Дислексия у школьников – расстройство, при котором ребенку тяжело дается обучение чтению. Ему сложно восприниматься печатный текст. Ребенок просто не понимает смысла того, что читает. Он может не замечать отдельные слова в тексте или терять целые предложения. В результате ему тяжело сложить полноценную картину.
Чаще всего проблему выявляют во время подготовки к школе или в начальных классах, когда начинается обучение. Родители и учителя обращают внимание, что ребенок не усваивает материал. Он не может сдать технику чтения, пересказать текст и вообще плохо понимает его смысл.
Дислексия нередко сочетается с дисграфией. То есть нарушением письма. Дисграфия и дислексия – психологические расстройства, которые поддаются коррекции. Проблемы выявляют у 5-10% школьников.
Существует несколько разновидностей дислексии. При фонематической форме ребенок во время чтения ребенок меняет слоги местами или читает только по буквам. При семантической – дислексик не понимает текст, который был им прочитан.
Для аграмматической формы характерен неправильный выбор окончаний в словах, замена падежей и т.д.
При мнестической – ребенку сложно различать звуки. Он путает «б» и «п», «з» и «с» и т.д.
Оптическая форма дислексии наблюдается у детей, которые не узнают буквы. У них существует нарушение визуального представления о форме.
Причины дислексии у школьника
Наиболее распространенными причинами возникновения дислексии у школьников являются:
- Недоразвитие участка головного мозга. Или одно из полушарий функционирует более активно. Между ними нарушается баланс.
- Черепно-мозговые травмы. Они могут возникнуть по различным причинам.
- Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности. Менингит, энцефалит, краснуха, ветрянка и другие болезни приводят впоследствии к проблемам развития плода.
- Родовые травмы. Отслойка плаценты, кислородное голодание плода, механическое повреждение черепа при возникновении внештатной ситуации в процессе родоразрешения способствуют возникновению повреждений мозга.
- Поражение центральной нервной системы. Происходит внутриутробно или в результате родовой травмы. Приводит к развитию различных заболеваний. К примеру, ДЦП, эпилепсия и т.д.
- Социальные факторы. Часто проблема возникает у совершенно здоровых детей. Это может произойти в результате недостаточности общения, при педагогической запущенности или, наоборот, слишком высоких темпах обучения.
- Генетика. В результате исследований выяснилось, что дислексия может передаваться по наследству. Ее часто выявляют не только у однояйцевых, но и у двуяйцевых близнецов, у детей, чьи родители имели подобные проблемы в детстве.
Прежде чем назначать коррекцию, важно правильно определить первопричину возникновения проблемы. Для этого нужно рассмотреть наиболее распространенные из них.
Недоразвитие участка головного мозга
Во внутриутробном периоде в результате различных вирусных и инфекционных заболеваний у плода могут возникнуть патологии головного мозга. При недоразвитии его участков впоследствии ребенку сложно воспринимать текст, возникают проблемы с письмом.
Также подобная проблема возникает при токсическом поражении мозга, когда мать во время беременности употребляла алкоголь, наркотические препараты или лекарственные средства, которые запрещены в данный период.
Черепно-мозговые травмы
Одной из причин возникновения дислексии является черепно-мозговая травма. Это может произойти во время родов. Чаще всего проблема возникает при повреждении височно-теменной области доминантного полушария.
Также дислексия может стать следствием нарушения мозгового кровообращения. Кровоизлияние приводит к поражению отдельного участка мозга. Нарушение кровообращения происходит в результате родовой травмы, падения и прочих причин. Диагностировать кровоизлияние у младенцев можно на УЗИ. В старшем возрасте для этого используется метод компьютерной или магнитно-резонансной томографии.
ДЦП
Дислексию иногда выявляют у детей с ДЦП. Детский церебральный паралич возникает в результате серьезных повреждений центральной нервной системы. Заболевание имеет ряд сопутствующих проблем, одна из которых – дислексия.
Выявить ее достаточно сложно, даже в случае, когда интеллект ребенка с ДЦП – сохранен. Это обусловлено наличием других проблем. В ряде случаев диагностика дислексии при ДЦП просто нецелесообразна.
По статистике, только у 1% детей с церебральным параличом выявляют дислексию. Реальные показатели могут быть выше, однако незначительно.
Как вылечить дислексию у школьника
Многие родители задают специалистам вопрос – как вылечить дислексию? Важно понимать, что не существует методов терапии отклонения. Также не стоит ждать, что ребенок «перерастет». Дислексия у младших школьников поддается коррекции. Важно своевременно обратить внимание на проблему и заняться ее решением.
Игнорирование приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе. В результате он может стать объектом насмешек и буллинга со стороны сверстников. Это неизбежно ударит по самооценке и приведет к психологическим проблемам.
Методы лечения дислексии младших школьников
Специалисты ведущих исследовательских институтов мира занимаются поиском универсального метода коррекции дислексии у детей. Однако существенного прогресса в этой области пока достичь не удалось.
Некоторые специалисты рекомендуют использовать ноотропные препараты для стимулирования работы мозга. Однако ряд их коллег утверждают, что подобные средства не более, чем плацебо. И не имеют никакого отношения к доказательной медицине.
Также были созданы бифокальные очки, которые имеют линзы разного цвета. Предполагается, что оптика облегчает чтение. Однако эффект не доказан.
СПЕЦИАЛИСТЫ РЕКОМЕНДУЮТ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКУ С ЛОГОПЕДОМ, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ ПОСТАВИТЬ ЗВУКИ.
Существуют специальные упражнения, направленные на тренировку работы мозга по распознаванию букв и звуков. Методика дает возможность довести чтение до автоматизма. Однако она не учит пересказу. То есть ребенок сможет читать текст, но проблемы с его пониманием останутся.
Также для детей разработаны упражнения, которые помогают переключаться с одного задания или урока на другой и расслабиться, когда это необходимо. В результате уменьшается нагрузка на нервную систему. Ребенок меньше устает.
Как помочь дислексику в школьном возрасте
Чтобы помочь дислексику в школьном возрасте, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:
- Учебная литература. Так как дети с дислексией легче воспринимают информацию с картинок, для них разработаны книги с минимальным количеством текста и обилием иллюстраций. Таким образом ребенок получит те же знания, что и при прочтении литературы. Однако в таком варианте он сможет запомнить информацию.
- Развитие воображения. Дети с этим отклонением воспринимают окружающий мир и информацию нестандартно. Они могут находить нестандартные, неожиданные решения. Необходимо дать им такую возможность и не пытаться подогнать ребенка под общепринятый формат.
- Развитие артикуляции. Разработана специальная гимнастика, которая позволяет ребенку легче адаптироваться в школе. Такие скороговорки положительно влияют на развитие речи и мозга в целом.
- Похвала. Ребенку важна поддержка. Даже за небольшие успехи его необходимо хвалить. Учитель не должен указывать на наличие у школьника проблем с пониманием текста и его пересказом. Это приведет к насмешкам со стороны других учащихся и отказу дислексика от обучения.
- Выход к доске. Не рекомендуется вызывать ребенка к доске для решения задач или пересказа текста. Нельзя публично исправлять его ошибки. Оценивание должно происходить в индивидуальном порядке.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Для повышения успеваемости в школе в качестве учебных материалов можно использовать видео, слайды и прочее. Информация должна подаваться в легкой игровой форме. Это поможет вовлечь ребенка в учебный процесс и заинтересовать его.
Также существуют методы профилактики, которые способствуют недопущению развития отклонений. Речь идет о речевом контакте с ребенком и его раннем развитии. Однако они эффективны только в случае, когда развитие отклонений возможно в результате социальных факторов. При повреждении мозга или центральной нервной системы профилактические меры не принесут существенной пользы.
консультацию
Чтобы избежать усугубления уже существующих проблем, ребенка можно отдать в коррекционное учебное заведение. Таким образом обучение будет проходить в коллективе, где у всех детей есть те или иные проблемы. Однако многие молодые родители против такой меры. Для них важнее преодоление проблемы и социализация дислексика в здоровом обществе.
Важно понимать, что ребенок не виноват в своих проблемах. Он нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей и педагогов.
Здравствуйте, нам посоветовали упражнения для мозга, они правда могут помочь ребенку с дислексией?
Добрый день! Смотря какие именно. Например, регулярные упражнения на распознавание звуков и букв действительно помогают тренировать мозг и улучшать навыки чтения у детей с дислексией.
Учусь на педагога младших классов. Можно подробнее, почему нельзя вызывать к доске? А если групповое задание?
Добрый день, Алина!
Все зависит от рода занятий и школьного предмета. Нельзя публично исправлять ошибки ребенка-дислектика, его оценивание должно происходить в индивидуальном порядке. Не стоит заставлять его читать или писать при всех, исключение для вызова к доске – это попросить помочь провести какой-то эксперимент, что-то нарисовать или поучаствовать в игре, которая не требует навыков чтения и письма.
Спасибо! Нас отговаривали от логопеда, мол он не поможет, теперь понимаю, что были правы с мужем.
Дома занимаемся с сыном самостоятельно, есть проблемы с чтением — не может сосредоточиться и путает слоги. Ему 7 лет. Стоит ли в таком возрасте бить тревогу или я слишком требовательна к ребенку?
Ирина, добрый день!
Первые признаки дислексии начинают проявляться как раз в возрасте 7-12 лет. В любом случае, мы советуем не в коем случае не ругать ребенка за неправильное чтение или неусидчивость во время занятий. Если ребенок не может сосредоточиться на конкретном занятии, сделайте с ним небольшую паузу: поиграйте с ним или просто отдохните, а потом попробуйте приступить к занятиям снова. Не забывайте подбадривать сына и хвалить его за успехи.
Если к 8 годам ситуация не изменится или усугубится, рекомендуем прийти на диагностику к специалистам, которые точно смогут определить, дислексия это или нет, и помогут подобрать необходимый курс коррекции.