Кто такой дефектолог

Дефектология — наука о принципах физического, психического и социального развития детей и взрослых с различными особенностями и нарушениями, а также о способах их воспитания, образования и социализации.

Основоположником российской дефектологии является Лев Выготский: вскоре после революции он организовал в Москве лабораторию по изучению аномального психического развития детей. Правопреемником этой лаборатории позднее стал Экспериментально-дефектологический институт.

Выготский призывал в коррекционной работе опираться на сильные стороны ребёнка. Он отмечал, что личность формируется под влиянием как биологических, так и социально-педагогических факторов. По Выготскому, любой малыш с проблемами развития имеет задатки, которые можно использовать при коррекции нарушений.

В раннем СССР работы Л. Выготского не признавались. Лишь в конце 1950-х — начале 1960-х годов в советской науке возобновился интерес к таким наукам, как психология и дефектология. Ведущие учёные тех лет обращали внимание на необходимость профилактики в области детской психиатрии и более тесного сотрудничества между детской психиатрией и педагогикой. Институт дефектологии в Москве стал центром научных исследований в этой области.

Как появилась профессия дефектолога

Дефектология — наука о принципах физического, психического и социального развития детей и взрослых с различными особенностями и нарушениями, а также о способах их воспитания, образования и социализации.

Термин «дефектология» благодаря работам Л. Выготского ещё в 1920-е годы вошёл в советскую педагогику. Изначально эта отрасль науки называлась медицинской педагогикой.

Выготский и его последователи разработали дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с особенностями развития.

Этот подход сводится к следующему:

  1. Создание специальной педагогической системы, отличной от общеобразовательной.
  2. Дифференциация внутри дефектологии по признаку органического нарушения (интеллектуального, сенсорного, физического)

Появление дефектологии было частью более широких процессов, которые были свойственны началу XX века, и которые можно охарактеризовать как выход медицинских дисциплин за привычные рамки. Врачи стремились играть более значимую роль в обществе, что выражалось в самых разных формах: от движения за общественную гигиену до евгеники.

Медицинские специалисты регулярно подвергали критике традиционные методы воспитания и обучения детей, утверждая, что они могут быть основными причинами физических и психологических патологий.

Успешное проникновение медиков на территорию сферы образования произошло в тот момент, когда в СССР начали создавать учреждения для детей, считавшихся «трудновоспитуемыми». В этой области врачи заняли нишу, которую педагоги с радостью были готовы передать другим специалистам. Именно здесь и расцвела дефектология как научная дисциплина.

Следует заметить, что термин «дефектология» критиковал сам Лев Выготский, поскольку считал, что он выставляет на первый план некий «дефект», а не возможности человека преодолеть или компенсировать недостаток.

В настоящее время термины «дефектология», «специальная педагогика», «коррекционная педагогика» часто употребляются как синонимы, хотя правильнее было бы сказать, что две последние области являются преемницами дефектологии. Они имеют более гуманистический и социально значимый контекст.

Круг проблем, с которыми имеют дело люди с особенностями развития, достаточно широк: обучение и профессиональное образование, воспитание, социальная адаптация и реабилитация. И это именно то, чем занимается дефектолог.

Наиболее актуальная проблема дефектологии сегодня — это именно компенсация трудностей у детей с нарушениями развития, поскольку это создаёт условия для эффективной социализации. («это» и «это» перегружает предложение, может быть «…сегодня – это компенсация трудностей у детей с нарушениями развития, поскольку именно она создает условия для эффективной социализации»?) Ребенок, а затем и подросток получает возможности для интеграции в общество и выстраивания будущей карьеры.

Дефектолог — это специалист, который ориентирует детей с особенностями развития на активное и равноправное участие во всех сферах жизни.

Основные задачи дефектолога

Традиционная сфера деятельности дефектологов — это сеть специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями: специальные детские сады и школы, коррекционные классы, интернаты.

В последние годы появился ряд таких учреждений, как центры психолого-педагогической помощи, центры профилактики и реабилитации.

Выявление детей с нарушениями развития и определение их в специальные учреждения осуществляется психолого-медико-психологическими комиссиями (ПМПК), в состав которых включается дефектолог.

Подготовка дефектологов в России ведётся, в основном, на базе педагогических институтов. Академическое образование по специальности «дефектология» обеспечивает теоретические знания и практические навыки в области образования, адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Обучение на дефектолога предполагает следующие специализации:

  • Сурдопедагог. Эти специалисты работают в дошкольных и школьных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, в интернатах и реабилитационных клиниках, на курсах профессиональной подготовки слабослышащих
  • Тифлопедагог. Дефектологи с таким профилем преподают в школах для детей с нарушением зрения. Они работают в консультационных и реабилитационных центрах, в учреждениях здравоохранения
  • Олигофренопедагог. Работает в детских садах и учебных заведениях с детьми и подростками, у которых выявлены нарушения интеллекта
  • Логопед-дефектолог. Специалисты данного профиля занимаются исправлением нарушений речевых коммуникаций
  • Ортопедагог. Дефектологи такого рода помогают лицам с ограниченными возможностями, возникшими из-за нарушений опорно-двигательного аппарата (например, ДЦП).

В последние годы спектр специализаций дефектологов расширился, и в вузах России открылись такие направления, как педагог-нейродефектолог или специальный психолог.

Что делает дефектолог с детьми, какие виды поддержки он им предоставляет, зависит от профиля учреждения, вида нарушений и конкретных потребностей мальчика или девочки.

Чаще всего представители этой профессии осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:

  • Диагностика психоречевого развития
  • Определение эмоционального состояния ребёнка, его взаимоотношений в семье и со сверстниками
  • Разработка плана коррекции, ориентированного на потребности малыша
  • Проведение групповых и индивидуальных занятий для детей с особенностями развития
  • Проведение индивидуальной терапии

В сферу задач дефектолога также входит консультирование родителей, воспитателей и педагогов по конкретным проблемам отдельно взятого ребёнка. Усилия дефектолога направлены на развитие сильных сторон детей, их социальную адаптацию.

Несмотря на то, что отправной точкой в работе с особенным малышом является «дефект», учитываются и другие факторы: психологические, педагогические и социальные.

Дефектолог — это специалист, который оценивает особенности психического, эмоционального и социального развития мальчика или девочки и определяет возможные пути для исправления и компенсации трудностей.

Это означает не только поиск подходящих методов коррекции, но и реализацию потенциальных возможностей ребёнка.

Методы диагностики нарушений развития

У истоков ранней диагностики детского развития стоит американский психолог Арнолд Гезелл, разработавший в 1920-х годах систему тестов для детей в возрасте от 3-х месяцев до 6 лет.

Гезелл наблюдал и документировал закономерности в развитии детей. Он отметил, что все дети по мере взросления проходят через схожие последовательности, хотя каждый из них делает это в своём темпе.

На развитие ребёнка и подростка, по Гезеллу, оказывают влияние внутренние и внешние обстоятельства:

  1. Внутренние факторы:
    • Генетика
    • Темперамент
    • Личность
    • Особенности обучения
    • Физическое развитие
    • Интеллектуальное развитие
  2. Внешние факторы:
    • Социальная среда
    • Семья
    • Особенности воспитания
    • Культурное влияние
    • Условия жизни
    • Опыт общения со сверстниками и взрослыми

Гезелл предложил оценивать четыре основные области развития дошкольника: речь, моторику, адаптивное поведение и социально-личностное поведение. Адаптивное поведение означает способность использовать действия для достижения практических целей.

Разработанная Гезеллом шкала психомоторного развития используется для того, чтобы понять, достиг ли ребёнок соответствующих вех развития в каждой из четырёх областей. Результаты сравниваются с нормативными показателями и на основании этого можно понять, каков возраст развития малыша — в отличие от его календарного возраста.

Подход Гезелла лёг в основу современных методов диагностики психического развития детей. Психологи и дефектологи используют в работе Шкалы Геззела. В процессе наблюдения за малышом фиксируются его реакции и поведение, собирается информация от родителей, после чего полученные данные сравниваются с нормативными показателями.

Наблюдение — это основной метод диагностики нарушений развития. К нему часто добавляется эксперимент: изучение личности в специально созданных условиях, которые позволяют максимально проявляться тем нарушениям, которые имеются у ребёнка.

Эксперимент моделирует поведение, которое мальчик или девочка проявляют в определённом виде деятельности: например, в учёбе или во время игры. Цель эксперимента — определить не только нарушенные, но и сохранившиеся психомоторные функции. Во время эксперимента исследуются такие навыки, как память, мышление, речь, счёт, праксис (способность выполнять целенаправленные действия).

К дополнительным методам диагностики относятся опрос, беседа, анализ документов, тестирование.

Диагностическая оценка обычно состоит из следующих этапов:

  1. Сбор анамнеза
  2. Предварительная беседа
  3. Исследование поведения (тестирование)
  4. Обобщение результатов, постановка диагноза
  5. Обсуждение результатов исследования

По итогам работы дефектолог составляет письменный отчёт и даёт рекомендации родителям.

Как дефектолог может быть полезен в образовательной среде

Самый простой ответ на вопрос «Кто такой дефектолог?» звучит так: это специалист, работающий на стыке медицины и педагогики. Он — не врач, но обладает знаниями в области психологии, физиологии, логопедии и ряде других дисциплин.

Свои знания дефектолог использует для того, чтобы диагностировать нарушения психического и физического развития и применять методики коррекции. Он помогает детям преодолеть трудности, освоить программу обучения и наладить отношения со взрослыми и сверстниками.

Дети, имеющие особенности развития, имеют трудности с пониманием учебных материалов и с выполнением заданий. В результате они начинают отставать и теряют мотивацию к учёбе. У них появляется страх перед школой, тревожность, они замыкаются в себе, а их самооценка падает.

Многие такие проблемы можно было бы предупредить и даже свести на нет, если бы диагноз был поставлен в раннем детстве.

Взаимодействие дефектолога с педагогами и родителями

Роль родителей в образовательном процессе значительна, особенно когда речь идёт о ребёнке с особенностями развития. Родители знают потребности сына или дочери, их эмоционально-психологический настрой. Именно родители могут создать своим детям комфортную среду для занятий, проследить за выполнением домашних заданий и соблюдением режима дня. Родители первыми замечают трудности, с которыми сталкиваются их сын или дочь.

Но от родителей также требуется психологическая готовность к тому, что их малыш оказался «не таким, как все», и требует особого внимания. А для этого им нужно знать, в чём именно состоят проблемы ребёнка, и каким образом можно их преодолеть или компенсировать.

Эту задачу решают консультации, которые дефектолог проводит с семьями детей с нарушениями развития. Такие встречи, помимо всего прочего, способствуют формированию позитивного отношения к состоянию дошкольника или школьника и к его особым потребностям.

В работе дефектолога с родителями можно выделить три компонента:

  1. Формирование знаний об особенностях состояния ребёнка, о формах и вариантах его обучения и о методах коррекции имеющихся нарушений
  2. Обучение родителей методам и приёмам, которые помогут сыну или дочери (упражнения, дополнительные занятия и т.п.)
  3. Психологическая поддержка родителей в формате групповых и индивидуальных занятий

Исследования показывают, что вовлечение родителей в коррекционную работу позволяет значительно снизить уровень стресса внутри семьи и улучшить взаимоотношение между родителями и детьми.

Дети и подростки с нарушениями развития часто бывают раздражительны и даже агрессивны, проявляют высокую степень тревожности. Они обидчивы и реагируют даже на незначительное изменение тона голоса. Поэтому и родителям, и педагогам, работающим с такими детьми, нужны специальные рекомендации. Их предоставит дефектолог.

Школьным учителям при работе с детьми, которые требуют особого внимания, желательно руководствоваться следующими принципами:

  • Выстраивание индивидуального подхода к обучению
  • Подключение родителей к совместным занятиям с учеником вне школы
  • Отношение к «особенным» детям как к равным, без их выделения или противопоставления другим ученикам
  • Включение ребёнка с нарушениями развития во все виды школьной деятельности
  • Взаимодействие с дефектологом, психологом и другими специалистами для уточнения особенностей и потребностей малыша

Детям с особенностями развития может потребоваться больше времени на приобретение знаний и навыков. Если школьники не справляются с заданиями в классе и отстают от сверстников, им часто спешат приклеить ярлык «неспособных». Роль учителя состоит в том, чтобы вовремя заметить эти трудности и обратить на них внимание родителей.

Но далеко не все педагоги способны распознать такие проблемы. Поэтому дефектологи часто организуют для школьных педагогов мастер-классы и семинары. Иногда на эти мероприятия привлекают и родителей.

Родители, педагоги и дефектолог должны работать вместе ради улучшения психического здоровья ребёнка, повышения его уверенности в себе, развития у него самоконтроля. Родители и учителя, помимо всего прочего, играют важную роль в обеспечении гармоничного развития детей.

Именно такую задачу решают дефектологи. Они оценивают навыки дошкольников и школьников с помощью тестов. Результаты тестирования используются для подбора индивидуальной программы обучения. Дефектологи помогают внедрять такие программы в школах. В России, как и в большинстве развитых стран, существует концепция инклюзивного образования, поддерживаемая государством. Правда, в Законе «Об образовании» № 273-ФЗ такая форма обучения не является обязательной: она организуется, исходя из тех возможностей, которые есть у школы.

Роль дефектолога в данном случае состоит в том, чтобы раскрыть образовательный потенциал школьника и устранить (или хотя бы уменьшить) барьеры, которые мешают продуктивному обучению.

В СССР существовала широкая сеть специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями: например, в 1978 году насчитывалось 1226 школ-интернатов для школьников с трудностями в обучении. Комиссии, диагностировавшие детей, отличались формальным подходом и, фактически, просто «сортировали» детей в соответствии с диагнозом. Достаточно сказать, что мальчиков и девочек с трудностями в обучении тогда диагностировали как слабоумных.

Дефектологи не просто наблюдают за ребёнком и назначают программу коррекции — они также работают с учителями и помогают им подстроить учебную программу под нужды особенных детей.

Иногда дефектологи проводят занятия и семинары с преподавателями, рассказывая о том, какие стратегии нужно использовать для обучения школьников с нарушениями развития.

Автор материала
Анна Заяц

Дефектология — наука о принципах физического, психического и социального развития детей и взрослых с различными особенностями и нарушениями, а также о способах их воспитания, образования и социализации.

Оставить комментарий

* Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Оставьте заявку
и получите памятку
Что делать, если у вашего ребенка
дислексия?

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
    опыт, мнения и истории людей

    * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности