Часть патологических процессов у дошкольников выявляют не родители, а педагоги, начинающие обучение с малышами. Одним из нарушений на письме является оптическая дисграфия – явление, отражающее несформированность зрительного анализатора и моторных процессов.
Оптическая дисграфия – что это простыми словами?
Расстройство выглядит как замена на письме букв, схожих по написанию букв, их зеркальное воспроизведение, пропуски или удвоение. Это хорошо заметно при ведении тетради ребенком, много данных за расстройство можно выявить в нейропсихологическом обследовании. Оптическая дисграфия поддаётся коррекции через тренировку памяти, моторной координации, акцентах на необходимости дифференцировать буквы и символы.
Когда письменная речь не сопровождается возникновением зрительного буквенного образа, возникает оптическая дисграфия. Расстройство является довольно редким среди младших школьников. Общая составляющая заболевания в контексте других нарушений восприятия детьми не превышает 1,3%. Устная речь при этом не страдает, и ребенок может прекрасно владеть орфографическими правилами. Недоразвитие оптико-пространственного восприятия может быть причиной трудностей не только на письме, но и при чтении. Оптическая дислексия может проявляться обособленно, либо совместно с дисграфией.
Как проявляется оптическая дисграфия у детей?
Оптическая дисграфия объединяет несколько расстройств с определенным наиболее частым видом ошибок. В связи с этим выделяют подтипы заболевания, которые могут развиваться обособленно или в комплексе:
- Литеральный. Отдельные буквы отображаются некорректно.
- Зеркальный. Буквы отображаются в зеркальном отражении.
- Вербальный. Буквы подменяются или соединяются, если схожи по написанию.
Заболевание необходимо отличать от кинетической дисграфии, когда детская рука просто не подготовлена к письму и возросшей на нее нагрузки. Скованность движений, невозможность дифференцировать элементы письма и особенности отображения по образцу деформирует буквы и почерк. Постоянная практика лишает этой проблемы.
Причина возникновения
В патологическом процессе дисграфии лежит невозможность головного мозга достоверно обрабатывать данные от глазного анализатора. Ребенок не может графически воспроизвести увиденное по ряду причин:
- Зрительное восприятие происходит не полностью.
- Зрительный анализ не синхронизирован с двигательной координацией.
- Речевой или зрительный анализатор работают некорректно.
- В отделе головного мозга таламусе снижена скорость и качество обработки информации.
Установлены группы риска, когда дисграфия возникает с более высокой вероятностью. Это родственники, больных дисграфией, левши и переученные с левой руки на правую, разговаривающие с малолетства на двух языках, дети, имеющую общую задержку развития.
Этиологическими причинами развития патологии являются множество явлений. Медициной они разделены на обширные группы в зависимости от возраста ребенка:
- Антенатальные. Сыграли ключевую роль в период внутриутробного развития. Часто это инфекции, которыми болела мама, а также наличие у нее анемии, резус-конфликта, других причин, мешающих нормальному протеканию беременности. Пагубными для мозга плода становятся табакокурение, пристрастие к алкоголю и психотропам.
- Перинатальные. Сложный процесс родов может также отразиться на развитии нервной системы младенцев. Возрастает риск развития оптической дисграфии у недоношенных детей, родившихся посредством кесарева сечения, получивших родовые травмы и гипоксию в родах.
- Постнатальные. Группа патологических процессов, способных повлиять на ЦНС поле рождения. К ним относятся инфекции, тяжелые травмы головы, отравления ядами и химикатами, онкологические болезни и заболевания сердца.
Каждая из вероятных причин влияет на незрелую нервную систему, и невозможно спрогнозировать масштаб этого влияния. Головной мозг на их фоне истощается и тормозится, что снижает интеллектуальные данные и способность к обучению.
Коррекция оптической дисграфии
При внимательном наблюдении за детьми предпосылки дисграфии появляются ещё на этапе, когда дети начинают рисовать. Пространственная ориентация на бумажном листе для них затруднительна, детали предметов они изображают несоразмерно масштабу. Дети плохо запоминают картинку, не точно передают цвета и формы. Малыши часто путаются в столовых приборах, канцелярских принадлежностях по их назначению.
На первых уроках письма педагогам бросается в глаза типичность и распространенность ошибок. Дети с дисграфией заменяют только оптически похожие буквы, хотя прекрасно знают правила. Они путают элементы, которые пишутся надстрочно и подстрочно, заменяют буквы со схожим числом одинаковых элементов, неправильно выбирают величину букв.
Все формы дисграфии компенсируются работой с логопедом. В ходе анализа письменных работ выявляются наиболее частые ошибки и наклонности. В дальнейшем ребенка необходимо обследовать:
- На предмет неречевых функций. Оценить необходимо зрительные функции, полноценность ориентации в пространстве, моторную координацию.
- Исследование письма. Важно понять, как ребенок считывает информацию и воспроизводит ее на письме, на каком этапе возникает сбой и искажение данных.
- Исследование читательских навыков. Чтение вслух оценивается на предмет, беглости, правильности, понимания.
Диагноз оптической дисграфии подтверждается слабой зрительной памятью, плохой ориентацией в пространстве, инертностью моторных функций.
Логопедические мероприятия по компенсации оптической формы дисграфии имеют несколько направлений. Взаимодействие родителей, логопеда, педагогов начальной школы в координированной деятельности способно полностью устранить расстройство.
Упражнения для исправления оптической дисграфии
Элементам восстановительной программы являются:
- Тренировка зрительного анализатора. Расширяется объем памяти, акцентируется внимание на информации, получаемой посредством зрения. При осмотре предметов уточняются их детали, формы и цвета. Малышей учат устанавливать контур предметов, выделять изображения и их тени. В дальнейшем фокус смещается на буквы, происходит обучение их детальному узнаванию, соотнесение буквы с предметными образами.
- Улучшение пространственной ориентации. Детей тренируют на ориентацию в собственном теле, в книге и тетради. Фундаментально дифференцируются понятия «вверху-внизу», «слева-справа», «спереди-сзади».
- Графомоторные управления в виде массажа, пальчиковой гимнастики, суджок-терапии. Применяются игровые виды деятельности на развитие мелкой моторики: лепка из пластилина и теста, собирание мозаики, штриховка, обводка по контуру. При овладении навыками переходят к более сложным графическим диктантам.
- Обучение буквенному гнозису. Задача в распознавании букв решается конструированием букв, складывании их из каких-то элементов, распознавании на ощупь. Формируется связь между звучанием буквы и ее написанием. Эля этого применяют упражнения с проговариванием вслух и «про себя».
Профилактика
Компенсация всех отдельных или сочетанных форм дисграфии возможно с применением комплексного подхода. Важно учитывать причину возникновения нарушений и механизм их развития. Грамотная логопедическая деятельность до перехода ребенка из начальной школы в среднее звено практически нивелируют дисграфические ошибки или сводит их к минимуму.
Профилактические меры оптической формы дисграфии заключаются в ее ранней диагностике. До начала школьного обучения необходимо наблюдать за поведением детей и характером их творческих работ. Малышей необходимо всесторонне развивать на предмет улучшения зрительного восприятия, ориентации в пространстве, моторного совершенствования. Для детей из группы риска по вероятному развитию некорректной письменной и устной речи обязательно периодически наблюдать у логопеда.
Более пристальный контроль в раннем детстве поможет профилактировать проблемы в обучении в старших классах, а затем и в дальнейшей профессиональной деятельности. Многие взрослые вырастают и не помнят, что когда-либо имели какие-то проблемы с написанием букв и слов и чрезвычайно удивляются рассказать родителей об этом.
Надо ли проходить регулярные консультации у логопеда или других специалистов? если у нас дисграфия
Важно подобрать индивидуальную коррекцию со специалистом и так же продолжать регулярные занятия самостоятельно. Скорректировать оптическую дисграфию, как и любые виды дислексии, невозможно за один раз. Как раз регулярное применение инструментов коррекции и приводит к улучшению в работе с симптомами и показывает эффективность в краткосрочной перспективе.
Моему ребенку поставили этот диагноз и я ищу способы помочь ему. Упражнения и рекомендации, которые вы привели, они через сколько действовать начинают? Как часто нужно выполнятьих?
Алана, добрый день! Рады, что статья оказалась полезной для вас. Для эффективной коррекции оптической дисграфии упражнения следует выполнять регулярно, желательно ежедневно. Важно уделять внимание тренировке зрительного анализатора, улучшению пространственной ориентации и развитию графомоторных навыков. Обычно заметные улучшения можно увидеть через несколько месяцев постоянных занятий.