По данным Национального исследовательского совета США, 75% американцев предпочитают изучать математику в минимальном объёме. Около 100 миллионов студентов во всём мире ежегодно проваливает экзамен по математике.
Существует много причин, почему одним детям математика даётся труднее, чем другим. Например, если у школьника возник пробел в знаниях на начальном этапе, то он не будет понимать смысл последующих объяснений. Иногда преподавание математики сводится к механическому запоминанию формул: дети получают набор сухих фактов, но не умеют ими оперировать.
Но порой сложности с пониманием математики возникают из-за когнитивных причин, и тогда речь идёт о дискалькулии — одном из видов специфических трудностей с обучением, наряду с дислексией и дисграфией.
Для дискалькулии характерны следующие симптомы:
- Непонимание сути арифметических действий — сложения, вычитания и т.д.
- Неспособность установить связь между цифрой и её количественным выражением
- Сложности с пониманием разрядов чисел, складыванием и вычитанием «в столбик»
- Непонимание математических символов и определений
- Неспособность визуализировать математические понятия — например, что такое половина или треть от целого
- Сложности с оценкой относительного размера предметов: какой из них выше или длиннее
- Постоянное использование пальцев для подсчёта
К сожалению, детей с дискалькулией часто бывает трудно отличить от тех, кто просто запустил арифметику и не смог разобраться в её премудростях. Особенно сложно диагностировать дискалькулию у дошкольников и младших школьников, потому что в этом возрасте многие дети неуверенно обращаются с цифрами.
Тем не менее, существуют способы вовремя обнаружить потенциальную проблему. Один из таких способов — тест на дискалькулию. Такой тест может показать, что у ребёнка есть трудности с «чувством числа» и пониманием базовых математических принципов: что такое больше и меньше, что получается при сложении и вычитании, и так далее.
Зачем нужно проходить тестирование?
Систематически заниматься арифметикой дети начинают в школе. Однако, начальные математические представления есть даже у малышей: большинство из них безошибочно определит кучку, в которой находится больше предметов.
Вместе с тем, для некоторых детей это может быть проблемой. А родители иногда даже не догадываются об этом, списывая всё на малый возраст. Тестирование математических навыков даёт возможность обнаружить признаки дискалькулии в раннем детстве: так ребёнок вовремя получит помощь и избежит тех трудностей, с которыми ему неизбежно придётся столкнуться в школе.
Существуют два типа тестов: скрининговые и диагностические.
Скрининговые тесты — это поверхностная оценка: эти тесты могут показать, что у ребёнка есть симптомы дискалькулии, но они не скажут, в чём именно заключается проблема.
Диагностические тесты более развёрнутые, они указывают на слабость каких-то определённых навыков.
Считается, что для постановки диагноза необходимо оценить как минимум три области математических представлений:
- Распознавание количества и количественное сравнение
- Понятие о цифрах, числах и умение ими оперировать
- Выполнение простых арифметических действий
Если у родителей есть опасения по поводу математических способностей ребёнка, им следует обратиться к специалисту для полной и детализированной оценки. Обследование включает в себя психологические тесты на интеллект и внимание, а также задания на проверку математических навыков.
В справочнике DSM-5 указаны диагностические критерии дискалькулии. Они включают в себя трудности с «чувством числа», вычислениями, с пониманием правил математики и с математическими рассуждениями.
Эти трудности должны присутствовать у ребёнка как минимум в течение 6 месяцев, несмотря на адекватное обучение. При этом тесты должны показывать, что навыки дошкольника или школьника существенно ниже, чем необходимо для его возраста. Также важно, чтобы проблемы с арифметикой не были обусловлены низким уровнем интеллекта, психическим расстройством, нарушениями зрения или низким качеством преподавания математики.
Как проводится онлайн-тест на дискалькулию
Для быстрого скрининга дискалькулии проще всего пройти тестирование в режиме онлайн. Такие тесты рассчитаны на разные возрастные группы, включая взрослых.
Тест представляет собой анкету, состоящую из ряда простых вопросов. Анкета позволяет проверить, как испытуемый понимает числа и математические символы, насколько хорошо он умеет фокусировать внимание, как работает его память.
С помощью опросника также оцениваются такие когнитивные способности, как восприятие, способность к рассуждениям, скорость реакции.
Исследования показывают, что уже на раннем этапе формирования математических навыков мозг использует следующие инструменты:
- Визуально-пространственный блокнот рабочей памяти — он отвечает за обработку образной, невербальной информации
- Исполнительные функции — переключение внимания между задачами, отсеивание отвлекающей или нерелевантной информации
- Невербальный интеллект — использует визуальные образы для решения задач
- Оценка и анализ величин — приблизительное определение количества и сравнение
Тестирование помогает выявить не только трудности с арифметикой, но и психолого-социальные проблемы — например, тревожное состояние, фрустрацию (ощущение неудовлетворённости), вызванные неудачами в школе.
Результаты после тестирования
Тестирование помогает понять, связаны ли трудности с математикой с дискалькулией или другими причинами.
Если результаты теста указывают на дискалькулию, следует обратиться к специалисту за уточнением диагноза. Это может быть психолог, нейропсихолог, дефектолог или врач / педагог, имеющий квалификацию для работы с трудностями обучения.
Специалист побеседует с ребёнком или взрослым, оценит его психоэмоциональное состояние и проведёт ряд диагностических тестов. После интерпретации результатов этих тестов специалист сможет предложить программу коррекции дискалькулии.
Тестирование на дискалькулию позволит родителям вовремя заметить проблемы ребёнка и понять, что они происходят не из-за лени или капризов. Так родители начнут лучше понимать состояние своего ребёнка и, в конечном итоге, помогут ему стать счастливым и успешным.