Основоположником российской дефектологии является Лев Выготский: вскоре после революции он организовал в Москве лабораторию по изучению аномального психического развития детей. Правопреемником этой лаборатории позднее стал Экспериментально-дефектологический институт.
Выготский призывал в коррекционной работе опираться на сильные стороны ребёнка. Он отмечал, что личность формируется под влиянием как биологических, так и социально-педагогических факторов. По Выготскому, любой малыш с проблемами развития имеет задатки, которые можно использовать при коррекции нарушений.
В раннем СССР работы Л. Выготского не признавались. Лишь в конце 1950-х — начале 1960-х годов в советской науке возобновился интерес к таким наукам, как психология и дефектология. Ведущие учёные тех лет обращали внимание на необходимость профилактики в области детской психиатрии и более тесного сотрудничества между детской психиатрией и педагогикой. Институт дефектологии в Москве стал центром научных исследований в этой области.
Как появилась профессия дефектолога
Дефектология — наука о принципах физического, психического и социального развития детей и взрослых с различными особенностями и нарушениями, а также о способах их воспитания, образования и социализации.
Термин «дефектология» благодаря работам Л. Выготского ещё в 1920-е годы вошёл в советскую педагогику. Изначально эта отрасль науки называлась медицинской педагогикой.
Выготский и его последователи разработали дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с особенностями развития.
Этот подход сводится к следующему:
- Создание специальной педагогической системы, отличной от общеобразовательной.
- Дифференциация внутри дефектологии по признаку органического нарушения (интеллектуального, сенсорного, физического)
Появление дефектологии было частью более широких процессов, которые были свойственны началу XX века, и которые можно охарактеризовать как выход медицинских дисциплин за привычные рамки. Врачи стремились играть более значимую роль в обществе, что выражалось в самых разных формах: от движения за общественную гигиену до евгеники.
Медицинские специалисты регулярно подвергали критике традиционные методы воспитания и обучения детей, утверждая, что они могут быть основными причинами физических и психологических патологий.
Успешное проникновение медиков на территорию сферы образования произошло в тот момент, когда в СССР начали создавать учреждения для детей, считавшихся «трудновоспитуемыми». В этой области врачи заняли нишу, которую педагоги с радостью были готовы передать другим специалистам. Именно здесь и расцвела дефектология как научная дисциплина.
Следует заметить, что термин «дефектология» критиковал сам Лев Выготский, поскольку считал, что он выставляет на первый план некий «дефект», а не возможности человека преодолеть или компенсировать недостаток.
В настоящее время термины «дефектология», «специальная педагогика», «коррекционная педагогика» часто употребляются как синонимы, хотя правильнее было бы сказать, что две последние области являются преемницами дефектологии. Они имеют более гуманистический и социально значимый контекст.
Круг проблем, с которыми имеют дело люди с особенностями развития, достаточно широк: обучение и профессиональное образование, воспитание, социальная адаптация и реабилитация. И это именно то, чем занимается дефектолог.
Наиболее актуальная проблема дефектологии сегодня — это именно компенсация трудностей у детей с нарушениями развития, поскольку это создаёт условия для эффективной социализации. («это» и «это» перегружает предложение, может быть «…сегодня – это компенсация трудностей у детей с нарушениями развития, поскольку именно она создает условия для эффективной социализации»?) Ребенок, а затем и подросток получает возможности для интеграции в общество и выстраивания будущей карьеры.
Дефектолог — это специалист, который ориентирует детей с особенностями развития на активное и равноправное участие во всех сферах жизни.
Основные задачи дефектолога
Традиционная сфера деятельности дефектологов — это сеть специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями: специальные детские сады и школы, коррекционные классы, интернаты.
В последние годы появился ряд таких учреждений, как центры психолого-педагогической помощи, центры профилактики и реабилитации.
Выявление детей с нарушениями развития и определение их в специальные учреждения осуществляется психолого-медико-психологическими комиссиями (ПМПК), в состав которых включается дефектолог.
Подготовка дефектологов в России ведётся, в основном, на базе педагогических институтов. Академическое образование по специальности «дефектология» обеспечивает теоретические знания и практические навыки в области образования, адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Обучение на дефектолога предполагает следующие специализации:
- Сурдопедагог. Эти специалисты работают в дошкольных и школьных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, в интернатах и реабилитационных клиниках, на курсах профессиональной подготовки слабослышащих
- Тифлопедагог. Дефектологи с таким профилем преподают в школах для детей с нарушением зрения. Они работают в консультационных и реабилитационных центрах, в учреждениях здравоохранения
- Олигофренопедагог. Работает в детских садах и учебных заведениях с детьми и подростками, у которых выявлены нарушения интеллекта
- Логопед-дефектолог. Специалисты данного профиля занимаются исправлением нарушений речевых коммуникаций
- Ортопедагог. Дефектологи такого рода помогают лицам с ограниченными возможностями, возникшими из-за нарушений опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП).
В последние годы спектр специализаций дефектологов расширился, и в вузах России открылись такие направления, как педагог-нейродефектолог или специальный психолог.
Что делает дефектолог с детьми, какие виды поддержки он им предоставляет, зависит от профиля учреждения, вида нарушений и конкретных потребностей мальчика или девочки.
Чаще всего представители этой профессии осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:
- Диагностика психоречевого развития
- Определение эмоционального состояния ребёнка, его взаимоотношений в семье и со сверстниками
- Разработка плана коррекции, ориентированного на потребности малыша
- Проведение групповых и индивидуальных занятий для детей с особенностями развития
- Проведение индивидуальной терапии
В сферу задач дефектолога также входит консультирование родителей, воспитателей и педагогов по конкретным проблемам отдельно взятого ребёнка. Усилия дефектолога направлены на развитие сильных сторон детей, их социальную адаптацию.
Несмотря на то, что отправной точкой в работе с особенным малышом является «дефект», учитываются и другие факторы: психологические, педагогические и социальные.
Дефектолог — это специалист, который оценивает особенности психического, эмоционального и социального развития мальчика или девочки и определяет возможные пути для исправления и компенсации трудностей.
Это означает не только поиск подходящих методов коррекции, но и реализацию потенциальных возможностей ребёнка.
Методы диагностики нарушений развития
У истоков ранней диагностики детского развития стоит американский психолог Арнолд Гезелл, разработавший в 1920-х годах систему тестов для детей в возрасте от 3-х месяцев до 6 лет.
Гезелл наблюдал и документировал закономерности в развитии детей. Он отметил, что все дети по мере взросления проходят через схожие последовательности, хотя каждый из них делает это в своём темпе.
На развитие ребёнка и подростка, по Гезеллу, оказывают влияние внутренние и внешние обстоятельства:
- Внутренние факторы:
- Генетика
- Темперамент
- Личность
- Особенности обучения
- Физическое развитие
- Интеллектуальное развитие
- Внешние факторы:
- Социальная среда
- Семья
- Особенности воспитания
- Культурное влияние
- Условия жизни
- Опыт общения со сверстниками и взрослыми
Гезелл предложил оценивать четыре основные области развития дошкольника: речь, моторику, адаптивное поведение и социально-личностное поведение. Адаптивное поведение означает способность использовать действия для достижения практических целей.
Разработанная Гезеллом шкала психомоторного развития используется для того, чтобы понять, достиг ли ребёнок соответствующих вех развития в каждой из четырёх областей. Результаты сравниваются с нормативными показателями и на основании этого можно понять, каков возраст развития малыша — в отличие от его календарного возраста.
Подход Гезелла лёг в основу современных методов диагностики психического развития детей. Психологи и дефектологи используют в работе Шкалы Геззела. В процессе наблюдения за малышом фиксируются его реакции и поведение, собирается информация от родителей, после чего полученные данные сравниваются с нормативными показателями.
Наблюдение — это основной метод диагностики нарушений развития. К нему часто добавляется эксперимент: изучение личности в специально созданных условиях, которые позволяют максимально проявляться тем нарушениям, которые имеются у ребёнка.
Эксперимент моделирует поведение, которое мальчик или девочка проявляют в определённом виде деятельности: например, в учёбе или во время игры. Цель эксперимента — определить не только нарушенные, но и сохранившиеся психомоторные функции. Во время эксперимента исследуются такие навыки, как память, мышление, речь, счёт, праксис (способность выполнять целенаправленные действия).
К дополнительным методам диагностики относятся опрос, беседа, анализ документов, тестирование.
Диагностическая оценка обычно состоит из следующих этапов:
- Сбор анамнеза
- Предварительная беседа
- Исследование поведения (тестирование)
- Обобщение результатов, постановка диагноза
- Обсуждение результатов исследования
По итогам работы дефектолог составляет письменный отчёт и даёт рекомендации родителям.
Как дефектолог может быть полезен в образовательной среде
Самый простой ответ на вопрос «Кто такой дефектолог?» звучит так: это специалист, работающий на стыке медицины и педагогики. Он — не врач, но обладает знаниями в области психологии, физиологии, логопедии и ряде других дисциплин.
Свои знания дефектолог использует для того, чтобы диагностировать нарушения психического и физического развития и применять методики коррекции. Он помогает детям преодолеть трудности, освоить программу обучения и наладить отношения со взрослыми и сверстниками.
Дети, имеющие особенности развития, имеют трудности с пониманием учебных материалов и с выполнением заданий. В результате они начинают отставать и теряют мотивацию к учёбе. У них появляется страх перед школой, тревожность, они замыкаются в себе, а их самооценка падает.
Многие такие проблемы можно было бы предупредить и даже свести на нет, если бы диагноз был поставлен в раннем детстве.
Взаимодействие дефектолога с педагогами и родителями
Роль родителей в образовательном процессе значительна, особенно когда речь идёт о ребёнке с особенностями развития. Родители знают потребности сына или дочери, их эмоционально-психологический настрой. Именно родители могут создать своим детям комфортную среду для занятий, проследить за выполнением домашних заданий и соблюдением режима дня. Родители первыми замечают трудности, с которыми сталкиваются их сын или дочь.
Но от родителей также требуется психологическая готовность к тому, что их малыш оказался «не таким, как все», и требует особого внимания. А для этого им нужно знать, в чём именно состоят проблемы ребёнка, и каким образом можно их преодолеть или компенсировать.
Эту задачу решают консультации, которые дефектолог проводит с семьями детей с нарушениями развития. Такие встречи, помимо всего прочего, способствуют формированию позитивного отношения к состоянию дошкольника или школьника и к его особым потребностям.
В работе дефектолога с родителями можно выделить три компонента:
- Формирование знаний об особенностях состояния ребёнка, о формах и вариантах его обучения и о методах коррекции имеющихся нарушений
- Обучение родителей методам и приёмам, которые помогут сыну или дочери (упражнения, дополнительные занятия и т.п.)
- Психологическая поддержка родителей в формате групповых и индивидуальных занятий
Исследования показывают, что вовлечение родителей в коррекционную работу позволяет значительно снизить уровень стресса внутри семьи и улучшить взаимоотношение между родителями и детьми.
Дети и подростки с нарушениями развития часто бывают раздражительны и даже агрессивны, проявляют высокую степень тревожности. Они обидчивы и реагируют даже на незначительное изменение тона голоса. Поэтому и родителям, и педагогам, работающим с такими детьми, нужны специальные рекомендации. Их предоставит дефектолог.
Школьным учителям при работе с детьми, которые требуют особого внимания, желательно руководствоваться следующими принципами:
- Выстраивание индивидуального подхода к обучению
- Подключение родителей к совместным занятиям с учеником вне школы
- Отношение к «особенным» детям как к равным, без их выделения или противопоставления другим ученикам
- Включение ребёнка с нарушениями развития во все виды школьной деятельности
- Взаимодействие с дефектологом, психологом и другими специалистами для уточнения особенностей и потребностей малыша
Детям с особенностями развития может потребоваться больше времени на приобретение знаний и навыков. Если школьники не справляются с заданиями в классе и отстают от сверстников, им часто спешат приклеить ярлык «неспособных». Роль учителя состоит в том, чтобы вовремя заметить эти трудности и обратить на них внимание родителей.
Но далеко не все педагоги способны распознать такие проблемы. Поэтому дефектологи часто организуют для школьных педагогов мастер-классы и семинары. Иногда на эти мероприятия привлекают и родителей.
Родители, педагоги и дефектолог должны работать вместе ради улучшения психического здоровья ребёнка, повышения его уверенности в себе, развития у него самоконтроля. Родители и учителя, помимо всего прочего, играют важную роль в обеспечении гармоничного развития детей.
Именно такую задачу решают дефектологи. Они оценивают навыки дошкольников и школьников с помощью тестов. Результаты тестирования используются для подбора индивидуальной программы обучения. Дефектологи помогают внедрять такие программы в школах. В России, как и в большинстве развитых стран, существует концепция инклюзивного образования, поддерживаемая государством. Правда, в Законе «Об образовании» № 273-ФЗ такая форма обучения не является обязательной: она организуется, исходя из тех возможностей, которые есть у школы.
Роль дефектолога в данном случае состоит в том, чтобы раскрыть образовательный потенциал школьника и устранить (или хотя бы уменьшить) барьеры, которые мешают продуктивному обучению.
В СССР существовала широкая сеть специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями: например, в 1978 году насчитывалось 1226 школ-интернатов для школьников с трудностями в обучении. Комиссии, диагностировавшие детей, отличались формальным подходом и, фактически, просто «сортировали» детей в соответствии с диагнозом. Достаточно сказать, что мальчиков и девочек с трудностями в обучении тогда диагностировали как слабоумных.
Дефектологи не просто наблюдают за ребёнком и назначают программу коррекции — они также работают с учителями и помогают им подстроить учебную программу под нужды особенных детей.
Иногда дефектологи проводят занятия и семинары с преподавателями, рассказывая о том, какие стратегии нужно использовать для обучения школьников с нарушениями развития.
Дефектология — наука о принципах физического, психического и социального развития детей и взрослых с различными особенностями и нарушениями, а также о способах их воспитания, образования и социализации.