Количество вопросов: 18
Время прохождения: 5-8 минут
В международном классификаторе болезней МКБ-10 синдром дефицита внимания с гиперактивностью отнесён к гиперкинетическим расстройствам, которые проявляются беспокойством, импульсивностью, неосознанной двигательной активностью, проблемами с вниманием и самоорганизацией.
От чего появляется СДВГ, пока в точности не установлено. Ещё на стадии внутриутробного развития мозг одних людей формируется немного иначе, чем у других. Раньше это считалось мозговой дисфункцией. Сейчас учёные склонны относить СДВГ к спектру нейроразнообразия — так же, как дислексию, дисграфию, ОКР.
Это означает, что подобные состояния рассматриваются не как заболевание или отклонение от нормы, а как особый вид мышления и восприятия окружающего мира.
Результаты теста не являются окончательным диагнозом, но они могут предоставить общее представление о наличии СДВГ у ребенка. Уже само знакомство с вопросами теста поможет вам лучше понять возможные проявления этого расстройства.
Симптомы и признаки СДВГ у детей и подростков
Узнать ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности можно по следующим признакам:
- Гиперактивность. Человек с данным расстройством не может усидеть на месте, ему нужно все время бежать, скакать, что-то делать. Взрослые люди суетливы, беспокойны. При этом все совершаемые движения не несут никакой цели, хаотичны.
- Импульсивность — недостаточность контролируемого поведения в ответ на заданные требования. Говоря проще, данный клинический симптом проявляет себя незамедлительной реакцией на происходящие события. Ребенок начинает выполнять задание, не дослушав условие или не может адекватно оценить предъявляемые к нему требования. Человек нетерпелив, спорит, перебивает других, не может стоять в очереди. Все поступки, слова пациента импульсивны, необдуманны, что влечет за собой различные последствия. При этом предугадать последние времени у больного не остается. Так, дети с СДВГ, для того, чтобы показать свою смелость, часто совершают опасные действия, травмируются.
- Невнимательность. Человек с СДВГ легко отвлекается, не может сосредоточиться даже на интересующем его занятии больше 5-10 минут. Ребенок не организован, не способен выполнить какую-либо задачу, совершает множество ошибок. При объяснении нового материала как будто не слушает педагога. В связи с чем успеваемость у ребенка низкая.
Это главные три критерия, полностью описывающие человека с СДВГ.
К менее важным клиническим признакам заболевания можно отнести:
- Повышенную утомляемость. Человек устает даже после незначительной физической или умственной активности.
- Эмоциональную лабильность. Пациент жалуется на частую смену настроения, раздражение, тревогу, беспокойство, ощущение страха и безысходности.
- Легкие неврологические расстройства. Ребенок грызет ногти, сосет пальцы, сжимает пальцы или бесконечно выполняет стереотипные монотонные движения.
- Нарушения сна. Человеку трудно заснуть, часто пробуждается по ночам, чувствует себя усталым, разбитым. Характерна дневная сонливость.
- Потеря аппетита. Пациент отказывается от еды, не получает достаточное количество питательных веществ. Нарушается общий метаболизм во всем организме.
Симптомы СДВГ у детей 1-2 года
У некоторых детей признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью отмечаются уже в 2 года или даже раньше — в 1 год.
Конечно, в таком возрасте распознать СДВГ непросто, потому что почти все двухлетние девочки и мальчики полны энергии и легко отвлекаются. Они проявляют нетерпение и яростно протестуют, когда не получают то, чего хотят.
Гиперактивным малышам обычно требуется меньше сна, чем сверстникам, но это обстоятельство не может служить надёжным критерием диагностики. Учёные считают, что в столь раннем возрасте предиктором (средством прогнозирования) СДВГ является неспособность контролировать эмоции.
Если маленький ребёнок часто плачет и подолгу не может успокоиться, если он раздражителен, не терпит отказа и имеет проблемы со сном и кормлением, то у родителей есть повод показать его психологу.
У малышей с СДВГ часто случаются истерики, и возникают они порой без особого повода. Реакции в этом случае избыточны и непропорциональны событию. Некоторые дети не могут остановиться, даже если им пообещают за это награду.
Вот некоторые примеры типичного поведения малыша с подозрением на наличие у него СДВГ:
- Истерики: происходят больше 3-х раз в неделю и длятся дольше 15 минут, а частота и интенсивность сохраняются в течение 6 и более месяцев
- Агрессивное поведение (кусание, царапание): сохраняется по достижении возраста 36 месяцев и старше и происходит чаще 2-х раз в месяц
- Членовредительство (например, попытки удариться головой): может происходить в любое время
Эмоциональные реакции детей с СДВГ могут быть непредсказуемыми и возникать даже в благоприятной ситуации — например, на дне рождения. Из-за чрезмерной стимуляции органов чувств (громкая музыка, шум детей и т.п.) у ребёнка может произойти нервный срыв с криками, плачем и швырянием предметов.
Симптомы СДВГ у детей 6-7 лет
Дошкольники в возрасте 6-7 лет активно познают мир, поэтому их гиперактивное и импульсивное поведение может быть естественной реакцией на большое количество новой информации. Даже у взрослых людей «разбегаются глаза», когда они оказываются в необычном, полном незнакомых вещей месте.
Однако, когда мальчик или девочка идут в первый класс (обычно в возрасте 6 лет или чуть старше), они сталкиваются с необходимостью следовать правилам и ограничениям: сидеть на уроке тихо, слушать учителя, поднимать руку, чтобы задать вопрос. Но ученик часто не понимает, почему его поведение вдруг стало неправильным. Раньше он мог подойти и потрогать вещь, которая привлекла его внимание, а сейчас этого делать нельзя. Раньше он мог задавать кучу вопросов, а теперь нужно слушать учителя и не перебивать.
Ребенок-школьник с СДВГ не обладает навыками самоконтроля. Ему трудно сидеть весь урок в одном положении, сложно сконцентрироваться на голосе учителя. В момент перевозбуждения он может просто встать и выйти из класса.
Ему не хватает терпения на то, чтобы дописать строчку в прописях или арифметический пример. Он постоянно крутит головой и пытается привлечь внимание других учеников.
Если первоклассника с СДВГ постоянно ругают, у него может закрепиться нежелательное поведение, потому что дети в этом возрасте испытывают потребность во внимании. Школьник в этом случае будет намеренно стараться выглядеть «плохим», чтобы привлекать к себе внимание.