В 1943 году американский психиатр австрийского происхождения Лео Каннер опубликовал статью, в которой описал случаи аутистических нарушений среди детей.
За более чем 80 лет, прошедших с этого момента, наука достигла значительного прогресса в понимании аутизма. Сегодня уже принято говорить не об аутизме как таковом, а о расстройстве аутистического спектра (РАС) — группе состояний, обусловленных особенностями развития мозга.
РАС — возникающее в раннем детстве и чаще всего пожизненное нарушение нейроразвития, которое влияет на социальные, когнитивные, адаптивные и коммуникативные навыки. Оно имеет генетическую природу.
Подростковые годы являются периодом, когда молодые люди переживают бурю эмоций, социальное давление и поиск идентичности. Для подростков с аутизмом этот период становится ещё более сложным, поскольку им и без того трудно заводить друзей, соответствовать ожиданиям, вписываться в общество. И перед родителями встаёт вопрос о том, как помочь аутичному ребёнку на этапе взросления.
Статистика распространённости аутизма у подростков
Расстройство аутистического спектра обычно диагностируется в возрасте 18-24 месяцев. Количество детей с РАС выросло во всём мире с 0,62% в 2012 году до 1% в 2022 году, но это, вероятно, связано с изменением критериев диагностики.
В США в 2019 – 2020 г.г. было проведено обследование 12,5 тысяч детей в возрасте от 3 до 17 лет (51,22% мальчиков и 48,78% девочек). У 410 из них (3,14%) имелся диагноз РАС. У мальчиков это состояние отмечалось в 3 раза чаще, чем у девочек: 4,64% против 1,56% соответственно.
В России в 2022 году было выявлено 50 тысяч детей с аутизмом: это почти в два раза больше, чем в 2018-м, когда этот показатель составлял 29 тысяч. Однако, рост статистики связан не с увеличением распространённости РАС, а с тем, что его научились лучше выявлять.
ВОЗ считает, что расстройства аутистического спектра встречаются у 1 из 100 детей. Примерно такая же статистика отмечается и в России — 1%.
Но в действительности детей и подростков с РАС может быть больше, поскольку имеются сложности с постановкой диагноза. Кроме того, диагностические услуги доступнее в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках, а в провинции многие семьи лишены такой возможности.
Исследования также отмечают, что у девочек чаще отмечаются более лёгкие симптомы РАС, чем у мальчиков, из-за чего аутизм у них может оставаться нераспознанным.
Особенности психологического развития подростков с аутизмом
Американский психолог Лео Каннер в 1943 году описал 11 детей с «аутистическими нарушениями аффективного контакта». В случае №9 речь идёт о мальчике 4,5 лет по имени Чарльз. Его мать жаловалась на то, что она «не может достучаться до своего ребёнка».
Будучи младенцем, Чарльз просто лежал в кроватке и смотрел в потолок. Став постарше, он мог сидеть и часами крутить в руках игрушки или крышки от бутылок. На мать он не обращал никакого внимания и ничем не показывал, что узнаёт её, когда она входила в комнату.
Комментируя этот случай, Каннер отмечал, что дети-аутисты «пришли в мир с врождённой неспособностью формировать эмоциональный контакт с людьми».
Психолог писал, что отсутствие заинтересованности в межличностном контакте выражается у них сразу на нескольких уровнях:
- На уровне невербальной коммуникации — избегание телесного контакта, неумение понимать выражение лица
- На лингвистическом уровне — отсутствие разговорного взаимодействия
- На психоэмоциональном уровне — отсутствие привязанности
Один молодой человек с аутизмом так описывал свои детские годы: «У меня никогда не было друзей. Я представления не имею, что нужно делать с другими людьми».
Подростковый возраст — это время интенсивной перестройки детского организма. Мальчики и девочки с РАС испытывают те же сложности переходного периода, что и остальные подростки, но часто в большей степени.
Таким молодым людям трудно выстраивать взаимоотношения, обучаться новым навыкам, адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Аутичные подростки часто испытывают повышенную тревожность. Возросшие нагрузки в школе заставляют их чувствовать себя уязвимыми. Социальные отношения усложняются, потому что подростков в период пубертата начинают интересовать личные отношения. Юноши и девушки с РАС испытывают те же чувства, но не умеют их высказать. Это негативно сказывается на их самооценке и мотивации.
Половое созревание является напряжённым периодом в жизни юношей и девушек с расстройством аутистического спектра. У них, как и у всех подростков, развивается сексуальность. Подростки с аутизмом пытаются копировать поведение своих сверстников, но терпят неудачу, потому что не имеют необходимых социальных навыков. Они не знают, как привлечь внимание интересующего их человека, не умеют высказывать чувства и не понимают, как люди реагируют на их слова и поведение.
В подростковом возрасте на фоне гормональной перестройки происходит либо существенный прогресс достигнутых навыков, либо откат. Психологи знают об этом и всегда стараются иметь запасной вариант на случай ухудшения навыков.
Методы и техники психологической работы с подростками с аутизмом
Психология внесла огромный вклад в понимание и терапию аутизма. Для подростков с расстройством аутистического спектра психотерапия может стать полезным инструментом для управления поведением и нормализации эмоционального фона. На сеансах психотерапии аутичные подростки учатся понимать, как их действия воспринимаются другими людьми.
В психокоррекционной работе используются беседы один на один и групповая терапия. Способы поддержки подростка с аутизмом можно разделить на развивающие и поведенческие:
- Развитие психических функций направлено на улучшение социализации и коммуникации, на помощь в адаптации к взрослой жизни
- Управление поведением необходимо для выработки желательных форм поведения и навыков социального взаимодействия
Программы психокоррекции для подростков с аутизмом ориентированы на специфику индивидуального состояния, на уровень развития когнитивных, эмоциональных и социальных функций.
Обычно выделяют два типа детей с РАС: тех, у кого нарушено эмоционально-волевое развитие и тех, у кого искажено когнитивное развитие, то есть речь, внимание, память, способность воспринимать и анализировать информацию.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия — это широко используемый подход к лечению проблем психического здоровья. Данный метод фокусируется на выявлении негативных моделей мышления и последующем изменении этих моделей.
КПТ может быть полезной для тех подростков с аутизмом, которые испытывают тревогу, депрессию и навязчивые поведения. Она даёт им инструменты для управления эмоциями и снижением уровня тревожности.
Когнитивно-поведенческая терапия изначально была разработана для лечения депрессии у взрослых. Однако с тех пор она распространилась на многие области и сегодня используется в комплексе с другими формами психокоррекционной работы для детей, подростков и взрослых.
Данный подход эффективен при терапии широкого спектра эмоциональных и психологических проблем. Практика показывает, что КПТ положительно влияет на детей с аутизмом.
В основе когнитивно-поведенческой терапии лежит идея «бихевиоризма»: теории, основанной на том, что любое человеческое поведение является приобретённым и представляет собой реакцию на определённые стимулы. Поэтому человек может освоить новые формы поведения и отучиться от ранее закрепившихся. Цель КПТ состоит в том, чтобы изменить нежелательные формы поведения, а заодно и ложные и негативные убеждения.
Согласно исследованию, проведённому учёными Йоркского университета в Великобритании, около 70% аутичных детей и подростков сталкиваются с эмоциональными проблемами: примерно половина этих детей подвержены тревоге, а 20 – 40% испытывают гнев или депрессию. КПТ помогает подросткам с РАС справляться с этими состояниями.
Дети и подростки с аутизмом также часто испытывают трудности с преодолением стрессовых ситуаций. КПТ в этом случае направлена на то, чтобы уменьшить влияние негативных мыслей и заменить их позитивными.
Но нужно отметить, что КПТ обычно рекомендуется детям с лёгкими симптомами аутизма.
АВА-терапия (прикладной анализ поведения)
Эта форма терапии используется в работе с аутичными детьми и подростками с 1960-х годов и возникла благодаря работам поведенческого психолога Б. Скиннера. Он разработал «оперантное обусловливание», показав, как последствия поведения человека влияют на его последующие действия.
Например, стимулы подкрепления усиливают поведение, а наказание его ослабляет. Причём, подкрепление может быть отрицательным, когда в ответ на правильное поведение удаляется «неприятный» стимул, а наказание — положительным. В этом случае человек в ответ на неправильное поведение получает «неприятный» стимул.
ABA-терапия призвана изменить нежелательное поведение подростка так, чтобы оно стало социально приемлемым.
Терапия социальными историями
Методика социальных историй в терапии аутизма была предложена в 1991 году педагогом Кэрол Грей. Такие истории (их ещё иногда называют сценариями) объясняют детям и подросткам с аутизмом различные жизненные ситуации и помогают справляться с ними.
Социальные истории воспитывают в аутичных подростках нормы поведения, учат их сопереживать и сострадать другим, позволяют улучшить социальные навыки.
Социальная история должна следовать трём принципам:
- Иметь конкретную цель, направленную на выработку желаемого поведения
- Быть интересной и релевантной для подростка
- Использовать позитивную мотивацию и простые, ободряющие слова
Социальные истории учат детей и подростков с РАС понимать своё поведение и поведение других людей, понимать такие эмоции, как грусть, гнев или счастье, заводить дружеские отношения.
Игровая терапия
Игровая терапия изначально использовалась для того, чтобы помогать детям справляться с психологическими травмами, тревожностью и расстройствами психического здоровья.
Игра в данном случае является способом отыгрывать свои чувства и находить механизмы преодоления. Игровая терапия для детей и подростков с РАС проводится специалистами, которые используют определённые приёмы и методы. Такая терапия для аутичных детей имеет свою специфику, потому что, например, дети с аутизмом не могут играть с куклой как с настоящим ребёнком.
Пока среди учёных не существует единого мнения на счёт того, является ли игровая терапия эффективной в случае детского аутизма. Но она определённо может решать некоторые трудности, такие как ограниченное социальное взаимодействие и трудности в общении.
Кроме того, родители могут играть активную роль в такого рода терапии. А КПТ и игровая терапия могут дополнять друг друга. Игротерапия также помогает установить доверие между ребёнком и психологом: ребёнок будет чувствовать себя в безопасности и может быть в большей степени мотивирован на дальнейшее взаимодействие.
Почему важна поддержка со стороны родителей и родственников
Не существует какого-то единого способа преодолеть аутизм. Проблемы и сильные стороны каждого ребёнка уникальны. И психокоррекционная работа в каждом случае тоже требует индивидуального подхода. Но поддержка со стороны семьи необходима каждому аутичному ребёнку. И строится она, прежде всего, на позитивных взаимоотношениях.
Здоровый психологический климат внутри семьи положительным образом влияет на состояние аутичного ребёнка:
- Помогает ему почувствовать себя любимым
- Даёт ребёнку уверенность в том, что он может исследовать мир, пробовать новое и учиться
- Облегчает разрешение проблем и конфликтов
- Даёт ребёнку навыки для построения социальных отношений
Родителям часто нелегко сделать первый шаг к принятию того, что у их сына или дочери диагностирован аутизм. Но преодоление этого психологического барьера помогает справиться со стрессом, наладить связь с ребёнком и дать ему поддержку, в которой он нуждается.
Родители и другие члены семьи проводят с аутичным ребёнком или подростком гораздо больше времени, чем учителя и психологи. Именно им отводится приоритетная роль в том, чтобы улучшить социальные, коммуникативные и поведенческие навыки своих детей. Используя в повседневной жизни методы подкрепления, взрослые формируют у сына или дочери желательное поведение.
Психологическая помощь в школе
Школьник с аутизмом может получать дополнительную поддержку в школе, в том числе и психологическую со стороны школьного психолога. Но лучший результат достигается тогда, когда преподаватели, родители и дети работают сообща.
Аутичные дети в школе сталкиваются с целым рядом проблем: сенсорная перегрузка (шум, толпы детей на переменах), выстраивание отношений со сверстниками, отсутствие безопасного личного пространства. Родители могут и должны играть важную роль в защите интересов своего ребёнка.
Идеальная образовательная среда для подростка с аутизмом выглядит так:
- В школе поддерживается культура инклюзии
- Учителя и школьные психологи обладают достаточными знаниями об аутизме
- Педагоги при составлении плана занятий учитывают сильные стороны аутичных детей и их интересы
- Все стороны сотрудничают друг с другом
Для того, чтобы аутичный школьник мог нормально учиться, ему необходима адресная психологическая помощь, которая прежде всего направлена на продуманную организацию школьной жизни.
Например, ребёнка нужно заранее подготавливать к любым переменам в распорядке дня: замене учителя, изменению расписания и так далее. Ученику с аутизмом требуется знать точную продолжительность уроков и внеклассных занятий, их последовательность. Нельзя устраивать в классе соревнования по типу «Кто быстрее справится с заданием» — это может привести к поведенческому срыву у школьника с аутизмом.
Первостепенное значение имеют дополнительные занятия, направленные на повышение самооценки и развитие социальных навыков. Это могут быть тренировки умения вести разговор или беседы о том, как контролировать агрессию. Учитель может показать фотографии людей, демонстрирующие различные эмоции, и обсудить их с детьми.
Люди с аутизмом любят предсказуемость. А переходный период — это время значительных изменений, которые происходят с телом подростка, с его обязанностями и социальными ролями. К этому переломному моменту нужно готовиться заранее.
В период полового созревания у подростка с аутизмом могут проявляться следующие признаки:
- Усиление социальной изоляции
- Перепады настроения
- Проблемы с поддержанием личной гигиены
- Эскапизм (уход от действительности — например, в игры)
Психолог совместно с родителями подростка поможет ему справиться с подобными поведенческими проблемами, научиться контролировать свои эмоции и управлять конфликтами.
Желательно начать подготовку к переходу во взрослую жизнь с 12 лет. И здесь решающее значение имеют регулярные визиты к психологу. Когда подростки с аутизмом вовлечены в процесс и понимают, для чего это делается, то переход может стать более плавным.
Переход от школы к взрослению означает, что юноше или девушке придётся столкнуться с такими неизвестными для себя областями, как трудоустройство, личные взаимоотношения, вовлечённость в жизнь общества, самостоятельная жизнь. Желательно совместно с психологом и педагогами разработать детальный и постепенный план для этого перехода, в котором будут описаны конкретные цели, задачи и действия.
В их число будут входить развитие навыков самостоятельной жизни, определение интересов и предпочтений, изучение возможностей для будущей карьеры. Так можно помочь подростку с аутизмом уверенно преодолеть переходный период и войти во взрослый мир с уверенностью и оптимизмом.