Основные цели и задачи логопедических занятий
Формальный диагноз «дислексия» обычно ставят дефектологи, неврологи или психиатры. Однако зачастую он требует подтверждения от профильного специалиста — в частности, от логопеда.
Логопед при встрече с ребёнком может провести комплексную оценку, в которую входит проверка памяти, артикуляции, чтения и понимания, различения звуков на слух. Логопед также оценивает словарный запас ребёнка и понимание им грамматического строя речи.
Раннее выявление проблем с чтением даёт больше шансов на то, что дошкольник сможет преодолеть их ещё до того, как пойдёт в первый класс. Даже если мальчик или девочка ещё не умеют читать, риск развития у них дислексии всё равно можно определить. Существуют характерные симптомы дислексии в дошкольном возрасте: ребёнок не может заучить даже короткие детские стихи, он не понимает смысла рифмы и не может запомнить названия дней недели.
Логопед может выявить закономерности в речевых ошибках ребёнка и устранить их. Он предлагает детям игры и упражнения, которые смогут улучшить рабочую память. Эти упражнения можно в том числе выполнять и дома. Занятия с логопедом помогают улучшить артикуляцию и фонологические навыки, избавиться от проблем с неправильной последовательностью звуков и искажением слоговой структуры («молоток» — «маток»).
Во время таких занятий улучшаются не только речевые способности, но и когнитивное развитие ребёнка в целом: его мышление, память, внимание, способности анализировать и принимать решение. Растёт его уверенность в себе, повышаются навыки социальной коммуникации. Всё это закладывает основу для будущих успехов.
Методики и подходы в работе логопеда
Логопедия — это процесс, требующий индивидуального подхода, поэтому используемые логопедом методы всегда будут зависеть от возраста, особенностей и потребностей клиента.
Среди основных техник, принятых на вооружение логопедами, можно назвать следующие:
- Артикуляционная терапия. Это серия мимических упражнений, которые тренируют и развивают речевой аппарат и корректируют произношение. Подход предполагает структурированную отработку артикуляции звуков и слогов.
- Логопедическая ритмика. Давно установлено, что музыкальные ритмы помогают преодолевать речевые трудности. Сочетая ритм с речью, можно значительно улучшить её качество, согласовать дыхание и произношение звуков.
- Логопедический массаж проводится пальцами или специальными инструментами. Он помогает снизить тонус слишком напряжённых участков речевого аппарата, растянуть уздечку языка, исправить ошибки артикуляции.
- Психогимнастика — это средство выражать свои эмоции и переживания при помощи невербальных средств: мимики, пантомимы. Она помогает ребёнку расслабиться, почувствовать своё тело и получить эмоциональную разрядку.
- Игровые технологии необходимы в работе с детьми, чтобы заинтересовать их процессом и развить в них любознательность. Игры помогают развивать мышление и воображение, они обогащают словарный запас и делают обучение более непринуждённым.
- Арт-терапия (рисование, лепка, разыгрывание сценок) позволяет не только развить речевые навыки и мелкую моторику, но и снять психологические зажимы. В процессе творчества раскрываются таланы ребёнка, он обретает уверенность в себе, учится общению с другими детьми.
Использование этих методик в логопедической практике направлено не только на исправление проблем с речью, но и на улучшение когнитивных и социальных навыков, что имеет огромное значение для развития ребёнка и подростка.
консультацию
Роль родителей в процессе логопедической коррекции
Многочисленные исследования показывают, что дети с дислексией добиваются гораздо большего прогресса, когда родители активно вовлечены в процесс терапии. Более того, участие родителей в этом процессе необходимо, поскольку они обеспечивают обратную связь, а ребёнку наиболее комфортно общаться и взаимодействовать с родителями.
Родители могут поделиться с логопедом информацией о личности ребёнка и его предпочтениях. Они помогают понять, как мальчик или девочка реагируют в сложных для них ситуациях, как ведут себя дома. Родители сообщат логопеду обо всех изменениях, которые они заметят у своего ребёнка.
Близкие люди, как никто другие, знают особенности и темперамент своего чада. В тесном сотрудничестве с логопедом они смогут подобрать оптимальный план коррекции.
Ключевая роль родителей в логопедической работе заключается в поддержке и поощрении. Они должны постоянно подбадривать и воодушевлять своих сына или дочь. Ребёнку нужно чувствовать, что мама и папа гордятся его достижениями.
Хороших результатов невозможно добиться без регулярной практики, и задача родителей в этом случае — поддерживать заданный распорядок дня и делать вместе с ребёнком упражнения, которые рекомендовал логопед. Нужно постоянно закреплять приобретённые навыки, пока они не достигнут автоматизма.
Родители проводят со своими детьми гораздо больше времени, чем логопед, и они постоянно общаются с ними. Они могут использовать любой удобный случай, чтобы потренировать речевые навыки ребёнка. Они видят отдельные слабые стороны и могут поработать над ними. А для ребёнка важно, чтобы родители замечали его прогресс.
В нашем центре мы проводим занятия с детьми, направленные на улучшение речевых навыков, речевой моторики и артикуляции. Мы используем проверенные, отлично зарекомендовавшие себя методики, включая массаж и сенсомоторные упражнения.
Уже через несколько занятий уверенность детей в себе значительно повышается, поскольку они могут лучше общаться и контролировать свою речь. Благодаря нашим логопедам можно не только исправить речевые нарушения у детей, но и существенно улучшить качество их жизни.