Виды дисграфии

Дисграфия — это особенность развития, при которой у человека возникают проблемы с письменной речью. Как и дислексия, дисграфия относится к нарушениям чтения и письма. Часто они проявляются вместе: у 30% людей с дислексией по статистике отмечаются симптомы дисграфии. Поэтому в западной классификации дисграфию обычно не выделяют как отдельное состояние, а объединяют её с дислексией.

Все дети, когда учатся писать, пишут буквы разного размера и переворачивают их. Эти ошибки характерны для дошкольников и младших школьников, но к третьему классу они обычно исчезают.

У детей с дисграфией проблемы с письмом сохраняются. В их письменных работах можно заметить следующие характерные признаки:

  • неряшливый почерк,
  • кривые строчки,
  • смешение обычных и заглавных букв,
  • лишние интервалы между буквами или сливающиеся вместе слова,
  • буквы, вылезающие за пределы строки,
  • пропуск букв и целых слов.

Дети с нарушениями письма пишут с видимым напряжением, крепко сжимая ручку. Поэтому они стараются избегать заданий, где нужно писать.

У них бывают трудности и с другими действиями, где используется мелкая моторика: например, с застёгиванием пуговиц или завязыванием шнурков, с вырезанием фигур из бумаги и раскрашиванием.

Дисграфия обусловлена не только проблемами с моторикой и координацией движений. Она, как и дислексия, имеет неврологическую природу и возникает из-за нарушения языкового анализа и синтеза — когнитивных навыков, благодаря которым у человека формируется представление о структуре речи.

Дети, у которых есть проблемы с письмом, плохо запоминают порядок букв в словах. У них слабая мышечная память, поэтому они пишут медленно и неуклюже. У таких детей часто бывают проблемы с заучиванием и применением правил грамматики и орфографии.

Виды дисграфии по Р. И. Лалаевой

Классификация, предложенная Р.И. Лалаевой, в отечественной науке считается наиболее актуальной. Лалаева, прежде всего, определила характер письменных ошибок при дисграфии.

Эти ошибки являются:

  • Стойкими и специфическими. Они не проходят по мере овладения письмом, и они имеют характерные особенности.
  • Множественными и повторяющимися. Ошибки при дисграфии не связаны с незнанием грамматических правил.
  • Связанными с недостаточной сформированностью отдельных когнитивных функций. У детей с дисграфией могут быть нарушены звуковой анализ и синтез, визуально-пространственные представления и т.п.

Классификация дисграфии, используемая специалистами кафедры ЛГПИ и доработанная Р.И. Лалаевой, базируется на принципе нарушенных механизмов чтения и письма — например, дефиците языковой обработки.

Освоение такого навыка, как письмо, происходит поэтапно и начинается в раннем детстве. В детском саду малышей учат обводить буквы, чтобы развить навыки зрительно-моторной координации. Осознание букв продолжается примерно до второго класса: школьник знакомится с взаимосвязью между звуками и буквами, а его двигательные навыки при письме улучшаются. Автоматизм при написании букв полностью развивается и закрепляется к третьему классу.

Письмо — это сложный и комплексный процесс, при котором требуется слаженность и скоординированность между несколькими когнитивными функциями: речью, рабочей памятью, моторным планированием.

Различные задачи при письме требуют вовлечение различных когнитивных процессов. Например, когда от ребёнка требуют написать текст под диктовку, он должен использовать навыки фонологической обработки, долговременную память и связанные с нею лексико-семантические представления.

Таким образом, разные типы дисграфии могут быть связаны с разными механизмами. Р.И. Лалаева выделяет пять видов:

  1. Акустическая, вызванная слабой дифференцированностью слухового восприятия слов
  2. Артикуляционно-акустическая, связанная с неправильным произношением звуков
  3. Оптическая, обусловленная неправильным формированием визуального представления о буквах
  4. Аграмматическая, для которой характерны нарушения и искажения грамматических представлений
  5. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Как видно из описания, нарушение даже одного из множества аспектов письменной речи может значительно ухудшить способность человека не только излагать мысли на бумаге, но и просто копировать текст.

Нужно отметить, что у ребёнка может быть больше одного типа дисграфии — они не являются взаимоисключающими.

Эта особенность присутствует с рождения, а не появляется в тот момент, когда малыш учится писать. Просто все эти несформированности, приводящие в итоге к дисграфии, до времени не видны и могут быть заметны только специалисту.

Акустическая дисграфия

Звуки речи называются фонемами. Обычно дети уже к двухлетнему возрасту учатся их различать, но при нарушении слуховой дифференциации происходит путаница.

Причём, ребёнок путает не только похожие звуки (к примеру. С и Ш), но и такие разные, как Ё и Ю.

Происходит также смешение лабиализованных гласных О и У и ошибки с обозначением мягкости («писмо»).

При разговоре ребёнок с таким типом дисграфии обычно понимает всё, что слышит, потому что догадывается по смыслу. Поэтому родители часто не подозревают о проблемах со звуковой дифференциацией — эти проблемы обнаруживаются только на письме.

Артикуляционно-акустическая дисграфия

Когда дети учатся читать и писать, они имеют привычку проговаривать незнакомые слова. Если школьник произносит «тлуба» вместо «труба», то и писать он будет так же.

За произношение у человека отвечает артикуляционный аппарат, который состоит из зубов, языка, нёба, носоглотки и резонаторных полостей. Даже при таких незначительных изменениях, как смещение прикуса или короткая уздечка языка, звукопроизношение искажается.

При некоторых нарушениях строения артикуляционного аппарата ребёнок вообще не в состоянии воспроизводить правильную артикуляцию. Так происходит, например, при расщелине верхнего нёба.

Оптическая дисграфия

Данный тип дисграфии вызван недостаточностью развития пространственных представлений и того, что называется зрительным гнозисом и мнезисом.

Гнозис — это восприятие окружающего пространства, умение различать, узнавать и определять различные предметы.

Зрительный мнезис — это память, в которой хранятся все эти образы и в нужный момент извлекаются. Иными словами, это зрительная память.

При оптической дисграфии школьник не может выдерживать интервалы между словами и строками. Строчки изгибаются вверх и вниз, буквы то сбиваются в кучу, то разъезжаются.

Такая дисграфия также проявляется в виде зеркального написания букв и других искажениях: отсутствии отдельных элементов или наоборот, в добавлении лишних, смешении букв с похожими элементами (Х и Ж, И и Ш).

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическую дисграфию легко спутать с обычной неграмотностью. При данном типе у ребёнка не формируется понимание грамматических правил, морфологии и синтаксиса языка.

Он путает падёжные окончания, не согласовывает слова по родам и числам («воздушная шарики», «смешной собака»). У него есть проблемы с конструированием письменной речи, потому что он не может правильно выстроить слова и пропускает части предложений.

Ребёнок с таким типом дисграфии неправильно использует предлоги и союзы, заменяет приставки и суффиксы и не понимает их предназначения.

Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза

Языковой анализ и синтез — это когнитивный процесс, который позволяет понимать структуру речи, разделять речь на элементы и объединять их для создания смысловых конструкций.

В логопедии выделяют три вида анализа и синтеза:

  1. Фонематический — определение звуков в слове, их количества и последовательности
  2. Морфологический — определение грамматических категорий слова
  3. Синтаксический — идентификация частей предложения

При нарушениях языкового анализа и синтеза может искажаться буквенная структура слова, отмечаются пропуск, добавление и перестановка букв и слогов («велосипед — велописед»). Школьник может писать слова слитно или разбивать их на части без всякого смысла.

Таблица с примерами

Характер ошибок

Виды дисграфии по Р.И. Лалаевой с характерными ошибками

Акустическая

Артикуляционно-акустическая

Оптическая

Аграмматическая

Связанная с нарушением языкового анализа и синтеза

на уровне буквы

1. Путаница букв, которые имеют схожее звучание (пушок – пусок)

2. Смешение сонорных согласных Р и Л (белёза)

3. Смешение аффрикативов (щасто)

1. Смешение звонких и глухих согласных (реБка)

2. Смешение свистящих и шипящих согласных (я пиСу)

3. Смешение аффрикативов (чапля)

4. Пропуски мягкого знака (писмо)

5. Замена гласных О – У, Е – И (рОчей, пИнёк)

1. Ошибки в написании букв, состоящих из похожих элементов (В и Д, Т и Ш)

2. Неправильная оценка количества элементов в букве (Л и М, Х и Ж)

3. Зеркальное письмо

4. Лишние элементы или их отсутствие

 

1. Пропуски согласных, если они стоят вместе (пратика, струтура)

2. Пропуски гласных (огрец)

3. Перестановка и добавление букв (доткор, земеля)

на уровне слова

     

1. Ошибки в приставках и суффиксах (наступил — на ступил, котёнки)

2. Искажение строя слова (плюшегово)

1. Перестановка слогов, их пропуск и добавление (бутарет, завеска)

на уровне предложения

     

1. Неправильное согласование рода и числа (сильная ветер, высокий дерево)

2. Нарушение порядка слов (Ученик новый пришёл)

3. Отсутствие логических связей (Утром кошка окно)

4. Пропуск членов предложения (Мальчик домой из школы)

1. Слитное написание слов

2. Отсутствие разделения предложения на слова

Существующие классификации

Дисграфию впервые описал в литературе С. Ортон. Произошло это около ста лет назад, но в научных кругах до сих пор ведутся споры о классификации и терминологии. Так, например, в справочнике МКБ-10, которым руководствуются российские медицинские специалисты, дисграфия названа «специфическим расстройством спеллингования» (код F81.1).

Это выражается в том, что человек не может грамотно писать слова, но очевидно, что такой диагноз могут получить миллионы людей в мире, хотя у них нет никакой дисграфии.

В МКБ-11 дисграфия именуется «нарушением развития учебных навыков письма» (код 6А03.1).

Американская психологическая ассоциация в справочнике DSM-5 использует следующее определение: «специфическое расстройство обучения с нарушением письменной речи» (код 315.2), которое отличается следующими признаками:

  1. Неспособность правильно формировать (писать) буквы и цифры
  2. Склонность делать множество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок
  3. Построение предложений без логической связанности
  4. Игнорирование форматирования текста (отсутствие разбиения на абзацы, главы и т.д.)
  5. Недостаточные навыки письма, которые существенно влияют на успеваемость

Учёные давно заметили, что дисграфия может проявляться по-разному. Например, иногда отмечается только плохой почерк, но правописание не нарушено. Исходя из этого, в западных странах и в СССР предпринимались попытки выделить различные виды дисграфии.

В попытках классифицировать это состояние обычно обращают внимание на такие маркеры, как спонтанное письмо («из головы» или под диктовку), переписывание текста и мелкая моторика.

В зарубежной практике насчитывают пять типов дисграфии:

  1. Дислексическая (Dyslexic Dysgraphia)
  2. Моторная (Motor Dysgraphia)
  3. Пространственная (Spatial Dysgraphia)
  4. Фонетическая (Phonological Dysgraphia)
  5. Лексическая (Lexical Dysgraphia)

Разнообразие факторов и механизмов нарушения письменной речи в значительной степени усложняют классификацию. В попытках систематизировать это состояние применяют различные подходы: нейропсихологический, лингвистический, психофизиологический.

Отечественные специалисты логопедической науки, такие как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева и М.Е. Хватцев, разработали собственные варианты классификации.

Так, например, О.А. Токарева предлагала разделение на три вида в зависимости от нарушенного анализатора. Эти три вида она называла оптической, моторной и акустической дисграфией.

А.Н. Корнев применял клинико-психологический подход. По его мнению, отдельные нарушения нервно-психической деятельности определяют разные типы дисграфии. Он выделял четыре типа этого состояния.

М.Е. Хватцев высказывал предположение о том, что дисграфия связана с недостаточностью языкового развития детей, в частности — с дефицитом звукового (фонематического) анализа и синтеза. В его классификации насчитывается пять типов дисграфии.

В коррекционной педагогике сегодняшней России для систематизации дисграфии используется лингвистический метод. Он подразумевает, что к нарушениям письменной речи приводит несформированность операций письма, вызванная в свою очередь причинами языкового характера.

Этот подход был разработан в 1970-х – 1980-х годах на кафедре логопедии Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена (сегодня — РГПУ им. Герцена). В 1997 году классификация была дополнена и уточнена профессором, доктором педагогических наук Р.И. Лалаевой, научная карьера которой неразрывно связана с ЛГПИ (РГПУ).

Автор материала
Татьяна Пономарёва

Дисграфия — это особенность развития, при которой у человека возникают проблемы с письменной речью. Как и дислексия, дисграфия относится к нарушениям чтения и письма. Часто они проявляются вместе: у 30% людей с дислексией по статистике отмечаются симптомы дисграфии. Поэтому в западной классификации дисграфию обычно не выделяют как отдельное состояние, а объединяют её с дислексией.

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Благотворительная акция: три курса коррекции дислексии - бесплатно!