Количество вопросов: 22
Время прохождения: 5-7 минут
Дислексия — это особенность восприятия информации, которая проявляется в сложностях с чтением и письмом. Людям с дислексией может быть трудно различать похожие звуки в словах, запоминать буквы, соединять звуки в слова при чтении или записывать свои мысли на бумаге. Однако это не значит, что человек с дислексией не способен к обучению или не может достичь успеха.
Наличие дислексии у ребёнка не говорит об уровне его интеллекта или способностей. Она проявляется у каждого человека индивидуально и может влиять на разные аспекты чтения, письма и других сфер деятельности. Важно понимать, что дислексия — это не проблема лени или невнимательности, а особенность восприятия информации мозгом.
Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка может быть дислексия, важно это не игнорировать, а предпринять необходимые шаги для понимания ситуации. Одним из таких шагов может стать прохождение онлайн-теста на наличие такой особенности. Тестирование поможет вам лучше понять особенности вашего ребёнка и найти подходящее решение для улучшения его восприятия информации и школьных проблем. Раннее выявление и поддержка могут значительно улучшить качество жизни и академические достижения детей с дислексией.
Результаты теста – это еще не диагноз, но они могут дать общее представление о возможности наличия дислексии у ребёнка. Даже просто изучив вопросы нашего тестирования, вы сможете больше ознакомиться с возможными проявлениями дислексии.
Симптомы и признаки дислексии у ребенка
Наиболее ярко дислексию можно заметить в возрасте около 8 лет, когда ребёнок начинает активно осваивать навыки чтения. Именно в этом возрасте можно корректно диагностировать дислексию и не спутать её признаки с обычными проявлениями у детей. Так, например, один из часто приводимых признаков дислексии — «зеркальное» написание букв, так как в восприятии ребёнка-дислектика образы букв могут искажаться, переворачиваться и двигаться («R» вместо «Я»). Однако в норме большинство детей именно так и пишут вплоть до возраста 6-8 лет.
Дислексия зачастую ассоциируется именно с проблемами в чтении, распространенные признаки у ребенка:
- Часто используют метод двойного чтения: первый раз могут прочитывать текст про себя шёпотом, и только после этого — вслух. Иногда вместо первого, тихого прочтения у ребенка могут возникать длительные паузы: в этот момент он аналитически прочитывает текст про себя, а затем синтетически воспроизводит его вслух.
- При чтении вслух часто проявляют эмоциональное напряжение, стеснение и даже страх, так как им тяжело от того, что они постоянно допускают ошибки.
- Такие дети испытывают сложности с пониманием только что прочитанного текста и с его пересказом, даже если текст был интересным ребенку. Это происходит потому, что часть слов ребёнок просто пропустил, от этого теряется полноценный смысл прочитанного.
- Дислектики при чтении могут часто додумывать окончания фраз или слов, а не прочитывать их. То есть, в предложении «Кот и собака бегали во дворике», последнее слово «во дворике» дислектик может как бы «угадать» по первым буквам, и прочитать «во дворе».
- Они часто могут путать схожие по звучанию слова, например «гриб» и «грипп», или «плод» и «плот».
- Могут демонстрировать замены местоположения букв в словах (например, вместо «шутка» читают «тушка»), или заменяет какие-то буквы в слове, из-за чего могут произнести даже несуществующие слова (например, «жпубника» вместо «клубника»).
- Во время чтения могут часто не замечать того, что находится в левой части страницы из-за особенности функционирования мозга.
Однако дислексия, на самом деле, проявляется в трудностях не только с чтением, но также с письмом (дисграфия и дизорфография), с ориентацией в пространстве (как на листе бумаги, так в реальном пространстве), с ощущением времени. Часто у детей с дислексией могут проявляться также проблемы со счетом и математикой в целом (дискалькулия), синдром «неуклюжего ребёнка» (диспраксия), могут наблюдаться нарушения внимания (и развиваться СДВГ – синдром дефицита внимания гиперактивности), а также ряд психологических проблем, связанных с нарушением поведения (дети могут часто начать вести себя как задиры, шутники, или «возмутители спокойствия» в классе), неуверенностью в себе, сниженной мотивацией в учебе и нарушением социальных взаимодействий.
Распространенные симптомы дислексии, не связанные с чтением:
- Дети могут писать «как слышат», не используя правила орфографии, почерк у них может быть очень неразборчивый и скачущий.
- Ребенок может с трудом выражаться устно: у него часто можно замечать длительные паузы, при волнении они могут начать заикаться, и во время устной речи может менять местами слова в предложении и плохо согласовывать падежные окончания (например, «красивый юбка»).
- Некоторые дислектики могут необычно захватывать карандаш или испытывать трудности с написанием или переписыванием текстов.
- Дислектики могут испытывать сложности в пространственных понятиях, например «лево-право», «низ-вверх», и других предлогах, к которым тяжело подобрать визуальный образ (такие как «над», «перед», «после» и т.д.).
- При математических вычислениях такие дети в течение длительного времени (вплоть до взрослого возраста) могут считать на пальцах или использовать другие хитрости. Также они могут знать ответы, но не понимают, как выполнить эти вычисления на бумаге.
- Довольно частым проявлением может быть плохая ориентация во времени по часам с циферблатом, а также такие дети могут путаться в 24-часовом формате времени (7 часов вечера и 17:00 могут казаться им одним и тем же).
- Самое главное – у детей с дислексией чаще всего развито образное мышление, то есть они мыслят в основном картинками, а не вербально (словами).