Что такое СДВГ

За аббревиатурой СДВГ скрывается неврологическое расстройство поведенческого типа под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Этот термин начал широко использоваться только с 1994 года, с 4-й редакции американского классификатора психиатрических заболеваний DSM. Однако симптомы, свойственные этому состоянию, впервые были описаны ещё в XVIII веке.

Шотландский врач А. Крейтон наблюдал группу учеников, которые постоянно находились в возбуждённом состоянии и не могли ни на чём сосредоточиться. Крейтон называл это состояние «психической тревогой» и считал, что оно вызвано слишком высокой «чувствительностью нервов». Он также полагал, что это расстройство является врождённым и может уменьшаться с возрастом.

По мере того, как наука расширяла знания об этом феномене, он получал различные определения: «моральный дефект», «минимальная мозговая дисфункция», «гиперкинезы детского возраста». С 1970-х годов стали использовать термин «синдром дефицита внимания», а с 1980-х годов было введено разделение на расстройство с гиперактивностью и без гиперактивности: СДВГ и СДВ.

Причины СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью обусловлен генетической предрасположенностью, но некоторые исследователи считают, что на появление СДВГ могут влиять и внешние факторы.

Причины возникновения СДВГ обычно принято делить на первичные и вторичные. Первичные, как считается, возникают спонтанно, и что к этому приводит, пока не установлено. Большинство случаев СДВГ имеет именно такую, невыясненную природу. Вторичные причины обусловлены структурными аномалиями головного мозга или наследственностью.

Этиологию (причину появления) СДВГ иногда классифицируют по времени возникновения и делят на три периода:

  1. Пренатальный – внутриутробное развитие от зачатия до 22-й недели.
  2. Перинатальный – условно с 22 -й недели беременности до 7-го дня после родов.
  3. Постнатальный – послеродовый период.

В пренатальный период СДВГ могут вызвать аномалия развития головного мозга, анемия у матери, попадание в кровь токсинов, злоупотребление матерью алкоголем и наркотическими веществами. Некоторые исследования указывают на вредное воздействие свинца и пестицидов, недостаток йода, воздействие вирусных инфекций.

В перинатальный период факторами риска могут оказаться преждевременные роды, тазовое предлежание плода, ишемическая энцефалопатия, менингит, энцефалит, кровоизлияние в мозг.

В постнатальный период развитию СДВГ у ребёнка могут способствовать травма головы, менингит, энцефалит, отит среднего уха, низкий уровень сахара в крови. Лекарства, используемые для лечения некоторых болезней, в том числе астмы и эпилепсии, способны вызвать гиперактивное поведение или усугубить его.

Роль генетических факторов в возникновении СДВГ

В медицинском центре Шаарей Цедек в Иерусалиме в 1991 году было обследовано 145 детей с диагнозом СДВГ. Число мальчиков превышало число девочек в соотношении 3:1. У 30% детей были братья и сёстры с различными нарушениями обучаемости – для сравнения, в контрольной группе детей без СДВГ этот показатель составил только 7%. Из этих 145 детей 34% имели североафриканское происхождение, что позволяет говорить об этнической и наследственной предрасположенности к СДВГ.

В Миннесоте (США) в 1965 году проводили исследование однояйцевых (идентичных) и разнояйцевых близнецов, в котором приняли участие 576 мальчиков в возрасте 11-12 лет. При оценке 10 пар близнецов, где хотя бы один ребёнок имел диагностированную гиперактивность, все 4 пары однояйцевых близнецов продемонстрировали конкордантность, или наличие признака у обоих близнецов. А из 6 пар разнояйцевых близнецов конкордантной оказалась только одна пара.

Типы СДВГ

Во время первой встречи с психологом родители обычно жалуются, что их ребёнок не может ни минуты усидеть на месте, что он беспричинно бегает туда-сюда или пытается куда-то залезть. Они говорят, что их сыну или дочери никогда не удаётся довести начатое дело до конца: у них сотни идей, но они никогда не реализуют ни одну из них. Они говорят и действуют, не задумываясь о последствиях.

СДВГ получил своё название потому, что он характеризуется тремя основными симптомами: дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью.

Они не обязательно проявляются все вместе – исследования показали, что существует 3 типа СДВГ с преобладанием того или иного признака:

  • С нарушением концентрации внимания.
  • С гиперактивностью / импульсивностью.
  • Комбинированный.

Невнимательный тип СДВГ отмечается трудностями с удержанием внимания на чём-либо в течение длительного времени – особенно когда это требует определённых интеллектуальных усилий. Этот симптом часто проявляется как неорганизованность, склонность легко отвлекаться.

Симптомы гиперактивности в основном проявляются как чрезмерная и бессистемная двигательная активность. Такие дети обычно чрезвычайно подвижны, много болтают, скачут, ёрзают, забираются на препятствия.

Импульсивность выражается в неспособности контролировать своё поведение. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди в игре, встревают в чужой разговор, перебивают и постоянно переключаются с одного вида деятельности на другой.

Симптомы синдрома дефицита внимания

СДВГ может проявляться совершенно по-разному. В большинстве случаев у детей признаки дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности наблюдаются примерно в одинаковой степени. Иногда могут присутствовать лишь признаки невнимательности, и тогда можно говорить о невнимательном типе СДВГ. Если же преобладают признаки гиперактивности и импульсивности, то речь идёт о гиперактивно-импульсивном типе.

Дети с невнимательным СДВГ испытывают серьёзные трудности с концентрацией внимания. Их можно описать как «витающих в облаках». В школе они не успевают за объяснением учителя и поэтому отстают в учёбе. Но они не нарушают порядок в классе, и поэтому ни учителя, ни родители часто не догадываются, что у них есть СДВГ.

Таким школьникам родители вынуждены постоянно напоминать о том, чтобы они сделали домашнее задание или выполнили работу по дому. Эти дети позже всех встают из-за стола и дольше всех собираются. Они постоянно отвлекаются на любую мелочь и могут просидеть полдня за учебниками, так и не прочитав ни страницы.

Дети с гиперактивно-импульсивным типом СДВГ чрезвычайно подвижны. В классе они могут вставать во время урока, бегать от стола к столу и мешать остальным ученикам, но при этом им удаётся справляться с заданиями. Создаётся впечатление, будто они постоянно торопятся.

Для них хорошо потрудиться означает выполнить работу как можно скорее и закончить её раньше всех. Таких школьников часто ругают за то, что они могли бы добиться лучших результатов, если б вели себя спокойнее и уделяли задаче больше внимания.

При гиперактивно-импульсивном типе СДВГ иногда отмечаются признаки агрессивного или оппозиционного поведения, когда ребёнок стремится намеренно раздражать и провоцировать окружающих. По некоторым данным, такое поведение отмечается у детей с СДВГ в 40% случаев.

СДВГ у взрослых

Когда-то считалось, что гиперкинетические расстройства встречаются только у детей, но за последние годы стало известно многое о проявлениях СДВГ у взрослых.

Например, экспериментально установлено, что примерно 90% взрослых людей с СДВГ имеют только симптомы невнимательности. Гиперактивность отмечалась лишь у 10% обследуемых.

Однако, невнимательность и отвлекаемость могут быть симптомами самых разнообразных расстройств, поэтому постановка диагноза невозможна без изучения полной клинической картины.

Для взрослых разработаны анкеты, которые содержат вопросы, позволяющие с достаточно большой степенью достоверности предположить наличие СДВГ.

Синдром невнимательного типа, в частности, можно определить по ответам на следующие вопросы:

  • Склонны ли вы к мечтательности? Приходилось ли вам замечать, что мысли вас отвлекают?
  • Случалось ли такое, что вы теряете нить обсуждения, даже когда пытаетесь на ней сосредоточиться?
  • Легко ли вам отвлечься на посторонний шум или какое-то событие?

  • Испытываете ли вы трудности с удержанием внимания во время работы или учёбы?
  • Часто ли вы теряете такие вещи, как ключи, документы, телефон?
  • Приходится ли вам тратить на поиск вещей больше 10 минут в день?
  • Нужно ли вам перечитывать текст, чтобы понять его?

Гиперактивность и импульсивность обычно присутствуют одновременно. Точно так же, как и невнимательность, сами по себе они не могут использоваться для диагностики СДВГ у взрослых, потому что та же импульсивность, например, может встречаться при биполярном расстройстве.

Гиперактивность у взрослых возрасте отличается от состояния, наблюдаемого в детстве. Как правило, в зрелом возрасте она проявляется как внутреннее чувство беспокойства.

Для оценки симптомов импульсивности и гиперактивности в клинической практике используются вопросы следующего типа:

  • Нравится ли вам водить машину быстрее, чем другие водители?
  • Бываете ли вы нетерпеливы во время поездки?
  • Есть ли у вас проблемы с беспорядочной тратой денег?

  • Говорите ли вы слишком быстро, не всегда поспевая за мыслью?
  • Есть ли у вас привычка играть с предметами на столе, шуршать бумагами во время разговора?
  • Трудно ли вам расслабляться, проводить досуг за спокойными занятиями?

Несмотря на то, что во взрослом возрасте гиперактивность в целом проявляется слабее, встречается два типа такого состояния: с более явной и менее явной выраженностью симптомов.

Люди первого типа быстро говорят, используют движения рук и тела при разговоре и создают ощущение переполненности энергией.

Люди второго типа не так динамичны, но им трудно расслабиться, и они часто ощущают внутреннее беспокойство.

СДВГ у детей

Симптомы СДВГ у детей могут начать проявляться очень рано, но чаще всего они становятся заметными после того, как дети пойдут в школу. Дело в том, что в дошкольном возрасте все малыши так или иначе демонстрируют признаки импульсивности и гиперактивности. Но, если другие дети перерастают такое поведение, то у детей с СДВГ оно сохраняется.

Занятия в классе требуют концентрации внимания, терпения, усидчивости и самоконтроля, поэтому проблемы невнимательных школьников сразу делаются очевидными. Они всегда мечтают и не сразу отвечают, если с ними заговорить. Они всё теряют, и родителям приходится постоянно покупать им новые школьные принадлежности. Утреннее одевание может занять у них целый час, но и после этого они не будут готовы.

Гиперактивные ученики создают проблемы не только себе, но и одноклассникам, и учителям. Их почти невозможно заставить сесть, они встревают в каждый разговор и перебивают учителя. Они не думают перед тем, как начать действовать: например, они могут перебегать улицу, не осмотревшись по сторонам. Такие дети всегда хотят быть первыми и уверены, что их мнение является самым правильным, поэтому им сложно общаться со сверстниками.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Как диагностировать

    Ситуация, когда человеку трудно на чём-то сосредоточиться, или когда он действует необдуманно, встречается довольно часто. У многих детей и взрослых есть такие черты, просто они проявляются не постоянно и не оказывают негативное влияние на повседневную жизнь.

    Чтобы не путать признаки СДВГ с проявлениями стресса или усталости, в диагностический справочник DSM-5 специально добавлено уточнение, в котором сказано: «Имеются очевидные доказательства того, что эти симптомы мешают нормальному социальному, академическому и социальному функционированию, или снижают его качество».

    В справочнике DSM-5 также содержатся обновлённые критерии диагностики СДВГ. Прежде всего, симптомы должны отмечаться в течение как минимум 6 месяцев и сохраняться до возраста 12 лет. Кроме того, они должны проявляться при двух различных условиях – к примеру, дома и в школе.

    Что касается самих симптомов, то в DSM-5 перечислено по 9 типичных признаков невнимательности и гиперактивности/импульсивности. В каждой из этих категорий у детей должно отмечаться по 6 симптомов, а у подростков и взрослых старше 17 лет – по 5.

    Диагностические критерии для этого состояния в DSM-5 и МКБ-11 в целом сходны, но если в DSM-5 присутствует 18 характерных симптомов СДВГ, то справочник МКБ-11 ограничился просто двумя группами симптомов, без уточняющего перечня.

    Осложнения при СДВГ

    Сложности, которые создаёт синдром дефицита внимания с гиперактивностью, могут негативно отражаться на повседневной жизни ребёнка. Эти проблемы прежде всего касаются отношений с семьёй, сверстниками и учителями. Из-за особенностей своего поведения такие дети и подростки часто попадают в неприятности – как дома, так и в школе.

    ребенок улыбается на ярком фоне

    Они часто ведут себя так, словно им меньше лет. Они капризничают из-за того, что не хотят ложиться спать. Они бесцеремонно перебивают взрослых, когда те разговаривают по телефону. Во время урока они могут вставить реплику, не имеющую никакого отношения к тому, о чём говорит учитель. Весь класс может писать диктант, а ученик с СДВГ при этом будет смотреть в окно. Кажется, что дети с СДВГ всё время где-то отсутствуют, а их голова занята чем-то другим.

    Им нелегко устанавливать и поддерживать отношения с другими детьми, потому что они всегда хотят диктовать правила игры и быть лидерами. Они не всегда могут контролировать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, и иногда выражают их чрезмерно. Это может привести к неприятностям, когда ребёнок что-то сломает или поранит одноклассника.

    В обществе дети с СДВГ часто получают клеймо «невоспитанных», «диких», «неуравновешенных». Они испытывают потребность в общении, им хочется устанавливать отношения с другими детьми и подростками, но чаще всего они встречают неприятие. Гиперактивным детям сложно понимать правила, регулирующие социальное поведение. Некоторые их черты – такие, как вспыльчивость, быстрая смена настроения, упрямство или частые приступы гнева, – мешают таким детям заводить друзей и поддерживать стабильные отношения.

    Когда дети с СДВГ постоянно слышат, что они недостаточно стараются, или когда они понимают, что не могут справляться с задачами, которые другим даются легко, – они начинают терять веру в себя. По мере накопления такого негативного опыта у них даже могут развиться серьёзные проблемы вроде тревожного расстройства или депрессии.

    Коррекция СДВГ

    В представлении большинства людей лечение СДВГ и медикаментозная терапия неразрывно связаны. Тем не менее, лекарства не решают всех проблем и не устраняют все симптомы полностью.

    Лекарственные средства обычно могут улучшить внимание и концентрацию, но мало помогают при дезорганизации, забывчивости и отсутствии самоконтроля – тех самых проблемах, которые чаще всего возникают у взрослых с СДВГ.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Лекарства более эффективны в сочетании с другими методами коррекции СДВГ, которые решают эмоциональные и поведенческие проблемы. Поддержка людей с СДВГ должна быть прежде всего направлена на повышение самооценки пациента, на его реализацию как личности и создание благоприятной обстановки внутри семьи. Поэтому в работе с такими пациентами важная роль отводится психотерапии детей и подростков, поведенческой терапии, обучению родителей и просветительской работе среди педагогов.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности