Дислексия

Термин «дислексия» появился в 1887 году благодаря немецкому офтальмологу Рудольфу Берлину. В те годы в научных кругах неспособность обучиться чтению рассматривалась как приобретённое заболевание, а не как что-то присущее человеку с рождения.

Что такое дислексия?

Дислексия – особенность, для которой характерно появление типичных и повторяемых ошибок в процессе чтения и письма. Дети и взрослые часто заменяют и смешивают звуки, искаженно читают, не могут осмыслить прочитанную информацию.

Вопрос о том, что такое дислексия, возникал ещё не раз за последние сто лет. Её называли и «словесной слепотой», и «стрефосимболией», и «специфической задержкой чтения». Сегодня её относят к разряду специфических расстройств обучения, куда также входят дисграфия и дискалькулия. Эти расстройства, или нарушения способности к обучению, характеризуются стойкими проблемами, которые возникают даже при качественном образовании и не зависят от уровня интеллектуального развития ребёнка.

Дислексия не является болезнью. Это – врождённое, генетически обусловленное состояние: такое же, например, как леворукость. Дислектики не глупые и не странные, они всего лишь видят мир по-своему. Если для обычного человека буква – это двухмерное плоское изображение, то для человека с дислексией она представляется в виде трёхмерного объекта, который он может рассмотреть с любой стороны. По этой причине дислектики часто путают буквы, которые схожи по написанию, или пишут их в зеркальном отображении.

В МКБ-10 дислексия определяется как специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения или неадекватным обучением в школе. Она классифицируется под кодом R48.0. Классификатор разделяет это нарушение на две формы: дислексию, подразумевающую частичное нарушение навыка, и алексию, которая означает полную утрату или невозможность освоить навык чтения.

Однако, в России принято относиться к дислексии не как к болезни, а как к к врождённому, генетически обусловленному состоянию: такому же, например, как леворукость. Дислектики не глупые и не странные — они просто воспринимают мир иначе, мысля трёхмерными образами. Символы на плоскости могут не вызывать у них привычного визуального отклика, что затрудняет восприятие. Именно поэтому они нередко путают схожие по форме буквы или пишут их в зеркальном отображении.

Несмотря на то, что “вылечить” это нарушение полностью невозможно, современные методы коррекции позволяют дислектикам испытывать меньше проблем с чтением, повысить эффективность распознавания слов и понимания текста, убрать неуверенность в себе, достичь высот в учёбе и работе и жить активно. Однако успешность преодоления дислексии зависит от времени обнаружения: чем раньше родители ребёнка заметят проблему или взрослый осознает её наличие у себя, тем легче будет с ней справиться.

Причины возникновения дислексии

С тех пор, как мир впервые узнал о существовании дислексии, учёными было предложено множество теорий о причинах её возникновения. Какое-то время преобладала магноцеллюлярная теория, или теория зрительного дефицита: она пыталась объяснить дислексию недостаточной сформированностью зрительных функций.

Другая теория тесно связана с нейропсихологией и исследованиями высшей нервной деятельности человека. Её сторонники полагают, что дислексия возникает из-за пониженной функциональности мозжечка и рассогласованности между левым и правым полушариями мозга. Мозжечок – это орган, который отвечает за контроль моторных функций, в том числе и за артикуляцию. Кроме того, мозжечок играет большую роль в «автоматическом» выполнении сложных задач, в число которых входят чтение и письмо.

Что касается полушарий мозга, то принято считать, что левое в большей степени связано с логикой, а правое – с творчеством. У дислектиков деятельность левого полушария представлена более слабо, что приводит к проблемам с чтением и письмом.

Выделяют ряд биологических и социальных факторов, предшествующих развитию дислексии.

Биологические факторы

Согласно проведенным исследованиям, именно биологические факторы являются главной причиной развития особенного восприятия. К их числу относят:

  • Гипоксия. Данная категория представлена врожденным пороком сердца, недостатком кислорода внутри утробы, аномальным развитием пуповины и сложностями в процессе родов.
  • Поражение ЦНС токсинами. Главная причина – отравление организма алкоголем или медикаментами.
  • Инфекции. Краснуха, корь, герпес, ветрянка и другие инфекционные заболевания могут дать осложнение на головной мозг ребенка.
  • Механическое воздействие. Основная причина в родовом процессе, включая затяжные роды.

К дополнительным факторам относят: черепно-мозговые травмы, а также истощающие заболевания.

Предполагается также, что дислексия может передаваться по наследству, поскольку в семьях, где уже есть дислектики, частота её появления значительно выше. Исследователи даже определили гены, которые в теории могут способствовать возникновению дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2 и ROBO1.

Социальные факторы

Дислексию могут спровоцировать следующие социальные факторы:

  • дефицит речевого общения,
  • неблагоприятное окружение,
  • билингвизм,
  • раннее начало обучения,
  • высокий темп обучения.

Симптомы дислексии

На наличие особенностей восприятия указывает ряд факторов. Все симптомы можно условно разделить на две возрастные категории: дети и взрослые.

Симптомы дислексии у детей

Дислексия – это нарушение способности к овладению навыками чтения, которое возникает даже у тех детей, которые имели доступ к нормальному образованию. Суть не в том, что эти дети небрежно учились и плохо старались на уроках. У них с рождения присутствует дефицит когнитивных функций, то есть тех, которые отвечают за способность принимать, понимать и обрабатывать информацию.

Данное состояние имеет сложную природу и проявляется как целый комплекс биологических, когнитивных и поведенческих признаков.

cимптомы дислексии

Несмотря на то, что дислексия часто рассматривается как трудность с чтением, те проблемы, с которыми сталкиваются дислектики, далеко выходят за эти рамки. Например, они испытывают сложности не только с письменной речью, но и со счётом. Им бывает трудно организовать свою жизнь, у них могут быть проблемы с кратковременной памятью. Однако проблемы с овладением языком, чтением и правописанием являются ключевыми индикаторами этого состояния.

Первые симптомы можно обнаружить у детей ещё в возрасте 3-4 лет. К тому времени, как ребёнок научится читать, эти признаки становятся более очевидными.

Дети-дислектики в возрасте 3-4 лет Дети-дислектики в дошкольном возрасте и в 1-м классе
Начинают говорить позже, чем большинство детей Плохо усваивают связь между буквами и звуками
Испытывают трудности с произношением С трудом читают даже короткие и простые слова
Часто не могут вспомнить нужное слово Не понимают значения абстрактных слов: предлогов, союзов, местоимений
Имеют ограниченный словарный запас Переворачивают буквы при письме
Не понимают принцип рифмования Пропускают буквы и целые слова при чтении и письме
Не могут хлопками или постукиванием повторить ритм Плохо запоминают прочитанный текст
Не запоминают имена, названия дней недели, названия цветов Не могут пересказать то, что только что прочли
Испытывают проблемы с разбиением слов на слоги Встретив в тексте незнакомое слово, пытаются не прочесть его, а угадать

Признаки дислексии, которые наблюдаются у детей, могут отличаться и меняться с возрастом, но в большинстве случаев все они связаны с недостаточной фонологической осведомлённостью – способностью распознавать звуки и управлять ими, способностью различать слоги и определять, с какого звука начинается и каким заканчивается слово.

В ряде случаев у детей-дислектиков наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, которая играет значительную роль в формировании речевых навыков. Поэтому такие дети испытывают затруднение, когда им приходится иметь дело с небольшими предметами: деталями конструктора, элементами пазла, пуговицами.

Симптомы дислексии у взрослых

У взрослых также можно выделить две ситуации развития дислексии. Первая – врождённое нарушение, не замеченное или проигнорированное родителями и учителями в детском возрасте. Вторая – приобретённая проблема с чтением, письмом, речью и обработкой информации, вызванная нарушением работы мозга из-за травм, инсульта или деменцией у пожилых людей. В этом случае также говорят и об алексии – утрате навыка с невозможностью восстановить его в прежнем объёме.

Неправильное произношение слов

Проявления дислексии во взрослом возрасте могут быть разными, однако именно проблемы с произношением и восприятием слов вызывают наибольшее напряжение и психологические сложности. Зачастую пациенты не могут верно прочитать слова, которые пишутся не так, как слышатся – а также новые для себя слова или лексические единицы, к которым невозможно подобрать визуальный образ.

Затруднения с написанием текстов и запоминанием информации

Выражение собственных мыслей письменно – ещё одна плохо преодолимая сложность, с которой сталкиваются взрослые дислектики. И хотя они все же могут научиться читать бегло и правильно, им может быть по-прежнему трудно запоминать и пересказывать прочитанное, понимать идиомы и крылатые выражения и учить иностранные языки.

Взрослые с врождённой дислексией могут узнать о ней уже по достижению совершеннолетия, и до установления диагноза расценивают проблемы с чтением, письмом и визуальным восприятием информации как индивидуальную особенность или даже собственную глупость – последнее приводит к проблемам с самооценкой. Что касается приобретённых расстройств, то они свидетельствуют о серьёзных заболеваниях головного мозга и требуют полноценной поддержки и работы с неврологом и дефектологом.

Психологические и эмоциональные симптомы

Эмоциональные и поведенческие проявления дислексии часто относят к вторичным, однако они также значительно ухудшают качество жизни и влияют на успешность и способность преодолевать трудности – как в детском, так и во взрослом возрасте. О психологической симптоматике нарушения у детей говорят в следующих случаях:

  • Ребёнок старается избегать чтения и любых заданий, с ним связанных;
  • Необходимость прочитать вслух или пересказать прочитанное вызывает видимый страх, напряжение или резко негативную реакцию;
  • Написание сочинений и составление рассказов на заданную тему вызывает у детей с дислексией чувство отторжения, поскольку они часто сталкиваются с трудностями и боятся с ними не справиться;
  • Отставание по другим предметам возникает как следствие, поскольку детям с дислексией сложно полноценно использовать учебники и пособия.

Постоянные усилия, которые ребёнку приходится совершать при чтении и попытке понять прочитанное, приводят к сильному умственному утомлению и низкой работоспособности. Кроме того, отсутствие успехов и понимание того, что он в чём-то хуже сверстников, также вызывает тоску и апатию, которая может привести к более тяжелым последствиям и повышенную тревожность.

Без должной коррекции у дислексиков во взрослом возрасте часто отмечается низкая самооценка и неуверенность в себе, связанная с неумением излагать мысли, дисграфией и желанием скрыть проблему от окружающих. Некоторым также сложно контролировать перепады эмоций и агрессию. При этом у большинства людей с дислексией весьма высокий уровень интеллекта и превосходная адаптивность, благодаря чему они часто становятся ценными специалистами и достигают высот в своей области.

Виды дислексии

За более чем столетнюю практику изучения дислексии накопилось много информации о природе этого состояния. Тем не менее, в научных кругах до сих пор нет согласия относительно классификации. На Западе, например, до сих пор продолжаются дебаты вокруг того, стоит ли вообще использовать применительно к детям такие «ярлыки», как дислексия или дисграфия, и не нужно ли ограничиться использованием термина «расстройство обучения».

Исследователи, много лет занимающиеся дислексией, часто создают собственную систему классификации этого состояния, основываясь на таких критериях, как степень выраженности, тип проявления или на том, какие именно функции затронуты. Так, например, О.А. Токарева выделяет 3 вида дислексии: акустическую, оптическую и моторную.

Р.И. Лалаева разработала классификацию дислексии, состоящую из 6 видов:

Фонематическая форма проявляется в нечётком распознавании звуков, в замене и перестановке букв во время чтения. Дети смешивают звуки Б и П, Ж и Ш и другие акустически сходные.

При семантической форме дислексии ребёнок может читать текст, но не понимает его смысла.

Аграмматическая форма названа так потому, что она вызывает трудности с грамматикой: словообразованием, правильной постановкой ударения, склонением существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

При мнестической дислексии затронуты процессы речевой памяти. Ребёнок не может запомнить буквы или последовательность букв, не может воспроизвести или нарушает их порядок, произвольно заменяет буквы при чтении.

Оптическая форма дислексии приводит к тому, что человек плохо запоминает визуальные образы букв и путает схожие символы, например, В и З. Он не может расчленить буквы на составные элементы. Часто для такой формы дислексии характерно «зеркальное» чтение.

Тактильная дислексия встречается только у слабовидящих детей и взрослых. Она вызвана недостаточной чувствительностью кончиков пальцев, из-за чего осложняется распознавание символов азбуки Брайля.

Диагностика дислексии

Диагностику у детей проводят педиатр, невролог, психолог и логопед. В первую очередь у ребёнка исключают умственную отсталость, психические расстройства, проблемы со зрением или слухом. Если никаких отклонений не найдено, проводят специальные тесты – СМИНЧ (стандартизированный метод исследования чтения) и WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children). Если результаты выявили дислексию, логопед, психолог и нейропсихолог уточняют индивидуальные особенности ребёнка для выбора эффективного метода коррекции.

диагностика дислексии

При появлении признаков дислексии у взрослого стоит обратиться к специалистам по коррекции дислексии, которые специализируются на этом нарушении и помогут точно определить его наличие, а также подобрать индивидуальную программу коррекции. В некоторых случаях может потребоваться консультация невролога для исключения серьёзных заболеваний мозга, что включает такие обследования, как энцефалограмма и МРТ.

Тестирование и оценка навыков чтения

Современные методы диагностики дислексии включают разнообразные тесты и методики, направленные на оценку навыков чтения и письма. Среди них можно выделить:

  • Тесты на фонематическое восприятие: оценивают способность ребенка различать и идентифицировать звуки в словах.
  • Тесты на беглость чтения: измеряют скорость и точность чтения.
  • Тесты на понимание прочитанного: оценивают способность ребенка понимать и интерпретировать текст.

Использование специализированных инструментов и программ

Для диагностики дислексии также используются различные специализированные инструменты и программы.

Например:

  • Компьютерные программы: программы, которые помогают выявлять дислексию на ранних этапах путем анализа скорости и точности чтения.
  • Логопедические тесты: тесты, проводимые логопедами, направленные на оценку речевых навыков и фонематического восприятия.

Методы коррекции дислексии

Для успешной коррекции проблем с чтением и восприятием информации необходим комплексный подход. Специалисты работают не только над нарушениями в освоении навыка, но и над созданием позитивного психологического настроя и обретением внутреннего комфорта.

В основном коррекцией дислексии занимаются нейропсихологи, логопеды или дефектологи. Процесс коррекции у специалистов можно разделить на следующие этапы:

  • Диагностика определенного вида дислексии. Специалист проводит тщательную диагностику, чтобы определить, над какими проблемами он будет работать в течение программы. Выбор дальнейшего метода будет зависит от диагностированной формы дислексии. Например, при фонематической форме акцент делают на представление о звуках и слогах в составе слов; при семантической — на словарный запас; при мнестической — на зрительную память; при аграмматической — на усвоение системы изменения и образования слов.
  • Коррекция процессов чтения и письма. Специалист разрабатывает индивидуальный план коррекции, включающий различные техники и упражнения в зависимости от направления работы. Например, логопед, как часть процесса, может назначить гимнастику, массаж, упражнения для мышц лица и комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, а нейропсихолог — разнообразные нейропсихологические игры для развития, например, фонологического восприятия.
  • Домашние задания и работа с психологом. Завершающим этапом каждого упражнения могут быть задания, которые необходимо продолжать дома в привычной для ребенка атмосфере. При этом может быть рекомендована и психологическая поддержка: при дислексии часто прорабатывают связанные с ней психологические и эмоциональные проблемы – тревожность, агрессию, подавленность, избегание действия, низкую самооценку. Чем спокойнее и увереннее в себе пациент, тем успешнее он приобретает устойчивые навыки

Если рассмотреть невролога, то в некоторых случаях врач может назначить медикаментозное лечение, например, выписать препараты для улучшения умственной деятельности и познавательных функций (ноотропы). Однако такое решение принимается строго индивидуально и на основании результатов обследования.

Методика А.Н. Корнева

Полное название этого метода звучит как «Коррекция стойкой неспособности овладения чтением и письмом». Метод Корнева широко используется для исправления дислексии у ребят, которые учатся в начальной школе.

Цель этого метода — на ранних стадиях выявить, что у ребенка недостаточно сформированы именно те функции психики, которые нужны для нормального речевого развития и успешного освоения учебной программы. На практике этот способ активно и успешно используется на логопедических занятиях при дислексии.

Коррекция дислексии по методу Дейвиса™

Коррекция дислексии по методу Дейвиса™ – это совершенно новый процесс, основанный на изменении мышления. Главная мысль заключается в том, что люди, страдающие дислексией – не больные. Они по-особенному видят мир и мыслят вербально. Благодаря профильной поддержке и коррекции, специалисты проводят комплексную работу над мышлением, с целью повышения качества жизни, а также поднятия самооценки людей.

Подход Дейвиса основан на том, что дислексия – это особенность, а не инвалидность.

Дислектики испытывают головную боль и быстрое переутомление в процессе концентрации. Поэтому корректировать их состояние нужно путем полного расслабления и изменения мышления.

Работа по методу Дейвиса предполагает несколько этапов:

  • Оценка способности к восприятию.
  • Разрядка.
  • Консультацию Дейвиса по ориентации (два направления: «умственный глаз» и «выравнивание»)
  • Устранение путанного восприятия путем координации.
  • Освоение символов с помощью пластилина.
  • Освоение специальных слов-пускателей, которые, по мнению Дейвиса, «запускают» дислексию — такие как «над», «под», «перед», «после» и т. д.

Также важно учитывать, что успех программы зависит не только от скорости освоения, но и от постепенности и личного темпа каждого человека. Главная цель специалистов — создать комфортный процесс коррекции, который позволит достигать поставленных задач и улучшить качество жизни.

Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

Пройти комплексную диагностику с последующей коррекционной программой можно в центре коррекции дислексии. Работа с дислектиками осуществляется в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма и уровня восприятия.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Частые вопросы

    Может ли дислексия быть приобретенной?

    Да, в некоторых случаях дислексия может быть приобретенной, особенно у взрослых. Это возможно из-за травмы головного мозга, инсульта или других неврологических нарушений, влияющих на способности к чтению и восприятию письменной речи.

    Как проявляется дислексия?

    Дислексия проявляется трудностями в чтении, искажениями букв, медленным и неуверенным чтением, заменой звуков и трудностью понимания прочитанного. У детей это часто сопровождается отставанием в чтении и проблемами с правописанием.

    Дислексия – когда её открыли?

    Немецкий офтальмолог Рудольф Берлин ввёл термин «дислексия» в 1887 году, описывая случай мальчика, которому, несмотря на высокий интеллект и хорошее физическое развитие, трудно давались чтение и письмо. Берлин отметил, что эта трудность уникальна и не связана с общими умственными способностями ребёнка.

    Проходит ли дислексия с возрастом?

    Полностью устранить дислексию невозможно, но с возрастом и с помощью коррекционных методов симптомы могут ослабевать. Раннее выявление и профессиональная помощь способствуют значительным улучшениям в навыках чтения и восприятии текста​.

    Как часто встречается дислексия?

    Дислексия встречается примерно у 10% населения, хотя многие случаи остаются недиагностированными. У каждого человека она проявляется по-разному, что делает это расстройство уникальным для каждого случая​.

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности