить информацию.
    • Развитие воображения. Дети с этим отклонением воспринимают окружающий мир и информацию нестандартно. Они могут находить нестандартные, неожиданные решения. Необходимо дать им такую возможность и не пытаться подогнать ребенка под общепринятый формат.
    • Развитие артикуляции. Разработана специальная гимнастика, которая позволяет ребенку легче адаптироваться в школе. Такие скороговорки положительно влияют на развитие речи и мозга в целом.
    • Похвала. Ребенку важна поддержка. Даже за небольшие успехи его необходимо хвалить. Учитель не должен указывать на наличие у школьника проблем с пониманием текста и его пересказом. Это приведет к насмешкам со стороны других учащихся и отказу дислексика от обучения.
    • Выход к доске. Не рекомендуется вызывать ребенка к доске для решения задач или пересказа текста. Нельзя публично исправлять его ошибки. Оценивание должно происходить в индивидуальном порядке.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Для повышения успеваемости в школе в качестве учебных материалов можно использовать видео, слайды и прочее. Информация должна подаваться в легкой игровой форме. Это поможет вовлечь ребенка в учебный процесс и заинтересовать его.

    Также существуют методы профилактики, которые способствуют недопущению развития отклонений. Речь идет о речевом контакте с ребенком и его раннем развитии. Однако они эффективны только в случае, когда развитие отклонений возможно в результате социальных факторов. При повреждении мозга или центральной нервной системы профилактические меры не принесут существенной пользы.

    Запись на
    консультацию

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Чтобы избежать усугубления уже существующих проблем, ребенка можно отдать в коррекционное учебное заведение. Таким образом обучение будет проходить в коллективе, где у всех детей есть те или иные проблемы. Однако многие молодые родители против такой меры. Для них важнее преодоление проблемы и социализация дислексика в здоровом обществе.

      Важно понимать, что ребенок не виноват в своих проблемах. Он нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей и педагогов.

      Оставить комментарий

      Минимальное кол-во символов в сообщении: 150

      * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
      с политикой конфиденциальности

      Комментарии
      Фото аватара
      Sasha 07 сентября 2024, 18:47

      Здравствуйте, нам посоветовали упражнения для мозга, они правда могут помочь ребенку с дислексией?

      Ответить
      Фото аватара
      Центр коррекции дислексии 08 сентября 2024, 10:20

      Добрый день! Смотря какие именно. Например, регулярные упражнения на распознавание звуков и букв действительно помогают тренировать мозг и улучшать навыки чтения у детей с дислексией.

      Ответить
      Фото аватара
      Алина Солопова 16 мая 2024, 11:25

      Учусь на педагога младших классов. Можно подробнее, почему нельзя вызывать к доске? А если групповое задание?

      Ответить
      Фото аватара
      Центр коррекции дислексии 21 мая 2024, 15:51

      Добрый день, Алина!
      Все зависит от рода занятий и школьного предмета. Нельзя публично исправлять ошибки ребенка-дислектика, его оценивание должно происходить в индивидуальном порядке. Не стоит заставлять его читать или писать при всех, исключение для вызова к доске – это попросить помочь провести какой-то эксперимент, что-то нарисовать или поучаствовать в игре, которая не требует навыков чтения и письма.

      Ответить
      Фото аватара
      Григорьева Мария 14 мая 2024, 17:29

      Спасибо! Нас отговаривали от логопеда, мол он не поможет, теперь понимаю, что были правы с мужем.

      Ответить
      Фото аватара
      Ирина 05 апреля 2024, 15:29

      Дома занимаемся с сыном самостоятельно, есть проблемы с чтением — не может сосредоточиться и путает слоги. Ему 7 лет. Стоит ли в таком возрасте бить тревогу или я слишком требовательна к ребенку?

      Ответить
      Фото аватара
      Центр коррекции дислексии 05 апреля 2024, 15:45

      Ирина, добрый день!
      Первые признаки дислексии начинают проявляться как раз в возрасте 7-12 лет. В любом случае, мы советуем не в коем случае не ругать ребенка за неправильное чтение или неусидчивость во время занятий. Если ребенок не может сосредоточиться на конкретном занятии, сделайте с ним небольшую паузу: поиграйте с ним или просто отдохните, а потом попробуйте приступить к занятиям снова. Не забывайте подбадривать сына и хвалить его за успехи.
      Если к 8 годам ситуация не изменится или усугубится, рекомендуем прийти на диагностику к специалистам, которые точно смогут определить, дислексия это или нет, и помогут подобрать необходимый курс коррекции.

      Ответить

      Дислексия у младших школьников и подростков

      Проявления дислексии у младших школьников

      Основным проявлением дислексии у детей младшего звена является их отставание от ровесников в письменной речи и при чтении. Довольно часто такая симптоматика выражается в виде гиперактивности, невозможности усвоения информации, задержкой развития, проблемами согласованности движений и неорганизованностью.

      Кроме того, выделяют такие признаки:

      • при чтении буквы заменяются на созвучные, а слова на схожие по смыслу;
      • буквенная и словесная перестановка в процессе чтения;
      • отсутствие понимания смысловой нагрузки прочитанного;
      • невозможность усвоения материала;
      • нервозность и неуклюжесть;
      • неразборчивое письмо;
      • большое количество ошибок даже при знании грамматики;
      • отсутствие желания писать и читать;
      • трудности с ориентацией в пространстве.

      Несмотря на перечисленные признаки, умственные способности ребенка, не касающиеся чтения и письма, соответствуют возрасту.

      Как исправить дислексию у школьника

      Дислексия не исчезнет самостоятельно и ее невозможно исправить при помощи традиционных педагогических мероприятий. При нарушении чтения и письма школьники нуждаются в обязательной коррекционной помощи. Поэтому нужно как можно скорее обратиться к психологу и логопеду, так как основная работа по преодолению ситуации ложится на плечи именно этих специалистов.

      Однако родители тоже могут оказать помощь со своей стороны: поддержать ребенка и не высказывать свое недовольство за плохую успеваемость. Регулярно читать ему вслух, что поможет приобщить учащегося к литературе, даже при наличии сложностей с процессом чтения. Здесь главное – подобрать книгу таким образом, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать информацию. Кроме того, всех школьных педагогов нужно уведомить о сложности ситуации, так как на сегодняшний день учителя мало информированы о том, что дислексики нуждаются в особом образовательном подходе.

      Симптомы дислексии у детей школьного возраста

      Характерной симптоматикой дислексии в этом случае является:

      • отсутствие усидчивости и терпимости к образовательному процессу;
      • избегание ситуаций, связанных со чтением;
      • сложности с запоминанием даже простых четверостиший;
      • отсутствие грамотности при письме;
      • длительность выполнения простых задач по чтению или письму;
      • проблемы с нахождением нужной словоформы, а также с формулированием ответов;
      • чтение, не соответствующее возрасту;
      • сложность с обработкой увиденной, услышанной или прочитанной информации.

      Кроме того, к признакам «школьной» дислексии относится неразвитость функций сенсорной моторики, что является основным психическим критерием трудностей, возникающих при чтении.

      Метод коррекции дислексии у подростка

      На сегодняшний день не существует лекарственных препаратов, которые бы помогали справиться с расстройством речи. По этой причине своё внимание специалисты-дефектологи направили на логопедический, а также психотерапевтический способ коррекции нарушения у подростка. Сюда же относят метод аппаратного нейростимулирования.

      Современные технологии, а именно транскраниальная электростимуляция и микрополяризация – это перспективный вариант моделирующей методики, в основу которой положено воздействие на мозг при возникающих расстройствах неврологического и психического спектра. Преимущество этого способа по сравнению с использованием медикаментозных препаратов – отсутствие отравляющего воздействия на человека. Благодаря влиянию малых токов на нервную систему, клиническая картина улучшается за короткий срок, что помогает выстраивать работу нейронных связей и управлять психическими процессами.

      Как помочь ребенку дислексику в школе

      Несколько советов, способных облегчить обучение ребенка:

      • дать ученику дополнительное время, которое он может потратить на изучение поставленной задачи: ребенок-дислексик должен немного дольше подумать;
      • не ставьте перед учеником жестких требований, не стоит его торопить – у него свой темп;
      • давайте школьнику такие упражнения, которые он способен осилить, не нагружайте его сверх меры;
      • хвалите ребенка и выделяйте его положительные качества – таким образом можно сохранить тягу к учебе;
      • наблюдайте за учеником, подмечайте его трудности, чтобы в подходящий момент своевременно помочь ему.

      Родители и школьные педагоги в состоянии поддержать ребенка, а также способны помочь ему в процессе обучения, для этого требуется приложить немного усилий.

      Оставьте заявку
      и получите памятку
      Что делать, если у вашего ребенка
      дислексия?

        * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности

        Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
        опыт, мнения и истории людей

        * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
        политикой конфиденциальности