К таким трудностям обучения относятся дисграфия и дислексия. Дислексия в основном влияет на чтение. Дисграфия вызывает сложности с письменной речью. Эти состояния разные, но иногда имеют схожие симптомы.
Учителя и родители замечают, что школьник хорошо выполняет устные задания, но с трудом справляется с письменными. Он продолжает читать медленно и с ошибками, когда остальной класс уже освоил беглое чтение. Он не может переписать текст с классной доски, а его почерк — сплошные каракули.
Взрослые нередко склонны обвинять ребёнка в лени и невнимательности, не подозревая о том, что у него могут быть дисграфия и дислексия.
Это — не болезнь и не патология. Это — особенность развития. Такая же, как высокий рост. Но эта особенность создаёт те самые «трудности обучения».
Specific Learning Disability (SLD) – термин из английского языка. В России предпочитают говорить о «специфическом расстройстве развития школьных навыков». К ним относятся дискалькулия, дисграфия и дислексия, а также их сочетания. Все они приводят к различным затруднениям, связанным с чтением, письмом, устной речью и математикой.
К слову, на Западе в последнее время чаще употребляют выражение Specific Learning Differences, что означает «специфические различия в обучении». Такой подход считается более корректным и справедливым, потому что мозг людей с дисграфией и дислексией действительно иначе работает с информацией. Эти люди не глупее, чем остальные. Наоборот, из них часто получаются учёные, визионеры, первооткрыватели.
Особенности нарушений и связь между ними
Расстройства чтения и письма довольно часто встречаются у школьников: по некоторым оценкам, в России в начальной школе до 20% детей сталкиваются с трудностями в обучении.
Родители и учителя, как правило, с трудом различают их между собой. Путаница ещё больше усугубляется тем, что дисграфия и дислексия имеют похожие названия.
Традиционно дислексия («дис-» — нарушение, «лексис» — речь) ассоциируется с нарушениями чтения, а дисграфия («графо» — пишу) — с нарушениями навыка письма. И хотя это отдельные состояния с уникальными неврологическими профилями, между ними есть общие черты.
Дислексия, как и дисграфия, имеет нейробиологическую природу, то есть оба состояния связаны с работой головного мозга. Для дислексии характерны трудности с точным и быстрым распознаванием слов. Это объясняется теорией фонологического дефицита: человеку с дислексией сложно сопоставлять буквы с соответствующими им звуками.
Дисграфия выражается в том, что человеку сложно переводить устную речь в письменную. Когда дело доходит до выражения мыслей на бумаге, начинаются проблемы: буквы скачут, строчки уползают вниз или загибаются вверх.
Дисграфия может иметь разную природу:
- Механическую, связанную с отсутствием мышечной координации
- Пространственную, когда нарушено пространственное восприятие (не выдерживается расстояние между буквами и словами и т.д.)
- Орфографическую, при которой нарушена связь между фонологической и орфографической памятью
В последнем случае ребёнок или взрослый человек не может сопоставить фонему (единицу устной речи) с тем, как она пишется. И в этом дисграфия и дислексия фактически совпадают. Поэтому в ряде стран (например, в США) они даже рассматриваются как одно целое. Термин «дисграфия» не признаётся Американской психологической ассоциацией.
Расстройства чтения и письма имеют высокую коморбидность, то есть сочетаемость и связанность с состояниями, имеющими ту же природу. Исследования показывают, что при наличии дислексии у ребёнка в 30 – 47 процентах случаев присутствуют симптомы дисграфии.
Симптомы дислексии
Дислексия, как считается, присутствует в той или иной степени у 10% – 20% людей. Первые её признаки иногда можно наблюдать у детей уже в возрасте 2 – 3 лет, но родители часто списывают их на особенности роста.
Ребёнок-дислектик, как правило, поздно начинает говорить. У него бедная речь с ограниченным словарным запасом. Вместо названий предметов он использует местоимения: «дай то», «вон там».
Запоминание даже самых простых стихов ему даётся с трудом. Он не понимает смысла рифмы и не может подобрать рифму к предложенным словам.
Малыш не может запомнить порядок дней недели, а школьник — алфавит и таблицу умножения.
Основные трудности поджидают ребёнка в начальной школе:
- Он читает медленно, с большим усилием
- Прочитав слоги, не может сказать, какое слово получилось
- Он пытается угадать слово вместо того, чтобы прочесть его
- Прочитав текст, часто не может пересказать его содержание
Поскольку дислексия связана с дефицитом фонологической обработки (звук не ассоциируется с буквой), она сопровождается нарушениями письма и чтения. Школьник не только плохо читает, но зачастую и пишет кое-как, переворачивая и пропуская буквы.
Дислексия имеет несколько разновидностей. В российской классификации их шесть: такой подход к диагностированию был предложен на кафедре логопедии РГПУ, где работала Р.И. Лалаева, известный советский, а позднее российский логопед и педагог.
Симптомы дисграфии
Дисграфия и дислексия, как уже было сказано, часто пересекаются. Для формирования навыка письма задействуются моторика и рабочая память. Моторика отвечает за движения руки при письме, а память — за то, как выполняются эти движения.
Кроме того, рабочая память используется для быстрого извлечения пар «звук – буква». Ребёнок слышит слово, вспоминает, как оно пишется и воспроизводит на бумаге.
При наличии дисграфии школьник неправильно изображает буквы и имеет трудности с написанием слов.
Основные симптомы при дисграфии могут быть такими:
- Неразборчивый, «прыгающий» почерк
- Пропуск букв и целых слогов, замена их местами
- Нарушение интервалов между буквами и словами
- Произвольное чередование строчных и прописных букв
Во время письма школьник с дисграфией обычно слишком крепко сжимает ручку и прикладывает чрезмерно много усилий для того, чтобы выводить буквы.
Строчки текста в его письменной работе то убегают вверх, то падают вниз. Он переворачивает буквы вверх ногами или пишет их в зеркальном отражении. Знаки препинания используются безо всякой системы.
У таких детей могут возникнуть сложности с изложением мыслей на бумаге и даже с простым копированием слов и предложений — например, из учебника или с классной доски. На выполнение письменных заданий им требуется больше времени, чем остальным ученикам.
Причины возникновения дисграфии и дислексии
Учащиеся с дисграфией и дислексией не страдают нарушениями интеллекта. Они часто показывают в учёбе даже более высокие результаты, чем их одноклассники. Но вот во время чтения и письма они испытывают сложности.
При изучении работы головного мозга учёные выяснили, что для лиц с нарушениями письма и чтения характерны такие особенности, как отсутствие доминирования одного из полушарий или изменение объёма серого или белого вещества в областях мозга, ответственных за навыки чтения и письма и развитие языка.
Важно также отметить, что при изучении нового навыка образуются нейронные сети, связывающие воедино разные участки головного мозга. Связь обеспечивают вещества под названием нейротрансмиттеры. Если связь между нейронами недостаточно прочная и быстрая, то когнитивные процессы тормозятся. Это — ещё одна причина трудностей с овладением чтением и письмом.
Доказано, что дисграфия и дислексия передаются по наследству. Но сама природа этих состояний пока остаётся невыясненной.
Предполагается, что на развитие нарушений чтения и письма влияют такие причины как:
- Интоксикация плода во время беременности
- Злоупотребление алкоголем и табаком при беременности
- Осложнённые роды
- Недоношенность и низкая масса плода при родах
- Родовые травмы, в том числе — кислородное голодание плода
- Тяжёлые инфекционные заболевания, которые перенесла женщина в период беременности
Благодаря средствам нейровизуализации удалось наблюдать за работой человеческого мозга вживую. И было установлено, что мозжечок играет важную роль в формировании координации и автоматизма при письме.
В головном мозге существуют речевые центры, но в развитии навыков чтения и письма так или иначе задействованы многие другие области. И часто при нарушении коммуникации между ними мозг создаёт новые связи.
Таково удивительное свойство головного мозга под названием «нейропластичность». Оно позволяет исправить такие состояния, как дисграфия и дислексия. Причём, сделать это можно даже во взрослом возрасте.
Диагностика дисграфии и дислексии
Учителя и родители, как правило, незнакомы с такими понятиями, как дисграфия и дислексия. Даже у специалистов зачастую имеются неправильные представления об этих состояниях.
В результате школьники из-за неправильно поставленного диагноза или его отсутствия поздно получают помощь. Они отстают от других учеников, подвергаются насмешкам со стороны одноклассников и порицанию со стороны взрослых. Это приводит к страху перед школой, потере чувства уверенности в себе, социальным проблемам.
Важно, чтобы диагноз ребёнку ставил специалист, хорошо разбирающийся в особенностях дисграфии и дислексии, умеющий определить разницу между ними и выявить характерные признаки.
При диагностике используются различные методики, в частности:
- Беседа с ребёнком и с его родителями
- Изучение медицинских документов
- Тестирование
Задачей диагностирования является не только определение речевых нарушений, но и анализ психологического состояния ребёнка.
Эксперт вначале исследует первичные признаки: в частности, соответствие между общим интеллектуальным развитием и навыками чтения и письма. Для этой цели применяются, например, шкалы Векслера и матрицы Равена.
Вторичные тесты необходимы для оценки таких показателей, как беглость чтения, способность читать несуществующие слова (псевдослова), точность и скорость копирования букв и слов.
Трудности с обучением у школьника должны проявляться не только в школе, но и дома — так можно исключить необъективное отношение со стороны учителя или психологические проблемы, связанные со школой.
Коррекция дислексии и дисграфии у школьников
Исправить расстройства чтения и письма легче всего у детей младшего возраста. Когда ребёнок пойдёт в школу, на уже имеющиеся проблемы будут накладываться психологические факторы: страх перед учителем, осознание того, что он отстаёт от других учеников, боязнь насмешек.
Тем не менее и у школьников начальных и средних классов дисграфия и дислексия хорошо поддаются коррекции. Дело лишь в правильно подобранной программе. Большую роль также играет взаимодействие между родителями, педагогами и специалистом, который проводит коррекцию.
Международная ассоциация дислексии рекомендует использовать следующие подходы в работе с детьми, имеющими нарушения письма и чтения:
- Простота и ясность изложения материала
- Систематичность и логичность объяснений
- Структурированность учебного материала
- Мультисенсорность (задействование сразу нескольких органов чувств)
- Распознавание и контроль таких состояний, как усталость и тревожность
При коррекции дислексии ребят учат правильному фонематическому восприятию, формируя взаимосвязь звука и буквы. Мультисенсорная методика включает лепку букв из пластилина, составление из них слогов и слов: так с помощью тактильных ощущений закрепляются визуальные и звуковые образы букв — графемы и фонемы.
Мультисенсорный подход особенно хорошо помогает школьникам начальных классов, которые только начинают знакомиться с алфавитом.
Коррекция дисграфии может включать физиотерапию и упражнения на мелкую и крупную моторику, чтобы улучшить координацию движений. Это позволит улучшить почерк.
Правильный диагноз и надлежащая коррекция помогают детям преодолеть большинство трудностей, к которым приводят дисграфия и дислексия.
Рекомендации родителям
Ребёнок или подросток должен получать поддержку и в классе, и дома. Дети с трудностями в обучении из-за слишком большого напряжения быстро устают и теряют концентрацию внимания. Поэтому задания для них не должны быть изнурительными.
Ученикам с нарушениями чтения и письма будут полезны:
- Специальная бумага с выпуклыми строчками, которая поможет писать ровнее и не выходить за границы строк
- Толстые ручки — ими удобнее писать
- Рабочий стол с наклонной поверхностью
- Линейки из прозрачной цветной пластмассы, чтобы фиксировать взгляд на строке
Задачи таким детям лучше разбивать на небольшие отрезки, которые проще проконтролировать и самому школьнику, и родителям.
Рабочее место ученика следует обустроить так, чтобы он не отвлекался на посторонние раздражители.
Обучение не должно становиться обузой. Чтобы вызвать у школьника интерес к чтению и языку, можно играть вместе с ним в логические игры. Например, кто составит как можно больше слов из заданных букв, или кто угадает пропущенную букву. Такие игры тренируют память и развивают словарный запас, но главное — они укрепляют связь и доверие между детьми и родителями.
Термин «специфические трудности обучения» обычно используется, чтобы описать детей, подростков и взрослых с нарушениями письма и чтения. Проблемы могут возникнуть в раннем возрасте, но явственно проявляются после поступления ребёнка в школу.