Произношение звуков — это тоже навык. Он возникает под воздействием речевого опыта. Поначалу ребёнок произносит только самые простые звуки, потом пытается повторять более сложные, составлять из них слоги и слова. Так у него развивается речевой механизм, или речевые способности.
Но иногда по различным причинам у ребёнка формируется неправильный стереотип восприятия звуков. Иными словами, он путает звуки, когда для него они звучат одинаково: З и С, Ж и Ш и так далее. Это приводит к тому, что он путает их и во время письма.
Сложности со звуковой дифференциацией (различением) звуков часто являются причиной акустической дисграфии. Для этого типа дисграфии характерны стойкие, повторяющиеся ошибки письменной речи, связанные с неправильной записью звуков. Это не имеет ничего общего со знанием правил грамматики: школьник просто искажённо воспринимает звуки речи. Он может писать «ребка» и «пропка» вместо «репка» и «пробка», поскольку не улавливает разницы в звучании Б и П.
В работе по коррекции акустической дисграфии ставятся следующие цели:
- Развитие у ребёнка слухового восприятия
- Формирование у него представлений о сущности звуков речи и о том, какими они бывают (глухие-звонкие, шипящие-свистящие и т.д.)
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза — способности разделять слова на звуки и складывать из звуков слова
- Тренировка умения различать звуки на слух по различным признакам: твёрдые-мягкие, глухие-звонкие и т.д.
Важной частью логопедической работы являются упражнения, которые помогают превратить знания и умения в прочные навыки.
При устранении недостатков устной речи обычно пользуются методикой М.Е. Хватцева, который рекомендует начинать со звуков, стоящих в начале слова и под ударением. Так детям проще их различать.
Рекомендации к подготовке и проведению упражнений
Преодоление проблем, которые создаёт дисграфия — это комплексная задача. Начинается всё с диагностики и определения специфики нарушений. У ребёнка не обязательно имеется весь спектр симптоматики: иногда случаются даже «нелогичные» замены одних звуков на другие, например Т и К.
Коррекция акустической дисграфии включает в себя развитие мышления, мелкой моторики, изучение грамматического строя речи и фонетики — и, конечно же, упражнения. Сами по себе они не могут устранить проблему, но помогают вырабатывать и закреплять навыки. Особенно когда они выполняются в виде игры или с элементами игры. Так дети активнее вовлекаются в процесс и легче усваивают материал.
Во время работы с ребёнком нужно ориентироваться на его эмоциональное состояние, уровень способностей, настрой на занятия и работоспособность. Если он устал или потерял интерес к занятиям, то усилия не принесут желаемого результата.
Всё, что ребёнок пишет, он должен проговаривать вслух.
Следует поощрять ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно находил и исправлял ошибки в своих письменных заданиях. А буквы, в написании которых ребёнок ошибается, желательно обводить и выделять цветом для наглядности.
Удобные инструменты для письма тоже важны. Это может быть ручка с рельефной поверхностью или с резиновой вставкой, чтобы захват был более уверенным.
Упражнения и задания
Акустическая дисграфия, как и любая другая форма речевых нарушений, редко проявляется в чистом виде. Опыт наблюдений показывает, что затронуто при этом бывает не только фонематическое восприятие (умение сопоставлять звук и букву), но также языковой анализ и синтез: школьник не ориентируется в том, что такое состав слова и предложения, испытывает трудности с объединением слогов в слова, а слов — в фразы. Из-за этого появляются такие ошибки, как «штонимуть» вместо «что-нибудь».
Коррекция акустической дисграфии выполняется поэтапно. Обычно сначала проводят работу с одним звуком из смешиваемой пары (например, с Ж или Ш), затем со вторым, а после этого выполняют задания по различению их в паре.
Тренировать слуховую дифференциацию помогают скороговорки и подбор слов, начинающихся с определённого звука. Желательно использовать наглядный материал, закрепляющий ассоциации между звуком и буквой: например, буква Ж выглядит как жук, а жук жужжит (произносит звук Ж).
Буквы А – Я
Детям дают услышать и почувствовать, как звучат гласные А и Я: как отдельно, так и в паре с согласными, например, ЛА и ЛЯ. Объясняют, что звук Я — йотированный, состоит из двух звуков: Й и А.
Для того, чтобы дети ощутили разницу, можно подобрать несколько похожих слов: РАД – РЯД, МАЛ – МЯЛ.
В момент занятий предложить ребёнку поиграть: заменить А на Я в предложенных слогах, например ТА – ТЯ, НА – НЯ, а потом — наоборот.
Письменное упражнение: дать несколько слов с пропущенными буквами, попросить ребёнка вставить эти буквы и объяснить свой выбор. Например: «зме_» (змея), «рыб_» (рыба), «к_мень» (камень), «шл_па» (шляпа).
Другой вариант письменного упражнения — показать ребёнку слова с ошибками (БЯБОЧКА, ПОЛАНА и т.д.) и предложить написать их правильно. Важно, чтобы он объяснял, в чём видит ошибку, и проговаривал слова уже без искажений.
Буквы У – Ю
Объяснить разницу между звуками У и Ю. Показать, что звук Ю может быть как йотированным (ЮЛА) так и нет (ТЮЛЬПАН).
Предложить детям сначала произнести слоги с буквой У, а потом — с буквой Ю: БУ – БЮ, МУ – МЮ, НУ – НЮ и так далее.
Поиграть с детьми в «тарабарщину»: попросить их прочитать текст и заменить в нём все буквы У на Ю (или наоборот).
Письменное задание: вставить пропущенные буквы У и Ю, например: «микст_ра» (микстура), «л_стра» (люстра), «_т_г» (утюг), «из_м» (изюм).
Буквы И – Ы
На примере показать разницу в звучании И и Ы: ПИЛА – ПЫЛЬ, МЫЛО – МИЛЫЙ, ДАРИ – ДАРЫ и так далее.
Дать несколько слов и попросить разделить их на 3 группы: 1) с буквой И; 2) с буквой Ы; 3) с обеими буквами. Примеры: носки, малина, пружина, часы, сыр, мыло, пуговицы, ножницы.
Предложить детям разделить слова на слоги и вставить пропущенные буквы: «маш_на» (машина), «ланд_ш_» (ландыши), «ряб_на» (рябина) и т.д.
Дать школьникам небольшой диктант из словосочетаний типа «красные маки, спелые вишни».
Буквы Б – П
Сравнение произношений звуков Б и П. Объяснение, почему один из них — звонкий, а другой — глухой.
Детям показывают слова с пропущенными буквами и предлагают вставить вместо пропусков Б или П: «зу_» (зуб), «ла_ки» (лапки), «коро_ка» (коробка), «лам_а» (лампа). Вставляя пропущенную букву, они должны проговаривать слово.
Письменное задание: заменить в словах первую букву на букву Б: «ранка (банка), крошка (брошка), дудка (будка)».
Попросить детей написать диктант, в котором встречается много букв Б и П. Например: «В субботу был праздник, и на площади прогремел большой салют. Дети прыгали и хлопали в ладоши».
Предложить вспомнить слова с буквами П и Б в начале и в середине слова: бочка, почка, барабан, рыба, шляпа, попутчик.
Буквы В – Ф
Объяснить звуковую дифференциацию звуков В и Ф.
Предложить детям текст, в котором они должны выделить сначала все буквы В, а потом — все буквы Ф.
Предложить вставить пропущенную букву в словах «шка_» (шкаф), «клю_» (клюв), «морко_ь» (морковь), обу_ь» (обувь).
Попросить написать небольшой диктант и дать проверочное слово к словам, в которых вместо В можно услышать Ф: например, «пуговка – пуговица», «деревце – дерево».
Буквы Г – К
Логопед показывает, чем отличаются по звучанию Г и К на примере слов: ГОРА – КОРА, ГОЛ – КОЛ и других. Объясняет, что иногда на конце слова Г может звучать глухо, и тогда для проверки нужно использовать множественное число: «снег – снега», «порог – пороги».
Детям дают парные слоги (например, КА – ГА) и просят вставить в предложенные слова вместо пропуска: «ма_зин» (магазин), «апте_» (аптека), «_зета» (газета), «соба_» (собака). Задание можно проделывать как устно, так и письменно.
Игра в звоночек: взрослый называет слово, а дети звонят в колокольчик, если в нём есть звук Г. Другой вариант — дети будут хлопать в ладоши, когда в словах встречается звук К.
Буквы Д – Т
Предложить повторить за взрослым слоги: ДА, ТА, АДА, ОТО, ЕТЕ, ИДУ.
Назвать и повторить за взрослым и последующее написание словосочетаний, где встречаются Д и Т: «медная труба», «трудное дело», «сладкий торт», «тенистый сад».
Произнесение скороговорок, например: «Трое трубачей трубят в трубы», «На дворе — трава, на траве — дрова».
Написание диктанта, в котором встречаются слова с Т и Д на конце: «пруд», «прут», «лёд» и так далее. Ребёнок должен объяснить, почему он написал эти слова именно так.
Буквы З – С
Объяснить, чем отличается звучание звуков З и С, на примере пар «КОЗА – КОСА», «ЛИСА – ЛИЗА» и тому подобное.
Попросить ребёнка произнести разные слоги со звуками З и С: «за, зя, са, ся, езе, иси, усу, юсю, озо».
Предложить ребёнку назвать слова, в которых чередуются З и С: «РОЗА – РОСА», «ЗАЙКА – САЙКА».
Предложить диктант со словами, которые могут вызывать трудности, например: «резкий (ветер)», «скользкая (дорога)», «(сильный) мороз».
Буквы Ж – Ш
Проартикулировать вместе с ребёнком звуки Ж и Ш — отдельно и в сочетании с гласными и согласными, например: «ЖАР – ШАР», «ЖУК», «ШУБА».
Предложить ребёнку вспомнить несколько слов с буквами Ж и Ш и составить из них словосочетания и предложения. Задание можно выполнять как устно, так и письменно.
Дать школьнику текст с пропущенными буквами Ж и Ш и попросить вставить недостающие буквы в нужные месте.
Предложить диктант со словами «гараж», «шарф», «шуба», «ландыш», «фляжка» и т.п.
Буквы Р – Л
Показать разницу в звучании Р и Л на примере слогов «РА – ЛА», «РЕ – ЛЕ», «РИ – ЛИ».
Называть слова и попросить ребёнка хлопнуть в ладоши, когда в них встречается звук Р. Услышав звук Л, малыш может сделать другое движение — например, потопать ногами.
Найти слова с «лишней» буквой: школьнику предлагают список из слов, где в середине есть буква Л — «палка», «галка», мотылёк» и так далее. Среди них спрятаны «неправильные» слова» — например, «корка», «берет», «матрос». То же самое можно сделать и для буквы Р.
Буквы С – Ш
Ребёнку объясняют, чем звук С отличается от звука Ш: «Змея шшшипит», «Ветер издаёт свиссст». Это делается также на примере различных слогов, например, ША – СА или СУ – ШУ.
Называть ребёнку слова и предложить хлопать в ладоши каждый раз, когда он слышит звук С (или Ш).
Разучить с ним скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Предложить ему диктант со словами «игрушка», «редиска», «острый», «шалаш» и т.д.
Мягкий знак
Объяснение, для чего нужен мягкий знак, и как он может менять звучание стоящих рядом букв: УГОЛ – УГОЛЬ, БАНКА – БАНЬКА.
Мягкий знак может выступать в качестве разделителя: тогда он показывает, что согласная буква не сливается с гласной: СЕМЯ – СЕМЬЯ, ПОЛЁТ – ПОЛЬЁТ.
Предложить ребёнку написать несколько слов с мягким знаком в середине и в конце.
Показать ему список, в который кроме слов с мягким знаком «затесались» лишние, и предложить выделить эти слова. Пример: «метель, бельё, сильный, пенка, будильник, быстрый, ручьи, оттепель».
и получите памятку