Почему ребенок плохо читает?

Умение читать – это жизненно необходимый навык в современном мире. Каждый человек практически ежеминутно взаимодействует с печатным текстом: читает учебники в школе или электронную почту на работе, видит рекламные сообщения на экране и вывески на зданиях, пробегает взглядом сообщения на телефоне.

Чтение обеспечивает доступ к информации и открывает возможности для образования и профессиональной карьеры. Это нечто большее, чем просто складывание букв в слова: чтение предполагает координацию целого ряда способностей и знаний. Прежде всего, читатель должен понимать значение каждого слова и уметь анализировать. Например, из фразы: «Бабушка пошла купить семена цветов, она любит георгины» – читатель делает вывод, что георгины – это цветы.

Одни слова могут звучать не так, как они пишутся. Некоторые имеют несколько значений. Другие могут быть как существительными, так и прилагательными: например, просто мороженое и мороженое мясо. Во время чтения человеческий мозг проделывает огромную работу, составляя отдельные слова в наполненные смыслом предложения. Учитывая сложность этих процессов, можно понять, почему некоторым детям бывает сложно научиться читать.

Запись на
консультацию

    * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
    политикой конфиденциальности

    Основные причины медленного чтения

    Полный анализ того, что делают мозг и органы зрения и слуха во время чтения, занял бы несколько страниц. Но условно всю эту работу можно разделить на два компонента. Первый заключается в способности переводить печатные символы в звуки. Второй представляет собой определение смысла слов и построение из них логических предложений.

    Ещё до того, как дети научатся читать, у них развиваются навыки разговорной речи. Однако владение разговорным языком не гарантирует успеха в понимании печатного текста. Нужно уметь декодировать печатное слов в устную форму, и наоборот. Исследователи выделяют 5 базовых навыков, которые необходимы для успешного овладения чтением:

    1. Фонематическая осведомлённость – способность идентифицировать отдельные звуки (фонемы) в словах и использовать их.
    2. Фонетика – установление взаимосвязи между буквами и звуками.
    3. Словарный запас – сохраняемый и постоянно растущий набор слов, который ребёнок использует при разговоре и чтении.
    4. Беглость чтения – способность читать текст быстро, точно и с хорошей артикуляцией.
    5. Когнитивные навыки – способность понимать и осмысливать прочитанное.
    способы коррекции плохого чтения у детей

    Затруднения с любым из этих компонентов могут препятствовать развитию навыков чтения. Кроме того, причиной плохого развития устной и письменной речи может быть педагогическая запущенность. Обучение чтению начинается ещё до того, как дети пойдут в школу. Если ребёнок не получает такой опыт в раннем детстве, то он будет читать с трудом и с большим нежеланием.

    Причиной медленного чтения у детей могут также стать нарушения в работе органов речи, зрения и слуха. Имеется ряд особенностей, таких как дислексия или дисграфия, которые вызывают проблемы с чтением и письмом. Дети с дислексией страдают задержкой речи, у них ограниченный словарный запас. Они могут читать, но при этом не понимать прочитанное, путать лево и право, переставлять и пропускать буквы.

    В каком возрасте дети испытают проблемы с чтением?

    Чтение не развивается естественным путём. Детей нужно систематически обучать навыкам декодирования, распознавания слов и пониманию прочитанного. Даже когда малышу читают вслух, это способствует формированию навыков чтения. Так он знакомится со структурой языка, пополняет свой словарный запас, учится понимать значение слов.

    Дети учатся читать с разной скоростью. Одни словно бы начинают делать это сами по себе, как по волшебству. Другим требуется больше времени, чтобы понять взаимосвязь между звуками и буквами. Как правило, ко второму классу школьники должны освоить беглое чтение. Однако некоторые из них испытывают проблемы и в более старшем возрасте.

    Ребенок в 1 классе плохо читает (6-7 лет)

    Если родители просят первоклассника прочесть текст вслух, а он сопротивляется, то это может сигнализировать о наличии проблемы. Иногда родители замечают у ребёнка трудности с чтением только после того, как он пойдёт в школу. Проявляющиеся до этого «тревожные звонки» они списывают на малый возраст.

    Между тем, даже у дошкольников могут проявляться симптомы, которые должны настораживать. Например, малыш не в состоянии заучить даже простой стишок и не понимает, что такое рифма. Он не запоминает название букв, не может разбить слово на слоги. Всё это может свидетельствовать о наличии дислексии или других особенностей со схожими симптомами.

    Вот ещё несколько предупреждающих знаков:

    • Ребёнок не понимает связи между звуками и буквами;
    • Он пропускает слова в предложении и не останавливается, чтобы исправиться;

    • Он не может запомнить слово, которое уже встретил на странице несколько раз;
    • Он старается угадать неизвестное слово, а не пытается его прочесть.

    Эти знаки показывают, что обучение ребёнка чтению проходит не очень гладко. Однако они не обязательно будут указывать на серьёзную проблему. Обучение чтению – сложный процесс, который может потребовать большого количества времени и усилий.

    Каждый ребёнок уникален и наряду со способностями имеет свои слабости. В возрасте 6-7 лет его проблемы с обучением могут быть вызваны быстрой утомляемостью, неумением концентрироваться или отсутствием интереса. Многим первоклассникам трудно привыкнуть к школьному распорядку, необходимости долго сидеть на одном месте.

    Ребенок во 2-3 классе плохо читает (8-9 лет)

    В возрасте 8-9 лет отношение школьников к чтению существенно меняется. Они продолжают совершенствовать артикуляцию и пополнять словарный запас, начинают читать более сложные тексты и пересказывать их. По заданию учителя они учатся делать анализ фрагмента или небольшого рассказа, обсуждать события и персонажей, поступки действующих лиц.

    Вот примерный перечень того, что школьники умеют к третьему классу:

    • Читать сложные слова;
    • Понимать, что такое корень, суффикс, окончание;
    • Различать жанры художественных произведений;
    • Описывать персонажей, обстановку, сюжет;
    • Определять последовательность событий в рассказе;
    • Определять главную и второстепенную тему произведения;
    • Отвечать на вопросы по содержанию текста;
    • Понимать сравнения, метафоры и другие описательные приёмы.

    К 9 годам учащиеся обычно овладевают всеми основными навыками чтения, и примерно в этом же возрасте их интерес к книгам начинает снижаться. Этот феномен подтверждён научными исследованиями. По статистике, число детей, которые любят читать, среди 8-летних составляет 40%, а среди 9-летних – только 28%.

    В этот момент важно поддержать увлечённость ребёнка чтением, предлагая ему книги, которые вызовут у него интерес. Если к 3-му классу он не до конца освоил навыки чтения, то развить их в старших классах будет намного труднее.

    Есть несколько причин, по которым третьеклассник может испытывать трудности с чтением:

    1. Методика преподавания;
    2. Проблемы со зрением и слухом, наличие неврологических нарушений;
    3. Недостаточный опыт чтения в дошкольном возрасте;

    Каждый школьник усваивает знания по-разному. Одни дети лучше понимают урок, когда материал представлен в визуальном отображении, другие предпочитают восприятие на слух. От этого зависят их успехи на занятиях – особенно в начальной школе.

    На процесс обучения могут негативно влиять и особенности – например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или дислексия. О наличии у школьника дислексии свидетельствуют следующие факты:

    • Ребёнок при чтении перескакивает со строчки на строчку, «теряет» текст;
    • Он пропускает слова;
    • Он опускает буквы в конце слов;
    •  Он читает медленнее, чем требуется по возрасту;
    • Он избегает чтения вслух;
    • Он забывает то, что только что прочёл.

    Ещё одним важным фактором является опыт чтения. Дети из тех семей, где любят книги и часто читают в свободное время, обычно легко справляются с чтением. Интерес к книгам нужно прививать с возраста 2-3 лет, когда родители читают своим детям вслух. При этом важно не просто прочитывать текст, а разыгрывать с ребёнком сценки, предлагать ему придумать продолжение истории или поинтересоваться, что он думает о том или ином персонаже.

    Ребенок в 4-5 классе плохо читает (10-11 лет)

    Как научить ребенка читать

    Школьники к возрасту 10-11 лет уже умеют эффективно использовать речь для различных ситуаций. Они учатся обобщать, давать точные указания, составлять отчёты и упорядочивать информацию. В 4-5 классе они способны объяснить связь между значениями многозначных слов («ключ от замка и ключ как родник»), использовать сложные предложения и образный язык.

    Школьники в возрасте 10-11 лет свободно читают книги, предназначенные для их возраста, самостоятельно выясняют значения незнакомых слов, анализируя их структуру, способны в деталях описать сюжет художественного произведения и пояснить, как происходит развитие персонажа. Они могут дать характеристику языку и стилю автора, понимают принципы стихосложения.

    В этом возрасте школьники также умеют:

    • Активно пополнять свой словарный запас, используя справочные пособия и собственные знания о происхождении слов;
    • Использовать новые слова для обозначения знакомых понятий;
    • Анализировать текст в поисках доказательств, подтверждающих их мнение;
    • Различать формы подачи информации – например, образную или побудительную;
    • Читать и разбирать тексты, где используются термины и абстрактные понятия.

    К 4-5 классу школьники должны уверенно работать с различными текстами: газетами, веб-сайтами, письмами, документальными фильмами с текстовой информацией. У них вырабатывается предпочтение к тем или иным жанрам: юмору, фантастике, детективам, классической литературе и так далее.

    Школьная программа в средних классах становится всё более сложной, и проблемы с чтением могут стать более очевидными. Дети с не выявленной дислексией будут всё больше и больше отставать от своих одноклассников.

    Симптомы дислексии и других схожих трудностей с обучаемостью, которые проявляются в возрасте 11 лет, включают в себя:

    • Использование слов, схожих по звучанию, но не подходящих по смыслу;
    • Сложности с некоторыми предметами при нормальной успеваемости по остальным;
    • Речь, преимущественно состоящая из коротких предложений;
    • Использование общих слов вместо называния предметов, например, «та штука»;
    • Ограниченный словарный запас;
    • Замешательство, если в тесте есть несколько вариантов ответов.

    Школьникам с дислексией трудно продемонстрировать то, что они знают. Они просто не могут это выразить словами или письменно. Из-за этого у ребенка падает самооценка, что приводит к социальной изоляции. Они становятся раздражительными, иногда даже грубыми, и эти проблемы усиливаются с наступлением подросткового возраста.

    Упражнения для развития техники чтения

    Ребёнок к возрасту 8-10 лет должен иметь навыки беглого чтения и понимания текста. Понимание складывается из распознавания отдельных слов и умения дать им определение. Школьник также должен понимать значение слов из контекста. Например, встретив фразу «Мы поехали в Санкт-Петербург на «Красной стреле», он определит, что речь идёт о каком-то транспортном средстве, а не буквально о стреле красного цвета.

    Для того, чтобы развить понимание, существует множество приёмов. Например, визуализация, когда школьнику предлагают вообразить мысленную картину того, что он читает, и рассказать об увиденном. Он также может нарисовать героев книги или событие, которое его привлекло.

    Полезным будет и установление связей с ранее полученными знаниями: чтобы лучше понять текст, ребёнок сопоставляет его с тем, что он уже знает. Например, он прочёл рассказ про жирафа и узнал, что тот живёт в Африке. Теперь школьник должен вспомнить, что ещё ему известно об Африке.

    Развитию скорочтения помогает артикуляционная гимнастика и различные скороговорки и чистоговорки. Это упражнение удобно тем. что его можно выполнять в любой момент, даже по дороге в школу.

    Хорошим подспорьем являются упражнения на тренировку зрительной памяти. Это может быть как игра из серии «Найди пару», так и более сложная работа с текстом. К примеру, ребёнку предлагают прочесть небольшой отрывок текста, а потом быстро найти в нём определённое слово, либо прочитать абзац в 5-6 предложений, а потом повторить его по памяти.

    Есть увлекательные головоломки, которые могут стать отличным развлечением для всей семьи: составление слов из заданных букв или превращение одного слова в другое («река – рука – мука – муха»). Отлично зарекомендовали себя такие популярные игры, как «Висельник» или «Поле чудес». Их часто рекомендуют логопеды, они развивают эрудицию и обогащают словарный запас.

    Как родители могут помочь ребенку улучшить навык чтения?

    В школьный период дети совершают переход от приобретения знаний, необходимых для чтения, к чтению ради получения знаний. Школа способствует этому, предлагая ученикам большое количество научной, исторической, документальной и художественной литературы. Учителя побуждают школьников к тому, чтобы они сами искали в книгах ответы на свои вопросы.

    Родители должны поддерживать в детях интерес к чтению – прежде всего, своим личным примером. Важно читать книги вместе с ребёнком или так, чтобы он видел родителей за чтением. Так он поймёт, что его мать и отец считают это занятие важным и необходимым.

    Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

    Школьник в возрасте 8-10 лет стремится впитывать знания, как губка, и его растущее любопытство нужно удовлетворять интересными, познавательными книгами. Очень хорошо, если в семье принято обсуждать прочитанные книги, делиться впечатлениями о них. Можно заинтересовать ребёнка каким-то фактом и тем самым побудить его изучить дополнительные источники, чтобы найти ответ.

    Дома для школьника нужно создать подходящую обстановку для чтения и сделать так, чтобы он проводил за книгой хотя бы полчаса ежедневно. Следует предлагать ему разные жанры и комбинировать художественную литературу с научно-популярной. Возможно, придётся поэкспериментировать, чтобы найти то, что действительно заинтересует ребёнка.

    Оставить комментарий

    * Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Оставьте заявку
    и получите памятку
    Что делать, если у вашего ребенка
    дислексия?

      * Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности

      Телеграм-канал о дислексии: лайфхаки, профессиональный
      опыт, мнения и истории людей

      * Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы соглашаетесь с
      политикой конфиденциальности