В прошлом СДВГ было известно под другими названиями, и сначала определялось учёными просто как гиперактивность. Потом появился термин «синдром дефицита внимания». Позднее к этому определению добавилось слово «гиперактивность», поскольку она часто является физическим проявлением этого синдрома.
СДВГ диагностируется примерно у 5-10 процентов детей и 3-5 процентов взрослых. Несмотря на то, что этот клинический синдром был описан психиатрами много лет назад, статистику по нему стали вести относительно недавно, потому что СДВГ часто сопровождается трудностями обучения – такими, как дислексия или дисграфия. Ему также нередко сопутствуют другие психические и поведенческие расстройства. По статистике, он чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
консультацию
Раньше детские психиатры полагали, что признаки синдрома гиперактивности у детей уменьшаются и исчезают по мере того, как ребёнок становится старше, однако исследования и наблюдения показывают, что это не так. СДВГ – это не «детская болезнь роста», а серьёзное нарушение развития нервной системы, и часто он остаётся с человеком на всю жизнь. Лишь примерно в 30% случаев СДВГ проходит с возрастом; чаще всего его симптомы сохраняются и в подростковом периоде, и после вступления во взрослую жизнь.
Что такое детская гиперактивность?
Гиперактивные дети слишком много говорят, постоянно двигаются и никогда не сидят на месте. Кажется, что они обладают бесконечным запасом энергии. Никакие игры, развлечения и игрушки не способны надолго удержать их внимание.
Эта повышенная активность может иметь различные причины. Дети бывают гиперактивными, если они провели много времени на одном месте или ели слишком много углеводов. Некоторые из них более подвижны, и им нужно больше возможностей для того, чтобы высвобождать энергию. Гиперактивность также могут вызывать некоторые эндокринные заболевания.
Синдром дефицита внимания не обязательно сопровождается гиперактивностью, а гиперактивность не обязательно сопутствует СДВГ. В этом случае гиперактивность можно списать на недостатки воспитания. Если же она проявляется в паре с дефицитом внимания, то вероятнее всего обусловлена мозговыми дисфункциями.
С научной точки зрения, гиперактивность – это состояние, характеризующееся повышенным уровнем энергии, выходящим за пределы той нормы, которая соответствует возрасту ребёнка. СДВГ связан с нарушениями работы проводящих путей и нейротрансмиттеров в мозгу, отвечающих за поведение и внимание.
Признаки гиперактивности у детей
Детям с гиперактивностью очень трудно держать себя в рамках – особенно там, где нужно вести себя тихо (например, в кино или в библиотеке). Они начинают вести себя так, словно их приводит в движение скрытый внутри моторчик: болтают без умолку, ёрзают, извиваются, шаркают ногами, пытаются чем-то занять свои руки, хватают разные предметы, постоянно меняют положение тела.
Наблюдая за детьми со СДВГ, можно заметить такие признаки гиперактивности у ребёнка:
- Постоянно ёрзает на сиденье;
- Стучит руками и ногами;
- Стремится покинуть своё место;
- Начинает бегать, когда это неуместно;
- Часто не может спокойно играть;
- Часто ведёт себя импульсивно.
Сверстники могут избегать общаться с таким ребёнком, потому что он не умеет вести себя подобающим образом. С ним часто отказываются играть, поскольку гиперактивные дети ведут себя слишком шумно и беспорядочно, порой даже грубо, и не знают, когда нужно остановиться.
В каком возрасте проявляется гиперактивность
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это состояние, которое обусловлено наличием трёх симптомов: невнимательности, гиперактивности и импульсивности. У детей с СДВГ может присутствовать один или несколько из этих симптомов. Частота их проявлений и характер могут меняться по мере взросления ребёнка.
Гиперактивное поведение обычно проявляется к тому времени, когда малышу исполняется 4 года, и усиливается в течение следующих 3-4 лет. Эти симптомы могут достичь своего пика к возрасту 7-8 лет, после чего они нередко начинают затухать. В подростковом возрасте они иногда становятся незаметными, хотя СДВГ может сохраняться.
Импульсивности присуща такая же динамика, как и гиперактивности, но эти симптомы обычно остаются проблемой на протяжении всей жизни.
Невнимательность может принимать разные формы, от лёгкой забывчивости до полной дезорганизации. Более очевидными эти проблемы становятся в возрасте 8-9 лет, хотя проявиться они могут и в раннем возрасте. Чаще всего они сохраняются в подростковый период, а иногда и во взрослой жизни.
Что делать родителям с гиперактивными детьми?
Взрослые нередко испытывают негативное отношение к ребёнку с гиперактивностью, поскольку считают, что он может контролировать своё поведение. Пытаясь объяснить такое «плохое поведение», люди полагают, что мальчик или девочка таким образом просто ищет внимания или намеренно бунтует, отказываясь подчиняться правилам – например, не хочет сидеть и вести себя тихо.
Детей с СДВГ часто воспринимают как «невоспитанных» и «неуправляемых», а в их поведении винят неправильные методы воспитания. Такое мнение не просто неверно – оно вредно.
Гиперактивные дети с СДВГ – это не бунтари и непоседы, которые не хотят слушаться взрослых. Они и рады бы сидеть на одном месте, но не могут. Они часто расстраиваются из-за своего поведения, прекрасно понимая, что оно приводит к неприятностям – особенно в школе. Но они ничего не могут с этим поделать. Что ещё более грустно, вину за такое поведение детей часто возлагают на их родителей, хотя гиперактивность не обусловлена воспитанием. У взрослых тоже встречается СДВГ, хоть и реже.
Некоторые семьи используют стратегию избегания конфликтов и стараются не посещать такие места, где им будет неловко за поведение своих детей. Это может помочь лишь в краткосрочной перспективе. Важно найти способы, которые помогут маленькому человечку контролировать своё поведение: например, направить его энергию на позитивную деятельность. Помогут занятия спортом, прыжки на батуте, езда на велосипеде, игры на свежем воздухе – всё, что позволит использовать гиперактивность конструктивным образом.
При коррекции синдром дефицита внимания и гиперактивности иногда используются рецептурные препараты, помогающие уменьшить проявления. Но во многих случаях СДВГ вообще не требует лекарственной терапии. Коррекция этого состояния направлена на то, чтобы делать жизнь ребёнка с СДВГ более простой и управляемой.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Играйте правильно
Помочь ребёнку с СДВГ могут игры, которые развивают память, стимулируют сосредоточенность. В их числе – классические шашки и шахматы, которые заставляют проявлять стратегическое мышление и планировать действия.
Полезными будут игры, в которых он активно задействует память: это широко известные игры с карточками вроде «Найди пару» или «Что исчезло?».
Хорошо развивают социальные навыки и командную работу такие игры, где нужно делать что-то сообща ради достижения общей цели: «Поиск сокровищ», «Гонки в мешках». К этой же категории можно отнести и разыгрывание театральных сценок вместе с детьми.
Дневник самоконтроля
Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе (примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий).
Предлагайте альтернативное поведение. Если ребёнок ведёт себя неадекватно ситуации, предложите ему альтернативную форму поведения, а не просто запрет.
Создайте гибкую систему «вознаграждений и наказаний» Можно использовать баллы или значки-жетоны. Гиперактивным детям часто нужно моментальное «поощрение», поэтому можно накапливать именно наградные жетоны, а в дальнейшем обменивать их на приятные для ребёнка вещи.
Займитесь физической активностью
Физическая активность на свежем воздухе помогает уменьшить проявления СДВГ и улучшить самочувствие детей с гиперактивностью. Занятия спортом, катание на велосипеде, упражнения полезны сами по себе, но, кроме этого, они усиливают работу нейротрансмиттеров головного мозга, что важно для людей с СДВГ.
Зелёные насаждения оказывают положительное влияние на когнитивные навыки детей с СДВГ. Прогулка по парку, туристический поход, выезд на рыбалку – вот лишь некоторые из способов провести больше времени на природе.
Исследования показывают, что у детей с гиперактивностью после 20 минут аэробных упражнений улучшаются навыки чтения и счёта. А 30-минутные занятия физкультурой перед посещением школы снижают проявление СДВГ и улучшают поведение.
Соблюдайте режим дня
У ребёнка с СДВГ часто полностью нарушается режим сна и отхода ко сну, а без полноценного ночного сна у него будет ещё меньше шансов контролировать своё поведение и управлять эмоциями. Родители тоже могут потерять сон, что приводит к стрессу, плохому настроению и снижению способности справляться с ситуацией.
Детей с СДВГ можно приучить соблюдать режим дня при помощи чёткого распорядка. Например, заставить их убирать игрушки после игры, кормить и поить домашних питомцев в определённое время, мыть посуду после еды. Нужно строго определить количество времени, которое они могут проводить у телевизора или за компьютером.
Режим дня не только принесёт ощутимую пользу ребёнку, но и научит его брать на себя ответственность за свои обязанности.