Влияние СДВГ на когнитивные способности
У детей и подростков с СДВГ наблюдается дефицит когнитивных функций, в частности — исполнительных функций, отвечающих за регуляцию и контроль поведения.
Эти способности необходимы для того, чтобы планировать действия, организовать и направлять процесс и достигать поставленной цели.
В число исполнительных функций входят:
- рабочая память;
- устойчивое внимание;
- планирование;
- психомоторная скорость;
- время реакции (отклика);
- торможение (самоконтроль).
Рабочая память — временное хранилище информации, которое используется при решении текущей задачи. Она важна для повседневной жизни, поскольку необходима для планирования деятельности и выполнения инструкций.
Дефицит внимания проявляется по-разному. Считается, что при невнимательном типе СДВГ на первый план выходят такие аспекты, как избирательность внимания и скорость обработки информации, а при гиперактивно-импульсивном типе снижается устойчивость внимания.
Гиперактивность приводит к снижению функции самоконтроля. Механизмы торможения нарушены, поэтому ребёнок не может перестать болтать ногами даже тогда, когда читает книгу.
Для реакции на стимул мозгу нужно время, которое он тратит на восприятие, обработку информации и отклик. При импульсивности время реакции очень короткое. Ребёнок крайне нетерпелив, он совершает необдуманные поступки.
Мнемотехника
Мнемотехникой называют набор приёмов, улучшающих запоминание. Информация в этом случае воспринимается и усваивается лучше благодаря зрительным образам и ассоциациям.
Традиционными методами мнемотехники являются:
- рифмование;
- фонетические ассоциации;
- ментальные карты;
- буквенный код.
Пример буквенного кода, который всем хорошо известен: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Начальные буквы этих слов соответствуют буквам, с которых начинаются названия цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый и так далее.
Короткие стишки и рифмованые строчки — это простой и весёлый способ запоминания фактов: «Понедельник — первый день, В детский сад идти мне лень».
Игры на развитие концентрации и самоконтроля
Такие игры можно проводить как индивидуально, так и в группе. Они подходят даже совсем маленьким детям.
«Море волнуется». Малыши носятся по комнате и принимают разные позы. Тем временем ведущий произносит считалку. Когда он командует «Замри!», то дети должны быстро среагировать и замереть на месте.
«Города». Один из игроков называет первое слово, а другой должен придумать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Далее игра продолжается по цепочке. Игра развивает словарный запас.
«Бдительный инспектор». Дети сидят на стульчиках. Взрослый объявляет, что будет называть слова из определённой категории: например, животных. Если ведущий называет неправильное слово, дети должны топать ногами.
«Сортировка». Ребёнку выдают карточки со словами или картинками и предлагают отсортировать их по значениям. Он должен объяснить свой выбор. Чем старше ребёнок — тем больше карточек ему можно предложить.
«Речка-берег». Одна сторона комнаты объявляется речкой, другая — берегом. Взрослый командует: «Речка!» или «Берег!», а дети должны прыгнуть в указанную сторону. Взрослому нужно специально путать детей, называя одно слово по нескольку раз, чтобы они следовали указаниям, а не действовали по шаблону.
Логические игры
В эту категорию входят головоломки, ребусы, шарады, игры со словами. Чаще всего для них достаточно иметь под рукой карандаш и лист бумаги.
«Виселица». Один игрок загадывает слово и рисует чёрточки, обозначающие количество букв. Другой игрок пытается угадать буквы. Если он угадал правильно, то первый игрок вписывает букву вместо чёрточки. Если нет — рисует деталь виселицы.
«Найди отличие». Один ребёнок рисует первые элементы будущей картины: например, домик. Потом он передаёт рисунок другому ребёнку или взрослому, а сам отворачивается (или закрывает глаза). Второй ребёнок дорисовывает детали, показывает рисунок первому и просит указать, что было добавлено.
«Найди пару». Ребёнку показывают карточки с изображениями, разложенные в ряд — например, 4х4. Каждого изображения должно быть по две штуки. Потом ребёнок закрывает глаза, а взрослый переворачивает карточки и просит ребёнка найти все пары. За каждую правильную попытку начисляется очко, за неправильную — вычитается.
Как физическая активность помогает при СДВГ?
Физическая активность повышает производство нейротрансмиттеров дофамина и норадреналина, которые играют важную роль в таких когнитивных процессах, как внимание, сосредоточенность и регуляция настроения. Кроме того, занятия спортом и подвижные игры улучшают эмоциональное состояние детей с СДВГ.
Нейротрансмиттеры — это химические вещества, транслирующие сигналы между нервными клетками, нейронами. Они создают взаимосвязь между головным мозгом и другими частями тела, участвуют в осуществлении и контроле двигательных актов. Нейротрансмиттеры обеспечивают реакцию на стимулы, и человек ощущает эмоции: страх, радость, удовольствие.
Основными нейротрансмиттерами являются серотонин, дофамин, адреналин, норадреналин, и эндорфины, а также гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).
Нейротрансмиттеры влияют на поведение и эмоциональное состояние человека следующим образом:
- серотонин играет роль в модуляции настроения и регуляции сна;
- дофамин влияет на мотивацию и регулирует координацию движений;
- норадреналин обеспечивает реакцию организма на стресс;
- адреналин влияет на внимание и реакцию;
- эндорфины вызывают ощущение эйфории;
- ГАМК контролирует тонус мышц, снимает возбуждение.
Физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга и стимулируют выработку белков, которые, в свою очередь, укрепляют нейронные связи. В результате ребёнок с СДВГ может лучше управлять своими импульсами и контролировать внимание.
Исследования, проводимые в разные годы и в разных странах, показывают, что упражнения и занятия спортом снижают уровень тревожности и депрессию, которые часто сопутствуют СДВГ. Эндорфины, высвобождающиеся при физической активности, улучшают настроение и вызывают чувство удовлетворённости собой.
Игры и физические упражнения, показанные при СДВГ
Детям с СДВГ показаны игры и занятия спортом, которые высвобождают избыточную энергию и заставляют ребёнка концентрироваться на очерёдности действий. Полезно сочетание игр с дыхательными упражнениями, способствующими релаксации.
Желательно проводить такие занятия на свежем воздухе: это способствует насыщению мозга кислородом. Даже самая простая активность вроде игр с мячом, прыжков и бега развивает ловкость и координацию движений. А растяжки — например, висение на перекладине, — помогают снизить мышечный гипертонус.
«Чей мячик?» Дети встают в круг, а ведущий, который стоит в центре, называет имя ребёнка и бросает ему мяч. Тот, чьё имя назвали, должен быстро поймать мячик и кинуть его обратно. Играть нужно в быстром темпе.
Расслабляющая игра «Звёздочка». Ребёнок лежит на полу или на матрасе в форме звезды. Взрослый просит его расслабиться и представить, что он плывёт по морским волнам. Можно включить приятную музыку. Когда малыш успокоится, нужно попросить его на 5–7 секунд напрячь мышцы рук и ног: «звезда выпускает лучики». Упражнение повторяется 5–6 раз.
Аэробные нагрузки — это физические упражнения, которые помогают насыщать весь организм кислородом. В данном случае не требуется высокая интенсивность: подходит спокойная езда на велосипеде, плавание, танцы, катание на лыжах и коньках.
Занятия йогой улучшают внимание и концентрацию, снижая проявления гиперактивности и импульсивности.
и получите памятку