Как проявляется диспраксия в детском возрасте?
Дети с диспраксией имеют проблемы при совершении действий, которые требуют осознанного планирования. Они могут вытянуть руку, присесть, наклониться и совершать любые простые движения, но растеряются, если им нужно завязать шнурки на обуви.
Целенаправленная деятельность подразумевает наличие праксиса: понимания того, как осуществить задуманное и как контролировать процесс. У детей с диспраксией эти навыки развиты недостаточно.
Для диспраксии характерны три основных признака:
- Трудности с координацией движений;
- Нарушения визуально-пространственного восприятия;
- Двигательные (моторные) нарушения.
Ребёнку с диспраксией сложно запомнить порядок действий и разбить задачу на этапы. Ему трудно ориентироваться в пространстве, оценивать расстояния между предметами и их взаимное расположение. У него плохо закрепляется автоматизм движений — такой, например, как при письме.
При диспраксии у большинства детей отмечается пониженный мышечный тонус. Им требуется больше усилий для поддержания равновесия и осанки. Поэтому от физической активности они быстро устают.
Какие занятия подходят для детей с диспраксией?
Детям с диспраксией показаны такие игры и упражнения, которые развивают мелкую и крупную моторику, равновесие, координацию движений.
Простые занятия вроде нанизывания бусин, лепки из пластилина или рисования улучшают ловкость пальцев и точность движений. Игра в догонялки, «классики», преодоление полосы препятствий укрепляют мышечную силу и координацию. Полезны также упражнения на удержание равновесия: стояние или прыжки на одной ноге, ходьба по бревну или по прямой линии.
Игры и спорт не только способствуют физическому развитию, но и помогают детям почувствовать уверенность в себе. А если они проводятся в группе, то в дополнение к этому улучшают социализацию ребёнка.
При диспраксии будут полезными следующие виды физической активности:
- танцы;
- гимнастика;
- боевые искусства;
- командные виды спорта;
- верховая езда;
- плавание;
- катание на велосипеде, лыжах, коньках.
Легче всего детям с диспраксией освоить такие виды спорта, где есть повторяющиеся шаблоны движения: например, кручение педалей велосипеда.
Маленькие дети с удовольствием участвуют в подвижных играх, даже если у них не всё получается гладко. Но по мере взросления неудачи могут вызывать разочарование. Кроме того, занятия танцами, гимнастикой или спортом со временем будут требовать всё более сложных навыков. Поэтому физические активности для ребёнка с диспраксией нужно подбирать с учётом его возможностей.
Примеры упражнений и игр, помогающих в коррекции диспраксии
Занятия с детьми, у которых диагностирована диспраксия, направлены на улучшение их двигательных навыков и перцептивного опыта — способности воспринимать мир на основе информации, полученной через органы чувств.
К числу таких занятий относятся:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения с мячом;
- упражнения на стабилоплатформе;
- арт-терапия;
- суджок-терапия;
- сенсомоторные игры.
При артикуляционной диспраксии применяют логопедическую гимнастику.
Рекомендованы также упражнения для развития кинетического и пространственного праксиса.
Упражнения и игры для улучшения мелкой и крупной моторики
Самые простые занятия в этой категории — это вырезание фигур из бумаги, создание аппликаций, изготовление различных поделок. Дети могут складывать пазлы или играть с конструктором.
Для тренировки крупной моторики подходят игры с мячом: забрасывание в корзину, ловля попеременно то одной, то другой рукой, передача мяча по цепочке между детьми.
«Золушка». Мачеха велела Золушке отсортировать горох и фасоль, и только после этого Золушка сможет поехать на бал. Вместо гороха и фасоли можно использовать другие мелкие предметы: главное, чтобы они отличались по цвету / форме / размеру.
Выкладывание фигур из спичек или зубочисток. Дать ребёнку спички и предложить выложить из них фигуру: например, домик. Фигуру можно нарисовать на бумаге.
Пальчиковые игры. Есть большое количество таких упражнений: от хождения пальчиками по столу до игры в «Камень, ножницы, бумага». Упражнения часто выполняют под считалку или стишок: «Мы писали, рисовали, наши пальчики устали (дети растопыривают пальцы). Но мы пальчики встряхнём и всё заново начнём (дети встряхивают кистями)».
«Воздушный футбол». Для игры нужна простыня или скатерть и надувной мяч или воздушный шарик. Двое детей берутся за противоположные концы простыни и начинают катать друг к другу мячик. Задача состоит в том, чтобы мячик не свалился на землю.
«Робот». Ребёнок по команде выполняет перекрёстные движения: подняв правое колено, касается его левой ладонью, и наоборот. Голова и плечи должны оставаться неподвижными. Другой пример — перекрёстные прыжки, когда на счёт «раз» ребёнок должен принять позу «руки вдоль туловища, ноги врозь», а на счёт «два» — руки в стороны, ноги вместе.
«Красная Шапочка и бабушка». На полу игровой комнаты выкладывается длинная дорожка с поворотами и изгибами. Красная Шапочка должна пройти по ней, чтобы попасть к бабушке.
Упражнения и игры для формирования пространственного праксиса
В эту категорию входят игры и физические упражнения, которые помогают детям с диспраксией лучше ориентироваться в пространстве.
«Лево-право». В игровой комнате или на улице организуется полоса препятствий. Когда дети бегут в одну сторону, они должны оббегать все предметы с правой стороны, когда бегут обратно — с левой. Предметы должны быть разбросаны, чтобы усложнить задачу.
«На арене цирка». Ребёнок стоит на балансировочной доске (стабилоплатформе). Он должен брать в руки мячики разных цветов: например, красные в левую руку, а зелёные — в правую. Затем ему нужно попасть красными мячиками в коробку, которая стоит справа от ребёнка, а зелёными — в ту, что стоит слева.
«Морской бой». Листок бумаги складывается пополам. Два игрока рисуют на каждой стороне кораблики. Каждому выдаются ручки. Первый игрок ставит на своём поле жирную точку — в том месте, где, по его мнению, может находиться корабль противника. Он должен сильно надавить на ручку. Чтобы точка отпечаталась на другой стороне. Потом листок переворачивают. Если «выстрел» попал в цель, то корабль зачёркивается.
Игра с магнитной доской. Один ребёнок задумал фигуру, а другой по его подсказкам должен выложить её из магнитиков. Он руководствуется подсказками первого игрока: «Правее, левее, выше, ниже, посередине». Если нет магнитной доски, можно заменить её обычным столом и монетками / пуговицами.
«Остров сокровищ». Один из детей прячет в только ему известном месте «сокровище». Второй ребёнок должен добраться до тайника по подсказкам: «Один шаг вправо, два шага прямо». Ведущим может быть и взрослый, но если эту роль выполняет ребёнок, то он тоже учится ориентироваться в пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно расставить на пути препятствия.
Сенсомоторные игры
Такие игры, помимо развития моторики, помогают ребёнку получить представления о форме, размере и цвете объектов, улучшить зрительное и тактильное восприятие.
В сенсомоторных играх используются кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, разноцветные бусины и предметы со шнуровкой.
«Рыбалка». Играть можно в бассейне, наполненном шариками. Если его нет, подойдёт вместительная ёмкость с рисом, пшеном, фасолью. Внутрь прячется предмет, а ребёнок должен его отыскать. Для усложнения задания можно попросить его описать предмет на ощупь, пока он не извлёк его наружу.
«Лава». Ведущий объявляет, что весь пол — это раскалённая лава. Ходить можно только по островкам, которые выложены на полу из листков цветной бумаги. Задание: добраться до места, наступая только на листочки определённого цвета.
«Оркестр». Если детей несколько, то каждому поручают «играть» на своём инструменте: гитаре, пианино, трубе и так далее. Если ребёнок один, то ему можно просто предлагать разные роли. Ведущий включает музыку, а дети должны исполнять свои партии, изображая игру на музыкальных инструментах.
«Путешественник». Понадобятся сенсорные коврики и подушки. Ребёнок должен пройти полосу препятствий, наступая босыми ногами на подушки и коврики.
и получите памятку