Умение читать и писать жизненно необходимо, чтобы познавать мир и участвовать в жизни общества. Разговорный язык появился 50-70 тысяч лет назад и стал мощным толчком для развития человеческой цивилизации. Однако у него есть существенные ограничения, и прежде всего – несовершенство передачи и сохранения информации. Поэтому людям пришлось изобрести письмо, закодировав звуковые единицы языка (фонемы) в визуальные символы.
Научиться писать – задача непростая. В некоторых языках это делать сложнее, чем научиться читать. Например, во французском звук «о» имеет несколько вариантов написания: «eau», «o» и «ot». В русском языке слова часто пишутся не так, как слышатся: «рукав» вместо «рукаф», «сделать» вместо «зделать». Но задача становится ещё более трудной, когда у человека обнаруживается дисграфия.
консультацию
Различают три основных типа дисграфии:
- Моторная. Этот тип характеризуется проблемами с мелкой моторикой, что затрудняет правильное формирование букв и слов.
- Оптическая. Для этого типа дисграфии характерны сложности с обработкой визуальных сигналов, поступающих в мозг. Из-за этого искажается восприятие текста.
- Акустическая. При такой дисграфии нарушается слуховое восприятие. Человек плохо распознаёт некоторые звуки, например шипящие и свистящие, и путает их при письме.
Дисграфия, как и дислексия, является расстройством обучения, и имеет некоторые общие с ней симптомы, что может затруднить постановку диагноза. Оба эти нарушения часто встречаются у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Дисграфия не проходит с возрастом и не излечивается лекарственными средствами. Она также не является отражением интеллектуальных или творческих способностей человека. Выявление дисграфии у младших школьников особенно важно, потому что при правильно подобранной методике коррекции её можно эффективно контролировать. Такие дети смогут научиться писать и не будут отставать от сверстников.
Причины возникновения дисграфии
Существуют несколько причин появления дисграфии и несколько объяснений для этого состояния. Нарушения навыков письменной речи возникают из-за отсутствия согласованности между областями головного мозга, отвечающими за мелкую моторику и рабочую память. Они также могут быть вызваны задержкой развития, неспособностью мозга визуализировать фонемы (единицы речи) или комбинацией всего вышеперечисленного.
Выделяют два вида дисграфии:
- Приобретённая;
- Врождённая, или дисграфия развития.
Приобретённая дисграфия обычно связана с черепно-мозговыми травмами, заболеваниями или дегенеративными состояниями, из-за которых человек теряет ранее полученные навыки письма. Чаще всего это происходит из-за повреждения левой теменной доли вследствие инсульта или травмы головного мозга.
Дисграфия развития вызывает трудности в первичном формировании навыков письма и диагностируется в детском возрасте. Причины её возникновения в точности неизвестны. Она может проявляться сама по себе, но примерно в 30-40% случаев бывает связана с дислексией и другими трудностями обучения. Кроме того, проблемы с письмом можно наблюдать при диспраксии (нарушении координации движений), расстройствах аутистического спектра и СДВГ.
При диагностике дисграфии важно исключить состояния со схожими симптомами. Так, неразборчивый почерк может быть следствием тремора рук или повреждения нервных окончаний. Проблемы с письмом могут быть вызваны задержкой развития мозга. Есть множество причин, по которым ребёнок может испытывать проблемы с концентрацией внимания. Дислексия тоже может маскироваться под дисграфию, потому что дети-дислексики часто намеренно пишут неразборчиво, чтобы скрыть ошибки.
Симптомы дисграфии в школьном возрасте
У детей и взрослых с дисграфией отмечаются трудности с почерком, орфографией, грамматикой, пунктуацией и выполнением письменных заданий.
Симптомы обычно меняются со временем. У дошкольников и учеников младших классов чаще всего возникают проблемы с механикой письма и другие нарушения мелкой моторики. У подростков и старшеклассников дисграфия проявляется в виде грамматических и синтаксических ошибок и трудностями с изложением мыслей на бумаге.
Наиболее распространённые признаки дисграфии проявляются следующим образом:
- Форму букв удаётся повторять с трудом;
- Захват ручки или карандаша слишком напряжённый, неестественный;
- Текст выступает за поля тетради, «съезжает» со строки;
- Человеку трудно выразить свои мысли;
- Ошибки в структуре предложения при письме, хотя в устной речи их нет;
- Пропуск слов в предложениях, перестановка их местами.
Школьники, страдающие дисграфией, часто жалуются на то, что письмо от руки причиняет им дискомфорт. Они не могут держать ручку или карандаш правильно и давят на бумагу слишком сильно, потому что не могут рассчитать усилие.
Таким детям бывает сложно понять, как составлять буквы из отрезков и кривых линий. У них могут возникнуть проблемы с соблюдением нужных расстояний и размеров: прописные и строчные буквы не отличаются по величине, интервалы между буквами и словами то слишком большие, то слишком маленькие. Им сложно писать с наклоном, неразрывно, и у них, как правило, плохой почерк.
Классификация и стадии развития
У дисграфии есть две стороны: ослабленная моторика, которая влияет на физический процесс письма, и нарушение когнитивных функций (способности восприятия), которое затрудняет процесс перевода устной речи в письменную.
По этой причине Американская ассоциация психиатров не включила её в диагностическое руководство DSM-5 как самостоятельный диагноз. Она отнесена к категории специфических расстройств обучения (SLD). У некоторых людей могут наблюдаться оба типа нейропсихологических проблем, связанных с дисграфией, у других – только один из них.
Исследователи выделяют несколько подтипов дисграфии, связанных с тем или иным неврологическим состоянием:
- Периферическая, или моторная дисграфия встречается чаще всего. Люди с таким расстройством пишут медленно, неразборчивым почерком.
- Пространственная дисграфия связана с проблемами пространственного восприятия. Она приводит к тому, что люди не могут выдерживать интервалы между буквами, словами и строками, им сложно рисовать.
- Лингвистическая, или аграмматическая дисграфия влияет на навыки обработки речи, необходимые в процессе письма. Человек может писать разборчиво, но делает ошибки в словах.
Такую систематизацию можно назвать условной, поскольку её целью является выделение преобладающего симптома – например, двигательной дисфункции. Исследователи в разных странах мира часто разрабатывают собственные классификации дисграфии. В российской науке известны работы Р.И. Лалаевой, которая предлагает 5 типов дисграфии, или А.Н. Корнева, который выделяет 4 типа этого расстройства.
По степени проявления дисграфия может быть слабо выраженной, средней и сильно выраженной. В первом случае школьник может обучаться по обычной образовательной программе, используя вспомогательные инструменты вроде направляющих линеек для выравнивания почерка. Во втором случае школа использует для ученика специальную адаптированную программу обучения. В самом тяжёлом случае может быть показано обучение в специализированной школе.
Какие бывают осложнения при дисграфии
Дети с дисграфией могут испытывать трудности в учёбе. Им требуется больше времени для выполнения контрольных работ и домашних заданий. Они будут отставать от других учеников, если не смогут записывать конспекты на уроке. Всё это в итоге может негативно отразиться на оценках и привести к стрессу.
Если их расстройство не выявлено, то окружающие могут подумать, что эти ученики просто ленивы, невнимательны и неаккуратны. Из-за этого у школьников снижается самооценка и пропадает мотивация к учёбе. Дети становятся замкнутыми, иногда даже агрессивными, плохо контактируют со сверстниками.
В такой ситуации важно объяснить ребёнку, что его проблемы никак не связаны с личными качествами и интеллектом. Нужно хвалить его за трудолюбие и успехи. Нужно убедиться, что учителя понимают состояние ребёнка и оказывают ему необходимую поддержку.
При условии правильно подобранной программы коррекции дети с дисграфией способны успешно учиться в школе и чувствовать себя уверенно.
Диагностика дисграфии у младших школьников
Дисграфия состоит из двух отдельных расстройств: одно из них приводит к проблемам с моторикой (сложностям с написанием букв), а другое затрудняет выражение мыслей на бумаге. Раздельный подход позволяет врачам более точно оценить состояние ребёнка, поскольку симптомы дисграфии часто совпадают с другими расстройствами обучения.
Выявление дисграфии у младших школьников обычно строится на четырёх критериях:
- У ребёнка в течение 6-ти месяцев должен проявляться хотя бы один из 6-ти симптомов дисграфии.
- Навыки обучения ребёнка оказались существенно ниже ожидаемых для его возраста, и это вызывает проблемы в школе.
- Трудности начались ещё в дошкольном возрасте и обострились с началом обучения.
- Исключаются другие причины: проблемы со зрением, педагогическая запущенность и т.д.
Диагноз может поставить психолог, специализирующийся на расстройствах обучения. Иногда для этого приглашают группу специалистов, в которую входят логопед, эрготерапевт (специалист по восстановлению двигательных навыков), школьный психолог.
При таком диагностировании не требуется медицинское обследование. Однако, учитывая высокий уровень сопутствующих нервно-психических расстройств, врач должен исследовать симптомы связанных состояний: таких, как СДВГ или аутизм.
Для постановки диагноза используются отзывы преподавателей, тестирование, медицинская карта ребёнка. Тесты на дисграфию обычно включают переписывание предложений или письменные ответы на короткие вопросы. В них также есть инструменты, позволяющие оценить развитие мелкой моторики: рефлексы, скорость движения. Например, это может быть просьба повторить постукивание по столу с заданным ритмом.
Специалист оценивает как физический аспект письма (положение тела, руки, нажим, скорость), так и качественный – насколько хорошо ребёнок может передавать идеи, ровный ли у него почерк, нет ли в тексте пропущенных букв и слов. Кроме этого, он проверяет когнитивные навыки испытуемого, чтобы точно определить, какой вид коррекции будет для него наиболее полезным.
Коррекция дисграфии у школьников
Существует много способов преодоления дисграфии, как с помощью специализированной терапии, так и с помощью различных приспособлений, которые помогут ребёнку в учёбе.
Коррекция дисграфии у младших школьников состоит, прежде всего, в развитии мелкой моторики и координации движений. Поэтому детям показаны физические упражнения для укрепления мышц рук, а также развивающие ловкость и чувство равновесия.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Эффект может принести и мультисенсорное обучение, которое используется для помощи детям с дислексией. При нём в процесс усвоения грамматики включаются все органы чувств: зрение, слух, осязание. Дети лепят слова из глины, рисуют их пальцем на песке, составляют из трёхмерных букв.
К специальным программам по коррекции дисграфии относятся, например, авторские методики А.Н. Корнева и Е.В. Мазановой. На Западе широко известны такие программы, как «Письмо без слёз» (“Handwriting without Tears”), имеющая 40-летний опыт применения, и метод Рональда Дейвиса, автора книги «Дар дислексии».
Облегчить жизнь школьникам с дисграфией могут и сами родители. Для этого нужно создать комфортное рабочее место с наклонной поверхностью стола. Это – самое полезное средство для улучшения почерка ребёнка, потому что позволяет ему расположить руку и запястье удобно. Стул или кресло должны поддерживать правильную осанку.
Необходимо также иметь специальные принадлежности для письма: более толстые ручки или ручки с резиновой вставкой, разлинованную бумагу или бумагу, где строки нанесены тиснением.
Дома можно выполнять со школьником упражнения на каллиграфию или письмо под диктовку. Всё это поможет ему выработать навыки, необходимые для грамотного и красивого письма.