Фонематическая дислексия

Это один из видов дислексии, который связан с проблемами в распознавании и обработке звуков речи, известных как фонемы. Фонемы – это наименьшие единицы звукового языка, которые могут изменять значение слов.

Люди с фонематической дислексией испытывают трудности в связывании звуков с соответствующими буквами и распознавании звуковых паттернов в словах. При такой особенности возникают сложности в разделении слов на звуковые составляющие, что затрудняет понимание и правильное произношение слов. Также проявляются трудности в распознавании и дешифровке слов, что приводит к ошибкам в чтении и написании.

Фонематическая дислексия часто развивается в детском возрасте и может приводить к трудностям в обучении чтению и письму. Специалисты, такие как логопеды и психологи, проводят диагностику и помогают детям с дислексией развивать навыки чтения и письма с использованием специальных методов и программ обучения.

Как диагностировать фонематическую дислексию

Фонематическая дислексия возникает при заболеваниях, которые связаны с психологическим развитием и с его задержкой. Но также эта особенность может быть у детей, обладающих высоким уровнем интеллекта. Спровоцировать речевые нарушения могут инфекционные болезни, появление интоксикации у матери в процессе беременности. Также на возникновение дислексии влияют родовые травмы, генетическая предрасположенность.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    При подозрениях на фонематическую дислексию применяют такой способ диагностики, как проверка навыков письма и чтения. Также проверяется чтение отдельных слогов, букв. Постановка диагноза до начала обучения в школе позволяет подобрать необходимые методы коррекции.

    Специалисты применяют такие методы диагностики:

    • тесты на различение звуков. Логопед проводит тесты, которые включают задания на распознавание и различение звуков речи;
    • тесты на фонематическую аналогию. Ребенку или взрослому предлагают выбрать слово, которое звучит похоже на другое слово, например, выбрать слово, которое звучит похоже на «кот» из предложенных вариантов;
    • анализ ошибок при чтении и письме. Логопед анализирует ошибки, которые ребенок или взрослый совершают при чтении и письме, чтобы определить наличие фонематической дислексии;
    • наблюдение за речью. Врач наблюдает речь пациента, выявляет особенности произношения звуков, темпа речи.

    Если не заниматься коррекцией, могут возникнуть негативные последствия. Фонематическая дислексия может приводить к трудностям в обучении чтению и письму. Дети могут отстраняться от учебного процесса и иметь низкую самооценку из-за неспособности справиться с академическими требованиями. Дислексия может замедлить развитие речи у детей и взрослых. Затруднения в распознавании и произношении звуков речи могут привести к неправильной артикуляции и связанным с этим проблемам в понимании и коммуникации.

    Постоянные трудности в чтении, письме и обучении вызывают стресс, тревогу и низкую самооценку у детей и взрослых с такой особенностью. Это может привести к эмоциональным проблемам и социальной изоляции.

    Диагностика фонематической дислексии обычно выполняется специалистом по логопедии или нейрологом, имеющим опыт работы с этим состоянием.

    Важно понимать, что фонематическая дислексия — это не болезнь, и люди с этим состоянием могут успешно преодолеть трудности с помощью специализированной поддержки и индивидуального подхода к обучению.

    Признаки и симптомы фонематической дислексии у детей и взрослых

    Определить дислексию можно по следующим признакам:

    • затруднения в распознавании и различении звуков речи (фонем). Дети и взрослые путают звуки, например, «г» и «к», «п» и «т»;
    • трудности в сегментации слов на отдельные звуки. Дети могут пропускать, добавлять или переставлять звуки в словах при чтении или письме;
    • ошибки в чтении и написании слов. Люди с такой проблемой читают слова с трудностями, искажая или опуская некоторые звуки и буквы;
    • плохая память на звуковые паттерны и последовательности звуков. Дети и взрослые испытывают трудности в запоминании и повторении слов или фраз, особенно длинных или сложных;
    • затруднения в развитии фонемического слуха. Фонемический слух – это способность различать и анализировать звуки речи. Дети с фонематической дислексией могут иметь слабо развитый фонемический слух.

    Взрослые с фонематической дислексией могут читать и писать медленно из-за затруднений в распознавании и обработке звуков речи. Проявления и степень выраженности фонематической дислексии могут различаться у разных людей. Если у вас или вашего ребенка есть подозрения на наличие фонематической дислексии, рекомендуется обратиться к специалисту, такому как логопед или психолог, для проведения профессиональной диагностики и поддержки.

    Метод коррекции дислексии

    Долгое время дислексию пытались вылечить с помощью заучивания и повторения материалов. Но такие методы не имели особых успехов, так как специалисты не учитывали нюансы восприятия у таких людей. При таком состоянии дети мыслят не словами, а образами. Поэтому коррекция должна производиться по другим методикам. Прежде всего, выполняется анализ предложений по словам и по слогам с выделением гласных и согласных звуков в словах. Также у пациентов развивают фонематическое восприятие, синтез и анализ.

    В процессе коррекции применяют такие методы:

    • мультисенсорный подход. Этот метод включает использование нескольких чувств, таких как зрение, слух и кинестетическое восприятие, для усиления понимания и запоминания информации. Например, использование движений тела или рисование букв в воздухе помогает усвоить правильное произношение и форму букв;
    • индивидуальные занятия с логопедом. Регулярные занятия обычно являются эффективным методом коррекции дислексии. Логопед может работать над развитием фонематического осознания, улучшением произношения звуков и различных техник чтения и письма;
    • использование мнемотехник, которые улучшают запоминание звуков и слов. Это может включать использование ассоциаций, ритмов, картинок или других схем для визуализации и усвоения информации.

    Часто дети с дислексией испытывают чувства неуверенности и стресса из-за своих трудностей. Поддержка и позитивная обратная связь со стороны родителей, учителей и специалистов могут быть важными факторами для повышения мотивации и уверенности в себе. Методы коррекции подбирают, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого человека. Работа с профессиональными специалистами помогает разработать наиболее подходящий и эффективный план коррекции и поддержки.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Результат коррекции фонематической дислексии

    Программа коррекции помогает улучшить навыки чтения. Коррекция этого типа дислексии помогает улучшить навыки чтения, позволяя пациенту понимать и произносить звуки в словах более точно.

    Из положительных результатов регулярной работы стоит отметить улучшение способности к спонтанному описанию звуков. Люди с фонематической дислексией могут иметь трудности с описанием звуков и звуковых различий. Коррекция этого типа дислексии улучшает способность пациента описывать и различать звуки, что является важным навыком при изучении языка и развитии коммуникативных навыков.

    Дислексия вызывает низкую самооценку и неуверенность в способностях чтения и произношения. Коррекция дислексии помогает развить более уверенное отношение к собственным навыкам чтения и произношения, что в свою очередь повышает его мотивацию и настроение.

    Фонематическая дислексия оказывает  негативное влияние на академическую успеваемость, особенно в области чтения и написания. Коррекция этого типа дислексии помогает улучшить эти навыки, что может привести к улучшению общего академического успеха.

    При первых признаках дислексии стоит обратиться к специалисту. Своевременное оказание помощи поможет восстановить полезные навыки. От этого зависит успешность обучения детей в школах и высших учебных заведениях. Профилактические мероприятия рекомендуется начинать в дошкольном периоде. Особое внимание стоит уделить зрительно – пространственным функциям, развитию памяти, внимания, мелкой моторики. За помощью стоит обратиться к профессиональному логопеду.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Вопрос – ответ

    Основные симптомы фонематической дислексии

    Основными проявлениями фонематической дислексии являются:

    • сложности понимания букв, а также замена звуков, схожих по звучанию и произношению;
    • чтение по буквам;
    • искажение слов при чтении, которое выражается в добавлении лишних букв, пропусках согласных (марка — «мара»), перестановках звуков (утка — «тука»), пропусках, а также перестановках слогов (лопата — «лотапа», «лата»).
    Какие бывают осложнения, если не корректировать дислексию?

    Если дислексию не корректировать, то в школьном возрасте это может привести к тому, что ребенок перестанет хотеть ходить в школу из-за того, что у одноклассников получается что-то делать, а у него нет, также одноклассники могут дразнить из-за плохого чтения, что приводит к расстройствам психики и депрессиям.

    Чаще всего в период взросления дислектики начинают искать компульсивные решения, чтобы избегать трудностей связанных с дислексией, и уже во взрослом состоянии отсутствие коррекции дислексии может повлиять на то, что человек не будет хотеть развиваться дальше путем обучения, т.к. помнит негативный опыт из детства.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности