Принято считать, что дислексия вызывает проблемы с распознаванием фонем – смысловых единиц языка. Фонологические программы коррекции учат различать фонемы и работать с ними: понимать, из чего состоит слово, распознавать отдельные звуки и ассоциировать их с буквами.
Существует множество различных методик по коррекции дислексии, которые обычно делят на три направления:
- Фонологические;
- Мультисенсорные;
- Психолого-педагогические.
Мультисенсорный подход для коррекции дислексии был разработан ещё в 1930-е годы и применяется до сих пор. Для обучения чтению в этом случае используются сразу несколько чувств: зрение, слух, осязание. Ребёнок слышит звук и одновременно ощущает его, обводя букву пальцем или трогая руками трёхмерную фигуру этой буквы.
консультацию
Психолого-педагогические приёмы коррекции дислексии направлены на улучшение речевого развития ребёнка, понимание им смысла прочитанного и поощрение его достижений. Как правило, ни одна из трёх видов методик не применяется в чистом виде. Все существующие на сегодняшний день программы используют их в той или иной степени.
Основные принципы и цели метода Рональда Дейвиса
Дислектики часто страдают от недопонимания: и учителя, и родители склонны думать, что ребёнок просто не хочет учиться. Ещё хуже, когда такому ребёнку приклеивают ярлык отстающего в развитии.
Именно так в детстве относились к Рональду Дейвису. Из-за своей дислексии он начал говорить лишь в 17 лет. Никто не стремился понять, в чём его проблема: в школе над ним насмехались, а дома постоянно ругали. Мальчик находил утешение в том, что лепил фигурки из глины. Именно это занятие привело его к пониманию своего состояния.
Дело в том, что люди с дислексией мыслят трёхмерными образами, а не словами. Именно поэтому они могут путать похожие буквы вроде «е» и «с», видеть и писать буквы в зеркальном отражении или вверх ногами. Это помогает им раскрывать особые таланты и творческие способности, но мешает видеть текст так, как видят его другие люди. По этой же причине у дислектиков возникает дезориентация: искажение пространственного восприятия.
Людям с дислексией нужна точка опоры. Когда Рон Дейвис пришёл к пониманию этого, то неожиданно для себя смог впервые прочесть текст без усилий. Он научился фокусировать свой «мысленный взор» на определённой точке: как если бы смотреть на куб можно было только с одной стороны. Вскоре он узнал, что это простое упражнение работает и на других людях с дислексией. В 1992 году он вместе с доктором философии Фатимой Али основал в Калифорнии центр по коррекции дислексии. Метод, изобретённый Дейвисом, работал: 97% клиентов его центра смогли преодолеть проблемы с чтением и письмом.
Программу обучения можно условно разделить на несколько этапов:
- Подготовительный, во время которого оцениваются сильные и слабые стороны дислектика, его таланты и мотивация.
- Основной курс, где дислектик учится находить свою точку ориентации, или «умственный глаз», работает над координацией и балансом, осваивает буквы и символы, учится бегло читать.
- Разучивание упражнений, которые можно делать дома.
Методика Дейвиса™ по устранению дислексии строится на том, что дислексию не нужно исправлять. И сильные, и слабые стороны этого состояния имеют одну и ту же природу. Это – особый стиль мышления, которым просто нужно научиться управлять. Метод Дейвиса™ при дислексии помогает людям обрести ориентацию, а вместе с ней – ясное и чёткое восприятие окружающего мира.
Игровые техники
Когда люди читают текст, то последовательно задействуют оба полушария головного мозга: сперва происходит общее восприятие визуальной информации, а затем – её расшифровка. Неврологические и биохимические процессы, связанные с трёхмерным мышлением, распознаванием букв и чтением, требуют наличия хорошей связи между двумя половинками мозга.
У дислектиков эти связи нарушены, но физические упражнения и игры помогают улучшить координацию и заставляют оба полушария работать вместе.
Самое простое упражнение состоит в том, что ребёнок ловит мячик, брошенный справа, правой рукой, а брошенный слева – левой. Можно менять траекторию, заставляя его наклоняться то влево, то вправо.
Чтобы усложнить задание, ребёнка просят попеременно стоять то на одной, то на другой ноге, а мячик ловить противоположной рукой.
Все эти упражнения построены на условном разделении тела на две половинки и поочерёдном задействовании каждой из них. Таким образом улучшается интеграция обоих полушарий головного мозга, а ребёнок учится понимать различия между «лево-право» и «верх-низ».
Упражнения на визуализацию
Для того, чтобы избавиться от дезориентации, дислектику нужно взглянуть на мир иначе, и для этого ему требуется так называемый «умственный глаз» – точка в пространстве, находящаяся примерно в 15-30 сантиметрах за головой. Найти её можно, если провести прямую линию от предмета, лежащего на ладони, через кончик носа и затылок. Это напоминает компьютерную игру в режиме «от третьего лица».
Как только человек научится находить свой «умственный глаз», он сможет видеть вещи такими же, какими их видят остальные люди. Но перед этим ему нужно будет провести точную калибровку, мысленно смещая «умственный глаз» вверх-вниз и в сторону от найденной точки ориентации.
Процесс удержания точки ориентации может вызывать напряжение в мышцах шеи и головные боли, поэтому периодически нужно «сбрасывать настройку» и мысленно вызывать ощущение расслабленности в этой области. После этого фиксация на «умственном глазе» восстанавливается, и при необходимости снова проводится калибровка.
Коррекция восприятия букв и слов
Человек с дислексией мыслит образами, поэтому для него важно понимать значение слова, прежде чем он научится его произносить или писать. Дислектик воспринимает все вещи вокруг трёхмерными, и ему сложно оперировать плоскими буквами в тексте. Ещё большую сложность представляют цифры и слова с абстрактными значениями (предлоги, союзы и т.д.), которые вызывают у него дезориентацию.
Метод Дейвиса™ учит людей с дислексией мыслить символами, чтобы они могли бегло читать и понимать прочитанное. Для этого используются обычная глина или пластилин. Учащиеся курсов Дейвиса™ с помощью глины моделируют буквы, символы и знаки препинания, привыкая правильно их воспринимать. В данном случае задействуется мультисенсорный подход: ученики не просто видят букву или слово, но и могут ощущать их форму. Так в их мозгу закрепляется стойкая ассоциация между двухмерным символом и его трёхмерным образом. Одновременно с этим формируется мысленная картина, соответствующая значению слова.
Метод Дейвиса™ в работе со взрослыми
Корректировать дислексию у взрослых в некотором смысле проще, чем у детей, потому что взрослые более мотивированы и дисциплинированы. Взрослые чувствуют, что они не до конца реализуют свой потенциал, что их состояние мешает им продвинуться по служебной лестнице и заводить отношения с другими людьми. Но при этом дислексия у взрослых часто сопровождается целой цепочкой накопившихся психологических проблем, и успехов добиться невозможно, не разрешив вначале эти проблемы.
Методика Дейвиса™ по устранению дислексии отлично подходит для взрослых, потому что она учитывает все сложности, с которыми сталкивается люди в повседневной жизни и профессиональной карьере:
- Специалист работает с каждым клиентом индивидуально;
- Программа строится с учётом возможностей и поставленных целей;
- Программа даёт человеку инструменты, помогающие справляться со стрессом;
- Программа является достаточно короткой и интенсивной, поэтому человеку не придётся тратить много времени на посещения;
- Методика Дейвиса™ даёт знания и навыки, позволяющие в дальнейшем справляться с дислексией самостоятельно.
Метод Рональда Дейвиса™ подходит для исправления не только дислексии, но и других трудностей с обучением или сопутствующих им особенностей: дисграфии, дискалькулии, диспраксии, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройств аутистического спектра.
Взрослые научатся контролировать проявления дислексии и перестанут испытывать тревогу и страх во время публичных выступлений или собеседования для приёма на работу. Они улучшат свои навыки чтения и письма и смогут справляться со сложными словами, которые раньше писали с ошибками.
Адаптация методики для более сложных текстов
Дети с дислексией вырастают и учатся частично компенсировать имеющиеся у них проблемы с чтением и письмом. Но, конечно, сами проблемы никуда не уходят. Метод Дейвиса рассчитан на людей от 8 лет, а верхнего возрастного предела для него не существует. При этом программа обучения для взрослых и детей, конечно же, различается.
Существует мнение, что взрослому человеку с дислексией нужны только различные приспособления и технические средства – например, электронные книги или программы, преобразовывающие текст в речь. Однако, опыт Рональда Дейвиса™ и его методики показывает, что специализированное обучение чтению и письму помогает людям приобрести навыки, необходимые для достижения успехов в жизни и профессиональной деятельности.
Собеседование укажет на все сложности с письменной и устной речью, на которые следует обратить внимание. Методика Дейвиса™ по коррекции дислексии у взрослых призвана научить их следующим навыкам:
- Чтению многосложных слов;
- Распознанию «неправильных» слов, которые пишутся не так, как слышатся;
- Пониманию значения суффиксов, приставок, окончаний и корней, а также их роли в словообразовании;
- Созданию новых слов на основе одного и того же корня;
- Использованию структурного анализа для «расшифровки» неизвестных слов.
Метод Дейвиса™ эффективен, если человек медленно читает, с трудом улавливает смысл прочитанного, и несколько раз возвращается к тексту, чтобы осмыслить его. Благодаря ему улучшается не только распознавание и понимание текстов, но и беглость чтения.
Профессиональная ориентированность
Взрослые, страдающие дислексией, неохотно обращаются за помощью и компенсируют свои неудачи тем, что избегают чтения или выступлений перед публикой. Из-за этого они часто не достигают тех карьерных высот, на которые могли бы рассчитывать. Во взрослом возрасте дислектики испытывают неизмеримо больший стресс, чем в школе. У них возникают тревожные состояния и депрессия, они начинают злоупотреблять алкоголем и психоактивными веществами.
Методика Дейвиса™ помогает таким людям справляться со стрессом путём повышения самооценки и овладения приёмами самоконтроля. Когда дислектик привыкает использовать «точку опоры» и управлять своим состоянием, его жизнь тоже упорядочивается. Он перестаёт испытывать трудности с концентрацией внимания, он больше не испытывает дискомфорт при чтении и не боится делать ошибки при письме. Он может строить свою карьеру точно так же, как остальные люди.
Программа Дейвиса по коррекции дислексии помогает людям находить в себе сильные стороны, раскрывать таланты и возможности, о которых они даже не подозревали. Это может стать первым шагом на пути к новой карьере.
Подходы к самостоятельной работе
По завершении программы обучения клиент получает список упражнений, которые он должен выполнять самостоятельно. Они помогут ему закрепить те знания и навыки, которые он получил на курсах.
Эти упражнения по чтению и правописанию разработаны так, чтобы их можно было легко использовать в повседневной жизни, в том числе и на работе. Они направлены на то, чтобы научить мозг мгновенно распознавать слова. Даже десятиминутные занятия при ежедневной практике дают хороший эффект.
Одним из основных упражнений является визуальное «сканирование» букв слева направо и сохранение в памяти правильной последовательности. Оно развивает навыки распознавания слов, что, в свою очередь, приводит к большей уверенности. А став увереннее, человек сможет добиваться больших успехов в школе или на работе.
Результаты метода Рональда Дейвиса™. Обзор научных исследований по теме
Программа по коррекции дислексии была разработана Рональдом Дейвисом в 1980-е годы. Опираясь на клинический опыт, Дейвис и его коллеги со временем усовершенствовали методику. В 1994 году он выпустил первое издание своей книги «Дар дислексии», где подробно описал и сам метод, и лежащую в его основе теорию.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
В 2001 году 86 учащихся начальных классов из двух школ города Сан-Франциско в США прошли обучение по программе Дейвиса™. Через год эти учащиеся показали значительно лучшие результаты, чем контрольная группа.
В 2003 году в Италии провели сравнительное исследование скорости чтения среди учеников с дислексией. В группу, которая прошла обучение по Дейвису, входило 16 учащихся. Дети из этой группы продемонстрировали скорость чтения, которая в 2-3 раза превышала показатели других групп.
В 2008 году доктор философии Дженнифер Пул провела всестороннее исследование 14 различных методов исправления дислексии, включая метод Дейвиса™, и опубликовала результаты в книге “Decoding Dyslexia”. Она пришла к выводу, что устранение дезориентации является ключевым элементом в решении этой проблемы.
В 2022 году исследователи из ряда филиппинских университетов (в частности, из Политехнического университета) проверили эффективность действия метода Дейвиса™ на трёх филиппинцах с различной степенью дислексии (субъекты A, B и C). У двоих из них (B и С) было расстройство аутистического спектра. В ходе реализации программы все испытуемые показали значительный прогресс, в особенности – Субъект A, который научился быстро проговаривать алфавит вперёд и назад, различать перевёрнутые буквы и знаки препинания.
Очень интересно, спасибо. Есть возрастные ограничения для занятий по методу Дейвиса или это тольуо для детей? Или в возрасте уже поздно начинать?
Здравствуйте, Людмила! Есть только нижняя граница возраста — 8 лет. Для взрослых никаких ограничений нет, поэтому начать заниматься — никогда не поздно.
Добрый день, занимаемся с логопедом, вопрос в том, можно ли одновременно с этим метод Дейвиса использовать?
Мы не рекомендуем совмещать разные практики одновременно, чтобы не навредить ребенку и его психике. Лучше делать промежутки в 2-3 месяца между различными специалистами и подходами к коррекции.
Здравствуйте! А сколько времени займет коррекция? Это на всю жизнь?
Марина, добрый день!
Курс коррекции со специалистом длится в течение недели. За это время вы научитесь контролировать проявления дислексии. После курса коррекции специалист напишет рекомендации по дальнейшим действиям, которые будут направлены на поддержание уже полученных навыков