Как развить левое полушарие мозга у детей

Мозг — это самый сложный орган человеческого тела. Он содержит более ста миллиардов нервных клеток, нейронов: они общаются между собой посредством синапсов. Если представить, что каждый нейрон — это мобильный телефон, то синапс — это вышка сотовой связи. Синапсы передают импульс от одного нейрона к другому.

В 1981 году американский нейробиолог Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии по медицине за своё открытие в области физиологии мозга. В ходе экспериментов он обнаружил, что хотя оба полушария мозга и работают как единое целое, каждому из них отводится своя роль. И при этом каждая из гемисфер является отдельной и самостоятельной когнитивной системой.

Пока не были опубликованы эти данные, многие учёные были склонны считать, что правое полушарие не является «сознательным» — главным образом, потому что речь связана с левой половиной мозга.

Сперри доказал, что каждое из полушарий выполняет разные функции и обладает способностью к обучению. В частности, левое полушарие мозга отвечает за умение говорить и читать, а вот правое не способно обрабатывать вербальные стимулы. Но при этом оно позволяет понимать такие тонкости речи, как, например, метафоры.

Однако, специализация гемисфер не является врождённой. В 2020 году нейробиологи Джорджтаунского университета (США) опубликовали результаты исследований, которые показали, что младенцы и маленькие дети при обработке устной речи используют оба полушария.

Примерно в возрасте 7 лет та половина мозга, что расположена слева, берёт управление на себя. Левое полушарие отвечает за:

  • Чтение и письмо
  • Речевые процессы
  • Логику
  • Математические расчёты
  • Аналитическое мышление
  • Способность концентрироваться
  • Последовательность действий
  • Постановку целей и задач

Дети, у которых преобладает левое полушарие, обычно хорошо учатся, но могут испытывать трудности в социальном и поведенческом плане.

Они способны запоминать большие объёмы данных. У них, как правило, имеется обширный словарный запас. В школе и дома такие дети предпочитают придерживаться определённого распорядка. При этом они не склонны проявлять эмоции и любят проводить время в одиночестве.

Разделение задач между левым и правым полушариями обычно завершается к 10-11 годам. Но это не означает, что различия не могут быть изменены со временем. Для укрепления нейронных связей между обеими половинами мозга и для развития когнитивных способностей люди научились использовать специальные упражнения и тренировки.

Важно отметить, что стимуляцию левой гемисферы можно усилить, если задействовать правую сторону тела, поскольку каждое полушарие контролирует противоположную половину организма.

Поскольку за речевые функции отвечает левая часть мозга, для укрепления и улучшения вербальных навыков её нужно тренировать. Упражнения могут быть активными и пассивными, физическими и умственными.

Вот лишь несколько примеров того, как развивать левое полушарие:

  • Играть в логические игры со словами
  • Разгадывать головоломки
  • Решать математические задачи
  • Складывать паззлы
  • Заниматься музыкой
  • Развивать моторику правой руки: например, больше писать и рисовать

Исследование, проведённое в 2015 году учёными из финского университета Ювяскюля, показало, что во время воспроизведения музыки или игры на музыкальных инструментах у людей повышается активность левого полушария.

Даже простое сжатие правой руки стимулирует деятельность нейронов в левом полушарии мозга. Об этом шла речь в исследовании, результаты которого были опубликованы в 2013 году в научном журнале PLOS One.

Учёные доказали, что что сжимание правой руки (активация левого полушария) перед началом обработки информации и сжимание левой руки (активация правого полушария) перед её воспроизведением приводит к улучшению эпизодической памяти — то есть, той, которая используется для запоминания информации об окружающем мире и текущих событиях.

Чтение и рассказывание историй

В фонологической обработке (способности анализировать звуки языка и манипулировать ими) ключевую роль играют такие области мозга, как височно-теменная корковая область и нижняя лобная кора. Они помогают озвучивать слова.

Затылочно-височная кора помогает распознавать слова и буквы как графические символы. Эти три области задействованы в чтении независимо от того, на каком языке люди читают.

Чтение книг — один из лучших способов тренировать мозг. Используя МРТ-сканирование, исследователи выяснили, что чтение активирует обширную сеть нейронов и синапсов. Чем больше человек читает — тем более сложной и устойчивой становится эта сеть. Левая половина мозга, связанная с речью, во время чтения приходит в состояние активации: так же, как мышцы активируются при занятиях спортом.

Кроме того, во время чтения:

  • Расширяется словарный запас
  • Стимулируется воображение
  • Улучшается сосредоточенность и концентрация

Для ребёнка чтение и рассказывание историй важны ещё и потому, что они помогают ему постигать мир. Истории необходимы ему для того, чтобы получать новый опыт и узнавать больше о людях, которые его окружают. Через истории он получает понимание о жизненных ценностях и правилах поведения. Историю дают ему почву для размышлений.

Когда малыш слушает рассказ, в его мозгу активируются области, восприимчивые к слуховой и вербальной (языковой) обработке. Как только это происходит, подключаются другие зоны мозга. Например, ребёнок начинает ощущать эмоциональную вовлечённость, потому что история стимулировала лобную и теменную доли. Описания вкусной еды активируют сенсорную кору — она обрабатывает информацию, поступающую от органов восприятия. Активные действия, происходящие в рассказе, активируют моторные зоны мозга.

Хорошие истории также помогают лучше запоминать информацию, которая в них упоминается. По одной из оценок, эффективность запоминания в этом случае в 22 раза выше, чем если бы человек просто заучивал данные.

Изучение языков и расширение словарного запаса

Изучение иностранных языков — это тоже прекрасный способ тренировки мозга, поскольку этот процесс требует активации различных его областей.

За производство речи и артикуляцию отвечает зона Брока, расположенная в левой лобной доле, а за понимание речи — зона Вернике, которая находится в левой височной доле. Но изучение языка — это настолько сложная процедура, что одним полушарием она не ограничивается: для этого необходимо взаимодействие между обеими половинами мозга.

Овладение языком включает в себя:

  1. Запоминание слов (лексикона)
  2. Изучение звуковой системы (фонетики)
  3. Освоение правил письма (орфографии)
  4. Освоение грамматических правил и синтаксиса
  5. Понимание тонкостей языка (прагматика)

Услышав новое слово, человеческий мозг сразу начинает анализировать звуки, чтобы понять смысл сказанного. При этом используются различные когнитивные функции: внимание, память, рассуждение, организация.

После того, как слово распознано, мозг запоминает его значение, звучание и написание, производит сопоставление с похожими словами и определяет, к какой части речи это слово принадлежит. Слово сохраняется в памяти, как книга в библиотечной картотеке.

Исследователи отмечают, что билингвы (люди, говорящие на нескольких языках), лучше проявляют внимание и концентрацию. Они обладают гибкостью мышления, хорошей памятью и креативностью.

Логические рассуждения — это один из краеугольных камней, на которых строится критическое мышление. Когда говорят, что человек логически рассуждает, то это означает, что он способен прийти к выводу, используя заданный набор фактов и доказательств.

Логическое мышление важно для ребёнка и подростка, потому что оно помогает находить решения, делать обоснованные выводы и преодолевать трудности.

Зачатки такого мышления формируются в самом раннем возрасте: например, ребёнок понимает, что вкусности лежат слишком высоко, и он не сможет до них дотянуться. Тогда он просит сделать это кого-то из родителей.

Обучение детей логическому мышлению начинается с таких понятий, как причина и следствие. Они также должны понимать принципы дедуктивного и индуктивного рассуждения.

Дедуктивная логика основана на подтверждении уже существующих теорий: «У всех животных — четыре ноги. У кошки тоже четыре ноги, следовательно, она — животное».

Индуктивная логика используется для создания новой теории: «Я вытащил из упаковки M&M’s две конфеты, и обе были красными. Возможно, все конфеты в этой упаковке — красные». 

Для того, чтобы улучшить логические навыки у ребёнка, необходимо поощрять его любознательность и логические рассуждения. Нужно хвалить его за новые открытия и тягу к познаниям и предлагать свою помощь, если это необходимо.

Упражнения на решение математических задач

Когда у людей хорошо развит логико-математический интеллект, они с лёгкостью оперируют числами и решают математические задачи, любят экспериментировать.

Дети с таким складом ума любят играть в шахматы и компьютерные стратегии и обычно в этом преуспевают.

Но даже те девочки и мальчики, у которых нет особых талантов в математике, могут развить математический интеллект, решая задачи и головоломки.

Для дошкольников это могут быть совсем простые задания: посчитать количество карандашей определённого цвета или птиц, сидящих на ветке. Лучше всего, если такие задачи представлены в игровой манере — например, в виде загадок: «Сколько подков выковал кузнец, если он подковал тройку лошадей?».

Школьники младших классов способны решать более сложные задачи: например, продолжить ряд чисел (3, 5, 7…), выбрать из списка только чётные или только нечётные числа. Им можно предлагать задания на смекалку и внимательность: «По двору ходят куры и кошки, у них на всех 3 головы и 8 ног. Сколько во дворе кур и кошек?» (Две курицы и одна кошка).

Игры, направленные на развитие аналитических способностей

Даже дошкольники и совсем маленькие дети умеют выполнять задачи на поиск и анализ закономерностей. Этот процесс можно сделать увлекательным, если, например, предложить им отсортировать предметы по цвету, форме или размеру, или выбрать из набора карточек только изображения с животными (цветами, машинами и т.п.).

Хорошо развивают способность к анализу игры на поиск логических связей: например, кто назовёт больше слов, связанных с тем или иным предметом. Слова лучше писать на листочке, а потом сравнить результаты игроков. Пример: лиса рыжая, хитрая, осторожная, хвостатая; книга толстая, тяжёлая, старая, с картинками.

Ученики младших классов и даже более старшие школьники с удовольствием играют в игры, где нужно угадать предмет, пользуясь подсказками. Например: «Оно жёлтое? Оно круглое? Его можно есть?». Это — отличный способ провести вечер с семьёй или в компании друзей.

Старшие школьники могут найти в интернете статистические данные и интерпретировать их: скажем, узнать, в каких странах проживает больше всего населения. На основе этой информации они могут составить красочную презентацию.

Творчество — это способность создавать новые, уникальные идеи, продукты или решения. Творчество люди используют для того, чтобы передать свои впечатления и эмоции. Благодаря творческому подходу можно часто найти нестандартные решения проблем.

Творчество побуждает детей и взрослых активно мыслить, выражать себя, реализовывать таланты и способности, демонстрировать другим свои идеи. Тем самым оно способствует социализации и повышению самооценки.

Рисование, сочинение рассказов, конструирование, программирование — всё это помогает развить в ребёнке не только креативность, но и логическое мышление. Есть много способов внести в творчество элементы логики.

Рисование по шаблонам и инструкциям

 

Простое и одновременно увлекательное занятие для маленьких детей — это повторение заданного рисунка. Для этого необходима заготовка: поле с клеточками или кружочками, где каждая ячейка закрашена определённым цветом, чтобы получилась картинка. Это напоминает шаблон для вышивания крестиком.

Ребёнок должен изобразить такой же рисунок на свободном поле. Таким образом, он не просто занимается творчеством, но и учится оценивать форму и размер предмета, его положение в пространстве. Ему нужно рассчитать, как расположить свой рисунок, чтобы он поместился в поле. Нужно придумать, с какой ячейки лучше начать рисовать.

Более сложный вариант таких игр — это раскраска по номерам. Ребёнку предлагают изображение в виде контура, где каждая область с определённым цветом обозначена номером: например, красная — это 4, зелёная — это 1, и так далее. Заниматься этим можно не только на бумаге, но и на экране планшета или смартфона: есть много приложений для подобного творчества.

Музыкальные занятия с акцентом на ритм и нотную грамоту

Занятия музыкой не только приносят удовольствие и дают человеку возможность для самовыражения. Они улучшают когнитивные функции и поощряют стремление к творчеству и импровизации.

Доказано, что исполнение музыки и даже простое её прослушивание стимулируют обе половины мозга, оказывая положительное влияние на когнитивное развитие ребёнка. Кроме того, музыка помогает снять напряжение и получить эмоциональную разгрузку.

Проигрывание мелодии по нотам подключает к работе логическую, математическую часть мозга. Музыку играют в разных темпах, а звучание нот может быть разным по длительности — всё это тренирует внимательность и чувство ритма. Правое, творческое полушарие, фокусируется непосредственно на мелодии. Левое полушарие отвечает за понимание нотной грамоты и музыкальной логики. Оно также контролирует движения во время игры на музыкальном инструменте.

Таким образом, занятия музыкой улучшают когнитивные и моторные функции. Но при этом они ещё и способствуют развитию гармоничной личности, стимулируя творческие и интеллектуальные способности ребёнка. 

Мозг состоит из трёх основных частей: большого мозга, мозжечка и ствола. Внешний слой большого мозга называется корой. Ровно посередине головного мозга проходит глубокая борозда, называемая продольной щелью и разделяющая мозг на два полушария, правое и левое. В науке, наряду с термином «полушарие» также используется понятие «гемисфера» — от греческих слов «геми» (половина) и «сфера» (шар).

Мозговой ствол — это самая древняя в эволюционном смысле часть мозга. Он отвечает за автоматические функции: такие, например, как дыхание и сердцебиение.

Мозжечок контролирует сокращения мышц, движение и равновесие.

На долю большого мозга приходится наибольшее количество функций. Каждое полушарие разделено на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную:

  1. Лобная доля определяет личность, поведение, эмоции
  2. Теменная доля связана с обработкой сенсорной информации — той, которую человек получает через органы чувств
  3. Затылочная доля связана со зрением
  4. Височная доля отвечает за память, речь и слух

Сегодня учёные говорят о наличии пятой доли, которую называют «лимбической системой». Термин образован от латинского слова «лимбус», что означает «кайма». Лимбическая система — это комплекс мозговых формаций, окружающих вершину ствола (отсюда и название). С нею связывают инстинктивное поведение, эмоциональное реагирование, а также процессы саморегулирования.

Каждое полушарие головного мозга тоже берёт на себя определённые функции. Правое, как считается, формирует творческую сторону личности, а левое полушарие обеспечивает логическое мышление — позволяет человеку обрабатывать информацию и проявлять аналитические способности.

Интересно, что левая сторона мозга «контролирует» правую сторону тела, и наоборот. Поэтому у правшей может быть лучше развито левое полушарие мозга, а у левшей — правое.

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Вопрос – ответ

Как чтение влияет на левое полушарие мозга?

Чтение активирует нейронные связи в левом полушарии, улучшает словарный запас, стимулирует воображение и концентрацию внимания.

Какие навыки помогает развивать изучение языков?

Изучение языков улучшает вербальные и когнитивные способности, развивает память, внимание и понимание структуры языка.

Как развить аналитические способности у ребенка?

Для развития аналитических способностей полезны игры на поиск закономерностей, сортировка предметов по признакам и задачи на логику.

Какие виды деятельности стимулируют левое полушарие?

Левое полушарие стимулируют такие виды деятельности, как чтение, решение математических задач, игры на логику и задания на развитие моторики правой руки.

Почему важно поощрять детей к самостоятельному решению задач?

Самостоятельное решение задач развивает у ребенка уверенность в своих силах, логику и креативное мышление, что способствует общему интеллектуальному развитию.

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Честная рассылка
    о дислексии и дислектиках

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности