Работу с психологом можно разделить на два основных направления — консультирование и психотерапия. Консультации помогают человеку увидеть и осознать свою проблему и найти собственный способ для её решения. Терапия — это процесс, который проходит при тесном сотрудничестве психолога и клиента. Он ставит целью глубокую проработку проблем и устранение причин, которые их вызывают.
Наш центр оказывает психологическую поддержку как взрослым людям с дислексией, так и родителям детей-дислектиков. Взрослые дислектики смогут справиться с психологическими проблемами, связанными с проявлениями дислексии, и улучшить свое психоэмоциональное состояние в целом. Родители, у которых есть дети с дислексией, смогут справиться с психологическими нагрузками и лучше понять потребности и особенности своих детей.
Психолог для взрослых дислектиков
Психотерапия эффективна лишь при условии, что клиент осознаёт наличие у него проблем, имеет желание и мотивацию изменить свою жизнь и добровольно обращается за помощью.
В какой бы трудной ситуации ни находился человек, психолог способен составить объективную и непредвзятую оценку его состояния и помочь ему достигнуть положительных результатов.
Взрослые с дислексией часто вынуждены скрывать свои трудности от близких людей и коллег, что приводит к социальной изолированности, стрессам, раздражительности. Из-за страха, что их состояние будет препятствовать карьере, они отказываются от продвижения по службе. Если своевременно не проработать с психологом все эти эмоциональные проблемы, то со временем они будут только усугубляться, и справиться с ними будет все сложнее.
Психолог помогает клиентам взять свои страхи и тревоги под контроль. Он даёт им стратегию, которая позволит избавиться от навязчивых мыслей и уверенно справляться со стрессовыми ситуациями.
Если своевременно не проработать с психологом все эти эмоциональные проблемы, то со временем они будут только усугубляться, и справиться с ними будет все сложнее.
Типы проблем, с которыми обращаются взрослые дислектики
Дислексия сказывается не только на способности читать и писать, но и на ряде других аспектов: памяти, внимании, организованности, способности заводить общение и выстраивать график повседневной жизни.
Трудности с чтением влияют на исполнение профессиональных обязанностей: дислектики могут делать ошибки в словах, им бывает сложно прочесть длинный текст — например, инструкцию. Проблема усугубляется тем, что людям с дислексией иногда трудно выполнять последовательность действий.
Дислектик может забыть о назначенной встрече или опоздать на неё. Таким людям порой бывает сложно рассчитать, сколько времени требуется на выполнение задания. Из-за этого их могут считать недисциплинированными и неисполнительными.
Многим людям с дислексией приходится бороться с предрассудками и предубеждениями со стороны коллег по работе. Поэтому они склонны скрывать своё состояние, и по этой причине находятся в постоянном состоянии страха и тревожности.
Стремясь доказать окружающим, что они способны работать не хуже других, дислектики взваливают на себя слишком много обязанностей и переживают из-за этого сильный стресс.
Психолог для родителей детей-дислектиков
Родители, у которых есть дети с дислексией, часто испытывают повышенный стресс, чувство вины и разочарование. Опросы показывают, что около 95% матерей при этом испытывают беспокойство по поводу будущего своего ребёнка.
Кроме того, родители не всегда имеют полное понимание того, что такое дислексия и какова её природа. Одно лишь предположение о том, что у сына или дочери может быть дислексия, будет воспринято ими с ужасом из-за того, что их ребёнок «не такой, как все».
Психологическая поддержка таких родителей помогает им справиться со страхом и тревожностью и выработать правильное, позитивное отношение к своим детям.
Дети всегда безошибочно улавливают эмоциональное состояние родителей. Если взрослые начнут относиться к проблемам ребёнка спокойно и доброжелательно, будут поощрять его достижения и отмечать сильные стороны, то вместе они гораздо легче преодолеют все трудности.
Типы проблем, с которыми обращаются родители дислектика
Одиночество и отчаяние. Когда мальчику или девочке диагностируют дислексию, у некоторых родителей может возникнуть ощущение растерянности, фрустрации и покинутости. Им кажется, что они остались со своей проблемой один на один. Поэтому родителям, как и их детям, необходима поддержка со стороны психолога.
Гнев и тревога. Иногда родители могут чувствовать разочарование и обиду из-за того, что их сын или дочь оказались неидеальными, что они плохо успевают в школе. Они тревожатся о том, что ребёнок не сможет продолжить образование в колледже или вузе.
Чувство вины. Все родители в тот или иной момент испытывают чувство вины по отношению к своим детям, у которых обнаружена дислексия. Им кажется, что это случилось потому, что они не были хорошими родителями. Это чувство является нормальным, но оно разрушительно. Психолог поможет справиться с ним и начать двигаться дальше.
Эмоциональные проблемы. Школьники с дислексией могут подвергаться насмешкам со стороны одноклассников, а учителя не любят «возиться» с такими детьми, потому что школьная программа построена на стандартах. Поэтому ученики с дислексией нередко ощущают себя изгоями, что приводит к психологическим проблемам. А родители часто не знают, как помочь своим детям в такой ситуации.
Поведенческие проблемы. Школьники с дислексией, постоянно переживая неудачи, могут становиться раздражительными, грубыми, срываться на окружающих и проявлять агрессию. Родителям нужны способы, чтобы изменить поведение своих детей и помочь им социализироваться.
Отсутствие мотивации. Когда ребёнок или подросток чувствует, что несмотря на всё старание не может добиться того же успеха, что и одноклассники, у него пропадает интерес к учёбе. Он может даже начать прогуливать занятия. Родители нуждаются в советах, как вернуть ребёнку мотивацию и уверенность в себе.
Слабая информированность о дислексии. Родители обычно слышат слово «дислексия» только тогда, когда их ребёнку ставят диагноз. Незнание порождает страх и всевозможные предрассудки. Психолог снабдит взрослых необходимой информацией и ответит на вопросы.
консультацию
Процесс приёма у психолога
Для большинства людей визит к психологу сопряжён со стрессом. Они не знают, как сформулировать свою проблему, и сомневаются, что посторонний человек сможет в ней разобраться.
Но психолог — это профессионал, который знает, как сделать общение комфортным и доверительным. Он будет внимательно слушать и позаботится о том, чтобы клиент чувствовал себя в безопасности. Всё, что обсуждается во время сеанса терапии, является конфиденциальным.
На первой встрече психолог обычно задаёт вопрос о том, почему человек решил обратиться за помощью. Это позволяет ему понять эмоциональное состояние клиента, его чувства и переживания и те надежды, которые человек возлагает на психотерапию.
Роль доверия между клиентом и психологом
Доверие — это важнейшая составляющая успешных отношений между клиентом и психологом. Только при безусловном доверии к психологу клиент сможет полностью раскрыться и начнёт работать вместе с ним, чтобы найти решение проблемы.
Уверенность в том, что психолог относится к нему с уважением, сочувствием и пониманием, что он соблюдает конфиденциальность, — всё это позволяет клиенту чувствовать себя в безопасности. Так закладывается фундамент для плодотворного сотрудничества.
Доверие строится на таких принципах, как активное слушание, эмпатия, честность, открытость. При этом психолог всегда соблюдает этические рамки общения.
Конфиденциальность
Конфиденциальность является одним из главных правил профессиональной этики психолога. Во время первой же беседы клиенту дают гарантии, что их личная информация будет сохранена в неприкосновенности. Это укрепляет доверие к психологу и позволяет клиентам чувствовать себя комфортно и свободно делиться чувствами, мыслями и переживаниями.