Дисграфия – это наличие ошибок в письменной речи, не связанное с умственными способностями человека. Чаще всего такие нарушения встречаются у детей, однако проблема может сохраниться и в дальнейшем (или даже впервые проявиться только во взрослом возрасте, что встречается в 10% случаев). Разбираемся, в чём выражается дисграфия у взрослых, почему она возникает, и какие существуют методы лечения и профилактики такой патологии.
Симптомы дисграфии у взрослых
Во взрослом возрасте дисграфия проявляется неразборчивым почерком: буквы и знаки препинания имеют разный размер и наклон, и слова как будто «скачут» по строке. Иногда имеет место слишком сильный нажим на пишущий предмет или слишком низкая скорость письма. К другим проявлениям относятся:
- Замена букв на похожие по начертанию аналоги («ш» и «щ», «л» и «п»);
- Трудности с различением твёрдых и мягких согласных;
- Неправильное деление речевых единиц (существительные с предлогом пишут слитно, а приставку и основу слова – наоборот, раздельно);
- Перестановка слов в предложении местами;
- Отсутствие согласования между членами предложения (неверный выбор рода, числа и падежа).
Помимо признаков, напрямую связанных правописанием, есть и второстепенные симптомы дисграфии, обусловленные нарушением связей между мозговыми отделами:
- Плохая память;
- Снижение концентрации внимания;
- Лёгкая отвлекаемость и неусидчивость;
- Проблемы с восприятием информации в письменном виде;
- Сниженная работоспособность и неспособность к длительному труду;
- Временная или пространственная дезориентация;
- Ощущение неуверенности;
- Сложности в общении с окружающими.
Признаки дисграфии могут встречаться в различных комбинациях: у каждого человека будет свой набор симптомов. В большинстве случаев дисграфия не влияет на интеллектуальные способности и не мешает получить хорошее образование и найти достойную работу. Как правило, симптомы не прогрессируют с годами, но сами по себе они не проходят.
Причины появления дисграфии
Данная патология является следствием нарушения психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Это глубинная проблема, и она, вопреки распространённому мнению, никак не связана с тем, что человек в своё время недостаточно изучил грамматику и орфографию или попросту проявляет невнимательность при написании текстов. Проблемы со слухом также не относятся к факторам, провоцирующим дисграфию.
В ряде случаев патология может быть приобретённой, т.е. возникшей после каких-либо заболеваний или травм. В их числе:
- Вирусные, бактериальные и грибковые инфекции;
- Нейрохирургические операции;
- Поражения мозга (черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли, недостаточная насыщенность крови кислородом);
- Менингит и энцефалит;
- Травмы, полученные при рождении;
- Интоксикация организма.
Если дисграфия у взрослого наблюдается с детского возраста, то она может быть следствием социальных и психологических условий, в которых воспитывался ребёнок.
Например, это уединённый образ жизни, когда у семьи слишком узкий круг общения, или диагностированный в детстве СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Иногда дисграфия во взрослом возрасте имеется у детей, выросших в билингвальной семье (т.е. если родители общаются на двух разных языках). В последнем случае дисграфия нередко сопровождается дислексией (нарушением чтения).
Виды дисграфии
Существует несколько типов дисграфии в зависимости от фактора, спровоцировавшего её появление:
- Оптическая. Возникает из-за недостаточно сформированных зрительно-пространственных связей. Проявляется подменой сходных букв при письме и изменением внешнего вида букв (добавление лишних элементов или, наоборот, пропуск некоторых штрихов или палочек).
- Акустическая. Слушая обращённую речь, человек неверно распознаёт звуки (нарушение фонематического восприятия). Из-за этого он записывает слова с использованием неправильных букв (например, звонкие согласные заменяет на глухие).
- Артикулярно-акустическая. Это нарушение, при котором человек некорректно дифференцирует звуки и потому делает ошибки не только на письме, но и в устной речи.
- Лингвистическая. Связана с неполноценностью процессов языкового синтеза и анализа. Проявляется изменением окончаний слов, слитным написанием двух отдельных частей речи, появлением в словах лишних букв или слогов.
- Аграмматическая. Её причина – проблемы в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи. При такой дисграфии наблюдается замена приставок и суффиксов, неправильное употребление рода, числа и падежа, изменение порядка слов в предложениях.
Диагностика дисграфии
Постановкой диагноза «дисграфия» занимаются логопеды, неврологи, специалисты по коррекции дисграфии. Для этого проводится комплексное тестирование на основе таких упражнений как списывание текста, диктант, написание сочинения по изображению, чтение по слогам. Специалисты оценивают, насколько правильно пациент воспринимает обращённую речь на слух и улавливает информацию в письменном виде, корректно ли он записывает слова, слоги и отдельные буквы.
Дополнительно нужно пройти осмотр у офтальмолога, оториноларинголога и психолога. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что нарушения представляют собой именно дисграфию, а не другие патологии (например, проблемы со слухом или зрением).
Методы коррекции дисграфии
Одним из популярных способов коррекции является метод Дейвиса. Он был разработан американцем Рональдом Дейвисом, который долгое время страдал дислексией и дисграфией, но в возрасте 38 лет сумел самостоятельно их преодолеть. Свою технику, основанную на преобразовании буквенных символов в изображения для упрощения их восприятия, Дейвис стал использовать при работе с детьми и взрослыми. Результативность лечения по этому методу достигает 97%.
Профилактика и лечение дисграфии осуществляются логопедом по индивидуальному плану. Такая программа составляется в зависимости от степени тяжести патологии и причин её возникновения. В целом, все методики нацелены на следующее:
- Исправление почерка;
- Тренировка памяти;
- Стимулирование мыслительного процесса;
- Пополнение словарного запаса;
- Развитие слухо-произносительных навыков;
- Формирование связной речи;
- Работа над грамматикой и орфографией;
- Устранение психологической зажатости и повышение самооценки.
В большинстве случаев достаточно заниматься по 40-60 минут в день, выполняя довольно простые упражнения. Уже через несколько месяцев у пациентов наблюдается заметное улучшение навыков устной речи, чтения и правописания.
Дополнительно могут быть назначены массаж, физиотерапия, лечебная физкультура. Медикаментозная поддержка при дисграфии включает препараты-стимуляторы ЦНС и витаминные комплексы, а в отдельных случаях – антидепрессанты.
Осложнения при дисграфии
Расстройства письменной речи не влекут за собой нарушение работы каких-либо отдельных органов или систем организма. Тем не менее, в отсутствие коррекции дисграфия может доставлять человеку неудобства, в том числе:
- Сложности в общении;
- Чувство неполноценности;
- Боязнь учиться и работать (особенно когда речь заходит о письменных заданиях).
Усугубляет ситуацию и то, что сложности с речью и письмом считаются детскими, поэтому многие пациенты сталкиваются с непониманием со стороны окружающих. Своевременное лечение дисграфии у взрослого поможет полностью или почти полностью устранить проблему, чтобы повысить качество повседневного общения, улучшить карьерные перспективы и предотвратить ухудшение психоэмоционального состояния в будущем.
Профилактика дисграфии
Одним из способов профилактики дисграфии является графокоррекция. Она заключается в выполнении письменных упражнений с целью выработать у человека привычку к осознанному и грамотному письму. В частности, нужно:
- Приучать себя к монотонному труду;
- Следить за осанкой и захватом ручки во время письма;
- Контролировать каждое записываемое слово и всю строчку целиком.
Если человек замечает у себя неаккуратный почерк, то его можно исправить при помощи физических упражнений. Например, бросание мяча помогает снять тонус кистей рук, тренирует зрительно-двигательную координацию и укрепляет нервную систему.
Дисграфия может приводить к проблемам на работе, особенно в профессиях, требующих хороших навыков письма и письменной коммуникации. Это может снижать производительность и вызывать стресс.
Диагностика включает тесты, такие как диктанты, списывание текста и сочинение. Проводится комплексное обследование у логопеда, невролога и других специалистов для исключения других заболеваний.
Полезны регулярные тренировки письма, использование технологий для проверки орфографии, но за индивидуальным планом коррекции рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы не навредить себе и не сделать хуже.
Важно работать с психологом для повышения самооценки, использовать техники релаксации и стресс-менеджмента, а также искать поддержку в сообществах людей с подобными трудностями.
Профилактика дисграфии включает графокоррекцию, развитие навыков осознанного и грамотного письма, а также регулярные физические упражнения для улучшения моторики и координации.
Регулярные упражнения на письмо, использование технологий для проверки орфографии, а также работа с профессионалами для разработки индивидуальных планов коррекции.
Дисграфия может вызывать у взрослого трудности в общении с людьми, ощущение изолированности и собственной неполноценности. Поддержка семьи, друзей и специалистов помогает улучшить навыки социального взаимодействия.
и получите памятку
Существуют ли поддерживающие группы или сообщества для подростков с дисграфией? У моей дочери из-за этого ментальные трудности, полностью упала самооценка
Это довольно частое явление, особенно в таком нежном возрасте. Вы можете рассмотреть групповые занятия по коррекции дисграфии, чтобы ваша дочь чувствовала себя не такой одинокой с этой проблемой, но лучше — пройти индивидуальный курс коррекции вместе с курсом консультационных сессий с психологом, который специализируется на поддержке людей с особенностями восприятия. А вы можете изучить информацию по детско-родительским отношениям и также давать особую заботу и поддержку вашей дочери.
Это на всю жизнь или можно излечиться?
Дисграфия — это не болезнь, поэтому «излечиться» от нее не получится. Но так как это особенность работы мозга, особенность восприятия — дисграфию можно и нужно корректировать. Поэтому если вы испытываете трудности в связи с вашими проявлениями дисграфии — вы всегда можете обратиться к специалисту.