Состояние, которое сейчас известно как «дислексия», впервые описал в 1896 году Уильям Прингл Морган, врач общей практики, периодически пишущий статьи для Британского медицинского журнала. Он рассказал о своём 14-летнем пациенте по имени Перси, который был «умён и сообразителен и ни в чём не уступал своим сверстникам», но его огромной проблемой была неспособность научиться читать.
Мальчик получил хорошее образование и не имел дефектов зрения. Морган пришёл к выводу, что подросток был просто не в состоянии запоминать зрительные образы слов. Он предположил, что это может быть связано с особенностями развития мозга. Тем не менее, Морган был не первым, кто отмечал у пациентов подобные симптомы. Немецкий врач Адольф Куссмауль в 1877 году наблюдал случаи «словесной слепоты» (Wortblindheit на немецком), а термин «дислексия» десятью годами позже ввёл в обиход офтальмолог из Штутгарта Рудольф Берлин.
Сегодня учёным известно о дислексии гораздо больше. Однако до сих пор продолжаются споры относительно границ этого специфического расстройства, его точных характеристиках и даже названия.
Кто такой Рональд Дейвис
В самом начале своей жизни Рональд Дейвис получил диагноз, носивший название «синдром Каннера». За этими двумя словами скрывалось нарушение коммуникативных навыков: симптомы, характерные для раннего аутизма. Поскольку ребёнок был «не таким, как все», то в школе он подвергался насмешкам, а дома – побоям со стороны отца и старшего брата. Единственным местом, где мальчик мог найти покой и уединение, была яма с глиной, расположенная в глубине сада. Он лепил из глины фигурки своих обидчиков и ломал их. Именно благодаря этому занятию он вскоре начал понимать причину и следствие, и мир вокруг него постепенно стал упорядочиваться.
Создавая свои глиняные модели, Рон понял, что любая вещь имеет три главных свойства:
- Она существует
- Ей присуще определённое положение в пространстве
- Её существование связано с течением времени
Он обнаружил, что когда ему удаётся поставить вещь на правильное место, он создаёт «порядок». Как только Рон смог мыслить категориями «порядка», хаос исчез из его жизни. К тому времени, когда ему исполнилось 27 лет, его IQ вырос до уровня 169. А ведь в 12 лет его называли умственно отсталым. Для человека, который начал говорить только в 17 лет, это был огромный прогресс.
В 1980 году, будучи 38-летним, Рональд Дейвис самостоятельно нашёл способ избавиться от своих проблем, после чего он совместно с доктором философии Фатимой Али открыли в Калифорнии Центр по коррекции дислексии. В 1994 году вышла его книга «Дар дислексии», многократно переизданная и переведённая на несколько языков. Метод Дейвиса™ при дислексии применяется сегодня в десятках стран мира.
Дислексия и ее симптомы
Дислексии несколько раз пытались дать наиболее точное определение. Например, в 1968 году Всемирная федерация неврологов определила её как «расстройство, при котором дети, несмотря на обучение, не могут достичь навыков чтения, письма и грамматики, соразмерных их интеллектуальным способностям». Международная ассоциация дислексии (IDA) называет это состояние «специфической неспособностью к обучению, имеющей нейробиологическое происхождение».
Люди, у которых диагностировано это состояние, имеют сложности с чтением и правописанием, им бывает трудно распознавать фонемы и составлять из них слова. У некоторых есть проблемы с запоминанием слов. Иногда дислексия проявляется в лёгкой форме, иногда – в более тяжёлой. Нередко она остаётся незамеченной, и родители ругают детей за плохую успеваемость, даже не догадываясь о том, что причина такого поведения кроется вовсе не в лени.
Признаки дислексии варьируются от человека к человеку и могут различаться в зависимости от возраста. Вот лишь некоторые из наиболее распространённых симптомов:
- Ребёнок поздно начинает говорить;
- Его словарный запас медленно пополняется;
- Он плохо различает буквы и испытывает проблемы с усвоением алфавита;
- Он переставляет буквы в словах;
- Он воспринимает услышанное лучше, чем прочитанное;
- У него есть проблемы с правописанием;
- Он не может запомнить номер телефона или свой день рождения.
Некоторые из этих признаков могут быть не связаны с дислексией, а вызваны педагогической запущенностью. Диагноз может поставить только специалист (логопед, психолог, нейропсихолог), и только посредством обследования.
консультацию
Данное состояние никак не связано с болезнями органов зрения или слуха или с нарушением интеллекта. Причины дислексии могут быть различными в зависимости от её типа. При первичной, наиболее распространённой форме, основной фактор влияния имеет наследственность. Вторичная, как считается, вызвана проблемами развития мозга на ранних стадиях формирования плода. Существует также дислексия, проявляющаяся в результате черепно-мозговых травм – когда повреждается область мозга, ответственная за чтение и письмо.
В целом данное состояние связано с дисфункциями коры головного мозга и с различными патологиями развития мозга, вызывающими сложности с распознаванием слов и воспроизведением речи.
Методика Дейвиса™ по коррекции дислексии
Поскольку Рональд Дейвис сам много лет боролся с дислексией, он выработал собственный взгляд на проблему. Его теория заключается в том, что дислексики мыслят образами, а не абстракциями. Им сложно понимать значение тех слов, которые они не могут себе представить в виде картинки: предлогов, союзов и так далее. Им бывает сложно разделить целое на составные части. Они плохо разбираются в том, что требует последовательного, линейного восприятия. Зато они хороши в разработке стратегий и глобальных начинаний.
Думая в основном образами, дислексики развивают у себя сильное воображение. Проблемы они решают не вербально, а с использованием визуализации. Они могут мысленно перевернуть объект, чтобы рассмотреть его под разными углами. Благодаря этому они развивают в себе множество уникальных способностей и талантов. Именно поэтому Рональд Дейвис назвал свою главную книгу «Дар дислексии».
Дейвис заметил, что в тех случаях, когда фонеме не хватает зрительного образа, у дислексика возникает чувство дезориентации. Его методика направлена на то, чтобы помочь человеку справиться с этим состоянием, и состоит из набора простых, но действенных упражнений.
Занимаясь различными видами деятельности, Дейвис старался наблюдать за изменениями в своём ментальном восприятии и понял, что может перемещать свой «мысленный взор» в разные места: как внутрь своего разума, так и за пределы тела, глядя на себя как бы со стороны. Как позже выяснилось, эта способность естественна для большинства людей с дислексией. Перемещая свой «мысленный взор», дислексик таким образом получает информацию об объектах трёхмерного мира. Это напоминает движение дрона с установленной на нём камерой. Дейвис обнаружил, что чувствует себя наиболее комфортно тогда, когда эта «камера» находится чуть выше и позади его головы. Он назвал это «точкой ориентации».
Вдохновлённый своим открытием, Рональд Дейвис решил разработать методику, которая помогла бы обучить этому навыку других людей. Методика Дейвиса™ по устранению дислексии состоит не только а нахождении «точки ориентации», но и в управлении собственным воображением. Изготавливая из пластилина или глины фигурки и буквы, дислексик даёт своему мозгу возможность получать недостающие образы. Таким образом человек овладевает тремя важными приёмами:
- Учится контролировать буквы и сопоставлять их с фонемами;
- Учится контролировать абстрактные слова, для которых нет визуальных образов;
- Развивает навыки чтения.
Подход Дейвиса основан на том, что дислексия – это особенность, а не инвалидность.
Традиционные методы обучения не подходят людям, которые привыкли мыслить образами. Когда информация подаётся таким способом, который соответствует мышлению дислексиков, то обучение проходит комфортно и просто.
За последние годы оригинальная методика Дейвиса™ благодаря участию сотен людей с дислексией была усовершенствована. В 1981 году Рональд Дейвис вместе с доктором Фатимой Али организовал Совет по исследованию чтения (RRC), а в 1995 году была создана Международная ассоциации дислексии (IDA).
Результаты исследований о эффективности метода Дейвиса™ в коррекции дислексии
В период с 1982 по 1984 годы Совет по исследованию чтения провёл исследование эффективности методик Дейвиса™. Группа состояла из 110 пациентов: 86 мужчин и 24 женщин в возрасте от 6 лет до 61 года. Результаты показали улучшение навыков чтения и разговорной речи в среднем на 21% и 17% соответственно.
В 2002 году в Калгари (Канада) был открыт коррекционный центр, работавший по методу Дейвиса™. Изучая статистику по более чем 360 ученикам, специалисты центра установили, что более трети студентов продемонстрировали улучшение своих показателей на 5 и более уровней, а 2/3 класса смогли улучшить показатели на 3 уровня. Результаты напрямую коррелировали с возрастом: чем старше был студент, тем более значимых успехов он достигал.
В 2005 году в иранском Центре для студентов с проблемами обучения был проведён эксперимент с группой юношей и девушек, половина из которых прошла курс коррекции дислексии по методу Дейвиса™, а другая половина – по альтернативной методике. Сравнение результатов показало, что этот метод оказался более эффективен в сравнении с другими (в частности, с методикой Фернальда). Кроме того, у студентов из «группы Дейвиса» во втором семестре повысился уровень успеваемости – по сравнению с первым семестром и контрольной группой.