Дисграфия – это наличие ошибок в письменной речи, не связанное с умственными способностями человека. Чаще всего такие нарушения встречаются у детей, однако проблема может сохраниться и в дальнейшем (или даже впервые проявиться только во взрослом возрасте, что встречается в 10% случаев). Разбираемся, в чём выражается дисграфия у взрослых, почему она возникает, и какие существуют методы лечения и профилактики такой патологии.
Симптомы дисграфии у взрослых
Во взрослом возрасте дисграфия проявляется неразборчивым почерком: буквы и знаки препинания имеют разный размер и наклон, и слова как будто «скачут» по строке. Иногда имеет место слишком сильный нажим на пишущий предмет или слишком низкая скорость письма. К другим проявлениям относятся:
- Замена букв на похожие по начертанию аналоги («ш» и «щ», «л» и «п»);
- Трудности с различением твёрдых и мягких согласных;
- Неправильное деление речевых единиц (существительные с предлогом пишут слитно, а приставку и основу слова – наоборот, раздельно);
- Перестановка слов в предложении местами;
- Отсутствие согласования между членами предложения (неверный выбор рода, числа и падежа).
Помимо признаков, напрямую связанных правописанием, есть и второстепенные симптомы дисграфии, обусловленные нарушением связей между мозговыми отделами:
- Плохая память;
- Снижение концентрации внимания;
- Лёгкая отвлекаемость и неусидчивость;
- Проблемы с восприятием информации в письменном виде;
- Сниженная работоспособность и неспособность к длительному труду;
- Временная или пространственная дезориентация;
- Ощущение неуверенности;
- Сложности в общении с окружающими.
Признаки дисграфии могут встречаться в различных комбинациях: у каждого человека будет свой набор симптомов. В большинстве случаев дисграфия не влияет на интеллектуальные способности и не мешает получить хорошее образование и найти достойную работу. Как правило, симптомы не прогрессируют с годами, но сами по себе они не проходят.
Причины появления дисграфии
Данная патология является следствием нарушения психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Это глубинная проблема, и она, вопреки распространённому мнению, никак не связана с тем, что человек в своё время недостаточно изучил грамматику и орфографию или попросту проявляет невнимательность при написании текстов. Проблемы со слухом также не относятся к факторам, провоцирующим дисграфию.
В ряде случаев патология может быть приобретённой, т.е. возникшей после каких-либо заболеваний или травм. В их числе:
- Вирусные, бактериальные и грибковые инфекции;
- Нейрохирургические операции;
- Поражения мозга (черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли, недостаточная насыщенность крови кислородом);
- Менингит и энцефалит;
- Травмы, полученные при рождении;
- Интоксикация организма.
Если дисграфия у взрослого наблюдается с детского возраста, то она может быть следствием социальных и психологических условий, в которых воспитывался ребёнок.
Например, это уединённый образ жизни, когда у семьи слишком узкий круг общения, или диагностированный в детстве СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Иногда дисграфия во взрослом возрасте имеется у детей, выросших в билингвальной семье (т.е. если родители общаются на двух разных языках). В последнем случае дисграфия нередко сопровождается дислексией (нарушением чтения).
Виды дисграфии
Существует несколько типов дисграфии в зависимости от фактора, спровоцировавшего её появление:
- Оптическая. Возникает из-за недостаточно сформированных зрительно-пространственных связей. Проявляется подменой сходных букв при письме и изменением внешнего вида букв (добавление лишних элементов или, наоборот, пропуск некоторых штрихов или палочек).
- Акустическая. Слушая обращённую речь, человек неверно распознаёт звуки (нарушение фонематического восприятия). Из-за этого он записывает слова с использованием неправильных букв (например, звонкие согласные заменяет на глухие).
- Артикулярно-акустическая. Это нарушение, при котором человек некорректно дифференцирует звуки и потому делает ошибки не только на письме, но и в устной речи.
- Лингвистическая. Связана с неполноценностью процессов языкового синтеза и анализа. Проявляется изменением окончаний слов, слитным написанием двух отдельных частей речи, появлением в словах лишних букв или слогов.
- Аграмматическая. Её причина – проблемы в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи. При такой дисграфии наблюдается замена приставок и суффиксов, неправильное употребление рода, числа и падежа, изменение порядка слов в предложениях.
Диагностика
Постановкой диагноза «дисграфия» занимаются логопеды и неврологи. Для этого проводится комплексное тестирование на основе таких упражнений как списывание текста, диктант, написание сочинения по изображению, чтение по слогам. Специалисты оценивают, насколько правильно пациент воспринимает обращённую речь на слух и улавливает информацию в письменном виде, корректно ли он записывает слова, слоги и отдельные буквы.
Дополнительно нужно пройти осмотр у офтальмолога, оториноларинголога, невролога и психолога. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что нарушения представляют собой именно дисграфию, а не другие патологии (например, проблемы со слухом или зрением).
Методы коррекции и лечения
Одним из популярных способов коррекции является метод Дейвиса. Он был разработан американцем Рональдом Дейвисом, который долгое время страдал дислексией и дисграфией, но в возрасте 38 лет сумел самостоятельно их преодолеть. Свою технику, основанную на преобразовании буквенных символов в изображения для упрощения их восприятия, Дейвис стал использовать при работе с детьми и взрослыми. Результативность лечения по этому методу достигает 97%.
Профилактика и лечение дисграфии осуществляются логопедом по индивидуальному плану. Такая программа составляется в зависимости от степени тяжести патологии и причин её возникновения. В целом, все методики нацелены на следующее:
- Исправление почерка;
- Тренировка памяти;
- Стимулирование мыслительного процесса;
- Пополнение словарного запаса;
- Развитие слухо-произносительных навыков;
- Формирование связной речи;
- Работа над грамматикой и орфографией;
- Устранение психологической зажатости и повышение самооценки.
В большинстве случаев достаточно заниматься по 40-60 минут в день, выполняя довольно простые упражнения. Уже через несколько месяцев у пациентов наблюдается заметное улучшение навыков устной речи, чтения и правописания.
Дополнительно могут быть назначены массаж, физиотерапия, лечебная физкультура. Медикаментозная поддержка при дисграфии включает препараты-стимуляторы ЦНС и витаминные комплексы, а в отдельных случаях – антидепрессанты.
Осложнения, вызванные заболеванием
Расстройства письменной речи не влекут за собой нарушение работы каких-либо отдельных органов или систем организма. Тем не менее, в отсутствие коррекции дисграфия может доставлять человеку неудобства, в том числе:
- Сложности в общении;
- Чувство неполноценности;
- Боязнь учиться и работать (особенно когда речь заходит о письменных заданиях).
Усугубляет ситуацию и то, что сложности с речью и письмом считаются детскими, поэтому многие пациенты сталкиваются с непониманием со стороны окружающих. Своевременное лечение дисграфии у взрослого поможет полностью или почти полностью устранить проблему, чтобы повысить качество повседневного общения, улучшить карьерные перспективы и предотвратить ухудшение психоэмоционального состояния в будущем.
Профилактика
Одним из способов профилактики дисграфии является графокоррекция. Она заключается в выполнении письменных упражнений с целью выработать у человека привычку к осознанному и грамотному письму. В частности, нужно:
- Приучать себя к монотонному труду;
- Следить за осанкой и захватом ручки во время письма;
- Контролировать каждое записываемое слово и всю строчку целиком.
Если человек замечает у себя неаккуратный почерк, то его можно исправить при помощи физических упражнений. Например, бросание мяча помогает снять тонус кистей рук, тренирует зрительно-двигательную координацию и укрепляет нервную систему.
Существуют ли поддерживающие группы или сообщества для подростков с дисграфией? У моей дочери из-за этого ментальные трудности, полностью упала самооценка
Это довольно частое явление, особенно в таком нежном возрасте. Вы можете рассмотреть групповые занятия по коррекции дисграфии, чтобы ваша дочь чувствовала себя не такой одинокой с этой проблемой, но лучше — пройти индивидуальный курс коррекции вместе с курсом консультационных сессий с психологом, который специализируется на поддержке людей с особенностями восприятия. А вы можете изучить информацию по детско-родительским отношениям и также давать особую заботу и поддержку вашей дочери.
Это на всю жизнь или можно излечиться?
Дисграфия — это не болезнь, поэтому «излечиться» от нее не получится. Но так как это особенность работы мозга, особенность восприятия — дисграфию можно и нужно корректировать. Поэтому если вы испытываете трудности в связи с вашими проявлениями дисграфии — вы всегда можете обратиться к специалисту.