Часто детям с дисграфией не удаётся контролировать мелкую моторику, чтобы совершать движения, необходимые для написания слов. Им может быть сложно изображать буквы, потому что они путают их форму и не понимают, из каких элементов эти буквы состоят. У них возникают затруднения с тем, чтобы превратить свои мысли в связные предложения.
У людей с дисграфией обычно наблюдаются проблемы с двумя когнитивными способностями: слуховой и визуальной обработкой. При дефиците слуховой обработки выделяют два типа этого состояния, которые носят название «акустическая (фонематическая) дисграфия» и «артикуляторно-акустическая дисграфия».
Основная разница между ними состоит в том, что при акустической форме дисграфии человек может правильно произносить звуки, но ошибаться в их передаче на письме, а при артикуляторно-акустической форме проблемы с письменной речью связаны с неправильной артикуляцией.
Виды дисграфии
В российской науке для классификации различных типов дисграфий используется 3 основных подхода: нейропсихологический, клинико-психологический и логопедический.
При изучении нарушений процессов письма с точки зрения нейропсихологии рассматриваются трудности, связанные со слабостью определённых отделов мозга. Эта концепция принадлежит советскому психологу А.Р. Лурия. Он выделяет 3 таких отдела:
- энергетический;
- блок приёма и переработки информации;
- блок, отвечающий за регуляцию и контроль психической деятельности.
При клинико-психологическом подходе дисграфия воспринимается как часть более широкого спектра неврологических нарушений, а не как отдельное расстройство. Приверженцем такого подхода, в частности, выступает известный российский психиатр и логопатолог А.Н. Корнев.
С позиции логопедического подхода дисграфия оценивается как нарушение языковых способностей, которое требует педагогических методов коррекции. Такой концепции придерживаются Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Л.С. Волкова и другие видные логопеды. Они склонны увязывать дисграфию с дефицитом речевых и зрительно-пространственных функций, что приводит к нарушению операций письма.
Сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена разработана классификация дисграфии, которая большинством российских исследователей признаётся наиболее обоснованной.
В ней представлены 5 типов дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая – она проявляется в пропусках и заменах букв и звуков;
- Акустическая – она связана с заменой букв, которые соответствуют фонетически близким звукам;
- Лингвистическая – её вызывает нарушение процессов языкового анализа и синтеза;
- Аграмматическая – она обусловлена несформированными представлениями о грамматике, синтаксисе и морфологии;
- Оптическая – при этом типе дисграфии возникает путаница с буквами, имеющими похожее начертание.
Нужно отметить, что у ребёнка может быть более одного типа дисграфии, и они не являются взаимоисключающими.
Учёные в западных странах выделяют 3 основных вида дисграфии: дислексическую (dyslexic), моторную (motor) и пространственную (spatial), к которым иногда ещё добавляют фонологическую и лексическую. Фонологическая дисграфия в этой классификации по своим характеристикам близка к тому, что в российской практике именуется «акустической».
При дислексической дисграфии дети могут копировать текст, но самостоятельно писать его им трудно. У них может быть плохое правописание. Моторная, как следует из названия, затрагивает мелкую моторику и часто приводит к неразборчивому почерку, но на правописании это не отражается.
При пространственной дисграфии у ребёнка возникают трудности с пространственным мышлением: он не умеет выдерживать расстояние между строками или словами, не умеет сохранять направление письма: строчки то загибаются кверху, то съезжают вниз.
Симптомы акустической дисграфии
Акустическая дисграфия получила своё название потому, что она вызвана нарушением слуховой дифференциации звуков речи. По этой же причине в российской классификации её иногда называют фонематической, а в западных странах она входит в спектр фонологической дисграфии.
Данная форма дисграфии характерна заменой букв, передающих фонетически близкие звуки – например, С-Ш, З-Ж. Смешение букв происходит также в парах звонких и глухих звуков: Б-П, Д-Т и так далее. Кроме того, проблемы могут возникать с буквами Ч-Ц, Ч-Щ, Ц-С.
Люди, у которых отмечается акустическая форма дисграфии, плохо различают на слух твёрдые и мягкие согласные, и поэтому неправильно обозначают их на письме. Они могут путать артикуляционно схожие гласные и заменять их даже в тех случаях, когда эти гласные находятся в ударном положении.
Важно отметить, что при таком типе дисграфии люди неверно обозначают звуки при написании, но произносят их правильно. В этом состоит существенное отличие этой формы от артикуляторно-акустической.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Признаки данного типа дисграфии в целом схожи с акустической формой, но из-за нарушенной или недостаточно сформированной фонологической обработки ошибки происходят как в письменной, так и в устной речи.
В некоторых случаях проблемы на письме сохраняются даже после того, как ошибки произношения устранены.
Для артикуляторно-акустической дисграфии свойственна замена звонких согласных противостоящими им глухими и наоборот: Г-К, З-С и так далее. Происходит замена между мягкими и твёрдыми согласными, между шипящими и свистящими. Пропуски букв на письме соответствуют пропускам звуков в устной речи. В целом можно сказать, что человек пишет слова точно так же, как их произносит.
консультацию
Диагностика дисграфии
В европейских странах диагностика стойких нарушений письма в основном опирается на тест BHK (Brave Handwriting Kinder). Этот тест оценивает два аспекта рукописного письма: качество почерка и скорость письма. Скорость подсчитывается по числу букв, написанных за 5 минут.
В России используются как узкопрофильные, так и комбинированные методы оценки чтения и письма. Преимуществом последних является возможность оценить широкий спектр когнитивных навыков, что, в свою очередь, позволяет получить более полную картину состояния пациента.
Единая стандартизированная методика оценки дисграфии в России отсутствует, однако большинство специалистов предпочитает методики качественной оценки О.Б. Иншаковой и Р.И. Лалаевой и методику количественной оценки речевых нарушений Т.В. Ахутиной и Т.А. Фотенковой.
При первичном обследовании пациентов обычно обращают на следующие признаки и симптомы:
Выразительность письменной речи при дисграфии часто отстаёт от устной и не соответствует пониманию предмета и когнитивному уровню ребёнка. При этом состоянии также могут проявляться физиологические симптомы: например, боль в руке из-за слабо развитой мелкой моторики. Школьники могут испытывать тревожность и совсем отказываться писать.
Методики диагностики предусматривают оценку фактической грамотности и словарного запаса, способность составлять предложения и объединять их в связную композицию. Исследуется также способность ребёнка использовать кисть и запястье, положение его тела при письме, зрительно-моторная координация.
Причины появления дисграфии
Письмо – это сложный процесс, в котором используется рабочая память, когнитивные навыки, моторика руки и пальцев, способности к анализу и организации, понимание грамматики и орфографии. Это – наивысшая форма общения, которую человек осваивает на последней стадии развития языковых навыков.
Для того, чтобы овладеть письмом, нужно как минимум иметь навыки аудирования, устной речи и чтения. На практике же от человека требуется множество дополнительных умений: способность формулировать мысль в виде слов, способность запоминать и изображать графические формы букв и их последовательности, наличие развитой зрительно-моторной памяти.
В процессе письма происходит графомоторная обработка, или перевод идеи или мысли в письменную форму, и орфографическая обработка – использование таких компонентов письма, как орфография и пунктуация. Дети с дисграфией могут испытывать трудности как с одним, так и с обоими типами обработки информации.
Считается, что дисграфия, так и другие трудности с обучением, вызывается генетическими причинами и передаётся по наследству. Но в течение жизни у человека может развиться приобретённая дисграфия: в результате черепно-мозговой травмы или инсульта. Травмы кисти и пальцев, ограничение подвижности в суставах запястья и локтя, дисфункция пальцев вследствие неврологических нарушений тоже могут привести к проблемам с письмом.
Дисграфия не является заболеванием; это особое состояние, вызванное нарушением когнитивных и исполнительных функций. У людей с этим состоянием ослаблены связи между теми отделами мозга, которые задействуются в процессе письма. В частности, им трудно запоминать последовательность движений, необходимых для написания букв.
Факторы риска
Формирование головного мозга происходит на ранних стадиях плода, поэтому любые негативные факторы, оказывающие влияние на ребёнка и его мать, могут спровоцировать развитие дисграфии. К этим факторам относятся патологии беременности, родовые травмы, тазовое предлежание плода, асфиксия, тяжёлые инфекционные заболевания беременной женщины.
Статистикой установлено, что трудности с обучением передаются по наследству: риск развития у ребёнка дисграфии или дислексии выше в тех семьях, где уже есть люди с аналогичными проблемами. Более того, оба этих состояния часто присутствуют вместе.
Дисграфия может сочетаться и с такими нарушениями развития, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройства акустического спектра. Они способны влиять на когнитивные аспекты письма, такие как память, внимание или планирование.
Факторами риска в случае с дисграфией также могут выступать социально-психологические проблемы: недостаток общения ребёнка с родителями и сверстниками, педагогическая запущенность, длительное пребывание ребёнка в отрыве от семьи (например, в случае нахождения его в медицинском стационаре).
Негативную роль также могут сыграть неправильно подобранные методики обучения чтению и письму, проживание в билингвальных семьях, демотивация ребёнка из-за слишком высоких требований к его навыкам.
Коррекция акустической дисграфии
Для акустической формы дисграфии характерно нарушение слуховой дифференциации звуков, то есть, способности различать на слух единицы речи – фонемы. Это происходит на фоне того, что дети умеют правильно произносить звуки речи.
Причина кроется в том, что для процесса письма требуется более тонкая звуковая дифференциация, чем для устной речи. Ребёнок может слышать слово «дуб» как «дуп», но в обоих случаях для него это будет обозначать дерево. На письме же требуется чёткое распознавание фонемы и выбор соответствующего графического символа для неё.
При акустической дисграфии происходят замены и смешения букв в парах «звонкие и глухие», «шипящие и свистящие». Имеются также проблемы с передачей лабиализованных (произносимых при помощи губ) гласных – таких как О, Ё, У, Ю. Наблюдается смешение в парах Ч-Щ, С-Ц, Ч-Ц и других аналогичных конструкциях.
Работа по преодолению акустической дисграфии заключается в устранении всех этих специфических ошибок и строится на основании индивидуальных особенностей ребёнка. Как правило, она состоит из трёх этапов.
На первичном этапе ставится задача развития у ребёнка фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, обучения его правильному произношению звуков.
Далее продолжается работа по развитию фонематического анализа и синтеза, то есть, умения разделять слово на отдельные звуки и соединять звуки в слоги и слова. Особое внимание уделяется тому, чтобы научить ребёнка распознавать схожие по звучанию звуки.
На последнем этапе проводится закрепление полученных навыков.
Коррекция акустической дисграфии, кроме всего прочего, ставит целью обогащение словарного запаса, развитие грамотной речи и улучшение навыков письма.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Помощь ребёнку с дисграфией
Детям, у которых диагностирована дисграфия, полезно делать упражнения для тренировки крупной и мелкой моторики. Они могут писать большие буквы в воздухе, используя не только кисть, но и всю руку. Полезным подспорьем могут отказаться палочки для еды: пользуясь ими, ребёнок научится правильно держать ручку или карандаш. А ещё с помощью этих палочек можно собирать разные мелкие предметы.
Поскольку ребёнок чувствует свои неудачи, у него может возникнуть блокировка не только письменной, но и устной речи. Поэтому крайне важно много общаться с ним, развивая его словарный запас и разговорные навыки.
С целью преодоления дисграфии также используются такие методы, как компенсация и адаптация.
Компенсация предполагает внедрение альтернативных или дополнительных инструментов, которые способны улучшить качество жизни. Это может быть замена рукописного письма на клавиатурный набор, использование программ преобразования речи в текст и так далее. Применяются также средства проверки орфографии или программы, которые «подсказывают» слово при начале его ввода.
Всё это помогает ребёнку значительно уменьшить те трудности, с которыми он сталкивается во время написания текстов, и улучшить скорость и качество письма.
Адаптация означает изменение окружающей среды в соответствии с возможностями и потребностями ребёнка с дисграфией: организация его рабочего пространства, приобретение столов с наклонной поверхностью или удобных инструментов для письма, использование специальной бумаги, уменьшение количества отвлекающих факторов.
Адаптация также подразумевает выделение школьнику дополнительного времени на выполнение письменных заданий, правильное чередование работы и отдыха. Все эти меры направлены на то, чтобы избавить ребёнка от чувства разочарования, позволить ему расслабиться и повысить свою самооценку.