Все дети, когда учатся писать, пишут буквы разного размера и переворачивают их. Эти ошибки характерны для дошкольников и младших школьников, но к третьему классу они обычно исчезают.
У детей с дисграфией проблемы с письмом сохраняются. В их письменных работах можно заметить следующие характерные признаки:
- неряшливый почерк,
- кривые строчки,
- смешение обычных и заглавных букв,
- лишние интервалы между буквами или сливающиеся вместе слова,
- буквы, вылезающие за пределы строки,
- пропуск букв и целых слов.
Дети с нарушениями письма пишут с видимым напряжением, крепко сжимая ручку. Поэтому они стараются избегать заданий, где нужно писать.
У них бывают трудности и с другими действиями, где используется мелкая моторика: например, с застёгиванием пуговиц или завязыванием шнурков, с вырезанием фигур из бумаги и раскрашиванием.
Дисграфия обусловлена не только проблемами с моторикой и координацией движений. Она, как и дислексия, имеет неврологическую природу и возникает из-за нарушения языкового анализа и синтеза — когнитивных навыков, благодаря которым у человека формируется представление о структуре речи.
Дети, у которых есть проблемы с письмом, плохо запоминают порядок букв в словах. У них слабая мышечная память, поэтому они пишут медленно и неуклюже. У таких детей часто бывают проблемы с заучиванием и применением правил грамматики и орфографии.
Виды дисграфии по Р. И. Лалаевой
Классификация, предложенная Р.И. Лалаевой, в отечественной науке считается наиболее актуальной. Лалаева, прежде всего, определила характер письменных ошибок при дисграфии.
Эти ошибки являются:
- Стойкими и специфическими. Они не проходят по мере овладения письмом, и они имеют характерные особенности.
- Множественными и повторяющимися. Ошибки при дисграфии не связаны с незнанием грамматических правил.
- Связанными с недостаточной сформированностью отдельных когнитивных функций. У детей с дисграфией могут быть нарушены звуковой анализ и синтез, визуально-пространственные представления и т.п.
Классификация дисграфии, используемая специалистами кафедры ЛГПИ и доработанная Р.И. Лалаевой, базируется на принципе нарушенных механизмов чтения и письма — например, дефиците языковой обработки.
Освоение такого навыка, как письмо, происходит поэтапно и начинается в раннем детстве. В детском саду малышей учат обводить буквы, чтобы развить навыки зрительно-моторной координации. Осознание букв продолжается примерно до второго класса: школьник знакомится с взаимосвязью между звуками и буквами, а его двигательные навыки при письме улучшаются. Автоматизм при написании букв полностью развивается и закрепляется к третьему классу.
Письмо — это сложный и комплексный процесс, при котором требуется слаженность и скоординированность между несколькими когнитивными функциями: речью, рабочей памятью, моторным планированием.
Различные задачи при письме требуют вовлечение различных когнитивных процессов. Например, когда от ребёнка требуют написать текст под диктовку, он должен использовать навыки фонологической обработки, долговременную память и связанные с нею лексико-семантические представления.
Таким образом, разные типы дисграфии могут быть связаны с разными механизмами. Р.И. Лалаева выделяет пять видов:
- Акустическая, вызванная слабой дифференцированностью слухового восприятия слов
- Артикуляционно-акустическая, связанная с неправильным произношением звуков
- Оптическая, обусловленная неправильным формированием визуального представления о буквах
- Аграмматическая, для которой характерны нарушения и искажения грамматических представлений
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Как видно из описания, нарушение даже одного из множества аспектов письменной речи может значительно ухудшить способность человека не только излагать мысли на бумаге, но и просто копировать текст.
Нужно отметить, что у ребёнка может быть больше одного типа дисграфии — они не являются взаимоисключающими.
Эта особенность присутствует с рождения, а не появляется в тот момент, когда малыш учится писать. Просто все эти несформированности, приводящие в итоге к дисграфии, до времени не видны и могут быть заметны только специалисту.
Акустическая дисграфия
Звуки речи называются фонемами. Обычно дети уже к двухлетнему возрасту учатся их различать, но при нарушении слуховой дифференциации происходит путаница.
Причём, ребёнок путает не только похожие звуки (к примеру. С и Ш), но и такие разные, как Ё и Ю.
Происходит также смешение лабиализованных гласных О и У и ошибки с обозначением мягкости («писмо»).
При разговоре ребёнок с таким типом дисграфии обычно понимает всё, что слышит, потому что догадывается по смыслу. Поэтому родители часто не подозревают о проблемах со звуковой дифференциацией — эти проблемы обнаруживаются только на письме.
Артикуляционно-акустическая дисграфия
Когда дети учатся читать и писать, они имеют привычку проговаривать незнакомые слова. Если школьник произносит «тлуба» вместо «труба», то и писать он будет так же.
За произношение у человека отвечает артикуляционный аппарат, который состоит из зубов, языка, нёба, носоглотки и резонаторных полостей. Даже при таких незначительных изменениях, как смещение прикуса или короткая уздечка языка, звукопроизношение искажается.
При некоторых нарушениях строения артикуляционного аппарата ребёнок вообще не в состоянии воспроизводить правильную артикуляцию. Так происходит, например, при расщелине верхнего нёба.
Оптическая дисграфия
Данный тип дисграфии вызван недостаточностью развития пространственных представлений и того, что называется зрительным гнозисом и мнезисом.
Гнозис — это восприятие окружающего пространства, умение различать, узнавать и определять различные предметы.
Зрительный мнезис — это память, в которой хранятся все эти образы и в нужный момент извлекаются. Иными словами, это зрительная память.
При оптической дисграфии школьник не может выдерживать интервалы между словами и строками. Строчки изгибаются вверх и вниз, буквы то сбиваются в кучу, то разъезжаются.
Такая дисграфия также проявляется в виде зеркального написания букв и других искажениях: отсутствии отдельных элементов или наоборот, в добавлении лишних, смешении букв с похожими элементами (Х и Ж, И и Ш).
Аграмматическая дисграфия
Аграмматическую дисграфию легко спутать с обычной неграмотностью. При данном типе у ребёнка не формируется понимание грамматических правил, морфологии и синтаксиса языка.
Он путает падёжные окончания, не согласовывает слова по родам и числам («воздушная шарики», «смешной собака»). У него есть проблемы с конструированием письменной речи, потому что он не может правильно выстроить слова и пропускает части предложений.
Ребёнок с таким типом дисграфии неправильно использует предлоги и союзы, заменяет приставки и суффиксы и не понимает их предназначения.
Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза
Языковой анализ и синтез — это когнитивный процесс, который позволяет понимать структуру речи, разделять речь на элементы и объединять их для создания смысловых конструкций.
В логопедии выделяют три вида анализа и синтеза:
- Фонематический — определение звуков в слове, их количества и последовательности
- Морфологический — определение грамматических категорий слова
- Синтаксический — идентификация частей предложения
При нарушениях языкового анализа и синтеза может искажаться буквенная структура слова, отмечаются пропуск, добавление и перестановка букв и слогов («велосипед — велописед»). Школьник может писать слова слитно или разбивать их на части без всякого смысла.
Таблица с примерами
Характер ошибок |
Виды дисграфии по Р.И. Лалаевой с характерными ошибками |
||||
Акустическая |
Артикуляционно-акустическая |
Оптическая |
Аграмматическая |
Связанная с нарушением языкового анализа и синтеза |
|
на уровне буквы |
1. Путаница букв, которые имеют схожее звучание (пушок – пусок) 2. Смешение сонорных согласных Р и Л (белёза) 3. Смешение аффрикативов (щасто) |
1. Смешение звонких и глухих согласных (реБка) 2. Смешение свистящих и шипящих согласных (я пиСу) 3. Смешение аффрикативов (чапля) 4. Пропуски мягкого знака (писмо) 5. Замена гласных О – У, Е – И (рОчей, пИнёк) |
1. Ошибки в написании букв, состоящих из похожих элементов (В и Д, Т и Ш) 2. Неправильная оценка количества элементов в букве (Л и М, Х и Ж) 3. Зеркальное письмо 4. Лишние элементы или их отсутствие |
1. Пропуски согласных, если они стоят вместе (пратика, струтура) 2. Пропуски гласных (огрец) 3. Перестановка и добавление букв (доткор, земеля) |
|
на уровне слова |
1. Ошибки в приставках и суффиксах (наступил — на ступил, котёнки) 2. Искажение строя слова (плюшегово) |
1. Перестановка слогов, их пропуск и добавление (бутарет, завеска) |
|||
на уровне предложения |
1. Неправильное согласование рода и числа (сильная ветер, высокий дерево) 2. Нарушение порядка слов (Ученик новый пришёл) 3. Отсутствие логических связей (Утром кошка окно) 4. Пропуск членов предложения (Мальчик домой из школы) |
1. Слитное написание слов 2. Отсутствие разделения предложения на слова |
Существующие классификации
Дисграфию впервые описал в литературе С. Ортон. Произошло это около ста лет назад, но в научных кругах до сих пор ведутся споры о классификации и терминологии. Так, например, в справочнике МКБ-10, которым руководствуются российские медицинские специалисты, дисграфия названа «специфическим расстройством спеллингования» (код F81.1).
Это выражается в том, что человек не может грамотно писать слова, но очевидно, что такой диагноз могут получить миллионы людей в мире, хотя у них нет никакой дисграфии.
В МКБ-11 дисграфия именуется «нарушением развития учебных навыков письма» (код 6А03.1).
Американская психологическая ассоциация в справочнике DSM-5 использует следующее определение: «специфическое расстройство обучения с нарушением письменной речи» (код 315.2), которое отличается следующими признаками:
- Неспособность правильно формировать (писать) буквы и цифры
- Склонность делать множество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок
- Построение предложений без логической связанности
- Игнорирование форматирования текста (отсутствие разбиения на абзацы, главы и т.д.)
- Недостаточные навыки письма, которые существенно влияют на успеваемость
Учёные давно заметили, что дисграфия может проявляться по-разному. Например, иногда отмечается только плохой почерк, но правописание не нарушено. Исходя из этого, в западных странах и в СССР предпринимались попытки выделить различные виды дисграфии.
В попытках классифицировать это состояние обычно обращают внимание на такие маркеры, как спонтанное письмо («из головы» или под диктовку), переписывание текста и мелкая моторика.
В зарубежной практике насчитывают пять типов дисграфии:
- Дислексическая (Dyslexic Dysgraphia)
- Моторная (Motor Dysgraphia)
- Пространственная (Spatial Dysgraphia)
- Фонетическая (Phonological Dysgraphia)
- Лексическая (Lexical Dysgraphia)
Разнообразие факторов и механизмов нарушения письменной речи в значительной степени усложняют классификацию. В попытках систематизировать это состояние применяют различные подходы: нейропсихологический, лингвистический, психофизиологический.
Отечественные специалисты логопедической науки, такие как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева и М.Е. Хватцев, разработали собственные варианты классификации.
Так, например, О.А. Токарева предлагала разделение на три вида в зависимости от нарушенного анализатора. Эти три вида она называла оптической, моторной и акустической дисграфией.
А.Н. Корнев применял клинико-психологический подход. По его мнению, отдельные нарушения нервно-психической деятельности определяют разные типы дисграфии. Он выделял четыре типа этого состояния.
М.Е. Хватцев высказывал предположение о том, что дисграфия связана с недостаточностью языкового развития детей, в частности — с дефицитом звукового (фонематического) анализа и синтеза. В его классификации насчитывается пять типов дисграфии.
В коррекционной педагогике сегодняшней России для систематизации дисграфии используется лингвистический метод. Он подразумевает, что к нарушениям письменной речи приводит несформированность операций письма, вызванная в свою очередь причинами языкового характера.
Этот подход был разработан в 1970-х – 1980-х годах на кафедре логопедии Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена (сегодня — РГПУ им. Герцена). В 1997 году классификация была дополнена и уточнена профессором, доктором педагогических наук Р.И. Лалаевой, научная карьера которой неразрывно связана с ЛГПИ (РГПУ).
Дисграфия — это особенность развития, при которой у человека возникают проблемы с письменной речью. Как и дислексия, дисграфия относится к нарушениям чтения и письма. Часто они проявляются вместе: у 30% людей с дислексией по статистике отмечаются симптомы дисграфии. Поэтому в западной классификации дисграфию обычно не выделяют как отдельное состояние, а объединяют её с дислексией.