В 1981 году американский нейробиолог Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии по медицине за своё открытие в области физиологии мозга. В ходе экспериментов он обнаружил, что хотя оба полушария мозга и работают как единое целое, каждому из них отводится своя роль. И при этом каждая из гемисфер является отдельной и самостоятельной когнитивной системой.
Пока не были опубликованы эти данные, многие учёные были склонны считать, что правое полушарие не является «сознательным» — главным образом, потому что речь связана с левой половиной мозга.
Сперри доказал, что каждое из полушарий выполняет разные функции и обладает способностью к обучению. В частности, левое полушарие мозга отвечает за умение говорить и читать, а вот правое не способно обрабатывать вербальные стимулы. Но при этом оно позволяет понимать такие тонкости речи, как, например, метафоры.
Однако, специализация гемисфер не является врождённой. В 2020 году нейробиологи Джорджтаунского университета (США) опубликовали результаты исследований, которые показали, что младенцы и маленькие дети при обработке устной речи используют оба полушария.
Примерно в возрасте 7 лет та половина мозга, что расположена слева, берёт управление на себя. Левое полушарие отвечает за:
- Чтение и письмо
- Речевые процессы
- Логику
- Математические расчёты
- Аналитическое мышление
- Способность концентрироваться
- Последовательность действий
- Постановку целей и задач
Дети, у которых преобладает левое полушарие, обычно хорошо учатся, но могут испытывать трудности в социальном и поведенческом плане.
Они способны запоминать большие объёмы данных. У них, как правило, имеется обширный словарный запас. В школе и дома такие дети предпочитают придерживаться определённого распорядка. При этом они не склонны проявлять эмоции и любят проводить время в одиночестве.
Логические рассуждения — это один из краеугольных камней, на которых строится критическое мышление. Когда говорят, что человек логически рассуждает, то это означает, что он способен прийти к выводу, используя заданный набор фактов и доказательств.
Логическое мышление важно для ребёнка и подростка, потому что оно помогает находить решения, делать обоснованные выводы и преодолевать трудности.
Зачатки такого мышления формируются в самом раннем возрасте: например, ребёнок понимает, что вкусности лежат слишком высоко, и он не сможет до них дотянуться. Тогда он просит сделать это кого-то из родителей.
Обучение детей логическому мышлению начинается с таких понятий, как причина и следствие. Они также должны понимать принципы дедуктивного и индуктивного рассуждения.
Дедуктивная логика основана на подтверждении уже существующих теорий: «У всех животных — четыре ноги. У кошки тоже четыре ноги, следовательно, она — животное».
Индуктивная логика используется для создания новой теории: «Я вытащил из упаковки M&M’s две конфеты, и обе были красными. Возможно, все конфеты в этой упаковке — красные».
Для того, чтобы улучшить логические навыки у ребёнка, необходимо поощрять его любознательность и логические рассуждения. Нужно хвалить его за новые открытия и тягу к познаниям и предлагать свою помощь, если это необходимо.
Упражнения на решение математических задач
Когда у людей хорошо развит логико-математический интеллект, они с лёгкостью оперируют числами и решают математические задачи, любят экспериментировать.
Дети с таким складом ума любят играть в шахматы и компьютерные стратегии и обычно в этом преуспевают.
Но даже те девочки и мальчики, у которых нет особых талантов в математике, могут развить математический интеллект, решая задачи и головоломки.
Для дошкольников это могут быть совсем простые задания: посчитать количество карандашей определённого цвета или птиц, сидящих на ветке. Лучше всего, если такие задачи представлены в игровой манере — например, в виде загадок: «Сколько подков выковал кузнец, если он подковал тройку лошадей?».
Школьники младших классов способны решать более сложные задачи: например, продолжить ряд чисел (3, 5, 7…), выбрать из списка только чётные или только нечётные числа. Им можно предлагать задания на смекалку и внимательность: «По двору ходят куры и кошки, у них на всех 3 головы и 8 ног. Сколько во дворе кур и кошек?» (Две курицы и одна кошка).
Игры, направленные на развитие аналитических способностей
Даже дошкольники и совсем маленькие дети умеют выполнять задачи на поиск и анализ закономерностей. Этот процесс можно сделать увлекательным, если, например, предложить им отсортировать предметы по цвету, форме или размеру, или выбрать из набора карточек только изображения с животными (цветами, машинами и т.п.).
Хорошо развивают способность к анализу игры на поиск логических связей: например, кто назовёт больше слов, связанных с тем или иным предметом. Слова лучше писать на листочке, а потом сравнить результаты игроков. Пример: лиса рыжая, хитрая, осторожная, хвостатая; книга толстая, тяжёлая, старая, с картинками.
Ученики младших классов и даже более старшие школьники с удовольствием играют в игры, где нужно угадать предмет, пользуясь подсказками. Например: «Оно жёлтое? Оно круглое? Его можно есть?». Это — отличный способ провести вечер с семьёй или в компании друзей.
Старшие школьники могут найти в интернете статистические данные и интерпретировать их: скажем, узнать, в каких странах проживает больше всего населения. На основе этой информации они могут составить красочную презентацию.
Творчество — это способность создавать новые, уникальные идеи, продукты или решения. Творчество люди используют для того, чтобы передать свои впечатления и эмоции. Благодаря творческому подходу можно часто найти нестандартные решения проблем.
Творчество побуждает детей и взрослых активно мыслить, выражать себя, реализовывать таланты и способности, демонстрировать другим свои идеи. Тем самым оно способствует социализации и повышению самооценки.
Рисование, сочинение рассказов, конструирование, программирование — всё это помогает развить в ребёнке не только креативность, но и логическое мышление. Есть много способов внести в творчество элементы логики.
Рисование по шаблонам и инструкциям
Ребёнок должен изобразить такой же рисунок на свободном поле. Таким образом, он не просто занимается творчеством, но и учится оценивать форму и размер предмета, его положение в пространстве. Ему нужно рассчитать, как расположить свой рисунок, чтобы он поместился в поле. Нужно придумать, с какой ячейки лучше начать рисовать.
Более сложный вариант таких игр — это раскраска по номерам. Ребёнку предлагают изображение в виде контура, где каждая область с определённым цветом обозначена номером: например, красная — это 4, зелёная — это 1, и так далее. Заниматься этим можно не только на бумаге, но и на экране планшета или смартфона: есть много приложений для подобного творчества.
Музыкальные занятия с акцентом на ритм и нотную грамоту
Занятия музыкой не только приносят удовольствие и дают человеку возможность для самовыражения. Они улучшают когнитивные функции и поощряют стремление к творчеству и импровизации.
Доказано, что исполнение музыки и даже простое её прослушивание стимулируют обе половины мозга, оказывая положительное влияние на когнитивное развитие ребёнка. Кроме того, музыка помогает снять напряжение и получить эмоциональную разгрузку.
Проигрывание мелодии по нотам подключает к работе логическую, математическую часть мозга. Музыку играют в разных темпах, а звучание нот может быть разным по длительности — всё это тренирует внимательность и чувство ритма. Правое, творческое полушарие, фокусируется непосредственно на мелодии. Левое полушарие отвечает за понимание нотной грамоты и музыкальной логики. Оно также контролирует движения во время игры на музыкальном инструменте.
Таким образом, занятия музыкой улучшают когнитивные и моторные функции. Но при этом они ещё и способствуют развитию гармоничной личности, стимулируя творческие и интеллектуальные способности ребёнка.