Аграмматическая дисграфия оказывает влияние на личность ребенка и его психологическое развитие. Если есть такая особенность, упражнения помогут ее устранить. Необходимо расширять лексический запас, обучать формированию грамматических категорий и развить умение формирования связных высказываний.
Причины и механизмы возникновения
Аграмматическая дисграфия может возникать в силу следующих причин:
- Не развивается грамматический строй речи.
- Двуязычие (билингвизм).
Нарушается:
- языковой синтез и анализ;
- восприятие на слух у младших школьников;
- грамматика и лексика;
- фонематический слух;
- анализ языка и синтез;
- представления пространственного характера;
- внимания и память;
Предпосылки для аграмматической дисграфии часто возникают еще до того, как ребенок появился на свет. Пример: тяжелая или многоплодная беременность матери, недоношенность, гипоксия плода или родовые травмы. У детей возможны патологии органов, болезни инфекционного характера, заикание и черепно-мозговые травмы.
Основные факторы, приводящие к развитию аграмматической дисграфии
Аграмматическая дисграфия возникает в силу разных причин. Это неразвитая грамматика речи, возникающие проблемы с обработкой информации на слух, с лексико-грамматическим строем речи, нарушения памяти, внимания, пространственных представлений у детей. Возможна предрасположенность наследственного характера, травмы, конфликты с другими детьми, сложные обстоятельства в семье, жизнь в среде, где используются сразу два языка. Все это может способствовать тому, что разовьется данная проблема.
Причины аграмматической дисграфии часто возникают до рождения ребенка. Возникают проблемы со здоровьем матери или сложными родами. В детстве вероятны инфекции, патологии органов, а также травмы.
Факторы риска могут возникнуть у детей еще до того момента, как они начнут учиться в школе:
- минимальная дисфункция головного мозга;
- повреждения мозга, происхождение которых органические;
- многоязычная среда;
- запущенность с педагогической точки зрения;
- нарушенное внимание, память и познавательная деятельность.
Симптомы аграмматической дисграфии
Можно выделить следующие достаточно распространенные симптомы:
- неправильно пишут слова (заменяют одно слово другим, пропускают некоторые буквы, а также часто добавляют или неправильно располагают буквы и звуки);
- плохая орфография (часто ошибаются в написании слов);
- сложности рукописного текста (буквы не соответствуют звука, которые они представляют);
- возникают проблемы с грамматикой и орфографией (сложности с применением верной грамматики и пунктуации в процессе написания текста);
- письмо с низкой скоростью (дети медленно пишут текст, так как постоянно ошибаются и неуверенны в правильности написанного);
- тревога и стресс при письме (люди с грамматической дисграфией постоянно испытывают тревогу и стресс, когда необходимо что-то написать).
Как диагностировать аграмматическую дисграфию
Аграмматическая дисграфия можно диагностировать после того, как проведено обследование письменной и устной речи. При исследовании логопед выявляет ошибки, которые являются типичными. Связаны они с неверным согласованием слов в предложениях, неправильным использованием окончаний и предлогов, сложностями в понимании правил и их использовании.
Для того чтобы определить проблему точнее, необходимы консультации с неврологом и психологом. Нужны они, для того чтобы исключить вероятные физические причины возникающих сложностей с письмом. Только после этого может быть выявлена причина проблемы и подобраны способы ее решения.
Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.
Коррекционные методы и подходы к лечению
Главной задачей выполняемой коррекции является устранение аграмматизма в речи. Обучение идет обязательно поэтапно. Материал постепенно усложняется. Занятия всегда идут параллельно по различным направлениям, которые взаимосвязаны между собой:
- Обязательно идет работа с предложениями. Необходимо изучить его структуру, элементы, отработать типы предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные и простые. Используются схемы в графическом виде, которые позволяют детям научиться составлять и разбирать предложения.
- Детей учат создавать слова. Обращается пристальное внимание на то, как меняются части речи по числам, а также падежам, родам. Изучаются правила управления и согласования слов, уточняются определенные значения предлогов и функций приставок и суффиксов. Формируются необходимые навыки анализа слова с морфологической точки зрения.
- Идет работа с текстом. Ребёнка обучают выделять основную мысль текста и тему, последовательность предложений и логику изложения информации, составлять план текста и связного текста на заданную тему. Усвоенные грамматические навыки закрепляются в письменной речи.
- Развитие связной речи. Ребёнка учат строить предложения, использовать различные виды связи между словами и частями предложения, применять разнообразные синтаксические конструкции.
- Расширение словарного запаса. Работа над обогащением активного словаря ребёнка, изучением новых слов и их значений, развитием лексического строя речи.
- Формирование грамматических категорий. Усвоение правил образования и изменения слов, согласование слов в предложении, правильное употребление предлогов и других служебных частей речи.
- Развитие фонематического слуха и восприятия. Ребёнка учат различать звуки речи, анализировать структуру слова и предложения, понимать смыслоразличительную роль звуков и букв.
- Развитие мелкой моторики и координации движений. Выполнение упражнений и заданий, направленных на улучшение моторных навыков, необходимых для письма и овладения навыками каллиграфии.
- Развитие внимания, памяти и мышления. Задания и упражнения, направленные на улучшение этих когнитивных процессов, способствуют успешному освоению навыков письма и чтения.
- Взаимодействие с родителями и педагогами. Организация совместных мероприятий и консультаций для родителей и педагогов, обмен опытом и информацией о методах и приёмах коррекции аграмматической дисграфии, а также обсуждение успехов и трудностей в процессе обучения.