Чаще всего проблему выявляют во время подготовки к школе или в начальных классах, когда начинается обучение. Родители и учителя обращают внимание, что ребенок не усваивает материал. Он не может сдать технику чтения, пересказать текст и не понимает его смысл.
Дислексия нередко сочетается с дисграфией – нарушением письма. Дисграфия и дислексия – расстройства, которые поддаются коррекции, их выявляют у 5-10% школьников.
Виды дислексии
Р.И. Лалаева доработала классификацию дислексии, предложенную на кафедре логопедии РГПУ, и на сегодняшний день эта классификация признана наиболее актуальной. Она включается в себя следующие виды:
- Фонематическая форма проявляется в нечётком распознавании звуков, в замене и перестановке букв во время чтения. Дети смешивают звуки Б и П, Ж и Ш и другие акустически сходные.
- При семантической форме дислексии ребёнок может читать текст, но не понимает его смысла.
- Аграмматическая форма названа так потому, что она вызывает трудности с грамматикой: словообразованием, правильной постановкой ударения, склонением существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
- При мнестической дислексии затронуты процессы речевой памяти. Ребёнок не может запомнить буквы или последовательность букв, не может воспроизвести или нарушает их порядок, произвольно заменяет буквы при чтении.
- Оптическая форма дислексии приводит к тому, что человек плохо запоминает визуальные образы букв и путает схожие символы, например, В и З. Он не может расчленить буквы на составные элементы. Часто для такой формы дислексии характерно «зеркальное» чтение.
- Тактильная дислексия встречается только у слабовидящих детей и взрослых. Она вызвана недостаточной чувствительностью кончиков пальцев, из-за чего осложняется распознавание символов азбуки Брайля.
Диагностика дислексии у младших школьников
Важно, чтобы диагноз ребёнку ставил специалист, разбирающийся в особенностях дислексии и дисграфии, умеющий определить разницу между ними и выявить характерные признаки. Это может быть логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог, или специалист по коррекции дислексии.
При диагностике используются различные методики, в частности:
- Беседа с ребёнком и с его родителями;
- Изучение медицинских документов;
- Инструменты тестирования.
Задачей диагностирования является не только определение речевых нарушений, но и анализ психологического состояния ребёнка.
Эксперт вначале исследует первичные признаки: в частности, соответствие между общим интеллектуальным развитием и навыками чтения и письма. Для этой цели применяются, например, шкалы Векслера и матрицы Равена.
Вторичные тесты необходимы для оценки таких показателей, как беглость чтения, способность читать несуществующие слова (псевдослова), точность и скорость копирования букв и слов.
Трудности с обучением у школьника должны проявляться не только в школе, но и дома — так можно исключить необъективное отношение со стороны учителя или психологические проблемы, связанные со школой.
Методы коррекции дислексии у младших школьников
Важно понимать, что не «лечения» дислексии не существует. Также не стоит ждать, что ребенок «перерастет» расстройство. Однако, дислексия у младших школьников поддается коррекции.
Игнорирование приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе. В результате он может стать объектом насмешек и буллинга со стороны сверстников. Это неизбежно ударит по самооценке и приведет к психологическим проблемам.
Существуют специальные упражнения, направленные на тренировку работы мозга по распознаванию букв и звуков. Методика дает возможность довести чтение до автоматизма. Однако она не учит пересказу. То есть ребенок сможет читать текст, но проблемы с его пониманием останутся.
Упражнения и задания для коррекции дислексии у школьниковТакже для детей разработаны упражнения для коррекции дислексии, которые помогают переключаться с одного задания или урока на другой и расслабиться, когда это необходимо. В результате уменьшается нагрузка на нервную систему, ребенок меньше устает.
Коррекция дислексии по методу Дейвиса™
Коррекция дислексии по методу Дейвиса™ – это совершенно новый процесс, основанный на изменении мышления. Главная мысль заключается в том, что люди, страдающие дислексией – не больные. Они по-особенному видят мир и мыслят вербально. Благодаря профильной поддержке и коррекции, специалисты проводят комплексную работу над мышлением, с целью повышения качества жизни, а также поднятия самооценки людей.
Дислектики испытывают головную боль и быстрое переутомление в процессе концентрации. Поэтому корректировать их состояние нужно путем полного расслабления и изменения мышления.
Работа по методу Дейвиса предполагает несколько этапов:
- Оценка способности к восприятию.
- Разрядка.
- Консультацию Дейвиса по ориентации (два направления: «умственный глаз» и «выравнивание»)
- Устранение путанного восприятия путем координации.
- Освоение символов с помощью пластилина.
- Освоение специальных слов-пускателей, которые, по мнению Дейвиса, «запускают» дислексию — такие как «над», «под», «перед», «после» и т. д.
Также важно учитывать, что успех программы зависит не только от скорости освоения, но и от постепенности и личного темпа каждого человека. Главная цель специалистов — создать комфортный процесс коррекции, который позволит достигать поставленных задач и улучшить качество жизни.
Пройти комплексную диагностику с последующей коррекционной программой можно в центре коррекции дислексии. Работа с дислектиками осуществляется в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма и уровня восприятия.
Как помочь дислектику в школьном возрасте
Чтобы помочь дислектику в школьном возрасте, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:
- Учебная литература. Так как дети с дислексией легче воспринимают информацию с картинок, для них разработаны книги с минимальным количеством текста и обилием иллюстраций. Таким образом ребенок получит те же знания, что и при прочтении литературы. Однако в таком варианте он сможет запомнить информацию.
- Развитие воображения. Дети с этим отклонением воспринимают окружающий мир и информацию нестандартно. Они могут находить нестандартные, неожиданные решения. Необходимо дать им такую возможность и не пытаться подогнать ребенка под общепринятый формат.
- Развитие артикуляции. Разработана специальная гимнастика, которая позволяет ребенку легче адаптироваться в школе. Такие скороговорки положительно влияют на развитие речи и мозга в целом.
- Похвала. Ребенку важна поддержка. Даже за небольшие успехи его необходимо хвалить. Учитель не должен указывать на наличие у школьника проблем с пониманием текста и его пересказом. Это приведет к насмешкам со стороны других учащихся и отказу дислектика от обучения.
- Выход к доске. Не рекомендуется вызывать ребенка к доске для решения задач или пересказа текста. Нельзя публично исправлять его ошибки. Оценивание должно происходить в индивидуальном порядке.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Для повышения успеваемости в школе в качестве учебных материалов можно использовать видео, слайды и прочее. Информация должна подаваться в легкой игровой форме. Это поможет вовлечь ребенка в учебный процесс и заинтересовать его.
Также существуют методы профилактики, которые способствуют недопущению развития отклонений. Речь идет о речевом контакте с ребенком и его раннем развитии. Однако они эффективны только в случае, когда развитие отклонений возможно в результате социальных факторов. При повреждении мозга или центральной нервной системы профилактические меры не принесут существенной пользы.
Чтобы избежать усугубления уже существующих проблем, ребенка можно отдать в коррекционное учебное заведение. Таким образом обучение будет проходить в коллективе, где у всех детей есть те или иные проблемы. Однако многие молодые родители против такой меры. Для них важнее преодоление проблемы и социализация дислектика в здоровом обществе.
Важно понимать, что ребенок не виноват в своих проблемах. Он нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей и педагогов.
Причины дислексии у детей
Наиболее распространенными причинами возникновения дислексии у школьников являются:
- Генетика. В результате исследований выяснилось, что дислексия может передаваться по наследству. Ее часто выявляют не только у однояйцевых, но и у двуяйцевых близнецов, у детей, чьи родители имели подобные проблемы в детстве.
- Недоразвитие участка головного мозга. Или одно из полушарий функционирует более активно. Между ними нарушается баланс.
- Черепно-мозговые травмы. Они могут возникнуть по различным причинам.
- Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности. Менингит, энцефалит, краснуха, ветрянка и другие болезни приводят впоследствии к проблемам развития плода.
- Родовые травмы. Отслойка плаценты, кислородное голодание плода, механическое повреждение черепа при возникновении внештатной ситуации в процессе родоразрешения способствуют возникновению повреждений мозга.
- Поражение центральной нервной системы. Происходит внутриутробно или в результате родовой травмы. Приводит к развитию различных заболеваний. К примеру, ДЦП, эпилепсия и т.д.
- Социальные факторы. Проблема может возникать у совершенно здоровых детей. Это может произойти в результате недостаточности общения, при педагогической запущенности или, наоборот, слишком высоких темпах обучения.
Прежде чем назначать коррекцию, важно правильно определить первопричину возникновения проблемы. Для этого нужно рассмотреть наиболее распространенные из них.
Недоразвитие участка головного мозга
Во внутриутробном периоде в результате различных вирусных и инфекционных заболеваний у плода могут возникнуть патологии головного мозга. При недоразвитии его участков впоследствии ребенку сложно воспринимать текст, возникают проблемы с письмом.
Также подобная проблема возникает при токсическом поражении мозга, когда мать во время беременности употребляла алкоголь, наркотические препараты или лекарственные средства, которые запрещены в данный период.
Черепно-мозговые травмы
Одной из причин возникновения дислексии является черепно-мозговая травма. Это может произойти во время родов. Чаще всего проблема возникает при повреждении височно-теменной области доминантного полушария.
Также дислексия может стать следствием нарушения мозгового кровообращения. Кровоизлияние приводит к поражению отдельного участка мозга. Нарушение кровообращения происходит в результате родовой травмы, падения и прочих причин. Диагностировать кровоизлияние у младенцев можно на УЗИ. В старшем возрасте для этого используется метод компьютерной или магнитно-резонансной томографии.
ДЦП
Дислексию иногда выявляют у детей с ДЦП. Детский церебральный паралич возникает в результате серьезных повреждений центральной нервной системы. Заболевание имеет ряд сопутствующих проблем, одна из которых – дислексия.
Выявить ее достаточно сложно, даже в случае, когда интеллект ребенка с ДЦП – сохранен. Это обусловлено наличием других проблем. В ряде случаев диагностика дислексии при ДЦП просто нецелесообразна.
По статистике, только у 1% детей с церебральным параличом выявляют дислексию. Реальные показатели могут быть выше, однако незначительно.
Основным проявлением дислексии у детей младшего звена является их отставание от ровесников в письменной речи и при чтении. Довольно часто такая симптоматика выражается в виде гиперактивности, невозможности усвоения информации, задержкой развития, проблемами согласованности движений и неорганизованностью.
Кроме того, выделяют такие признаки:
- при чтении буквы заменяются на созвучные, а слова на схожие по смыслу;
- буквенная и словесная перестановка в процессе чтения;
- отсутствие понимания смысловой нагрузки прочитанного;
- невозможность усвоения материала;
- нервозность и неуклюжесть;
- неразборчивое письмо;
- большое количество ошибок даже при знании грамматики;
- отсутствие желания писать и читать;
- трудности с ориентацией в пространстве.
Несмотря на перечисленные признаки, умственные способности ребенка, не касающиеся чтения и письма, соответствуют возрасту.
Дислексия не исчезнет самостоятельно и ее невозможно исправить при помощи традиционных педагогических мероприятий. При нарушении чтения и письма школьники нуждаются в обязательной коррекционной помощи. Поэтому нужно как можно скорее обратиться к психологу и логопеду, так как основная работа по преодолению ситуации ложится на плечи именно этих специалистов.
Однако родители тоже могут оказать помощь со своей стороны: поддержать ребенка и не высказывать свое недовольство за плохую успеваемость. Регулярно читать ему вслух, что поможет приобщить учащегося к литературе, даже при наличии сложностей с процессом чтения. Здесь главное – подобрать книгу таким образом, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать информацию. Кроме того, всех школьных педагогов нужно уведомить о сложности ситуации, так как на сегодняшний день учителя мало информированы о том, что дислектики нуждаются в особом образовательном подходе.
Несколько советов, способных облегчить обучение ребенка:
- дать ученику дополнительное время, которое он может потратить на изучение поставленной задачи: ребенок-дислектик должен немного дольше подумать;
- не ставьте перед учеником жестких требований, не стоит его торопить – у него свой темп;
- давайте школьнику такие упражнения, которые он способен осилить, не нагружайте его сверх меры;
- хвалите ребенка и выделяйте его положительные качества – таким образом можно сохранить тягу к учебе;
- наблюдайте за учеником, подмечайте его трудности, чтобы в подходящий момент своевременно помочь ему.
Родители и школьные педагоги в состоянии поддержать ребенка, а также способны помочь ему в процессе обучения, для этого требуется приложить немного усилий.
и получите памятку
Здравствуйте, нам посоветовали упражнения для мозга, они правда могут помочь ребенку с дислексией?
Добрый день! Смотря какие именно. Например, регулярные упражнения на распознавание звуков и букв действительно помогают тренировать мозг и улучшать навыки чтения у детей с дислексией.
Учусь на педагога младших классов. Можно подробнее, почему нельзя вызывать к доске? А если групповое задание?
Добрый день, Алина!
Все зависит от рода занятий и школьного предмета. Нельзя публично исправлять ошибки ребенка-дислектика, его оценивание должно происходить в индивидуальном порядке. Не стоит заставлять его читать или писать при всех, исключение для вызова к доске – это попросить помочь провести какой-то эксперимент, что-то нарисовать или поучаствовать в игре, которая не требует навыков чтения и письма.
Спасибо! Нас отговаривали от логопеда, мол он не поможет, теперь понимаю, что были правы с мужем.
Дома занимаемся с сыном самостоятельно, есть проблемы с чтением — не может сосредоточиться и путает слоги. Ему 7 лет. Стоит ли в таком возрасте бить тревогу или я слишком требовательна к ребенку?
Ирина, добрый день!
Первые признаки дислексии начинают проявляться как раз в возрасте 7-12 лет. В любом случае, мы советуем не в коем случае не ругать ребенка за неправильное чтение или неусидчивость во время занятий. Если ребенок не может сосредоточиться на конкретном занятии, сделайте с ним небольшую паузу: поиграйте с ним или просто отдохните, а потом попробуйте приступить к занятиям снова. Не забывайте подбадривать сына и хвалить его за успехи.
Если к 8 годам ситуация не изменится или усугубится, рекомендуем прийти на диагностику к специалистам, которые точно смогут определить, дислексия это или нет, и помогут подобрать необходимый курс коррекции.