Корректируется аграмматическая дисграфия с помощью заданий, логопедических занятий и специальных упражнений.
Чтобы устранить дисграфию, ребенку нужно систематически заниматься. Для этого проводят занятия, направленные на развитие грамматических навыков и улучшение письменной речи. Лучше если работать под руководством специалиста, который сможет корректировать программу занятий в зависимости от прогресса школьника.
Что такое аграмматическая дисграфия
Это специфическое нарушение письма, связанное с затруднениями в использовании грамматических правил языка. Аграмматическая дисграфия проявляется в неспособности правильно строить предложения и согласовывать слова. Чаще всего связано с нарушениями речевого развития и может сопровождаться другими формами аномалии.
Дисграфию распознают по признакам:
- Ошибки в согласовании глаголов с подлежащими.
- Неверный выбор предлогов или их пропуск в предложениях.
- Нарушение порядка слов в предложениях.
- Ошибки в использовании местоимений по падежам, числам, родам.
Причин дисграфии еще больше, чем признаков. Она может быть следствием травм, заболеваний головного мозга или связана с нарушением развития речевых зон. Возникает из-за генетической предрасположенности, по причине задержки общего речевого развития.
Диагностирует особенность логопед или нейропсихолог. Чтобы подтвердить дисграфию делают оценку общего уровня речевого развития, анализ письменных работ. Проводят специальные тесты на грамматические навыки.
Исправление аграмматической дисграфии требует систематической работы. Для коррекции выполняют задания на согласование слов, упражнения на предлоги и падежи. Помогают игровые и интерактивные упражнения.
Проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие аграмматической дисграфией
Люди, страдающие дисграфией, сталкиваются с разными проблемами на работе и в повседневной жизни. Самые распространенные:
- Трудности в написании текстов. Грамматические ошибки приводят к низкой успеваемости в школьных заданиях.
- Затруднения в выполнении письменных заданий: сочинений, диктантов, отчетов и других письменных работ.
- Письменные ошибки приводят к недопониманию и затруднениям в общении через текст. Это актуально при общении в интернете посредствам текстовых сообщений.
- Постоянные опечатки и трудности приводят к снижению уверенности в себе.
- Постоянные сложности и неудачи вызывают стресс и тревожность.
- Стремление избегать ситуаций, требующих письма, из-за страха сделать опечатку.
Трудности с письмом приводят к социальной изоляции. Чтобы минимизировать стресс, а также устранить большую часть возможных ошибок – текст проверяют через специальные онлайн-сервисы, программы проверки грамматики и орфографии. В дальнейшем лучше прибегнуть к помощи логопеда и исправить особенность.
Диагностика аграмматической дисграфии
Это сложный, многогранный процесс, подразумевающий различные методики и подходы. Основные этапы диагностики аграмматической дисграфии:
- Сбор анамнеза.
- Поиск информации о раннем речевом развитии ребенка.
- Анализ сведений об успеваемости.
- Выявление типичных ошибок в письменных задачах.
- Обследование у логопеда и нейропсихолога.
- Анализ результатов.
- Разработка коррекционной программы. Создается индивидуальный план занятий, направленных на устранение выявленных изменений.
Комплексная диагностика аграмматической дисграфии – ключевой этап для эффективного лечения и поддержки человека с такой особенностью.
Роль специалистов в постановке диагноза
Диагностировать дисграфию может логопед, психолог, педагог или нейропсихолог. Логопед проводит первичное обследование речевых, письменных навыков. Нейропсихолог оценивает когнитивные функции, такие как внимание, память, мышление и их влияние на процесс письма.
Психолог оценивает эмоциональное состояние и уровень тревожности, которые могут влиять на процесс обучения и коррекции. Педагог оценивает академические навыки ребенка, выявляет трудности в учебе.
На основе собранных данных специалисты выносят заключительный диагноз, определяют степень и характер аграмматической дисграфии.
Принципы коррекции аграмматической дисграфии
Коррекция аграмматической дисграфии, нарушения письменной речи, при котором человек испытывает трудности с правильным построением предложений и грамматических форм, базируется на комплексном подходе. Основные принципы коррекции:
- Диагностика и анализ ошибок.
- Индивидуальный подход.
- Систематичность и постепенность.
- Развитие языковых навыков.
- Использование различных видов упражнений.
- Работа над письменной речью.
- Использование мультимедийных средств и дидактических материалов.
Перечисленные принципы обеспечивают комплексный подход к коррекции аграмматической дисграфии и способствуют эффективному развитию письменной речи. К ним стоит добавить необходимость психологической поддержки – важно поддерживать, поощрять и мотивировать ребенка. А также комплексный подход – дома и в школе. Это особенно важно для детей младших классов.
Упражнения для улучшения грамматики и письма
Улучшение грамматики и письма требует регулярной практики и разнообразных упражнений:
- Разберите сложные предложения на составляющие части.
- Найдите тексты с намеренными грамматическими ошибками и попробуйте их исправить.
- Пройдите грамматические тесты на таких платформах, как Grammarly или Duolingo.
- Используйте упражнения, где необходимо вставить пропущенные слова или формы слов.
- Читайте книги, изучайте правила грамматики.
Переписывайте существующие тексты своими словами, делать конспекты. Это развивает умение перефразировать и улучшает словарный запас. Читайте книги, статьи и другие материалы, обращая внимание на стиль, структуру. Пытайтесь анализировать, почему автор использует те или иные конструкции. Регулярная практика и использование разнообразных методов, ресурсов помогут преодолеть аномалию и улучшить навыки письма.
Примеры эффективных упражнений для детей и взрослых
Самые эффективные задания:
- Согласование слов. Подставьте прилагательное к существительному в нужной форме. Пример: «большое дерево» — «на (большом) дереве», «красивый альбом» — «в (красивом) альбоме».
- Согласование глаголов и подлежащих. Заполните пропуски в предложениях глаголами в нужной форме. Пример: «Вы (есть) пиццу» — «Вы (едите) пиццу».
- Заполнение пропусков предлогами. В предложение нужно поставить подходящий по смыслу предлог. Например: «Карандаш лежит (на) полке», «Она идет (в) гости».
- Составление словосочетаний с заданными предлогами. Это могут быть любые предлоги: «под», «в», «с», «на».
- Составление фраз из набора слов. Пример: «идут», «зоопарк», «в», «дети» — «Дети идут в зоопарк».
- Исправление ошибок в предложениях. Например: «Девочка пошел в школу» — «Девочка пошла в школу».
- Заполнение пропусков местоимениями. Пример: «Это моя собака. Я (ее) выгуливаю каждый день».
Это только несколько вариантов тренировок по коррекции особенности речи. Кроме них используют игровые упражнения – настольные игры, вроде «Лексико», «Скраббл». В них нужно построить предложение или найти неточности. Эффективны интерактивные задания – компьютерные программы и приложения для тренировки грамматики.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Советы по созданию благоприятной среды для занятий
Создание благоприятной среды для занятий по коррекции аграмматической дисграфии является важным аспектом успешного обучения. Выберите тихое место для занятий, где человека не будут отвлекать посторонние звуки и события. Обеспечьте комфортное освещение и удобную мебель для занятий.
Рабочее место должно быть хорошо организовано, чтобы все необходимые материалы были под рукой. Используйте цветные маркеры и ручки для выделения важных моментов. Планируйте занятия так, чтобы они не были слишком длительными и утомительными. Включайте в занятия разные виды деятельности: игры, упражнения, творчество.
Аграмматическая дисграфия – состояние, при котором человек допускает грамматические, пунктуационные и прочие ошибки письма. Основные признаки: некорректное согласование времен, слов по родам, падежам, числам, неправильное использование союзов, местоимений, предлогов и прочих грамматических структур.