Дислексия представляет собой функциональную особенность избирательного характера, при котором у ребёнка нарушается способность к освоению навыков письма и чтения, при этом общий потенциал к обучению остаётся в пределах нормы. Полностью избавиться от дислексии невозможно, но своевременное обращение к специалисту поможет уменьшить проявления данного состояния и облегчит процесс адаптации ребёнка в обществе.
Как понять, что твой ребёнок — дислектик? Общие признаки дислексии у детей
Минимальные дисфункциональные изменения, приводящие к развитию дислексии в детском возрасте, формируются под влиянием таких факторов, как внутриутробная гипоксия плода, преждевременная отслойка плаценты, затяжное течение родовой деятельности у матери ребёнка, перенесенные нейроинфекции в детском возрасте, органическое поражение мозговых структур, токсическое поражение ЦНС, механические повреждения головы новорожденного, полученные при родах.
Кроме того, на развитие дислексии в детском возрасте могут повлиять социальные факторы, к которым можно отнести:
- академическая запущенность и отсутствие доступа к обучению;
- дефицит речевого общения с ребёнком;
- высокий темп освоения новой информации, заданный в учебном заведении.
Также, дислексия может развиваться в ситуации, когда ребёнок длительное время находился на стационарном лечении без регулярного взаимодействия с матерью. Повышенный риск формирования дислексии создают сопутствие нарушения речевой функции, раннее начало обучения в школе при недостаточной психологической готовности.
консультацию
Родители могут заподозрить формирование дислексии у ребёнка по таким характерным признакам:
- Становление речи происходит у ребёнка с опозданием, при этом ему с трудом удаётся произносить новые слова.
- Наблюдаются отклонения в мелкой моторике. Ярким примером является ситуация, когда ребёнок не может самостоятельно завязывать шнурки.
- При посещении дошкольного или школьного заведения, ребёнок испытывает проблемы с заучиванием стихотворений, не проявляет интереса к групповым игровым занятиям и с трудом воспринимает рифму.
- Такие дети склонны путать цвета, цифры и буквы, плохо воспринимать информацию, поступающую извне.
- В словах, звучащих одинаково, ребёнок начинает переставлять звуки, из-за чего речь становится несвязной.
Кроме того, дети с дислексией с трудом находят общий язык со сверстниками, неохотно идут на контакт, замкнуты в себе и малоэмоциональны.
Чтение, правописание, зрение
Способность к освоению навыка чтения является одним из главных критериев диагностики дислексии у детей. Высшая нервная деятельность развивается у всех с разной скоростью, и не всегда дети-одногодки начинают читать в одном и том же возрасте. Если ребёнок в 3-4 классе не способен прочесть несколько предложений или отрывок текста, то с большой вероятностью речь идёт о развивающейся дислексии. К другим нарушениям функции чтения при дислексии можно отнести:
- Низкая скорость чтения, постоянные молчаливые паузы
- В процессе чтения ребёнок ведёт пальцем по текущей строке, но при этом всё равно пропускает целые предложения или фрагменты текста. Также наблюдается перестановка букв в словах.
- Читая текст, ребёнок пропускает не только слоги, но и целые слова.
- Некоторые дети склонны к быстрому чтению, без смены интонации и понимая прочитанного.
- После завершения чтения ребёнок не в состоянии пересказать даже короткий фрагмент текста.
Не всегда дислексия для родителей очевидна на ранней стадии развития, поэтому узнают они об особенностях развития, только когда у ребёнка снижается успеваемость в школе.
Дислексия оказывает аналогичное негативное влияние на освоение навыка правописания. Дети с такой особенностью с запозданием начинают писать, при этом наблюдается отсутствие прогресса в становлении почерка. В процессе письма ребенок склонен пропускать буквы или менять их местами. Кроме того, частично или полностью отсутствует понимание необходимости соблюдения правил орфографии и пунктуации. Нарушение мелкой моторики кистей рук также негативно отражается на освоении навыка письма у детей с дислексией.
Многие дети с дислексией предъявляют жалобы на зрительные расстройства. Это выражается в невозможности полноценно фокусировать зрение на читаемом тексте по причине визуального движения букв и знаков препинания. Кроме того, при чтении взгляд ребёнка перепрыгивает со строчки на строчку. Наблюдается путаница в словах, ребёнок меняет их местами, в результате чего текст перестаёт нести в себе любую смысловую нагрузку.
Слух и речь
Как показывают данные аудиометрических измерений, у 80% детей с дислексией наблюдается дефицит слуховой обработки и восприятия. Это состояние влияет на функцию как зрительного, так и слухового анализатора. Не следует путать нарушение слухового восприятия при дислексии и врождённую тугоухость. Кроме того, дети с подобными особенностями нередко имеют проблемы с речью. Расстройства речевой функции могут проявляться в виде невозможности выговаривать отдельные буквы или слова.
Роль родителей в коррекции дислексии
Первые симптомы данной особенности чаще всего замечают родители, когда дислексия у ребёнка начинает проявляться на бытовом уровне и при общении. Кроме того, становится заметным снижение успеваемости ребёнка в школе или дошкольном учреждении. Задачей родителей является своевременное обращение за помощью к специалисту и оказание помощи ребёнку на всём этапе проведения коррекционной работы. Кроме того, родителям необходимо создать ребёнку благоприятную обстановку внутри семьи:
- Прослушивание аудиокниг. Дети с дислексией испытывают затруднения при чтении. Кроме того, этот процесс не вызывает у ребёнка интерес и быстро утомляет его. Выходом является прослушивание аудиокниг. Восприятие на слух поможет расширить словарный запас, узнать что-то новое, а также провести время увлекательно и с пользой для развития.
- Занятия рисованием. Дети с дислексией, как правило, имеют развитую фантазию и богатое воображение, поэтому занятие рисованием создаст благоприятные условия для реализации творческого потенциала. Те моменты, которые ребёнок не может отобразить словесно, он может изобразить на бумаге с помощью карандашей, фломастеров, акварельных красок или гуаши.
- Занятие музыкой. Немалый творческий потенциал, изначально заложенный в детях с подобной особенностью, можно реализовывать с помощью занятий музыкой. Этот вид деятельности поможет ребёнку развивать фонематический слух и благоприятно отразится на обучаемости в целом.
Родителям важно помнить, что дети с дислексией нуждаются в особом отношении, поэтому при общении с таким ребёнком следует проявлять терпение, усидчивость, неторопливость и понимание. Категорически недопустимо повышать голос, обесценивать достижения ребёнка, игнорировать его заинтересованность или применять физическую силу.
Как проходит коррекция дислексии у детей
Стандартный план коррекции дислексии в детском возрасте включает мероприятия, которые поэтапно уменьшают проявления речевых и неречевых особенностей. С учётом характера проявлений, проводится такая коррекционная работа:
- При нарушении синтеза устной речи (семантическая дислексия), задачей логопеда является расширение словарного запаса у ребёнка и акцентирование внимания на запоминании грамматических языковых норм.
- Коррекция так называемой фонематической дислексии заключается в исправлении дефектов произношения отдельных звуков. Также упор делается на формирование у ребёнка представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слов.
- Проводится работа над формированием у ребёнка представлений о составлении слов с учётом правил грамматики.
- Если у ребёнка преобладает оптическая дислексия, то в программе коррекции преобладают упражнения на развитие зрительного анализа и зрительно-пространственных представлений.
При тактильных проявлениях дислексии у ребёнка стараются развить способность дифференцирования предметов при соприкосновении с ними.
Полученные результаты коррекции дислексии у детей
При своевременном обращении за профессиональной помощью и прохождении коррекционного курса, удаётся достичь таких результатов:
- Формирование в головном мозге множества новых нейронных связей. Данный эффект достигается благодаря регулярным занятиям, развивающим координацию.
- Увеличение согласованности между правым и левым полушариями головного мозга ребёнка с дислексией.
- Нивелирование расстройств моторики, в результате чего ребёнок становится усидчивым, может излагать информацию с помощью письма и не отвлекаться без повода.
- Уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, развитие навыков письма и чтения.
- Нормализация психоэмоционального состояния, решение отдельных психологических проблем, свойственных детям с разными видами дислекции.
Полноценная коррекция благоприятно отражается на физическом состоянии ребёнка и иммунной защите организма.
В отличие от классических занятий с логопедом, профессиональная коррекция направлена не на борьбу с последствиями дислексии и дисграфии.
Улучшение чтения
Регулярные коррекционные занятия, направленные на зрительное восприятие информации и развитие зрительной памяти, помогают ускорить процесс освоения навыка чтения и усовершенствовать его. В результате у ребёнка повышается самооценка, улучшается психоэмоциональное состояние и увеличиваются шансы на успешное обучение в школе или любом другом учебном заведении.
Увеличение словарного запаса
Все упражнения, используемые для развития навыка чтения и письма, а также тренировку памяти, за короткий промежуток времени расширяют словарный запас, делают речь смысловой и разнообразной. В результате коррекции ребёнок обретает способность выстраивать рифму и менять слова в предложении на синонимы и схожие по смыслу слова. Расширение словарного запаса происходит во время прослушивания аудиокниг, при обсуждении каких-либо новых слов и их смысла, а также в моменты, когда родители читают своим детям вслух.
Снижение уровня тревожности
У большинства детей с разными формами дислексии, повышен уровень тревожности и наблюдается склонность к развитию панических атак. Кроме того, реакция на стрессовые ситуации у дислектиков всегда более выражена, и проявляется в виде желания убежать от проблемы и замкнуться в себе. Во время коррекционных занятий, ребёнок осваивает что-то принципиально новое для себя, у него появляется уверенность в своих силах и возможностях. В таких условиях автоматически снижается уровень тревожности и меняется реакция на стресс.
Успешное взаимодействие в обществе
После курса профессиональной коррекции дислексических особенностей, у детей активизируются и укрепляются адаптационные механизмы, благодаря которым ребёнок быстрей привыкает к смене коллектива, лучше ориентируется в новых условиях пребывания, и приобретает навыки успешного и плодотворного взаимодействия в обществе. После коррекционной проработки навыков письма и чтения, ребёнок сможет быть полноценным членом общества без повышенного риска социальной и психологической дезадаптации.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Увеличение самооценки
Проявления, сопутствующие любой форме дислексии, всегда провоцируют у ребёнка массу комплексов и снижают его самооценку. Это приводит к нелюдимости, боязни публичных выступлений, отсутствию желания проявлять инициативу и другим страхам межличностного взаимодействия.
По мере устранения проявлений дислексии с помощью программы коррекции, дети начинают ощущать свой потенциал и возможности, чувствуют себя более уверенно и раскованно, легче выстраивают взаимоотношения в любом коллективе. Также, своевременная коррекция дислексии поможет в будущем получить желаемое образование и выстроить успешную карьеру.
На всём этапе коррекционной работы, специалист тесно взаимодействует не только с ребёнком-дислектиком, но и с его родителями (чаще с мамой). Для того, чтобы результаты коррекции не нивелировались в домашних условиях, с родителями проводят беседы, обучают правилам общения с детьми и предостерегают от совершения распространённых ошибок.